ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НА АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
1.1 Интернет - аддикция как одна из форм психологической зависимости 6
1.2 Особенности развития подростков и риски возникновения у них интернет-аддикции 12
1.3 Социальные эмоции и влияние их развития на поведенческие нарушения личности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Программа исследования особенностей социальных эмоций у подростков с интернет-зависимостью 39
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Рекомендации специалистам по профилактике интернет-аддикции среди
подростков 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НА АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
1.1 Интернет - аддикция как одна из форм психологической зависимости 6
1.2 Особенности развития подростков и риски возникновения у них интернет-аддикции 12
1.3 Социальные эмоции и влияние их развития на поведенческие нарушения личности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Программа исследования особенностей социальных эмоций у подростков с интернет-зависимостью 39
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Рекомендации специалистам по профилактике интернет-аддикции среди
подростков 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Интернет-зависимость является одной из главных проблем психологии в 21 веке. Интернет касается почти всех жизненных сфер человека и является реальным фактором угрозы психологическому здоровью населения: киберпреступность, социальные сети с различными «группами смерти», вредоносные программы, кибербуллинг, домогательства, запрещенный контент и т.д. На текущий момент возраст интернет-пользователя снизился настолько, что дети дошкольного возраста обращаются с компьютером и мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Вся причина в стремительном развитии технологий и их интеграции в повседневную жизнь людей.
Психика и сознание подростка развиваются в условии постоянно нарастающего информационного потока, в связи с этим нарастает необходимость использовать интернет. Однако использование интернета подростками имеет множество отрицательных сторон, многие из них на сегодняшний день не контролируют время, проведённое в сети. Это приводит к нарушению коммуникативных навыков, недосыпанию, снижению познавательное мотивации, что сопровождается отрицательными изменениями в поведении личности. В конечном итоге все это приводит к возникновению аддиктивного поведения, депрессивным состояниям, социальной изоляции. [9]
Проблема интернет-зависимости актуальна сегодня и вследствие компьютеризации процесса обучения, современная система образования предполагает наличие интернета для выполнения образовательной программы. Интернет используется подростками не только в качестве справочника для поиска необходимой информации, но и для постоянного посещения социальных сетей (большинство информации об обучении и культурных мероприятиях обучающихся находится именно там). Подростки с каждым днём все больше времени проводят онлайн, что имеет негативные последствия. Для них риск возникновения какой-либо зависимости значительно выше, так как в переходном возрасте острее ощущается потребность в чувстве безопасности и защищенности - именно это ложное ощущение испытывает человек, прибегая к различного рода аддикциям и убегая от реального мира. Именно в этом возрастном периоде человек сильнее испытывает чувства одиночества и собственной неполноценности, а также проблемы с социальной адаптацией.
Актуальность проблемы заключается и в том, что в настоящее время практически в каждой семье есть компьютер, а детей редко ограничивают в использовании его ресурсов. Вследствие этого интернет-аддикция является более доступной, чем другие виды зависимого поведения.
В данной работе выявлен ряд особенностей интернет-зависимого поведения, а также проведено эмпирическое исследование с целью определить особенности социальных эмоций у подростков с интернет-зависимостью.
Работа состоит из 3-х глав: теоретическая часть, эмпирическое исследование, результаты эмпирического исследования и обзор направлений работы профилактики интернет-зависимости.
Объект исследования: подростки с интернет-зависимостью.
Предмет исследования: социальные эмоции подростков с интернет- зависимостью.
Задачи исследования:
1. Определить особенности аддиктивного поведения.
2. Выявить особенности и симптомы проявления интернет-аддикции.
3. Определить особенности развития социальных эмоций у подростков.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Определить взаимосвязь между развитием социальных эмоций и возникновением интернет-аддикции.
6. Выявить особенности социальных эмоций у подростков с интернет-зависимостью.
7. Обзор направлений работы по психопрофилактике аддиктивного поведения у подростков
Гипотеза: социальные эмоции подростков с интернет-зависимостью отличаются от социальных эмоций сверстников без аддикций.
В России нет официального диагноза «интернет-зависимость», однако этой проблеме уделяется с каждым днем все большее влияние, во многих странах имеются специализированные клиники для людей с подобными нарушениями.
Первыми исследовали этот феномен Айван Голдберг и Кимберли Янг в 1994 году. Они рассмотрели интернет-зависимость как род зависимости, при которой человек испытывает физическое удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной), а также от бесцельных знакомств, не приводящих к развитию социальных контактов. Продолжили исследования доктор М.Орзак, которая составила перечень симптомов интернет-зависимых людей и М.Гриффитс, высказывающий мнение о том, что пристрастие к интернету является не самостоятельной аддикцией, а лишь следствием привыкания к другого рода зависимостям(азартной, сексуальной, наркотической и др.). В России компьютерную зависимость начали изучать в последнее десятилетие такие ученые как А. Жичкина (шкала Интернет-зависимости), Е. Щепилина (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр),А.Е. Войскунский, О. Генисаретский и Н. Носов, впервые озвучившие в России понятие «виртуальная реальность» [34].
В настоящее время интернет-аддикция признана самостоятельной адиикцией и формируется постадийно, как и любая другая зависимость. Актуальность проблемы Интернет-зависимого поведения определяется новизной данного феномена, явно недостаточно описанной клиникой и соответственно подходами к терапии и профилактике указанного расстройства. В настоящее время перед исследователями стоит гораздо больше вопросов, чем имеется ответов. Одной из наиболее важной является проблема нозологической принадлежности Интернет- зависимого поведения, а также факторы риска его формирования.
Психика и сознание подростка развиваются в условии постоянно нарастающего информационного потока, в связи с этим нарастает необходимость использовать интернет. Однако использование интернета подростками имеет множество отрицательных сторон, многие из них на сегодняшний день не контролируют время, проведённое в сети. Это приводит к нарушению коммуникативных навыков, недосыпанию, снижению познавательное мотивации, что сопровождается отрицательными изменениями в поведении личности. В конечном итоге все это приводит к возникновению аддиктивного поведения, депрессивным состояниям, социальной изоляции. [9]
Проблема интернет-зависимости актуальна сегодня и вследствие компьютеризации процесса обучения, современная система образования предполагает наличие интернета для выполнения образовательной программы. Интернет используется подростками не только в качестве справочника для поиска необходимой информации, но и для постоянного посещения социальных сетей (большинство информации об обучении и культурных мероприятиях обучающихся находится именно там). Подростки с каждым днём все больше времени проводят онлайн, что имеет негативные последствия. Для них риск возникновения какой-либо зависимости значительно выше, так как в переходном возрасте острее ощущается потребность в чувстве безопасности и защищенности - именно это ложное ощущение испытывает человек, прибегая к различного рода аддикциям и убегая от реального мира. Именно в этом возрастном периоде человек сильнее испытывает чувства одиночества и собственной неполноценности, а также проблемы с социальной адаптацией.
Актуальность проблемы заключается и в том, что в настоящее время практически в каждой семье есть компьютер, а детей редко ограничивают в использовании его ресурсов. Вследствие этого интернет-аддикция является более доступной, чем другие виды зависимого поведения.
В данной работе выявлен ряд особенностей интернет-зависимого поведения, а также проведено эмпирическое исследование с целью определить особенности социальных эмоций у подростков с интернет-зависимостью.
Работа состоит из 3-х глав: теоретическая часть, эмпирическое исследование, результаты эмпирического исследования и обзор направлений работы профилактики интернет-зависимости.
Объект исследования: подростки с интернет-зависимостью.
Предмет исследования: социальные эмоции подростков с интернет- зависимостью.
Задачи исследования:
1. Определить особенности аддиктивного поведения.
2. Выявить особенности и симптомы проявления интернет-аддикции.
3. Определить особенности развития социальных эмоций у подростков.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Определить взаимосвязь между развитием социальных эмоций и возникновением интернет-аддикции.
6. Выявить особенности социальных эмоций у подростков с интернет-зависимостью.
7. Обзор направлений работы по психопрофилактике аддиктивного поведения у подростков
Гипотеза: социальные эмоции подростков с интернет-зависимостью отличаются от социальных эмоций сверстников без аддикций.
В России нет официального диагноза «интернет-зависимость», однако этой проблеме уделяется с каждым днем все большее влияние, во многих странах имеются специализированные клиники для людей с подобными нарушениями.
Первыми исследовали этот феномен Айван Голдберг и Кимберли Янг в 1994 году. Они рассмотрели интернет-зависимость как род зависимости, при которой человек испытывает физическое удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной), а также от бесцельных знакомств, не приводящих к развитию социальных контактов. Продолжили исследования доктор М.Орзак, которая составила перечень симптомов интернет-зависимых людей и М.Гриффитс, высказывающий мнение о том, что пристрастие к интернету является не самостоятельной аддикцией, а лишь следствием привыкания к другого рода зависимостям(азартной, сексуальной, наркотической и др.). В России компьютерную зависимость начали изучать в последнее десятилетие такие ученые как А. Жичкина (шкала Интернет-зависимости), Е. Щепилина (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр),А.Е. Войскунский, О. Генисаретский и Н. Носов, впервые озвучившие в России понятие «виртуальная реальность» [34].
В настоящее время интернет-аддикция признана самостоятельной адиикцией и формируется постадийно, как и любая другая зависимость. Актуальность проблемы Интернет-зависимого поведения определяется новизной данного феномена, явно недостаточно описанной клиникой и соответственно подходами к терапии и профилактике указанного расстройства. В настоящее время перед исследователями стоит гораздо больше вопросов, чем имеется ответов. Одной из наиболее важной является проблема нозологической принадлежности Интернет- зависимого поведения, а также факторы риска его формирования.
Интернет-зависимость представляет собой одну из форм аддиктивного поведения и определяется, как навязчивое желание постоянно находится в сети и неспособность выйти из неё. Чрезмерное использование интернета способствует формированию у человека психологической зависимости. Эта проблема является весьма актуальной, поскольку количество людей, страдающих этим недугом, во всём мире непрерывно увеличивается. Проблема интернет-зависимого поведения затрагивает большое количество людей, независимо от пола, возраста и социального статуса. В основе формирования всех его видов лежит защитный механизм ухода от реальности.
В ходе анализа литературы были определены особенности аддиктивного поведения и интернет-зависимости как одной из его форм, проанализированы особенности развития социальных эмоций у подростков, в результате чего был сформирована гипотеза о том, что социальные эмоции подростков с интернет- зависимостью отличаются от социальных эмоций сверстников без аддикций. Для доказательства гипотезы был выбран ряд методик, позволяющих определить наличие интернет-аддикции, проанализировать самочувствие и преобладающие эмоции испытуемых, уровень самосознания, саморегуляции и навыков взаимодействия испытуемых, а также уровень социального благополучия и качества жизни подростков.
В ходе эмпирического исследования было опрошено 105 человек в возрасте от 10 до 16 лет посредством интернет-опроса, в результате которого участники были разделены на интернет-зависимых и интернет-независимых для изучения особенностей эмоций подростков с интернет-зависимостью. При анализе методик и статистической обработке данных были сделаны следующие выводы:
- низкий уровень саморегуляции, самопознания, самомотивации, навыков взаимодействия и эмпатии свидетельствуют об общем низком уровне социального интеллекта подростков с интернет-зависимостью, результаты исследования доказывают, что аддиктивные подростки не приспособлены к жизни в обществе, социально дезадаптированы, имеют сниженную способность к адаптации и преодолению жизненных трудностей;
- среди подростков без интернет-аддикции наблюдается более выраженная неудовлетворенность собственной жизнью, фрустрация, тревожность. Подростки с интернет-аддикцией удовлетворены своей жизнью, предполагается, что наличие зависимости снижает риски возникновения социальной фрустрированности вследствие нежелания подростка участвовать в общественной жизни и отказе от реальных отношений;
- показатели отрицательных эмоций у интернет-зависимых в несколько раз превышают показатели независимых подростков. Гнев, отвращение, презрение испытывает наибольший процент интернет-зависимых подростков, это может быть связано с кибербуллингом, агрессией во время онлайн-игр и т.д. Несмотря на отсутствие социальной фрустрации, связанной с отказом от реальности, интернет-зависимые подростки являются глубоко неудовлетворенными, агрессивными и часто испытывают негативные эмоции, так как им постоянно требуется увеличивать время, проводимое в сети и искать новые стимулы;
- интернет-зависимые подростки имеют низкий уровень самосознания, то есть не способны понимать и осознавать свои эмоции. Следовательно, подростки с интернет-зависимостью не сознают себя в качестве субъекта деятельности, в результате чего у них не складывается «Образ Я», не сформированы эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.
В результате сравнения показателей по Т-критерию Стьюдента было выявлено существенное различие между эмоциональным интеллектом зависимых и независимых подростков - почти все испытуемые с интернет-зависимостью имеют низкий или очень низкий уровень эмоционального интеллекта. Проверка результатов по Т-критерию Стьюдента также доказывает, что у зависимых подрост-ков более низкий уровень самомотивации, сочетающийся с высокими показателями проявления такой негативной эмоции, как гнев. Отсюда следует вывод, что существует взаимосвязь между агрессивным поведением и интернет- зависимостью.
Опираясь на результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что интернет-зависимость провоцирует развитие психических, поведенческих и личностных расстройств и является актуальной проблемой психологии на сегодняшний день.
В ходе анализа литературы были определены особенности аддиктивного поведения и интернет-зависимости как одной из его форм, проанализированы особенности развития социальных эмоций у подростков, в результате чего был сформирована гипотеза о том, что социальные эмоции подростков с интернет- зависимостью отличаются от социальных эмоций сверстников без аддикций. Для доказательства гипотезы был выбран ряд методик, позволяющих определить наличие интернет-аддикции, проанализировать самочувствие и преобладающие эмоции испытуемых, уровень самосознания, саморегуляции и навыков взаимодействия испытуемых, а также уровень социального благополучия и качества жизни подростков.
В ходе эмпирического исследования было опрошено 105 человек в возрасте от 10 до 16 лет посредством интернет-опроса, в результате которого участники были разделены на интернет-зависимых и интернет-независимых для изучения особенностей эмоций подростков с интернет-зависимостью. При анализе методик и статистической обработке данных были сделаны следующие выводы:
- низкий уровень саморегуляции, самопознания, самомотивации, навыков взаимодействия и эмпатии свидетельствуют об общем низком уровне социального интеллекта подростков с интернет-зависимостью, результаты исследования доказывают, что аддиктивные подростки не приспособлены к жизни в обществе, социально дезадаптированы, имеют сниженную способность к адаптации и преодолению жизненных трудностей;
- среди подростков без интернет-аддикции наблюдается более выраженная неудовлетворенность собственной жизнью, фрустрация, тревожность. Подростки с интернет-аддикцией удовлетворены своей жизнью, предполагается, что наличие зависимости снижает риски возникновения социальной фрустрированности вследствие нежелания подростка участвовать в общественной жизни и отказе от реальных отношений;
- показатели отрицательных эмоций у интернет-зависимых в несколько раз превышают показатели независимых подростков. Гнев, отвращение, презрение испытывает наибольший процент интернет-зависимых подростков, это может быть связано с кибербуллингом, агрессией во время онлайн-игр и т.д. Несмотря на отсутствие социальной фрустрации, связанной с отказом от реальности, интернет-зависимые подростки являются глубоко неудовлетворенными, агрессивными и часто испытывают негативные эмоции, так как им постоянно требуется увеличивать время, проводимое в сети и искать новые стимулы;
- интернет-зависимые подростки имеют низкий уровень самосознания, то есть не способны понимать и осознавать свои эмоции. Следовательно, подростки с интернет-зависимостью не сознают себя в качестве субъекта деятельности, в результате чего у них не складывается «Образ Я», не сформированы эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.
В результате сравнения показателей по Т-критерию Стьюдента было выявлено существенное различие между эмоциональным интеллектом зависимых и независимых подростков - почти все испытуемые с интернет-зависимостью имеют низкий или очень низкий уровень эмоционального интеллекта. Проверка результатов по Т-критерию Стьюдента также доказывает, что у зависимых подрост-ков более низкий уровень самомотивации, сочетающийся с высокими показателями проявления такой негативной эмоции, как гнев. Отсюда следует вывод, что существует взаимосвязь между агрессивным поведением и интернет- зависимостью.
Опираясь на результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что интернет-зависимость провоцирует развитие психических, поведенческих и личностных расстройств и является актуальной проблемой психологии на сегодняшний день.
Подобные работы
- Особенности Я-концепции подростков с интернет-зависимостью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Личностные особенности интернет-зависимых подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - Роль семьи в профилактике интернет-зависимости подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Психологические особенности интернет-зависимости у подростков и методы их коррекции (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоционального интеллекта у студентов с риском Интернет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



