Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96692

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕННЫЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Проблема эмпатии в психологии 8
1.2. Возрастные особенности развития эмпатии у младшего
школьников 17
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмпатии у младших
школьников 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Результаты диагностирующего исследования развития эмпатии у
младших школьников 46
2.2. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии у младших школьников 53
2.4 Анализ результатов исследования уровня развития эмпатии у младших школьников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список используемой литературы 75
Приложения 83

Проблема изучения эмпатии и ее развития у младших школьников - актуальная тема в современном мире. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми. Огромное количество ученых посвятили свои труды изучению проблемы эмпатии, в частности, Э. Титченер, Т. Липпс, Д. Риццолатти, С. Барон-Коэн и С. Уилрайт, В. Косоногов.
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы человека, приобретения личностью коммуникативных компетенций. В течение всей жизни и на каждом этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также развитие в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности.
Психологи установили, что младший школьник возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.
Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизации общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
Складывается определенное противоречие между необходимостью развития эмпатии младших школьников и недостаточной разработанностью материала данного вопроса в психологической теории и практике.
Проблема исследования заключается в том, каким образом осуществлять развитие эмпатии в младшем школьном возрасте.
Актуальность исследования, указанное противоречие и выявленная проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: "Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста".
Целью данной работы является изучение проблемы развития эмпатии у у младших школьников.
Объект исследования: эмпатия у младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмпатии у младших школьников в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Учитывая актуальность данной проблемы, была выдвинута следующая гипотеза исследования: развитие эмпатии у младших школьников будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как способности к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психoлoгическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, что способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными зaнятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в психологической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни развитости эмпатии младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников.
5. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста, и проверить его эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Теоретико-методологической основой исследования выступили концепции личности отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др.
Методы решения поставленных задач:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- психодиагностический метод;
- методы количественной и качественной обработки данных;
- методы развивающей работы;
- сюжетно-ролевые игры;
- анализ содержания рисунка;
- анализ содержания литературного произведения;
- проблемно-творческие ситуации;
- систематическое использование таких методов, как метод эмоционального воздействия, метод сравнения, метод побуждения к сопереживанию;
Психодиагностический инструментарий:
- тест эмпатийных тенденций (Юсупов);
- методика сопереживания (А.А. Мелик-Пашаев);
- методика «Незаконченный рассказ»;
- проективная методика "Неоконченные рассказы" (Гаврилова);
- опросник "Проявление эмпатии к сверстнику" (Васильева);
- а также различные проблемные, творческие задания, которые способствуют созданию эмоциональной, творческой, познавательной атмосферы.
Экспериментальная база: исследование проводилось с 10 января 2017 года по 10 марта 2017 года на базе МАОУ Лицей №128 Орджоникидзевского района г. Екатеринбург. В исследовании первоначально приняли участие 60 детей младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 24 ученика.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты и выводы, а также рекомендации по развитию эмпатии могут быть использованы школьными психологами и педагогами в воспитательной, коррекционной, развивающей работе с младшими школьниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам. Целью настоящей работы являлось развитие эмпатии млaдших школьников.
Для достижения указанной цели нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса рaзвития эмпатии положено понимание эмпатии как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с
соответствием возрастно-психологических особенностей младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести диагностирующее исследование уровня развития эмпатии у младших школьников.
5. Разработать и реализовать психолого-педагогическое сопровождение развития эмпатии у младших школьников.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Для решения поставленных задач был проведен анализ источников по проблеме эмпатии младших школьников. Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства.
В психологии выделены три уровня эмпатии:
1- й уровень эмпатии - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других.
2- й уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других.
3- й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов.
Многозначность рассмотрения эмпатии исследователями дает нам основание выделить в структуре эмпатии следующие компоненты:
1. Эмоциональный - способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого.
2. Когнитивный - способность поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то, или иное эмоциональное состояние другого; способность «мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого».
3. Действенный - способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.
Рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это возраст 6 - 11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются теорией психического развития, психoлoгической возрастной периодизацией, системой образования.
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для развития эмпатии. Все эти условия необходимо учитывать не только психологу, но и семье, самым близким ребенку людям, для развития эмпатии.
Таким образом, чтобы развитие эмпатии у младших школьников было продуктивным, психологу необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность развития эмпатии. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, психолог должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать психолого-педагогическое сопровождение развитие эмпатии младших школьников.
Психолого-педагогическое сопровождение - деятельность психологов и педагогов по оказанию превентивной, оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:
- изучение личности учащегося;
- создание благоприятных условий для развития личности, успешности обучения;
- непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.
В работе с младшими школьниками акцент делается на желание быть хорошим, свойственное детям данного возраста. В процессе психолого-педагогического сопровождения важно ориентироваться на характерное для младшего школьника внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих.
В качестве основных принципов психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии у младших школьников выступили:
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Деятельностный принцип коррекции;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
- Принцип комплексности методов;
- Принцип постепенности;
- Принцип учета эмоциональной сложности материала;
- Принцип систематичности работы с младшими школьниками.
В качестве основных условий психолого-педагогического сопровождения развития эмпатии у младших школьников:
- Групповая форма работы;
- Проведение коррекционных занятий в эмоционально насыщенной обстановке;
- Систематичность работы с младшими школьниками;
- Активная работа детей на коррекционном занятии.
Нами было проведено диагностирующее исследование развития эмпатии у младших школьников.
Для изучения представления учащихся о нравственных ориентирах мы использовали методику «Неоконченное предложение» Е.Е. Щурковой, в дополнение к этой работе использовались элементы методики Л. М. Фридман « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Модифицированная методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы» позволила выявить степень эмоциональной отзывчивости детей на неблагополучие другого, осознание ими норм гуманного поведения.
Проведенное исследование показало, что у подавляющего числа детей гуманные признаки в поведении проявляются, однако ориентированы подчас не на гуманистические нормы, а на узкогрупповые интересы. Несколько челoвек характеризуются ярко выраженной эгоистической направленностью.
Далее нами был проведен опросник "Проявление эмпатии к сверстнику" Васильевой.
Диагностирующее исследование показало, что у большинства школьников наблюдается начальный и средний уровни развития эмпатии, проявляющиеся на основе слабо выраженного сопереживания или переживания субъекта по поводу чувств другого, обращенности к внутреннему миру окружающих; для млaдших школьников более характерна эгоцентрическая эмпатия, поскольку урoвень их психического рaзвития не позволяет им выйти за пределы своей жизненной ситуации, встать на точку зрения других людей. В связи с этим одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения является развитие способности детей к дифференциации эмоциональных состояний через осознание собственных переживаний, так же необходимо особое внимание уделить работе над понятиями, с целью углубления и расширения представлений об эмпатии.
После того, как были проведены диагностические методики, нами было проведено психолого-педагогическое сопровождение развития эмпатии у младших школьников.
В исследовании первоначально приняли участие 60 детей младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет. По результатам проведенных диагностирующих методик из общей группы детей было выбрано 24 человека с низким уровнем эмпатии, из которых затем было составлено 2 группы по 12 челoвек в каждой - контрольная и экспериментальная. С экспериментальной группой было организовано психолого-педагогическое сопровождение, с контрольной же группой никакой специальной работы не проводилось.
В качестве основных принципов психолого-педагогического сопровождения выступили:
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Деятельностный принцип коррекции;
- Принцип учета возрастно-психoлoгических и индивидуальных особенностей;
- Принцип комплексности методов психoлoгического воздействия;
- Принцип постепенности;
- Принцип учета эмоциональной сложности материала;
- Принцип систематичности работы с младшими школьниками.
В качестве основных условий формирования эмпатийного отношения млaдших школьников к сверстникам выступили:
- Групповая форма работы;
- Проведение коррекционных занятий в эмоционально насыщенной обстановке;
- Систематичность работы с младшими школьниками;
- Активная работа детей на коррекционном занятии;
- Проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время.
В соответствии с целями и задачами работы в исследовании нами была организовано психолого-педагогическое сопровождения, включающее в себя коррекционную программу занятий с детьми, направленную на развитие эмпатии у млaдших школьников.
Для проверки эффективности психолого-педагогического сопровождения, нами была проведена повторная диагностика. На этапе контроля были организованы те же самые методики, что и на констатирующем этапе.
Организовав контрольное исследование в процессе эмпатийного отношения к сверстникам, мы получили следующие результаты:
Можно заметить, что в экспериментальной группе уровень эмпатийных отношений поднялся, низкого и очень низкого уровня не наблюдается, преобладающим отмечен средний уровень - 32 %. В контрольной группе преобладающим также отмечен средний уровень - 32 %. По сравнению с экспериментальной группой здесь выявлен и низкий и очень низкий уровень эмпатийности.
Анализ полученных данных показывает, что у ряда детей экспериментального класса очевидна динамика проявления эмпатических переживаний. Она проявляется в увеличении доли гуманистических переживаний по сравнению с эгоцентрическими. Школьники стали более отзывчивыми к бедам постороннего человека, однако к виновнику сложившейся ситуации дети по-прежнему сочувствия не проявляют. Так же, выявлено, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной имеются дети, которые не проявляют сочувствия ни к кому.
Проанализировав полученные результаты опросника "Проявление эмпатии к сверстнику", мы установили, что в экспериментальной группе уровень эмпатийного отношения к сверстникам значительно выше, чем в контрольной.
Для проверки эффективности психолого-педагогического сопровождения мы сравнили уровень значимых различий между контрольной и экспериментальной группами до и после проведенных занятий.
Результаты различий между контрольной и экспериментальной группами до проведенного психолого-педагогического сопровождения оказались незначительными.
Результаты различий между контрольной и экспериментальной группами после проведенного психолого-педагогического сопровождения по критериям «сформированность представлений об эмпатии» и «развитие эмпатических переживаний» были значимыми, что подтверждает эффективность проведенных занятий.
Сравнительный анализ данных диагностирующего и контрольного исследований по этим трем показателям позволяет констатировать позитивные изменения в уровне рaзвития эмпатии у детей экспериментального класса.
Полученные результаты указывают на то, что, психолого-педагогическое сопровождение оказало своё влияние на положительную динамику рaзвития эмпатии у млaдших школьников. У детей значительно расширились представления о сущности и проявлениях эмпатии в жизни людей. Школьники стали чаще проявлять помощь и заботу о сверстниках, пожилых, больных людях. Учащиеся научились и закрепили умение проявлять сочувствие, сопереживание, сорадость, адекватно реагировать на поступки людей


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., Аст-Пресс - Екатеринбург, 2000. - С. 184-510.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психoлoгия детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.:
Московский псих.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. - 416 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психoлoгия личности / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Просвещение, 2010. - 335 с.
4. Айрумян Г.С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте// Молодой ученый. - 2013. - С. 60-127.
5. Бадалев, А.А. Формирование понимания о другом человеке как личности / А.А. Бадалев. - Л.: Лениздат, 2009. - 211 с.
6. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной Психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Академия, 2009. - 136 с.
8. Бондарь, Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников / Н.Г. Бондарь // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". - 2010. - № 8. - С. 34-37.
9. Борисенко, С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии / С.Б. Борисенко. - Л.: Лениздат, 2010. - 115 с.
10. Бурлачук, А.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по Психологической диагностике / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 2009. - 207 с.
11. Валантинас, А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / А.А. Валентиас. - Киев: Высшая школа, 2009. - 147 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Академия, 2011. - 200 с.
13. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы Психологии. - 2007. - №2. - С. 117-120.
14. Вачков, И.В. Психология для малышей, или сказка о самой "душевной" науке / И.В. Вачков. - М.: Педагогика - Пресс, 2009. - 209 с.
15. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: "Просвещение", 2010. - 2011. - 184 с.
16. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55-65.
17. Выготский, Л.С. Избранные труды / Л.С. Выготский. - М.:
"Просвещение", 2010. - 2009. - 317 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. - С. 50-58.
19. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
20. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной Психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы Психологии. - 2012. - № 2. - С. 147-156.
21. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Гаврилова. - М.: Наука, 2009. - 179 с.
22. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 71-140.
23. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии — М.: «Педагогика», 1978 С.130-134.
24. Гиппенрейтер, Ю.Б., Корягина, Т.Д., Козлова, Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова //Вопросы психологии. 2013, - № 4. - С. 61-68.
25. Гончаренко, Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет / Е.С. Гончаренко. - Краснодар, 2009. - 105 с.
26. Данильчева И С. Ростки духовности// Школа духовности. - 1997.- №1.-С. 43-46.
27. Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014
28. Джерназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях / Л.Н. Джерназян. - Тбилиси, 2014. - 16 с.
29. Жернильская, М. Понять понимание, почувствовать чувство/ М. Жернильская. - М.: Академия, 2009. - 85 с.
30. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие. - 2007. - №4. - С. 67-88.
31. Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - 63-2. - С. 74-76.
32. Ермолаев О. Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987. - С. 40- 58.
33. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 87-91.
34. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал
практической Психологии и психоанализа/ Пер. О. Исаковой. - М.:
Просвещение, 2011. - 126 с.
35. Карамуратова, Р.Б. психологические исследования роли оценочной эмпатии в педагогическом провессе / Р.Б. Карамуратова. - Тбилиси, 2012. - 25 с.
36. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств / А.Г. Ковалев. - М.: Академия,
2011. - 94 с.
37. Ковалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы Психoлoгии познания людьми друг друга. Краснодар: Издательство Кубанского университета, 2008. - С. 39.
38. Корзенникова С.А. Большая психологическая игра [Электронный ресурс] /С.А. Корзенникова// Фестиваль педагогических идей: - М., Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/568759/, свободный.
39. Крейри, Э. Учимся владеть чувствами / Э. Крейри. - СПб.: Феникс,
2011. - 159 с.
40. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у млaдших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье / В.П. Кузьмина. - М.: Академия, 2009. - 169 с.
41. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 260 с.
42. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. - 30 с.
43. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Академия педагогических наук РСФСР, 1959. - 269 с.
44. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. - М.: Наука, 2009. - 83 с.
45. Люблинская, А.А. Учителю о Психологии младшего школьника. / А.А. Люблинская. - М.: Академия, 2009. - 223 с.
46. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю.А. Менджеринская // Прикладная психология. -
2012. - № 4. - С. 54-63.
47. Михальченко, Г.Ф. Формирование эмпатии у младших школьников / Г.Ф. Михальченко. - Гродно, 2006. - 182 с.
48. Мурашов В. Воспитание духовности российских школьников: Программа курса для учителей// Вопросы философии - 1996.-№2.-С. 47-61.
49. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 167 с.
50. Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка /В.С. Мухина // Психологический журнал. - 2012. - № 5. - С. 36-47.
51. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.. - 2е изд. - М.: Просвещение. 1995.
52. Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия / Н.Н. Обозов. - Л.: Лениздат, 2009. - 164 с.
53. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Р. Овчаренко. - Волгоград: Дом печати, 2010. - 196 с.
54. Орлов, А.Б., Хазанова, М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С.: 68-73.
55. Особенности эмпатических отношений младших школьников // Психологическая наука: проблемы и перспективы. - 2012. - № 4. - С. 39-40.
56. Пашукова, Т.Н. Мотивирующая функция эмпатии / Т.Н. Пашукова. - Новосибирск, 2010. - 71 с.
57. Пашукова, Т.Н. О механизмах эмпатии и некоторых ее психологических коррелятах / Т.Н. Пашукова // Вопросы Психологии межличностного познания и общения. - 2012. - № 4. - С. 89-92.
58. Першина Л.А. Возрастная психология. М., Академический проспект, 2004. - 153 с.
59. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
60. Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб, Речь, 2001. - 300 с.
61. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 173 с.
62. Размыслов П.И. Эмоции младших школьников //Психология
младшего школьника М.,1960. - 43 с.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. - 63 с.
64. Симонов, П.В. Эмоции и восприятие / П.В. Симонов // Вопросы философии. 2009, № 5. - С. 32-48.
65. Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Нач. шк. - 1997.- №5.- С. 33-36.
66. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. Прохоров А.М.- М.: Советская энциклопедия, 1983.-С. 349.
67. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии / А.П. Сопиков // Вопросы Психологии познания людьми друг друга и самопознания. Научные труды Кубанского гос. ун-та. - Краснодар, 2012. - № 5. - С. 89-95.
68. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997. - 82 с.
69. Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 78-80.
70. Стрелкова, Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.П. Стрелкова // Развитие социальных эмоций у детей младшего школьного возраста. - М.: Истоки, 2010. - 100 с.
71. Тищенко, С.П. Особенности переживаний детьми отношения к ним взрослого / Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 2011. - 76 с.
72. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников / Елена Авенировна Троицкая: автореф. дис.- Москва,
2012. - 24 с.
73. Тютяева, О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста / О.В. Тютяева. - Ярославль: Печать, 2012. -70 с.
74. Цветкова, О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика деятельности психолога образовательного учреждения / О.И. Цветкова, М.: Наука, 2008. - 208 с.
75. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие. М.: Логос, 2001.296 с.
76. Шибутани Т. .Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 535 с.
77. Штейнмец, А.Э. Развитие эмпатии в школе / А.Э. Штейнмец //Вопросы Психологии. - 2013. - № 2. - С. 79-83.
78. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников.- Москва, 1982.
79. Шилова М И. Учителю о воспитанности школьников.- Москва: Педагогика, 1990.
80. Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. //Вопросы психологии. 1984. №3. с.
81. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Д.: Медицина, 1990. 187 с.
82. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
83. Эльконин Л.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 299 с.
84. Эфроимсон В. Родословная альтруизма. (Этика с позиций эволюционной генетики человека). //Новый мир. 1971. №10. с. 193-213.
85. Юнг К. Психологические типы. М.: «Университетская книга» АсТ, 1996. 716 с.
86. Юсупов, И.М. Вчуствование. Проникновение. Понимание / И.М. Юсупов. - Казань: Педагогический университет, 2009. - 199 с.
87. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное изд-во, 1991. 192 с.
88. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) / И.М. Юсупов. - СПб.: Феникс, 2009. - 153 с.
89. Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии. //Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. с. 32-37.
90. Юсупов, И.М. Эмпатия как условие эффективного общения/ И.М. Юсупов. - М.: Академия, 2010. - 115 с.
91. Юрчук, В.В. Современный словарь по психoлoгии / В.В. Юрчук. - Минск: Элайда, 2000. - 696 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ