Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Работа №96694

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗРАБОТНЫХ
1.1. Теоретические представления о феномене «личность» в психологической
науке 7
1.2. Понятие и специфика личностных особенностей 11
1.3. Психологический анализ категории «безработица» 21
1.4. Особенности влияния безработицы на личность 27
1.5. Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Этапы эмпирического исследования 33
2.2. Методики эмпирического исследования 34
2.3. Обсуждение результатов исследования 39
2.4. Вывод по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В последние десятилетия в жизни страны произошли существенные изменения, многие из которых оказали отрицательное влияние на психологию людей. Сюда можно отнести и последствия безработицы. Большинство исследований психологических аспектов безработных принадлежат зарубежным исследователям, так как в нашей стране проблема безработицы сравнительно молода.
По своим социальным и демографическим характеристикам, психологический статус безработных - это специфическая социальная группа, которая требует, соответственно, особого внимания. Поэтому, осуществляя активную политику занятости, не имея полной информации о социально - психологическом статусе данной группы не корректно.
Проблемам психологии личности в кризисных ситуациях, при изменении социальных отношений посвящено большое количество работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенность этих работ заключается в том, что они выполнялись в относительно стабильных экономических условиях, в условиях сложившихся рыночных отношений. Поэтому особое значение и актуальность приобретают исследования, направленные на изучение изменений личности в условиях переходной экономики, характерных для современной России.
Анализ психолого-педагогической, социальной и специальной литературы, а также изучение реального состояния проблемы на основе опыта работы службы занятости показывает наличие противоречий: между наличием в современном российском обществе большого количества безработных и недостаточной разработанностью механизмов оказания им социальной и психолого-педагогической поддержки; между имеющимся в центрах занятости потенциалом оказания психолого-педагогической поддержки безработной молодежи и недостаточным его использованием в реализации социальной политики общества по отношению к данной категории; между необходимостью оказания практической помощи безработной молодежи и слабой разработанностью конкретных форм, средств и методов социально-педагогической работы с ними. Разрешение данных вопросов невозможно без учета личностных особенностей безработных. Необходимость разрешения данных противоречий и недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Личностные особенности безработных граждан».
Цель работы: Выявить личностные особенности безработных граждан.
Объект: Личность, утратившая работу.
Предмет: Личностные особенности безработных граждан.
Гипотеза: Существует личностные отличия у безработных людей и длительно безработных.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические представления о феномене «личность» в психологической науке.
2. Проанализировать специфику личностных особенностей в психологической науке.
3. Определить психологические особенности безработицы.
4. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение личностных особенностей безработных граждан.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы в области коррекции особенностей личности безработного мы опирались на личностно-деятельностный подход в психологии, разработанный А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А.А. Ананьевым, основной идеей которого является принцип формирования и развития личности и ее характеристик в деятельности; концепция деятельностной структуры личности (А.Д. Карнышев); личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков), который рассматривает процесс обучения и воспитания через развитие личностных качеств индивида. Также в своей работе мы опирались на теоретические подходы к пониманию характеристик субъекта труда (К. А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.И. Моросанова, Е.М. Иванова), и различных его аспектов (Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, М.Р. Гинзбург).
При проведении исследования использовались следующие методы: стандартизированные методики, статистические методы обработки данных стандартизированных методик.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. «Методика мотивации к успеху» Т.Элерса
2. «Методика мотивации к избеганию неудач» Т.Элерса
3. Тест "Уверенность в себе" Райдаса
4. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля"
5. «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера.
Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие 120 безработных граждан, состоящих на учёте в ГКУ «Екатеринбургский центр занятости населения».
Научная новизна:
Выявленные особенности личности людей, возникающих в ситуации длительного отсутствия работы: неуверенность в себе, отсутствие стремления к достижениям и переменам, зависимость от группы, неспособность оценивать и адекватно взаимодействовать с окружающими в ситуации неудач.
Практическая значимость: выражается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности психолога с безработными, при разработке и проведении тренингов и деятельности предупреждения неблагоприятных тенденций у безработных.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы, а также приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего эмпирического исследования было выявление личностных особенностей безработных граждан. В ходе работы данная цель была достигнута.
На первоначальном этапе удалось полностью раскрыть базовые понятия, термины, связанные с феноменом «личность», личностными особенностями, безработицей, а так же с особенностями влияния безработицы на личность. На основе полученного материала были определены причины, виды и разные точки зрения относительно каждого из понятий. Для полного раскрытия поставленной цели автором данной магистерской диссертации был рассмотрен важный вопрос о выявлении личностных особенностей безработных граждан.
Теоретический анализ позволяет нам сделать вывод, что потеря работы для человека оказывает негативное влияние. У лиц, которые являются безработными гражданами, диагностируются изменения поведения и негативные эмоциональные реакции.
Проведенное нами эмпирическое исследование направлено на проверку гипотезы исследовательской работы. Таким образом, гипотеза исследовательской работы: существует личностные отличия у безработных людей и длительно безработных, подтвердилась.
Отсюда следует, что у длительно безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости более 12 месяцев, уровень мотивации к достижению успеха ниже, чем у безработных, недавно вставших на учёт. Соответственно длительно безработные граждане имеют более низкую мотивационную направленность на достижение успеха, а надежда на успех у данной категории завышена.
По результатам исследования у длительно безработных граждан уровень мотивации к избеганию неудач ниже, чем у безработных, состоящих на учете менее 12 месяцев. Исходя из этого, длительно безработные граждане имеют более низкую мотивационную направленность на избегание неудач, а соответственно и более низкую мотивацию к защите.
По результатам исследования можно предположить, что у длительно безработных граждан в целом уровень мотивации низкий. Поэтому можно отметить, что по мере продолжения безработицы у человека нарушается иерархия мотивов. Такие значимые мотивы, как забота о собственном авторитете, профессиональной компетентности утрачивают значимость, неудовлетворенность потребностей и нарушение их иерархии способствует формирования у безработного неудовольствия, беспокойства и иных отрицательных мотивов вплоть до агрессии, которые в свою очередь он может проецировать на других людей.
Следующий вывод: по шкале компенсация у безработных граждан, состоящих на учёте менее 12 месяцев, показатели выше, это свидетельствует о том, что они более склонны проявлять данный механизм психологической защиты. Компенсация проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.
Качественные и количественные результаты исследования свидетельствуют о том, что выявленные различия личностных особенностей статистически достоверны и имеют высокий уровень значимости.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2009. -214 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2006. - 322 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]/ А. Г. Асмолов. — М., 2012 - 311 с.
4. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека[Текст]/В.И. Бехтерев. -М.,1997. - 416 с.
5. Волошина И.А., Гребенников В.А. Психологическое исследование изменения личностных характеристик безработных [Текст]/И.А. Волошина, В.А. Гребенников//Вестн. Рос, гуманит. науч. фонда. 1998. №3. -С. 102-104
6. Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология безработицы: Результаты исследований [Текст]/Н.С. Глуханюк, А.И. Колобкова, А.А. Печеркина. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. -86 с.
7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности
российского бытия [Текст]/З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян//Социол. исслед. 2001. № 5. -С. 106-109
8. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России[Текст]/Л.А. Гордон, Э.В. Клопов //Социол. исслед. 2000. № 1. -С. 82-84
9. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст]/ Э.А. Голубева. - М.: Прометей, 2009. -325 с.
10. Гришанова З.И., Левченко Е.В. К вопросу о диагностике психического здоровья личности[Текст]/З.Т. Гришанова, Е.В. Левченко //Прикл. психология. 2002. № 2.
11. Гуревич, К.М. Проблемы дифференциальной психологии [Текст]/ К.М. Гуревич. - 2008. -311 с.
12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности[Текст]/О.П. Елисеев. - СПб: Питер, 2009. - 500 с.
13. Ельчанинов П.М. Женская безработица на селе [Текст]/П.М. Ельчанинов//Социол. исслед. 2001. № 12. -С. 95-99
14. Климов, Е. А. Современная психология: состояние и перспективы
исследования: методологические проблемы историко-психологического
исследования [Текст]/ Е. А. Климов, О. Г. Носкова. — М., 2012 - 412 с.
15. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение [Текст]/Р.Л. Кричевский. - М.: Проспект, 2002. - 190 с.
16. Крутецкий, В.А. Психология: учеб. для учащ. пед. училищ
[Текст]/В.А. Крутецкий. - М.: Изд. «Просвещение»,1980. - 352 с.
17. Кузьмина, Н.Б. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст]/ Н.Б. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
18. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]/Л.В. Куликов. -Спб., 2009. - 108 с.
19. Миляева Л.Г., Маркелов О.И., Подольная Н.П. Женская безработица в Алтайском крае[Текст]/Л.Г. Миляева, О.И. Маркелов, Н.П. Подольная//Социол. исслед. 2001. № 8. -С. 83-89
20. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы[Текст]/Н.Б. Михайлова//Психологический журнал, Т. 19 №6; 1998 г. с. 91-102.
21. Общая психология: Учебник для вузов[Текст]/ под. ред. А. Маклакова. - СПб.: Питер, 2008. - 412 с.
22. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы[Текст]/А.К, Осницкий, Т.С. Чуйкова // Вопр. психологии. 1999. № 1. -С. 106-112
23. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности [Текст]/В.А. Петровский. -М.; ТОО "Горбунок", 1992. -312 с.
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Уч. для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст]/А.В. Петровский, М.Ш. Ярошевский. - М.: Изд. центр «Академия»; Высшая шк., 2011. - 512 с.
25. Плюснин Ю.М., Пошевнев Г.С. Социальная психология безработного[Текст]/Ю.М. Плюснин, Г.С, Пошевнев. -Новосибирск: ЦСА, 1997. -308 с.
26. Пошевнев Г.С. Безработица как социальное явление [Текст]/Г.С. Пошевнев. -Новосибирск: Центр социальной адаптации и переподготовки кадров высшей квалификации, 2016 - 34 с.
27. Прохоров А.О., Городецкая И.М. Психические состояния безработных и их динамические характеристики. /Психология и экономика: проблемы интегрированного взаимодействия (материалы республиканской научно-практической конференции) [Текст]/А.О. Прохоров, И.М. Городецкая. - Чебоксары, 1999. С.87-92.
28. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда [Текст]/Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников -СПБ.: Питер, 2005.-385с.
29. Психологические аспекты собеседования с безработными: Метод, пособие [Текст]/Сост. В.Е. Сегачев. Саратов, 2015. -211 с.
30. Психологический словарь [Текст]/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2017. - 402 с.
31. Реан A.A. Акмеология личности[Текст]/ А.А, Реан//Психол. журн. 2000.Т.21 № 3. С.88-95.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л. Рубинштейн. -СПб., Питер, 2011. - 712 с.
33. Рукавишников A.A. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов [Текст]/ Рукавишников А.А.: //автореф. дис.к.психол.н. Ярославль, 2001. 25с.
34. Рябова Е.В. Акмеологические условия преодоления безработными лично-стно-профессионального кризиса [Текст]/Е.В. Рябова// Дис. .к. психол. н. Калуга, 2003. -192с
35. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст]/В.Ф, Сафин.- Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. -142 с.
36. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А. Самореализация личности как субъекта жизнедеятельности. [Текст]/И.Н. Семенов, Ю.А. Репецкий //Основы общей и прикладной акмеологии. М.:РАГС, 1994.-С.103-111.
37. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» //Практикум по психологии профессиональной деятельности. [Текст]/Под ред. Г.С. Никифорова СПб.: СПбГУ, 2000.-304 с.-С. 216-222.
38. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Основы психологической антропологии [Текст]/В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: 2015 -411 с.
39. Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций [Текст]/О.С. Советова//Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А. Коросгылевой. СПб.: Изд-во СПбУ, 1997, С.240- 245.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст]/Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер Пресс, 2017. - 608 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ