ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ СПОРТСМЕНОВ
1.1. Саморегуляция как психологический феномен 6
1.2. Условия развития саморегуляции подростков спортсменов 11
1.3. Методы, формы, средства развития навыков саморегуляции у
спортсменов 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ СПОРТСМЕНОВ
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Программа развития навыков саморегуляции у подростков
спортсменов 37
2.3 Апробация программы развития навыков саморегуляции у подростков
спортсменов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИОСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В настоящее время показателем развития хороших результатов в спортивной деятельности, отличных выступлений в широкомасштабных соревнованиях, в большей мере определяется уровнем навыков саморегуляции - серьезного звена системы психологической подготовки спортсменов, которая является главной частью совместного процесса и есть не что иное, как ресурс соревновательной деятельности спортсменов.
Психологи начали уделять должное внимание навыкам саморегуляции состояний эмоционального фона. Наиболее благоприятным является тот аспект, когда овладение навыками саморегуляции начинается в подростковом возрасте.
Рост навыков саморегуляции у подростков спортсменов подразумевает под собой установку в аспекте психологической консультации, тренинга, который направлен на осознанное управление процессом, для обеспечения благоприятного спортивного или соревновательного состояния. Этот процесс и есть умение контролировать проявление и причины возникшего состояния, создание образа - продумывание ситуаций в спорте, концентрирование и переключаемость внимания на другие объекты, умение вовремя переключиться от воздействия негативных психогенных факторов и раздражителей, с использование специальных фраз и приемов.
Развитие навыков саморегуляции является центральным моментом психологического исследования. Проблема саморегуляции рассматривается в связи с созданием специальных средств и методов психической саморегуляции. И доказывает, чем раньше идет формирование и развитие навыков саморегуляции, тем значительно выше эффективность спортивного самосовершенствования.
В ходе исследования возникает вопрос, о развитии навыков саморегуляции подростков спортсменов, независимо от рода его спортивной деятельности своего психоэмоционального состояния, при недостаточной информированностью в этой области, т.е. в применении средств и навыков саморегуляции. Непосредственно из этого, можно выделить проблему исследования, сводящаяся к отслеживанию динамики развития саморегуляции в группе подростков спортсменов. Наряду с этим, вполне возможно выделить, что в психологии сложились определенные положения обучения, которые являются основой для разработки программы развития навыков саморегуляции у подростков спортсменов. Зарубежный и отечественный опыт, говорит об актуальности разработки данной программы. Сегодня, в силу ряда объективных причин, одним из недостаточно исследованных и, в то же время, исключительно актуальных аспектов психологической подготовки является проблема стилевой
саморегуляции психических состояний спортсмена. На основании этого является своевременной исследование темы: «Развитие навыков саморегуляции подростков спортсменов».
Объектом исследования является: саморегуляция подростков-спортсменов
Предмет исследования: динамика навыков саморегуляции подростков в процессе реализации психолого-педагогической программы
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически апробировать программу развития навыков саморегуляции у подростков спортсменов
Гипотеза исследования: целенаправленное развитие навыков
саморегуляции подростков спортсменов возможно в процессе реализации психолого-педагогической программы средствами тренинговых занятий, диагностики и мониторинга личности подростка.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию навыков саморегуляции у подростков спортсменов
2. Проанализировать методы, формы, средства развития навыков саморегуляции у спортсменов
Провести исследование в соответствии с разработанной программой
Теоретико - методологическую базу исследования: составили концепция психической саморегуляции (А.В. Алексеев, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, В.Р. Малкин, В.П. Некрасов). Также подвергается исследованию подростковый возраст, его особенности и ключевые моменты (И.А. Арямова, Л.С. Выготский, Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, Н.Н. Толстых, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость данной работы может быть применена в подготовке спортсменов, как начального уровня, так и спортсменов «стажистов», также результаты программы могут быть использованы для групповой работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 50 наименований, 6 приложений. Объем работы составляет - 70 страниц. В работе результаты исследования отражены в 6 диаграммах, 3 схемах, 10 таблицах.
Саморегуляция - это умение управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации. В современное время педагогическая практика столкнулась с серьезной проблемой включения подростков в процессы их деятельности без страха, тревожности, неуверенности в себе, а спортивная деятельность предусматривает под собой большую степень ответственности. Предоставление, при помощи психолого - педагогического сопровождения, возможности каждому подростку удовлетворить свою потребность в развитии саморегуляции для более успешной спортивной деятельности, сохранения здоровья и психической стабильности. Психологическая практика показывает, что развитие саморегуляции - это сложный и многогранный процесс, который затрагивает научно-методологические ресурсы.
Тенденции, существующие на современном этапе развития педагогической теории и практики, связаны с необходимостью широкого развития саморегуляции у подростков, поэтому актуальной проблемой становится развитие саморегуляции у подростков спортсменов вместе с началом спортивной деятельности. Становится необходим широкий спектр основных знаний, умений, навыков, необходимых каждому субъекту образовательных отношений учреждения. А так же появилась необходимость специального психолого-педагогического сопровождения подростков детей для помощи преодоления различных страхов и тревоги, принятие на себя ответственности.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательных отношений в ОУ включает в себя: компетентность педагога - психолога; способности подростков спортсменов к особым образовательным потребностям, взаимодействие с окружающим их миром. Все эти условия, при их положительном развитии, обеспечат максимально полное развитие саморегуляции у подростков спортсменов.
1. А. А. Бодалева Рабочая книга практического психолога / под ред., А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 640 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия»; Раритет.-1997.-704с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
4. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская — М., 2002.
5. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1984. С.103-107.
6. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / О. В. Алмазова ; М-во образования и науки РФ ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — [2-е изд. перераб. и доп.]./ О.В. Алмазова — Екатеринбург, 2014. - 5 экз.
7. Андреева Л.В. «Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений»/ Л.В. Андреева - М.: Академия, 2005. - 576 с.
8. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов вузов на фак.педагогики, психологии и соц.работы / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия,
2012. - 192с.
9. Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование. Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н. Б. Крыловой. - Вып. 26. - М. : НОВАТОР, 1996. - С. 9- 44.
10. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 35-47.
11. Бердникова А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса// Сибирский педагогический журнал/ А.Г. Бердникова - 2013
12. Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
13. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.
14. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р. Битянова — М.: Совершенство, 1997. — 299 с.
15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
...