Глава 1. Теоретические особенности детско-родительского отношений
1.1. Проблема детско-родительских отношений в отечественной и
зарубежной научной литературе 7
1.2. Основные нарушения детско-родительских отношений 12
Глава 2. Совместная деятельность родителей с детьми как средство оптимизации детско-родительских отношений 20
2.1.Особенности совместной деятельности родителей с детьми дошкольного возраста 20
2.2. Совместная игровая деятельность и особенности ее использования в
оптимизации детско-родительских отношений 27
Глава 3. Эмпирическое исследование оптимизации детско-родительских
отношений средствами совместной деятельности родителей с детьми 38
3.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных
первичной диагностики 38
3.2. Описание программы оптимизации детско-родительских отношений
средствами совместной деятельности родителей с детьми 50
3.3. Анализ эффективности программы оптимизации детско-родительских
отношений средствами совместной деятельности родителей с детьми 53
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения
В современном обществе возникает все больше проблем связанных с внутрисемейными взаимоотношениями, все чаще возникают конфликты между поколениями, которые стали практически неразрешимы. Дефицит во времени, в общении, в продуктивном совместном времяпровождении, а в конечном итоге - дефицит внимания, связан с экономической нестабильностью в стране, родительской некомпетентностью, либо просто нежеланием что- либо менять в своей жизни. Это самым негативным образом сказывается на психическом здоровье детей.
В связи с данной проблемой актуальной становится основная задача, которую необходимо решить современным родителям - это достижение оптимизации в детско-родительских отношениях путем затраты наименьших усилий, но с получением максимальных результатов. Задача, которая стоит перед современными психологами - разработка доступных и не сложных в реализации стимулирующих программ направленных на побуждение родителей и детей совместно и плодотворно взаимодействовать, достигая общих целей.
Первый опыт общения, приобретаемый ребенком происходит в семье, учит его взаимодействию с обществом, как социальному, так и эмоциональному. А общий эмоциональный фон семьи, где ребенок получает воспитание, является основополагающим при закладывании "фундамента" мировосприятия ребенка. При этом, в процессе взаимодействия взрослого и ребенка закладывается и «зона ближайшего развития», таким образом, партнерство с родителями позволяет ему реализовать свой потенциал.
В рамках воспитания в кругу семьи наибольшее значение имеет позиция родителей: эмоциональное восприятие ребенка, ценности, социальный контроль, мотивы, стиль взаимоотношений с ребенком, особенности восприятия и реагирования на проблемные ситуации, а так же способы их решения - эти составляющие находят отображение в типе родительского отношения (А.Я. Варга, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.С. Спиваковская, О.А.Карабанова).
Центральное место воспитательной деятельности родителей занимают вопросы, связанные с воспитанием в детях навыков социального
взаимодействия, личностных качеств ребенка, гуманности, навыков целеполагания и умения реализовывать поставленные цели и задачи, социальной активности, организаторских умений, формирования его отношения к учебе и труду. Данные качества могут планомерно развиваться только в условиях эмоционального благополучия внутри семьи. В связи с этим развитие у детей высокого уровня психологического развития, с вектором направленности на вышеуказанные навыки, приобретаемые в процессе взаимодействия родителей и детей, мы и будем считать как глобальный максимумом в детско-родительских отношениях.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу оптимизации детско-родительских отношений средствами совместной деятельности родителей с детьми.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: процесс оптимизации детско-родительских отношений по средствами совместной деятельности родителей с детьми.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу.
Гипотеза: процесс оптимизации детско-родительских отношений будет более эффективным, при условии применения психолого - педагогической программы основанной на совместной деятельности родителей с детьми.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к проблеме оптимизации детско - родительских отношений.
2. Проанализировать основные нарушения детско-родительских отношений.
3. Теоретически обосновать особенности совместной игровой деятельности родителей с детьми дошкольного возраста для оптимизации детско- родительских отношений.
4. Разработать, апробировать и определить эффективность программы оптимизации детско-родительских отношений средствами совместной деятельности родителей с детьми.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эмпирическое исследование, математическая обработка и качественный анализ полученных данных. Теоретико-методологическая основа исследования: нашего исследования составили теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей, таких как: Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье. По мнению А.Я.Варги, В.В. Столина, детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикующих в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Так же использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная нами программа по оптимизации детско-родительских отношений средствами совместной деятельности родителей с детьми, дает возможность широко использовать разработанную систему занятий в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Проблема детско-родительских отношений не теряет своей актуальности настоящее время.
Опираясь на теоретические наработки Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, А.Я.Варги, В.В. Столина детско-родительские отношения понимаются нами как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикующих в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Оптимизации детско-родительских отношений возможна по средством совместной деятельности посредством, включает в себя визуальную модальность, применяемую для изучения и отреагирования чувств, событий, деструктивных межличностных отношений; аудиальную модальность для определения умения слушать и слышать членами семьи друг друга, интеграции семьи, совершенствования взаимодействия членов семьи; тактильную модальность, позволяющую оживить сферу тактильных ощущений, заблокированных в результате деструктивных детско - родительских отношений. оптимизации детско-родительских отношений по средством совместной деятельности.
Эффективность совместной деятельности родителей и детей достигается за счет учета факторов (художественной экспрессии, психотерапевтических отношений, вербальной обратной связи); а также при соблюдении принципов (активности, партнерства, ориентации на саморазвитие). Визуальная, аудиальная, тактильная модальности, выступая в комплексе, усиливая друг друга, «запускают» механизмы коррекции (механизм символического реконструирования, механизм катарсиса, механизм «отстранения»), успех которых зависит от индивидуальных и групповых форм работы, направленных на оптимизацию детско- родительских отношений.
Нарушение детско-родительских отношений происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
Для преодоления нарушений в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, оптимизации детско-родительских отношений по средством совместной деятельности.
Из результатов формирующего эксперимента, мы видим, что произошла тенденция к улучшению детско-родительских отношений.
Формирующий эксперимент, в задачи которого входило составление программы оптимизации детско-родительских отношений по средством совместной деятельности, которая проводилась в условиях, специально смоделированных коллективных занятий, что также входило в задачи данного этапа экспериментальной работы.
Контрольный эксперимент позволили проследить положительную динамику детско-родительских отношений.
Результаты психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей дошкольного возраста. Использованный набор методических средств можно рекомендовать психологам -консультантам для выявления проблем, связанных с условиями воспитания дошкольников. Целесообразно применение результатов данного исследования в работе психологов детских дошкольных учреждений для решения задач первичного психологического обследования; результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, усовершенствовании.
1. Адлер А. Воспитание и проблемные дети / Адлер // Роди тели и дети: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом «БАХРАМ - М», 2013.
2. Акулова Е. Ф. Влияние стилей семейного воспитания на становление социально значимых качеств личности // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун -т. - Тольятти : ТГУ , 2012. - Вып. 8, ч. 2. - С. 216-222.
3. Алатовцева Н. А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка // Дошк. педагогика. - 2015. - № 4. - С. 58-59.
4. Ахмадеев А. А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / Алим Ахатович Ахмадеев, Анина Альтафовна Ширяева. - Уфа: БГУ, 2014. - 102 с.
5. Баранова В.А. Повышение компетентности родителей в социальном воспитании детей и гармонизации внутрисемейных отношений : программа и учеб.-метод. пособие по профессиональной подготовке родителей / В.А. Баранова, Г.И. Репринцева. - М. : Изд-во ФГНУ «Ин-т социал. педагогики» РАО, 2012. - 97 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Роберт Бернс; [пер. с англ.]. - М. : Прогресс, 2015. - 420, [2] с.
7. Блинова Л. Легко ли быть молодым или проблемы современного подростка // Россия в красках. - 2015. - 26 сент. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: йТТр://псо1ог.огд/гиз/5/рог/1/
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
9. Бэш Ф. Здоровье и воспитание подростка : полн. практ. рук. для родителей : [физическое, психическое, интеллектуальное развитие стадии полового созревания, трудности переходного возраста, 12 опор самоуважения]. - М. : Мартин, 2012. - 590 с.
10. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М.: «Когито-Центр», 2014. - 182 с.
11. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия
взаимопонимания // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2014. - 640 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 2013.- 368с.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской
психологии. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
14. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? -М.:
Педагогика, 2012. - 96 с.
15. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Под ред. П.К. Анохина. - М.: Наука, 1966. - 672 с.
16. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М: ЧеРо: Творческий центр «Сфера», 2013. - 172 с.
...