Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВРЕМЕННОМ МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК К ДОЛГОСРОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ У МОЛОДЕЖИ

Работа №96687

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения влияния представлений о современных мужчине и женщине на формирование долгосрочных отношений у молодежи 6
1.1. Образ как психический феномен. Его влияние на поведение
человека 6
1.2. Формирование гендерных представлений: механизмы и
динамика 18
Глава 2. Эмпирическое исследования влияния представлений о современных мужчине и женщине на формирование долгосрочных
отношений у молодежи 34
2.1. Описание этапов выборки и исследования 34
2.2. Описание и обоснование методик 36
2.3. Анализ результатов исследования и интерпретация 43
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 1 67
Приложение 2 69
Приложение 3 71
Приложение 4 74
Приложение 5 77
Приложение 6 80
Приложение 7

В современном обществе большое влияние на подрастающее поколение оказывает окружающая среда, формируя у молодежи определенный набор социальных и психологических представлений о взаимоотношениях. Этой проблемой интересуются практически все гуманитарные науки, в частности социальная психология. В свободном доступе имеются многочисленные гендерные исследования.
С точки зрения психологии необходимо рассмотреть представления и идеальные образы, которые складываются у молодежи о том, какими должны быть взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Чаще всего молодежь строит свои взаимоотношения, опираясь на опыт и пример родственников, родителей. Зависит эта тенденция от особенностей культуры и традиционного уклада жизни.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для современной молодежи характерны такие тенденции, как ранние браки, увеличение количества разводов, а также искаженное восприятие юношей и девушек в отношении роли мужчины и женщины. Социальная психология выделяет определение «гендерных представлений». Под гендерными представлениями подразумеваются социальные представления личности о полоролевых отношениях. Впервые данный термин был выделен И.С. Клециной в работе, посвященной исследованиям изменений взаимоотношений полов в России. Также проблему рассматривали такие психологи, как М.В. Буракова, Е.Ф. Иванова, Л.Н. Ожигова и другие. Гендерные представления как социально-психологический феномен изучены в недостаточной степени. Также большой интерес вызывает степень влияния представлений о мужчине и женщине в современном обществе на долгосрочные взаимоотношения молодежи.
Подростковый и юношеский возраст характеризуется своей жесткостью и наличием стереотипов. Молодежь склонна к идеализированию взаимоотношений с противоположным полом, также на формирование идеала оказывают влияние изменения, происходящие в обществе.
Статистические данные по Свердловской области [24] показывают, что с 2010 года по 2015 среднее количество разводов 54%, в 2016 году показатель резко вырос до 63 %. Из общего количества разводов 40% происходят в первые 4 года совместной жизни. Большинство разводов приходится на возраст до 35 лет. Мужчины женятся в основном с 27 лет, либо не женятся вообще. Женщины раньше - в 22-24 года. Это обуславливает поиск причин мужского нежелания вступать в брак и женского «неумения» выйти замуж.
Научная проблема построения и распада семьи изучается с точки зрения экономики, социологии и других наук. Но психологических исследований в этой области не проводилось.
Объект исследования: долгосрочные отношения у молодежи.
Предмет: влияние представлений о современных мужчине и женщине на формирование долгосрочных отношений у молодежи.
Цель исследования: изучить влияние представлений о современном мужчине и женщине на формирование установок к долгосрочным отношениям у молодежи
Задачи:
1. Теоретическая. Изучить литературу по проблеме субъективных образов и представлений о гендерных ролях, их влияние на отношения в паре.
2. Методическая. Подобрать методики, позволяющие исследовать проблему субъективных образов и представлений о гендерных ролях, их влияние на отношения в паре.
3. Эмпирическая. Изучить представления о мужчине и женщине, позитивно и негативно влияющие на длительные отношения в паре.
Гипотеза: существуют компоненты образов и представлений, которые позитивно и негативно влияют на построение длительных отношений в паре.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Леонтьева А. Н., Дружинина В.Н., Бендас Т. В., Андреевой Г.М., Бачаева А. А., Бубнова Ю.М., Гусевой Ю.Е., Здравомысловой Е., Тёмкиной А.
Методы исследования: разработанные, совместно с научным руководителем, опросники о представлениях и установках о мужчинах и женщинах. Методика «Шкала эмоционального отклика», опросник агрессивности Басса - Дарки.
Эмпирическая база: в исследовании участвовали студенты УрГПУ и сотрудники ПАО Сбербанк, 63 человека в возрасте от 20 до 30 лет
Научная новизна работы: ранее не проводилось подобных исследований. Нами были разработаны и использованы в работе опросники о представлениях и установках о мужчинах и женщинах.
Теоретическая и практическая значимость исследования: проведено исследование влиянии компонентов образов и представлений на построение длительных отношений в паре. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют повысить уровень браков и снизить уровень разводов.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав: теоретической и эмпирической, заключения и списка литературы. Основной текст представлен в 66 листах. Список литературы состоит из 45 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической главе данной работы были освещены основные исследования в области усвоения гендерных ролей и формирования стереотипов у молодежи, на основе которых создаются долгосрочные взаимоотношения и семьи.
Цель исследования была достигнута, изучено влияние представлений о современном мужчине и женщине на формирование установок к долгосрочным отношениям у молодежи.
Гипотеза подтвердилась: существуют компоненты образов и представлений, которые позитивно и негативно влияют на построение длительных отношений в паре.
Для пар, состоящих в первом долгосрочном браке характерны следующие представления о мужчине: мужчина время от времени испытывает эмпатию, нежен и разговорчив, время от времени может быть агрессивным и доминировать, быть независимым, иногда предприимчивым и легко принимать решение, иногда может быть религиозным, иногда может испытывать потребность в защите, может скрывать свои эмоции, время от времени может быть аккуратным, спокойным, иногда мужчина может быть тактичным и время от времени уметь располагать к себе собеседника. Мужчина должен саморазвиваться, обладать деловыми навыками и быть самодостаточным, должен иметь чувство юмора, быть сексуально привлекательным, время от времени он заботится о собственной внешности.
Представления о женщине: женщина время от времени может быть агрессивна, иногда может доминировать, время от времени испытывает эмпатию, разговорчива и тактична, предприимчива и независима, время от времени легко принимает решения и обладает деловыми навыками, иногда может быть религиозной, может иногда скрывать эмоции, практически всегда женщина должна испытывать потребность в защите и быть аккуратной, время от времени может быть спокойной. Женщина должна саморазвиваться, быть сексуально привлекательной и нежной, практически всегда она заботится о собственной внешности, имеет чувство юмора и умеет расположить к себе собеседника, практически всегда самодостаточна.
Незначительно отличаются представления о мужчине и женщине в парах, состоящих во втором и более браке свыше 3 лет, и в парах, находящихся в долгосрочном гражданском браке, от вышеизложенных.
Для пар, состоящих в краткосрочных отношения и одиноких людей представления о мужчине отличаются от представлений испытуемых предыдущих трёх групп: мужчина время от времени испытывает эмпатию и разговорчив, время от времени может быть агрессивным и независимым, иногда легко принимать решение, иногда может быть религиозным, иногда скрывать свои эмоции и испытывать потребность в защите, иногда доминировать, время от времени может быть тактичным, уметь располагать к себе собеседника и обладать деловыми навыками. Мужчина всегда должен быть предприимчивым, саморазвиваться и быть самодостаточным, должен иметь чувство юмора, быть сексуально привлекательным, аккуратным, нежным и спокойным, время от времени он заботится о собственной внешности.
Представления о женщине отличаются только по критериям агрессивность и спокойствие. По мнению пар, состоящих в краткосрочных отношения и одиноких людей, женщина никогда не должна быть агрессивной, а всегда должна быть спокойной.



1. Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в
системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г.М.Андреева // Социальная психология: Хрестоматия / сост.
Е.П.Белинская, О.А.Тихоманд- рицкая. - М.; Аспект Пресс, 2000. - С.149
2. Алиева Я.Н. Проблема лидерства в современной семье. Бакинский государственный университет, 2011
3. Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1069-1071. — URL https://moluch.ru/archive/62/9405/(дата обращения: 28.01.2018).
4. Березина Т.Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы // Психология и психотехника. 2012. №1. С. 13-24.
5. Бубнов, Ю.М. Идеальные образы мужчины и женщины в сознании современной молодежи, Социология половых различий и супружеской совместимости, Минск. 1998, с. 45-63
6. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. - М.: Прогресс. 1988. - 144с.
7. Гусева Ю.Е. психолог. Гендерные практики: описание рефлексия, интерпретация. Материалы V конференции молодых исследователей "Гендерные практики: традиции и инновации" . - СПб., 2007. С. 52-58.
8. Дадаева Т.М., Фудин А.Ф. Представления о маскулинности современных юношей (на примере студентов-первокурсников) // СОЦИС, 2013. №6. С.105
9. Докучаева, С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении. «Психологическая наука и образование» 2005, №3, с. 30
10. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Категория власти в гендерных исследованиях // Гендер как инструмент познания и преобразования общества. Материалы Международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество», Москва, 4-5 апреля 2005 г. / Ред.-сост. Е.А.Баллаева, О.А.Воронина, Л.Г.Лунякова. М., 2006. С.109-110
11. Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: Монография. - Ставрополь: СКИПКРО, 2015. - 232 с
12. Е.П. Ильин. Пол и гендер. С-Пб.: Питер, 2010.
13. Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина. Дети в приемной семье. Москва, 1993, с. 64
14. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. 1979. No2. С. 3-14
15. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
16. Круглова Н.В. Перспективы гендерной толерантности в России / Н.В. Круглова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2009
17. Мендра А. Основы социологии. М., 2000. С. 191-214
18. Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. «Жизненное пространство семьи» Объединение и разделение. М.: Генезис, 2011.
19. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации / Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
20. Психология. //под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990, с. 206
21. Психический образ: строение, механизмы,
функционирование и развитие, т. 1-2. М., 1994
22. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 448 с.
23. А.С. Шубина. Исследование системных характеристик образа семьи у детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы XIV Международной конференции молодых ученых, Пермь 2011, с. 24
24. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/population/)
25. Немов Р.С. Н50 Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.: ил
26. Абалакина М.А. Межличностное восприятие и динамика предбрачных отношений. Автореф. канд. психол. наук. Москва, 1987.
27. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс. канд. психол. наук. Москва,1985.
28. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. СПб.: Речь, 2005.
29. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
30. Бурлачук Л. Ф., Коростылева Л. А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал. 1995, №3. С. 32-39.
31. Бузина О. В., Новосельцева Е. Е. Удовлетворенность браком в «молодых» семьях // Психология и политика. Материалы к науч.-практ. конф. Ананьевскке чтения-2002 / Под ред. А. И. Юрьева, Л. А. Цветковой. СПб.: СПбГУ, 2002. С. 305 - 308.
32. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. // Дисс. канд. психол. наук. Л., 1979.
33. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 1981. - С. 294.
34. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе. Влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1983.
35. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
36. Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс.канд. психол. наук. Минск, 1991.
37. Столин В. В., Бутенко Г. П., Романова Т. Л. Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. 1984. № 2. С.16 - 20.
38. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004
39. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996
41. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004
42. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
43. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996
44. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е. Д. Беспанская- Павленко. - Минск: БГУ, 2013
45. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). 2006


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ