Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного
процесса в системе дополнительного образования как условие
улучшения результатов на соревнованиях детей 6-7 лет,
занимающихся фигурным катанием
Глава 1. Аналитический обзор литературы 5
1.1. Проблема мотивации спортсменов 6
1.2. Психологические проблемы тренировочного
процесса 16
1.3. Психологическая помощь после поражения 26
1.4. Предстартовое состояние и его влияние на
результат соревнований 40
Глава 2. Организация и методы исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методы исследования 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 69
Заключение 70
Список литературы 74
Приложения 77
В настоящее время много внимания уделяется детской психологии и психологии спортсменов. Эти два раздела науки существуют отдельно друг от друга и довольно активно развиваются. Однако детской спортивной психологией почти не интересуются в том масштабе, которого она заслуживает.
В детский спорт кроме самих спортсменов и тренеров вовлечены также родители спортсменов. Несмотря на то, что центральной фигурой остается спортсмен, остальные действующие лица занимаются созданием условий для раскрытия потенциала спортсмена, и успех ребенка напрямую зависит от взаимодействия всех членов команды. Именно из отношений внутри «треугольника» тренер-спортсмен-родитель, складывается психологический фон спортсмена. Не редко в виду несложившихся отношений между тренером и родителем спортсмена, ребенок терял возможность тренироваться в необходимых условиях и в дальнейшем полностью прекращал спортивную деятельность.
Актуальность темы. Тема взаимоотношений внутри «треугольника» актуальна в первую очередь для молодых неопытных тренеров и также для родителей юных спортсменов. Изучение данной проблемы необходимо для взаимопонимания между всеми лицами «треугольника» и в последствие улучшения спортивных показателей спортсмена.
Объект исследования: пути, обеспечивающие наиболее полное решение проблемы взаимопонимания субъектов образовательного процесса в системе дополнительного образования детей 6-7 лет, занимающихся фигурным катанием на коньках, а также будут выявлены наиболее оптимальные условия эффективности деятельности тренера в решении задачи улучшения результатов на соревнованиях.
Предмет исследования: методика построения взаимоотношений в тренировочном процессе. Путей организации взаимоотношений «тренер - родитель-спортсмен» может быть большое множество, и каждый педагог избирает подходящий для себя или уместный в той или иной ситуации. И эти методики будут по-разному влиять на психологическую обстановку тренировочного процесса, а следовательно и на результат спортсмена. это что???
Цель исследования - анализ существующих методик взаимоотношений в треугольнике «тренер-спортсмен-родитель» и разработка методик, положительно влияющих на результат спортсменов на соревнованиях.
Задачи исследования.
1. Изучить состояние проблемы взаимоотношений между тренером, спортсменом и родителями. Выявить методики взаимодействия. Проанализировать взаимоотношения в группе детей 6-7 лет, занимающихся фигурным катанием. Выявить закономерности влияния психологической обстановки на результат спортсмена.
2. Разработать методики организации взаимоотношений, положительно влияющей на результат.
3. Экспериментально обосновать эффективность предложенных методик.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация
взаимоотношений «тренер-спортсмен-родитель» одно из главных условий высоких результатов детей-спортсменов на соревнованиях.
Элементы новизны, представленные в работе:
1. Разработана методика психологического взаимодействия между субъектами дополнительного образования в сфере физической культуры для улучшение спортивных показателей на соревнованиях у детей 6-7 лет, занимающихся фигурным катанием, которая включает четыре этапа психологической подготовки:
1. Выработка мотивации при постановке целей на первом году обучения
2. Управление психологическим состоянием на тренировках
3. Преодоление предсоревновательного волнения
4. Восстановление после поражения
5. Педагогическая работа с родителями спортсменов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: Определены организационные, методические и практические условия реализации методики обучения предполагающие обработку информации, полученной при проведении контрольных мероприятий для на занятиях по фигурному катанию.
1. Разработана структура занятий по фигурному катанию, в процессе которых формируется психологическая помехоустойчивость и самоорганизация, необходимые для успешных выступлений на соревнованиях.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс
психологических упражнений для улучшения психологического состояния девочек занимающихся фигурным катанием, а так же метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 81 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 38 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
В данной работе я поделилась моим многолетним опытом тренерской работы с маленькими детьми. Главным выводом могу считать важность психологической работы со спортсменами и с их родителями. Тренировать может каждый, кто умеет кататься на коньках, тренировать детей - уже лишь тот, кто понимает особенности детского склада ума и восприятие ими действительности. Но грош цена такому педагогу, который стремится научить только своему предмету. Главное в обучении - воспитание личности, а спорт является самым мощным средством воспитания характера.
Опираясь лишь на физические данные, мы не можем получить полное представление о спортсменах. Главное, что необходимо принять во
внимание, - это психология, осмысление тех личностных качеств, которые устанавливают высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор. Подготовка должна проводиться комплексно, с учетом разных аспектов, но особенно психологических.
Пройдя путь большого спорта, мы всерьез не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов различного уровня, не уделяли нужного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, а также его родителей, в чем сильно проигрывали. Часто одержимый финансовой мотивацией тренер считает себя психологом. Но после, оглядываясь назад, с сожалением приходит понимание, что талантливые спортсмены не смогли достичь больших результатов. Мне приходилось ни раз прибегать к помощи психолога в своей практике, однако в идеальном случае тренер должен сочетать в себе функции психолога и педагога. Считаю, что, используя рекомендации психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в спортивной группе, но и добиться заметных результатов. Такое соприкосновение с психологической наукой - через исследование - дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.К каждому спортсмену я всегда подхожу индивидуально, опираясь на предыдущий опыт.
Главной задачей исследования было выявление эффективного педагогического взаимодействия между тренером, спортсменами и их родителями, при котором спортсмены показывают максимальный результат на соревнованиях. Эту задачу я разбила на пять пунктов и исследовала на примере спортсменов с ярко выраженной проблемной ситуацией.
В первом случае со спортсменкой Ксюшей я искала пути мотивации на тренировках. Было проведено исследование и эмпирическим методом выявлена причина незаинтересованности ребенка. В процессе работы был найден компромисс, при котором и ребенок, и родители, и тренер смогли остаться при своих интересах. Можно считать, что гипотеза о влиянии на спортивные результаты педагогической и психологической помощи спортсменам в проблеме мотивации оказалась верна.
Во втором случае на примере спортсменки Алёны я смогла подтвердить гипотезу о влиянии психологического климататренировочного процесса на спортивные результаты.
Предстартовое волнение мы преодолевали со спортсменкой Катей на протяжении целого сезона и достаточно хорошо справились с ним. В этом случае мне также удалось подтвердить гипотезу необходимости психологической подготовки к соревнованиям.
К сожалению не все гипотезы оказались верны. Спортсменка Таня приняла решение оставить спорт, так как не смогла справиться с послестартовым состоянием. Каждая неудача воспринималась ребенком настолько болезненно, что на следующих соревнованиях она показывала результаты всё хуже и хуже предыдущих. В этом случае я как педагог оказалась бессильной.
Самая сложная психологическая работа оказалась с родителями. Вынуждена признать, что полностью переубедить их мне не удалось. Но методом бесед и опросовмы смогли наладить доверительное отношение в группе. В настоящий момент родители не принимают излишне активного участия в тренировочном процессе, а прислушиваются к наставлениям тренера и интересам своих детей. Таким образов в группе нормализовалась дружеская атмосфера, что не могло не сказаться положительно на общие спортивные успехи группы.
Главным выводом можно считать, что психологическая работа со спортсменами, особенно с детьми, должна быть неотъемлемой частью подготовкой к соревнованиям. Одними лишь физическими упражнениями не добиться хороших результатов, не превратив при этом детей в роботов. Исследовательская деятельность дала мне возможность проникнуться к спортсменам как к личностям и осознать, что каждый ребенок спортсмен может добиться больше, если тренер сможет вовремя подключить психологическую работу.
Сила тренера - в мастерстве организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям.
1. Загайнов Р. М. Психолог в команде. М.: ФиС, 1984. С. 77
2. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. В сб.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1975. С. 115-116
3. Бычков М. С. Биоэлектрические явления в моторной зоне коры головного мозга и в мышцах при так называемом идеомоторном акте // Ученые записки ЛГУ. 1953. № 147
4. Радченко Л. Н. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. С. 136
5. Генов Ф. Влияние масштаба соревнования на время сосредоточения тяжелоатлетов // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968
6. Радченко Л. Н. В сб.: Расширенная научная конференция кафедры психологии, посвященная 70-летию профессора А. Ц. Пуни. Тезисы докладов. Л., 1968. С. 68
7. Егоров А. С. Психологическая характеристика трудностей и их преодоления в беге на длинные, сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962
8. Виру А. А. В сб.: Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. С. 262
9. Ильина М. Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: Автореф. дис. канд. наук. Л., 1976
10. Гаврилюк В. К. К вопросу о психологических барьерах в соревнованиях у спортсменов // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. С. 105
11. Кикнадзе А. Окинь противника взглядом. М.: ФиС, 1968. С. 70-72
12. Ангерлейдер С. В поисках успеха (уроки побед). СПб., 1999. С. 110
13. Келишев И. Г. Динамика мотивов и интересов в спорте // Материалы научной конференции кафедры психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М., 1972
14. Ангерлейдер С. В поисках успеха (уроки побед). СПб., 1999. С. 112
15. Березин Ф. Б., Рожанец Р. В. Особенности личности и спортивная деятельность студентов // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1973. Вып. 2
16. Палайма Ю. Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1966. № 8
...