Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №96719

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ, КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К РЕАБИЛИТАЦИИ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 6
1.1 Феномен адаптации и подходы к его определению 6
1.2 Концепции копинг-стратегий в психологии 18
1.3 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 24
1.4 Современные представления и подходы к социально-психологической
адаптации и реабилитации лиц с нарушением ОДА 34
1.5 Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ОДА 40
2.1 Материалы и методы исследования 40
2.2 Результаты диагностического исследования 43
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 52
3.1 Принципы разработки и задачи программы 52
3.2 Разработка программы копинг-стратегии 54
3.3 Результаты исследования 61
РЕКОМЕНДАЦИИ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. В современном обществе проблема адаптации лиц с ОВЗ является особенно острой, и это обусловлено социальной уязвимостью этой категории населения. Ученые рассматривают социальную реабилитацию лиц с ОВЗ как целостный, динамичный, непрерывный процесс развития личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека. Появление же дезадаптивных тенденций в поведении лиц с нарушением ОДА сопровождается социальной изолированностью, неспособностью к самовыражению и самореализации, возникновением негативных эмоциональных состояний, приводящих к дестабилизации личности.
В современном мире осознается необходимость интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество путем преодоления не только физических, но и психологических барьеров в их жизни. О проблеме социализации людей с ОВЗ начинали говорить еще в XVIII веке, однако именно в наши дни она стала особенно актуальной. Уместным будет вспомнить следующее высказывание отечественного автора научных работ по проблеме инвалидности О.Ярской - Смирновой: «Развитие системы социальной поддержки и издание соответствующих законов разрушают только физические препятствия в жизни инвалидов». В связи с этим особую остроту приобретает психологическая проблема интеграции лиц с ограниченными возможностями с различными формами инвалидности в социум, что является высшей целью их социально-психологической реабилитации.
На основании выявленной актуальности темы исследования была определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей социально-психологической адаптации у лиц с нарушением ОДА в зависимости от копинг-стратегий и мотивации к реабилитации.
Цель исследования - изучить особенности копинг-стратегии формирующих адекватную мотивацию к реабилитации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования - копинг-стратегии формирующие мотивацию к реабилитации.
Предмет исследования - разработка программы копинг-стратегии формирования мотивации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социально-психологическая адаптация у лиц с нарушением ОДА будет более успешной в случае, если будет разработана и представлена программа формирования мотивации через освоение конструктивных копинг-стратегии.
Задачи исследования. Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость последовательного решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению социально-психологической адаптации, копинг-стратегий и мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Разработать исследовательскую программу, подобрать психологический инструментарий для измерения социально-психологической адаптации, копинг-стратегий и мотивации.
3. Выявить различия социально-психологической адаптации у лиц с нарушениями ОДА при разных копинг-стратегиях и разном уровне мотивации к реабилитации.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические методы:
• Шкала социальной адаптации Холмса и Раге.
• Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой);
• Опросник «Мотивация успеха и боязни неудачи» (МУН) А.А.Реана Статистические методы: первичная описательная статистика (среднее
арифметическое значение); U-критерий Манна-Уитни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Способ преодоления сложившейся трудной жизненной ситуации определяется выбором стратегий совладания ( или же копинг-стратегий), то в конечном итоге становится основой поведения индивида как в личной жизни ,так и в профессиональной жизни. Разумный выбор стратегий совладания при возникшей стрессовой ситуации является основой для психологического здоровья и личностного развития человека.
Копинг-стратегии — это комплекс способов поведения человека в возникшей стрессовой ситуации, с использованием различных средств и приемов защиты, успешное применение которых гарантирует приспособлением к стрессу и стрессовой ситуации. Копинг-поведение играет огромную роль в преодолении субъектом сложившейся трудной жизненной ситуации способами, которые являются адекватными для той или иной личности или же случая. При этом индивидом используются осознанные и проанализированные им самим действия. Активные изменения,
происходящие под действием сознательного акта, являются контролируемыми и регулируемыми.
Следует заметить, что каждый из способов совладания является специфическим и во многом определяется суммированием значений переживаний индивида в процессе стрессовой ситуации и направлен на решение важнейшей проблемы- успешной реализации и преодоление индивидом стрессовой ситуации, эмоциональному переживанию в момент преодоления стресса, выработке защитных механизмов, корректировке эмоционального состояния индивида в стрессовой ситуации, создание благоприятных взаимоотношений с людьми и т.д.
Согласно полученных данных в группе испытуемых с нарушениями ОДА выявлены психологические особенности: низкая сопротивляемость стрессу (преобладание порогового и низкого уровня), повышенная раздражительность, эмоциональная лобильность что не способствовало их социально-психологической адаптации, при этом доминирующей является копинг-стратегия социальное отвлечение (выявлен у 60%) и избегание (50%), среди мотивов преобладала ориентация на неудачу.
С целью формирования устойчивых конструктивных копинг- стратегий преодоления стресса в процессе реабилитации лиц с нарушением ОДА нами была разработана и предложена коррекционно-профилактическая программа. Цель программы: формирование у респондентов, в зависимости от уровня мотивации участвовавших в эмпирическом исследовании компетентностей и способностей, необходимых для эффективного решения жизненных задач, реализации имеющихся возможностей, саморазвития и самосовершенствования, а также способности человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики.
В результате проведенной психокоррекции была отмечена положительная динамика в формировании конструктивных копинг- стратегии.
Результативность эксперимента и разработанной компилятивной программы коррекции подтверждена на контрольном этапе исследования, при повторной диагностике. Согласно полученным данным после проведения программы, у испытуемых преобладать такие копинги как высокая степень сопротивляемости стрессу, доминирующей является копинг-стратегия решение задач (выявлен у 57%) и стратегия социального отвлечения (выражена у 33% опрошенных) , также стала преобладать положительная мотивация -мотивация на успех которая выражена у большинства респондентов.
Согласно полученным данным в ходе нашего исследования в группе лиц с нарушением ОДА были выявлены следующие психологические особенности: нарушение эмоциональной сферы, психологической лобильности, раздражительности, неуверенности в себе, низкого самоконтроля, что не способствовало их социально-психологической адаптации, а затрудняло его. При этом доминирующей копинг-стратегией (до психокоррекции) была копинг-стратегия социального отвлечения и избегания, ориентированные на неудачу
Таким образом, можно сказать, что выдвинутая гипотеза в ходе исследования была подтверждена, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Абульханова - Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 2004. № 4. С. 39-55
2. Авраменко, В.Г. Личностный адаптационный потенциал как фактор успешной адаптации // Вестник Московской государственной академии. 2011. №3. С.157-164.
3. Александрова Л.А. Личностный потенциал и психологическая безопасность в условиях повышенного риска природных катастроф / Л.А. Александрова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 2. - С. 12-26
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2007. с. 157
5. Анохин П. К. Очерки по психофизиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — М.: Медицина, 1975. — 447 с.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.
8. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов/ Н.И.Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 453-457.
9. Берестнева О.Г. Моделирование копинг-стратегий студентов технического университета / О.Г. Берестнева, Е.А . Муратова // Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308, №
6. - С. 175-179.
10. Бернштейн Н. А. О построении движений. — М., 1947. — 255 с.
11. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С. 67.
12. Будаева Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно- двигательного аппарата в современном российском обществе (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Галина Сергеевна Будаева. - Улан-Удэ, 2005. - 140 с.
13. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство
профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья, 1995.
- № 3. - С. 73-84
14. Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика /Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2010 - 192с.
15. Ветрова И. Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов
[Электронный ресурс] / И. В. Ветрова. — Режим доступа:
http://www.rezeptsport. ru/metod/metod9.php
16. Воробьев В.М. Развитие адаптационного потенциала личности в среде подростково-молодежных клубов // Природные факторы и социальные условия обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-14 июня 2008 года. СПб.: САГА, 2012. 321 с.
17. Гринберг, Дж. Управление стрессом/ Дж.Гринберг. - СПб.: Питер, 2012. - 196 с.
18. Дичев Т.Г., Тарасов К.К. Проблема адаптации человека:
(Методологические и социальные аспекты). М.: Медицина, 1976. - 184 с.
19. Дробинина Л.В Возрастные особенности жизнестойкости / Л.В. Дробинина // Актуальные проблемы психологии активности личности: Мат-лы Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием / под. ред. С.Б. Малых, В.И. Гребенниковой, Е.А. Белан, Е.В. Харитоновой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. с. 46 - 51.
20. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1990. — 191 с/
21. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004- 70 с.
22. Крюкова Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал.
- 2005. - № 2. - С. 5-15.
23. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладания // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е. А . Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома : КГУ им. Н. А . Некрасова, 2007. - С. 41-44.
24. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л.Крюкова. - Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.
25. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
26. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в
психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 3-27
27. Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости
личности студентов: автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 - Общая психология, психология
личности, история психологии/ М.В. Логинова. - Москва, 2010. - 24 с.
28. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди. - СПб.: Речь, 2002. - 539 с.
29. Мадди, С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С. Р. Мадди // Психологический журнал. - 2005. -Т. 26. -№ 6. - С. 87-101.
30. Мазалецкая, А.Л. Динамика мотивации научно-исследовательской
деятельности на этапах профессионализации диссертация ...
кандидата психологических наук: 19.00.03 / Мазалецкая Анна
Леонидовна. - Ярославль, 2011. - 217 с
31. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2009. Т. 22. №1. С.23-29.
32. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997
33. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. АСТ, Прайм-Еврознак: - 2008. - 816 с.
34. Наливайко, Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Челябинск, 2006. - 175 с. РГБ ОД, 61:06-19/644.
35. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии Изд-во: Эксмо, 2010
36. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior"в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-30.
37.Озерина А. А. Специфика профессиональной идентичности студентов- бакалавров / Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки, Выпуск № 1 / 2011, с. 100-104
38. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: РОУ, 1992.-223 с.
39. Резванова И.Ю. Социальная адаптация личности : теоретико-методологические основы // Вестник Пятигорского гос. лингвистического ун-та. 2012. N 2. С. 437-440.
40. Розов В. И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных
условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Розов
Виталий Игоревич. — К., 1993. — 21 с.
41. Социальная адаптация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.glossary.ru
42. Сурвила Р.А. Совладающее поведение: теоретические аспекты проблемы. Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.rusnauka. com/3 6_PVMN_2012/Psihologia/9_123709.doc.htm
43. Тигранян, Р.А. Стресс и его значение для организма /Р.А.Тигранян. - М.: Наука, 1988. - С. 27.
44. Тюрин А. В. Психологическая адаптация инвалидов с последствиями детского церебрального паралича [Электронный ресурс] / А. В. Тюрин. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/
45. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности
консультанта // Журнал практической психологи и психоанализа. - № 1. - 2000. - С.30-45
46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Мотивация и
деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
47. Хужина Р.Д. Социальная адаптация инвалидов: проблемы и
перспективы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf(дата
обращения: 29.10.2018)
48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
49.Чехлатый Е. И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. мед.наук : - СПБ, 2004. - 25 с.
50. Шапкин С. А. Методика изучения стратегий адаптации человека к
стрессогенным условиям профессиональной деятельности / С. А. Шапкин // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. — М.: Изд_во Института
психологии РАН, 2009. — С. 132-165.
51. Швырков В. Б. Теория функциональных систем в психофизиологии / В. Б. Швырков // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.: Наука, 1978. — С. 11-46.
52. Щербатых Ю. В. Психология стресса - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.
53. Frydenberg E. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? / E. Frydenberg, R. Lewis // American Educational Research Journal. - 2000. - № 37(3). - Р. 727—745.
54. Haan N. Coping and defending processes of self environment organization. NY: AcademicPress, 1977.
55. Lazarus R. S. Emotion and adaptation / R. S. Lazarus. - London:Oxford University Press, 1991. - 572 p.
56. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process / R. S.Lazarus. - New York: McGraw-Hill, 1966. - 466 p.
57. McCrae R. R. Situational determinants of coping responses: Loss, threat, andchallenge / R.R. McCrae // Journal of Personality and Social Psychology. - 1984. - № 46. - Р. 919-928.
58. Moos R.H., Billings A.G. Conceptualizing and measuring coping resources and processes II Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects IL. Goldbergerand S. Brestinz (Eds). - NY: Freepress, 1982. - P. 212-230.
59. Murphy L. B. The widening world of childhood [Электронный ресурс] /
L.B. Murphy // New York Basic Books, 1962 - Режим доступу:
www.slovnyk.net
60.Schwarzer R. Stress, Resources, and Proactive Coping / R. Schwarzer // Applied Psychology: An International Review. - 2001. - № 50(3). - Р. 400-407.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ