ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ АРТИСТА ЛЕДОВОГО ШОУ 7
1.1. Особенности физического развития артиста ледового шоу 7
1.2. Особенности артистического развития артиста ледового шоу 10
1.3. Характеристика структурно-функциональной модели и комплекса
педагогических условий, направленных на оптимизацию тренировочного процесса артистов ледового шоу 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1. Организация исследования 51
2.2. Методы исследования 52
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Россия испытывает настоящий бум фигурного катания. Популярность его как массового вида спорта и зрелищного мероприятия одновременно привела к тому, что в кассах на катках стоят огромные очереди, спортивные сооружения сдают лед в аренду круглосуточно, известные фигуристы стали завсегдатаями передач на ТВ и светских мероприятий. Пик популярности этого вида спорта пришелся на прошедшую зиму, когда на Первом канале и канале "Россия" появились ледовые шоу.
Посещаемость таких зрелищных мероприятий, коими являются ледовые шоу профессиональных спортсменов, вышла на высокий уровень. На ледовые шоу есть спрос. Если, к примеру, 5 лет назад дворцы спорта были полупустые, то сейчас как на выступлениях фигуристов, так и на ледовых шоу аншлаг. Сейчас уже 70% наполняемости любого зрелищного мероприятия на льду - не предел. Таким образом, шоу на льду переживают пик популярности в нашей стране благодаря успехам отечественных спортсменов на международной арене и участии в телевизионных программах.
Современные ледовые шоу как составная часть шоу-бизнеса имеют в мире множество разновидностей - балет на льду, цирк на льду, театр на льду, мюзик-холл на льду, ледовое ревю, наконец, собственно ледовое шоу - театрализованное представление множества артистов-фигуристов, объединенное общей темой. Особую популярность ледовые шоу получили в России только в последние 10 лет, во многом благодаря, конечно же, раскрутке проектов известных фигуристов на ведущих каналах страны. Россия испытывает настоящий бум фигурного катания. Популярность его как массового вида спорта и зрелищного мероприятия одновременно привела к тому, что в кассах на катках стоят огромные очереди, спортивные сооружения сдают лед в аренду круглосуточно, известные фигуристы стали завсегдатаями передач на ТВ и светских мероприятий. Пик популярности этого вида спорта пришелся на зиму, когда на Первом канале и канале "Россия" появились ледовые шоу.
Актуальность исследования определяется возрастающей необходимостью привлечения фигуристов к участию в российских и международных ледовых шоу. Отличной мотивацией для них становится получение главных ролей. Чтобы обеспечить подготовленность артиста к главной роли в ледовом шоу, необходимо иметь экспериментально обоснованную методику подготовки артистов ледового шоу.
В данной работе приведен анализ физической и артистической подготовленности артистов ледового шоу RussianIceStars (Великобритания) и рассмотрены эффективные методики для улучшения физической и артистической подготовленности артистов ледового шоу.
Объект исследования - индивидуальная подготовка артиста ледового шоу возраста 20-30 лет.
Предмет исследования - методика индивидуальной подготовки артистов ледового шоу.
Цель исследования - подготовка и повышение квалификации артистов ледового шоу.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности физического и артистического развития артистов ледового шоу в возрасте 20-30 лет.
2. Найти наиболее продуктивные средства и методы подготовки артистов.
3. Разработать экспериментальную методику подготовки артистов ледового шоу.
4. Дать практические рекомендации тренерам по построению учебно - тренировочных занятий, в ходе которых артиста смогут улучшить показатели своей физической и артистической подготовки.
Гипотеза исследования:
• результаты сдачи нормативов в контрольной и экспериментальной группах спортсменов будут существенно отличаться в пользу экспериментальной группы;
• ледовая арена, среда, особенности, индивидуальный подход в подборе упражнений, включаемых в учебно-тренировочный процесс, будет способствовать более продуктивным результатам.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики, обоснованной на экспериментальном уровне, по улучшению физических и театральных качеств артистов. Данная методика не применялась до этого в ледовых шоу, поэтому позволит повысить квалификацию артиста.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в следующем:
• определена связь между психологическим состоянием спортсмена и уровнем его технической устойчивости в процессе тренировочной и артистической деятельности;
• уточнено понятие технической устойчивости с учётом особенностей индивидуального исполнения спортсменом технических элементов;
Практическая значимость исследования:
• подобраны специальные упражнения для артистов возраста 20-30 лет, выполнение которых во время регулярных тренировок помогут развить определенные физические и артистические качества;
• разработаны методика и практические рекомендации для тренеров, которые заинтересованы в повышении квалификации своих подопечных.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в рамках RussianIceStars (Великобритания) (общее количество артистов - 58 человек). Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались при защите краткого аналитического отчета по выбранной теме в рамках мастер-класса «Академии Ильиных-Липницкой».
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 66 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы, включающего 28 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
Актуальность привлечения молодежи, а особенно людей старшего возраста 20-30 лет, к занятиям физической культурой очевидна. Именно благодаря регулярной физической активности тело человека становится гибким, выносливым, здоровым и способным к труду.
Очень важно мотивировать молодежь заниматься спортом. Один из мощных рычагов мотивации в этом случае - положительный результат и динамика физического развития. Спортсмен, которому предстоит поступление в профессиональное ледовое шоу в ближайшем будущем, понимает возможности, которые дает главная роль в шоу. Но заработать ее не так просто. Мы разработали и апробировали методику, которая направлена на усиление таких качеств артиста профессионального ледового шоу, как гибкость, выносливость, скорость, сила, отдельные элементы фигурного катания и актерское мастерство.
В начале эксперимента стало очевидно, что количество часов и программы тренировок на отделениях дисциплин, рассматриваемых нами, не позволяют артистам профессионального ледового шоу достичь той физической формы, которая помогла бы им справиться с испытаниями на получение главной роли.
Изучение литературы по выбранной теме показало, что на сегодняшний день отсутствуют методики и практические рекомендации для тренеров ОФП, льда и актерского мастерства, которые заинтересованы в сдаче своими подопечными нормативов комплекса упражнений для главных ролей.
В самом начале эксперимента были проведены контрольные испытания, изучена научная база, касающаяся возрастных особенностей физического развития артистов возраста 20-30 лет, была разработана методика проведения тренировок, направленная на улучшение необходимых показателей. Методика разрабатывалась с учетом того, что физическое развитие спортсменов даже одной возрастной категории дифференцировано, этот факт тренерам приходится учитывать в своей работе.
Полгода артисты профессионального ледового шоу, которые не смогли сдать испытания на главные роли, занимались по разработанной нами методике. Их значительное опережение по физической подготовке по сравнению со спортсменами контрольной группы было заметно уже в ходе эксперимента. Сдача контрольных нормативов на втором этапе подтвердила успешность разработанной методики - спортсмены, входящие в состав экспериментальной группы, показали тот результат, который поможет им сдать комплекс упражнений и получить главную роль.
Результаты проведенного педагогического эксперимента и анализ научно-методической литературы позволяют сделать следующие выводы:
1. Выявлено отсутствие проверенных методик и рекомендаций, которые способствовали бы улучшению результатов артистов профессионального ледового шоу возраста 20-30 лет, чтобы улучшить свои личностные показатели в фигурном катании и актерском мастерстве и претендовать на главные роли в ледовом шоу.
2. Был подобран комплекс упражнений, который включался в план регулярных тренировок, с учетом потребностей спортсмена. У артистов было важно подтянуть показатели общей физической подготовки, уровень различных элементов на льду и актерское мастерство.
3. Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу - индивидуально подобранные упражнения, дополнительно включенные в план тренировок, позволили артистам профессионального ледового шоу показать тот результат, который позволил бы им претендовать на главные роли в шоу.
Так, в экспериментальной группе произошло увеличение таких показателей как : бег на 100 м, Аксель на льду 2,5 оборота, Комбинированное вращение, верхняя поддержка на льду Лассо, верхняя раскрутка на льду рыбка, вращение волчок со сменой ноги, вращение либела со сменой ноги, веревки, кораблик на льду, средняя раскрутка на льду за руку и ногу.
4. Разработаны практические рекомендации:
- у артистов профессионального ледового шоу можно повысить мотивацию для регулярного посещения тренировок дав им возможность сдать нормативы на главную роль;
- индивидуально подобранные упражнения специальной направленности позволяют не только улучшить нужные физические качества, но и помогут улучшить общее физическое состояние артиста;
- важно следить за техникой выполнения упражнений - иначе можно не только не улучшить результаты, но и получить травму;
- подбор упражнений следует производить с учетом возраста, потребностей, индивидуальных анатомических и физиологических особенностей артиста;
- включение в план тренировок дополнительных упражнений не должно слишком утомлять спортсмена, уровень нагрузки должен нарастать постепенно;
- монотонность утомляет артистов ледового шоу возраста 20-30 лет, поэтому чтобы разнообразить тренировочный процесс, следует чередовать упражнения. Можно включать и эмоциональные рычаги, устраивая в ходе тренировок соревнования с другими спортсменами.
1. Антонова, О.А. Возрастная анатомия и физиология [Текст]/ О.А. Антонова. - М., 2006 . - С. 45-56.
2. Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
4. Ваганова И. Ю., Рапопорт Л. А., Терентьев А. Е., Харитонова Е. В. Роль комплекса ГТО в развитии физической культуры населения Свердловской области [Текст] /И.Ю. Ваганова, Л.А. Рапопорт, А.Е. Терентьев, Е.В. Харитонова. - Екатеринбург, 2017.
5. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2106 "Биология" / Ю.А. Ермолаев. - Москва : Высшая школа, 1985. - 384 с.
6. Ефремова Н. Г., Цуркан А., Скоморохова И. О. Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 725-726. — URL https://moluch.ru/archive/80/14218/ (дата обращения: 23.03.2018
7. Жилкин А. И. и др. Ж723 Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте
[Текст]: Практическое руководство для тренера - М.: Издательство
Советский спорт, 2007. - 404с.
9. Ляксо, Е. Е. Возрастная физиология и психофизиология[Текст].: учебник для СПО / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с.
10. Методическое пособие по подготовке населения, в том числе по самостоятельной подготовке населения и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий [Текст].: метод.пособие / под общ. ред. Н.В. Паршиковой. М.: Минспорт России, 2016.
11. Методические рекомендации для учителей физической культуры по подготовке обучающихся к выполнению норм ВФСК «ГТО»[Текст] Составитель: Куликова А.В.- 52c.
12. Методические рекомендации по механизмам учёта результатов
выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура».[Электронный ресурс] URL: http:// perev-
roo.ru/update/roo/2015/ Metod_rekom_GTO_1.pdf (дата обращения: 02.11.2016)
13. Османов Э. М., Романова Н. Г., Дерябина Г. И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость методическое пособие [Текст]. - Тамбов: Учебное издание, 2006 -318 с.
14. Приказ Минспорта РФ от 12.09.2013 N 730
"Обутверждениифедеральныхгосударственныхтребований кминимумусодержания, структуре,
условиямреализациидополнительныхпредпрофессиональныхпрограммвоблас тифизическойкультурыиспортаиксрокамобученияпоэтимпрограммам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2013 N 30530)
15. Слимейкер, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость [Текст] / Роб Слимейкер, Рэй Браунинг: Пер. с англ. - Мурманск: Издательство «Тулома», 2007 - 328 с.
...