СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ И ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ 7
1.1 Понятие и типы жизненного сценария 7
1.1.1 Происхождение сценария 11
1.1.2. Типы жизненных сценариев 13
1.1.3 Сценарий в жизни взрослого человека 18
1.2 Метод сказкатерапии и его возможности для анализа жизненных
сценариев 20
1.3 Трансактный анализ и его возможности в коррекции жизненных
сценариев 30
1.4 Психологические особенности и жизненные задачи в молодом
возрасте 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ
СЦЕНАРИЕВ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОМОЩИ СКАЗКОТЕРАПИИ И ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА 40
2.1 Описные выборки и методов исследования 40
2.2 Разработка программа коррекции жизненных сценариев с опорой
на трансактный анализ и сказкотерапию 45
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение А 71
Приложение Б 73
Приложение С
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ 7
1.1 Понятие и типы жизненного сценария 7
1.1.1 Происхождение сценария 11
1.1.2. Типы жизненных сценариев 13
1.1.3 Сценарий в жизни взрослого человека 18
1.2 Метод сказкатерапии и его возможности для анализа жизненных
сценариев 20
1.3 Трансактный анализ и его возможности в коррекции жизненных
сценариев 30
1.4 Психологические особенности и жизненные задачи в молодом
возрасте 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ
СЦЕНАРИЕВ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОМОЩИ СКАЗКОТЕРАПИИ И ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА 40
2.1 Описные выборки и методов исследования 40
2.2 Разработка программа коррекции жизненных сценариев с опорой
на трансактный анализ и сказкотерапию 45
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение А 71
Приложение Б 73
Приложение С
Актуальность выбранной темы исследовательской работы.
Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать.
В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.
Проблема изучения и возможности управления собственной судьбой всегда волновала человечество. Судьбу боялись, ее пытались умилостивить или избежать.
Сегодня выявление и коррекция жизненного сценария, определяющего поведение и судьбу человека, являются актуальными. Это обусловлено изменением культуры в целом, изменением социальных ролей, различными семейными проблемами, повышенным уровнем стресса и снизившимся уровнем здоровья.
Научная проблема и степень ее разработанности.
Вопрос о том, как прошлое присутствует в нашем настоящем, не мог не заинтересовать и психологов.
З. Фрейд в работе "Тотем и табу» писал: «...чувство как бы передаётся от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке, которую люди больше всего не держат в сознании и о той которой вспоминают меньше всего.». Согласно Юнгу, «коллективное бессознательное», передаваемое в обществе от поколения к поколению, аккумулирует человеческий опыт. [50] В 1960-1970-ых годов вышло большое количество работ, посвящённых изучению проблемы трансгенерационной передачи. Ф. Дольто, Н. Абрахам, а также И. Бошормени-Надь обнаружили сложную проблему как не разрешенные конфликты, тайны, "невысказанное", преждевременные смерти, выбор профессии и т.д. передаются из поколения в поколение. Источники повторений не осознаются и даже не рационализируются. [57]
В психологии этой проблемой занимались и занимаются многие ученые: психологическая концепция жизненного пути (К.А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко и др.), трансактный анализ (Э. Берн), школа повторного принятия решения (Боб и Мэри Гулдинг), психология судьбы (Л. Зонди), теория семейных систем (М.Боуэн). [1,3,17]
Несмотря на значительное количество исследований, до сих пор нет единого мнения, о том, что влияет на проявление эмоциональности у разных людей, что определяет выбор человека в той или иной ситуации и от чего это зависит.
Цель исследования.
Обосновать возможности психологического консультирования, ориентированного на транзактный анализ и сказкотерапевтический подход для анализа жизненного сценария современной молодежи.
Задачи исследования:
1. Анализ психологической литературы по вопросам жизненного сценария, сказкотерапии и молодого возраста
2. Подбор методик исследования, позволяющих проанализировать жизненные сценарий испытуемых.
3. Разработка программы на основе сказкотерапевтическго подхода и транзактного анализа коррекции жизненных сценариев
4. Анализ и интерпретация результатов.
Объект исследования.
Жизненный сценарий личности.
Предмет исследования.
Влияние сказкатерапии и трансактного анализа на жизненный сценарий личности в молодом возрасте.
Эмпирическая база исследования
Молодые люди обоего пола в возрасте от 20-40 лет.
Гипотеза исследования сказкатерапия и трансактный анализ являются эффективными методами диагностики и коррекции жизненных сценариев личности в молодом возрасте
Теоретико-методологическая основа исследования.
В основу работы положены исследования ученых:
- Сценарный анализ Эрика Берна;
- Транзактный анализ — восточная версия В.В Макарова, опросник уровня фиксированной эмоциональной установки человека;
- Метод сказкотерапии, методика «Любимая сказка», направленная на изучение жизненного сценария;
- Метод сказкотерапии, методика «Сказка о моей жизни», направленная на изучение жизненного сценария.
Этапы исследования.
Проанализировать теоретические подходы к исследованию жизненного сценария в психологии.
Опираясь на теории и методики, выявить проекции жизненных сценариев в экспериментальной группе.
Разработать и реализовать программу коррекции жизненных сценариев для лиц молодого возраста, с применением техник транзактного анализа и сказкотерапии.
Научная новизна работы.
Научная достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью выбора методик исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а так же применением метода качественного анализа обработки полученных результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в деятельности психологов - консультантов с целью разработки тренинговых занятий по выявлению и коррекции жизненного сценария.
Теоретический и эмпирический материал данной работы может быть использован при разработке рабочей программы по выявлению жизненного сценария на основе метода сказкотерапии.
Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать.
В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.
Проблема изучения и возможности управления собственной судьбой всегда волновала человечество. Судьбу боялись, ее пытались умилостивить или избежать.
Сегодня выявление и коррекция жизненного сценария, определяющего поведение и судьбу человека, являются актуальными. Это обусловлено изменением культуры в целом, изменением социальных ролей, различными семейными проблемами, повышенным уровнем стресса и снизившимся уровнем здоровья.
Научная проблема и степень ее разработанности.
Вопрос о том, как прошлое присутствует в нашем настоящем, не мог не заинтересовать и психологов.
З. Фрейд в работе "Тотем и табу» писал: «...чувство как бы передаётся от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке, которую люди больше всего не держат в сознании и о той которой вспоминают меньше всего.». Согласно Юнгу, «коллективное бессознательное», передаваемое в обществе от поколения к поколению, аккумулирует человеческий опыт. [50] В 1960-1970-ых годов вышло большое количество работ, посвящённых изучению проблемы трансгенерационной передачи. Ф. Дольто, Н. Абрахам, а также И. Бошормени-Надь обнаружили сложную проблему как не разрешенные конфликты, тайны, "невысказанное", преждевременные смерти, выбор профессии и т.д. передаются из поколения в поколение. Источники повторений не осознаются и даже не рационализируются. [57]
В психологии этой проблемой занимались и занимаются многие ученые: психологическая концепция жизненного пути (К.А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко и др.), трансактный анализ (Э. Берн), школа повторного принятия решения (Боб и Мэри Гулдинг), психология судьбы (Л. Зонди), теория семейных систем (М.Боуэн). [1,3,17]
Несмотря на значительное количество исследований, до сих пор нет единого мнения, о том, что влияет на проявление эмоциональности у разных людей, что определяет выбор человека в той или иной ситуации и от чего это зависит.
Цель исследования.
Обосновать возможности психологического консультирования, ориентированного на транзактный анализ и сказкотерапевтический подход для анализа жизненного сценария современной молодежи.
Задачи исследования:
1. Анализ психологической литературы по вопросам жизненного сценария, сказкотерапии и молодого возраста
2. Подбор методик исследования, позволяющих проанализировать жизненные сценарий испытуемых.
3. Разработка программы на основе сказкотерапевтическго подхода и транзактного анализа коррекции жизненных сценариев
4. Анализ и интерпретация результатов.
Объект исследования.
Жизненный сценарий личности.
Предмет исследования.
Влияние сказкатерапии и трансактного анализа на жизненный сценарий личности в молодом возрасте.
Эмпирическая база исследования
Молодые люди обоего пола в возрасте от 20-40 лет.
Гипотеза исследования сказкатерапия и трансактный анализ являются эффективными методами диагностики и коррекции жизненных сценариев личности в молодом возрасте
Теоретико-методологическая основа исследования.
В основу работы положены исследования ученых:
- Сценарный анализ Эрика Берна;
- Транзактный анализ — восточная версия В.В Макарова, опросник уровня фиксированной эмоциональной установки человека;
- Метод сказкотерапии, методика «Любимая сказка», направленная на изучение жизненного сценария;
- Метод сказкотерапии, методика «Сказка о моей жизни», направленная на изучение жизненного сценария.
Этапы исследования.
Проанализировать теоретические подходы к исследованию жизненного сценария в психологии.
Опираясь на теории и методики, выявить проекции жизненных сценариев в экспериментальной группе.
Разработать и реализовать программу коррекции жизненных сценариев для лиц молодого возраста, с применением техник транзактного анализа и сказкотерапии.
Научная новизна работы.
Научная достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью выбора методик исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а так же применением метода качественного анализа обработки полученных результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в деятельности психологов - консультантов с целью разработки тренинговых занятий по выявлению и коррекции жизненного сценария.
Теоретический и эмпирический материал данной работы может быть использован при разработке рабочей программы по выявлению жизненного сценария на основе метода сказкотерапии.
Основываясь на положениях транзактного (Э. Берн, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.) и когнитивного (Ж.Ф. Лейне, С.Фиске, С.Тэшор и др.) подходов, жизненный сценарий может рассматриваться как важная психологическая структура личности, оказывающая существенное влияние па ее жизненный путь.
При этом в данных подходах акцент делается на малоосознаваемостъ, схематизированностъ и внешнезаданность сценария. Однако, рассмотрение трудов представителей субъектного (А.В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Дружинин и др.), смыслового (Д.А. Леонтьев, А.М. Лобок и др.) и бытийного (З.И, Рябикина, В.В. Знаков, Л.Н. Ожигова и др.) подходов в отечественной психологии, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения.
Формируются жизненные сценарии на основе получаемых от родителей сценарных посланий. Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.
По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого (неудачника, жертвы) и сценарий непобедителя или банальный. И в результате исследования группы из 10 человек было выявлено 3 человека - жизненный сценарий «Победитель», 4 человека - жизненный сценарий «Непобедитель», 2 человека - жизненный сценарий «Непобедитель», с предпосылками для формирования жизненного сценария «Победитель» (названный «Победитель*») и 1 человек - жизненный сценарий «Неудачник».
Для достижения цели, поставленной в данной работе, нами было проедено исследование жизненных сценариев на группе из 50 человек в возрасте от 20-40 лет (мужчины и женщины).
По результатам проведенного исследования был сделан вывод об эффективности методов сказкотерапии и трансактнго анализа для диагностики жизненных сценариев личности в молодом возрасте, а так же была отобрана экспериментальная группа для поведения коррекционной программы.
Нами была разработана программа для коррекции жизненного сценария с использованием методов трансактного анализа и сказкотерапии, состоящая из 7 занятий, продолжительностью 2 часа каждое. Включающая такие методы, как интерактивная лекция, групповая дискуссия (включая групповой анализ сказки), игровые методы и психогимнастические упражнения.
После проведения коррекционной программы экспериментальная группа была повторно обследована теми же методиками, что и до прохождения программы.
Результаты исследования показали, что коррекционная программа, разработанная нами на основании трансактного анализ и сказкотерапевтического подхода, оказывает положительное влияние на фиксированную эмоциональную установку и жизненный сценарий человека.
Таким образом, нами была обоснована возможность использования психологического консультирования, ориентированного на транзактный анализ и сказкотерапевтический подход для анализа жизненного сценария современной молодежи. Цель данной работы достигнута.
При этом в данных подходах акцент делается на малоосознаваемостъ, схематизированностъ и внешнезаданность сценария. Однако, рассмотрение трудов представителей субъектного (А.В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Дружинин и др.), смыслового (Д.А. Леонтьев, А.М. Лобок и др.) и бытийного (З.И, Рябикина, В.В. Знаков, Л.Н. Ожигова и др.) подходов в отечественной психологии, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения.
Формируются жизненные сценарии на основе получаемых от родителей сценарных посланий. Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.
По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого (неудачника, жертвы) и сценарий непобедителя или банальный. И в результате исследования группы из 10 человек было выявлено 3 человека - жизненный сценарий «Победитель», 4 человека - жизненный сценарий «Непобедитель», 2 человека - жизненный сценарий «Непобедитель», с предпосылками для формирования жизненного сценария «Победитель» (названный «Победитель*») и 1 человек - жизненный сценарий «Неудачник».
Для достижения цели, поставленной в данной работе, нами было проедено исследование жизненных сценариев на группе из 50 человек в возрасте от 20-40 лет (мужчины и женщины).
По результатам проведенного исследования был сделан вывод об эффективности методов сказкотерапии и трансактнго анализа для диагностики жизненных сценариев личности в молодом возрасте, а так же была отобрана экспериментальная группа для поведения коррекционной программы.
Нами была разработана программа для коррекции жизненного сценария с использованием методов трансактного анализа и сказкотерапии, состоящая из 7 занятий, продолжительностью 2 часа каждое. Включающая такие методы, как интерактивная лекция, групповая дискуссия (включая групповой анализ сказки), игровые методы и психогимнастические упражнения.
После проведения коррекционной программы экспериментальная группа была повторно обследована теми же методиками, что и до прохождения программы.
Результаты исследования показали, что коррекционная программа, разработанная нами на основании трансактного анализ и сказкотерапевтического подхода, оказывает положительное влияние на фиксированную эмоциональную установку и жизненный сценарий человека.
Таким образом, нами была обоснована возможность использования психологического консультирования, ориентированного на транзактный анализ и сказкотерапевтический подход для анализа жизненного сценария современной молодежи. Цель данной работы достигнута.



