ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития познавательной деятельности 11
1.2. Особенности развития познавательной деятельности младших
школьников 22
1.3. Методы и приемы развития познавательной деятельности
младших школьников 27
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 48
2.1. Выявление уровня развития познавательной деятельности у
младших школьников 48
2.2. Реализация модели развития познавательной деятельности при
обучении математике 55
2.3. Изучение динамики уровня развития познавательной
деятельности младших школьников при обучении математике 70
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Для написания данной работы была выбрана актуальная, значимая и важная тема - «Методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике». Её значимость, насущность и важность связаны с тем, что одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия современного общества является состояние развития познавательной деятельности школьников. Так как именно учащиеся в настоящее время составляют важнейший резерв страны, который сможет себя раскрыть, только имея прочные и крепкие знания, умения и навыки. Сегодняшние школьники завтра станут определять экономическое и духовное развитие, состояние науки и культуры российского государства. Поэтому проблема развития познавательной деятельности школьников занимает особое место на современном этапе. Эти размышления и обусловили выбор темы нашей работы.
Актуальность исследования. В настоящее время внимание многих психологов, педагогов, философов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития учащихся школьного возраста. В этот период закладывается фундамент умственного, психического, физического и нравственного развития. А в образовательном процессе познавательная деятельность школьников играет одну из ведущих ролей, так как в результате этой деятельности осуществляется усвоение содержания обучения.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к учащимся: можно отметить неуклонный рост объема знаний, которые им требуется передать; педагоги для себя ставят такую желанную цель как усвоение необходимых знаний детьми не механическим, а осмысленным путём.
В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике.
На сегодняшний день направленность общеобразовательной школы на модернизацию, которая перешла на федеральные государственные образовательные стандарты, как общего, так и начального образования, связана с существенными изменениями в педагогической теории и практике. Это обуславливает внесение корректив в методы и технологии обучения и воспитания, которые должны являться адекватными современным техническим возможностям, способствуя гармоничному вхождению учащихся в современное общество.
Особую значимость данная проблема получает на этапе начального школьного образования. Формирование познавательной деятельности учащихся составляет фундамент учебной деятельности младших школьников. Именно оно формирует слабо используемый резерв, а его учет в образовательном процессе является возможным ответом на сложности, которые связаны с ускорением прогресса науки.
Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него [33].
В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: анализировать ситуацию, адекватно изменять организацией свою деятельность, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и пользоваться ею. Если с данной точки зрения обратиться к целям школьного математического образования, то одной из первоочередных и важнейших задач является развитие на этих уроках познавательной деятельности учащихся. «Учить надобно не мыслям, а мыслить», - сказанные много лет назад слова немецкого философа и ученого XVIII в. И. Канта и сегодня не утратили своего великого значения, оставаясь приоритетным принципом в обучении математике [38].
Математика - важнейшая наука, которая создана нашей цивилизацией и сопровождает ее на всех этапах развития. Вся современная наука, физика и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не только пользуются математическими методами, но и строятся по математическим законам. Путь в современную науку и технику, и просто в современную жизнь проходит через математику.
Математическое образование, которое получают в общеобразовательной школе, составляет важнейший компонент общего образования и общей культуры современного человека. В течение многих столетий математика представляла неотъемлемый элемент системы общего образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности школьника. Образовательный и развивающий потенциал математики неисчерпаем. В современном обучении математика играет значительную роль.
Основной целью математического образовательного процесса становится усвоение определенных способов мышления, которые обеспечивают понимание и производство новых знаний и соответственно познавательной деятельности.
Поэтому, как мы полагаем, наиболее актуальным для современной общеобразовательной школы является разработка новых методов, технологий и приемов развития познавательного потенциала учащихся младших классов.
Всё сказанное и определяет актуальность выбранной нами темы данной работы.
Освещение темы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах проблема познавательной деятельности обрела многочисленные толкования, уточнения, разнообразные точки зрения. А в ФГОС начальной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем [60].
Особенности развития познавательной деятельности в школьном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучали Т.М. Землянухина, Д.Б. Годовикова, Е.Э. Кригер, М.И. Лисина, Т.А. Павловец, Т.А. Серебрякова, С.П. Чумакова.
Значительный вклад в изучение и развитие познавательной деятельности внесли такие ученые, как: Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов. Они разработали различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей школьников.
Исследования В.В. Давыдова, Л. П. Буевой, А.В. Маргулиса, А. М. Матюшкина, Т. И. Шамовой, И. Ф. Харламова, ясно доказывают, что повышению результативности и качества образовательного процесса в целом повышению уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников способствует активизация познавательной деятельности.
Специальных работ, которые посвящены исключительно проблеме формирования познавательных УУД при обучении математике в основной школе, не так много (А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, И.Г. Липатниковой). Данные авторы в своих трудах предлагают конкретный материал и предоставляют конкретные рекомендации по формированию отдельных видов УУД, в том числе и познавательных [4, 9, 56].
Математика развивает творческое мышление, заставляя учеников решать нестандартные задачи, размышляя над парадоксами, анализируя содержание условий теорем и сути их доказательств, изучая специфику работы творческой мысли выдающихся ученых. А. Я. Хинчин усматривает воспитательный эффект уроков математики в том, что специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений воспитывает в школьниках общую логическую культуру мышления, и основным моментом воспитательной функции математического образования учёный связывает с развитием у учеников способностей к полноценности аргументации [55, с. 324].
Проблема и противоречия. Изучив педагогический опыт и проанализировав научную литературу по данному вопросу, мы сформулировали проблему исследования, определяемую как противоречие между идеей о необходимости и важности познавательной деятельности учащихся в младшем школьном возрасте и недостаточной разработанностью методических и научно-теоретических основ обоснования эффективных методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике.
Объект исследования: развитие познавательной деятельности младших школьников при обучении математике
Предмет исследования: методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике.
Цель исследования: подобрать наиболее эффективные методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике.
Гипотеза исследования: развитие познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста при обучении математике станет наиболее эффективным, когда на уроках математики:
- будут применяться активные методы обучения, позволяющие обучающимся быть непассивными участниками образовательного процесса;
- будет формироваться у младших школьников понимание личностной значимости учения и познавательной деятельности;
- будет разработана модель развития познавательной деятельности при обучении математике с подбором приемов, развивающих каждый компонент структуры познавательной деятельности.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности.
2. Выявить особенности развития познавательной деятельности младших школьников.
3. Рассмотреть методы и приемы развития познавательной деятельности.
4. Определить уровни развития познавательной деятельности у младших школьников.
5. Разработать модель развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике.
6. Изучить динамику развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике.
Научная новизна исследования заключена в том, что в работе:
- уточняется научное знание об особенностях развития познавательной деятельности младших школьников;
- разработана модель развития познавательной деятельности при обучении математике младших школьников через активные методы и приемы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что раскрыты особенности развития познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты её исследования, возможно, внедрить в практику работы преподавателей математики; разработке модели развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике.
База исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 учащихся 3-го класса МБОУ СОШ № 20 г. Екатеринбурга.
Этапы исследования:
1- й этап - научно-исследовательский анализ современной литературы по проблеме развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике;
2- й этап - изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников, разработка и внедрение модели развития познавательной деятельности при обучении математике.
3- й этап - заключительная диагностика развития уровня познавательной деятельности у младших школьников после введения системы методов и приёмов.
Методы исследования: при анализе исследуемого материала использовались следующие методы: метод теоретического исследования (изучение работ психологов, педагогов); метод сравнения, наблюдение, осмысление, обобщение, диагностические методы исследования.
Материалы работы апробированы. Имеются публикации в сборнике статей международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования» и в научном журнале «Студенческий».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обобщены сведения о понятии и развитии познавательной деятельности младших школьников.
2. Разработана и внедрена модель развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике. Подобраны приемы для развития каждого структурного компонента развития познавательной деятельности.
3. Выявлена положительная динамика в развитии познавательной деятельности младших школьников при обучении математики после внедрения разработанной модели.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, где есть практическая и теоретическая главы, которые в свою очередь разбиты на ряд параграфов, заключения, списка литературы и ряда приложений.
В работе представлен список литературы, включающий 69 источников.
Также представлен ряд приложений в количестве 2.
Обобщив результаты данного исследования, выполнив намеченные нами в ведении задачи и поставленную цель, сформулируем ряд выводов, отраженных в нашей работе:
Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких -то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний.
По отработанной и исследованной нами литературы в первой теоретической главе мы рассмотрели понятие «познавательная деятельность», её структуру, а также выявили, что познавательная деятельность обеспечивает способность детей младшего школьного возраста к познанию окружающего мира.
Также рассмотрели методы и приёмы развития познавательной деятельности и выявили, что основным средством формирования познавательной деятельности в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания, которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования основан на системно-деятельностном подходе, который концептуально базируется на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся и их индивидуальным особенностям и возрасту.
На сегодняшний день ФГОС нацеливает на смену образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отметим, что общее развитие личности ребёнка невозможно без развития его познавательной деятельности, повышения при этом его познавательной активности.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания мира, познавательной деятельности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждение разных мнений, учебный диалог.
Познавательная деятельность - это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия.
Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы.
После подробного изучения теоретической и научно-методической литератур по исследуемой проблеме, мы провели экспериментальную работу по выявлению уровня развития познавательной деятельности у младших школьников
Цель экспериментального исследования - выявить уровень развития познавательной деятельности у младших школьников.
Эмпирической базой исследования выступило 25 учащихся 3-го класса МБОУ СОШ № 20 г. Екатеринбурга.
Была отобрана методика, предназначенная для исследования сформированности уровня развития познавательной деятельности у учащихся 3-ых классов:
Методика оценки уровня сформированности учебно-познавательной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что уровень сформированности познавательной деятельности у учащихся 3-го класса преобладает низкий (60 %).
8 учащихся 3-го класса - средний уровень познавательной деятельности (32 %).
2 ученика 3-го класса находятся на высоком уровне развития познавательной деятельности (8 %).
Итоги, которые были получены в результате диагностики уровня развития познавательной деятельности, способствовали разработке модели по развитию познавательной деятельности обучающихся 3-го класса по математике.
В итоге мы разработали модель, по нашему мнению, эффективных и действенных методов и приемов, повышающих уровень развития познавательной деятельности учащихся 3-го класса при обучении математике.
С целью выявления результатов, достигнутых в процессе развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, было проведено повторное исследование уровня формирования познавательной деятельности учащихся 3-го класса после реализации разработанных нами методов и приемов, повышающих уровень формирования познавательной деятельности учащихся 3-го класса при обучении математике. Для более качественного и точного сравнения двух экспериментов, при повторном обследовании младшим школьникам предлагалась та же методика, что и на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
На контрольном этапе после внедрения разработанной модели развития познавательной деятельности, в которой представлены приемы, развивающие каждый компонент структуры познавательной деятельности, повысился уровень развития познавательной деятельности учащихся 3-го класса при обучении математике.
Количество обучающихся с высоким уровнем развития познавательной деятельности возросло от 2 человек до 14, что составило 56 %, количество обучающихся с низким уровнем развития снизилось на 10 человек (40 %), со средним уровнем на 2 человека (8 %).
Сравнив результаты, констатирующего и контрольного этапов мы уверенно констатировали тот факт, что наблюдается положительная динамика развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике. После реализации разработанной нами модели, уровень познавательной деятельности учащихся 3-го класса при обучении математике действительно повысился.
Таким образом, разработанная нами модель развития познавательной деятельности, показала свою эффективность и результативность, что подтверждается результатами повторной диагностики.
Итак, все поставленные задачи выполнены, следовательно, достигнута цель данного исследования, выдвинутая гипотеза подтверждена. Мы убедились в том, развитие познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста при обучении математике стало наиболее эффективным, ввиду того, что мы смогли проводили систематическую и целенаправленную работу по развитию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста при обучении математике; комплексно и целенаправленно использовали разнообразные и эффективные методы и приемы развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста при обучении математике. Разработанная нами модель развития познавательной деятельности младшего школьника при обучении математике может использоваться учителями начальных классов на уроках математики
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Осиповой М. П. - Минск : Обряд, 2017. - 230 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 412 с.
4. Анастази, А. В. Психологическое тестирование. [Текст] / А. В. Анастази. - М. : Педагогика, 1982. - 240 с.
5. Анцибор, М. М., Активные формы и методы обучения [Текст] / М. М. Анцибор. - Тула : Академия, 2002. - 385 с.
6. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
7. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.;
8. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] / С. П. Баранов, JI. Р Болотина, Т. В. Воликова. - М. : Просвещение, 1981. - 367 с.
9. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Астрель, 1991. - 257 с.
10. Бессчетнова, Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст] / Л. А. Бессчетнова // Поволжский Педагогический Поиск (Научный журнал). - 2015. - № 2 (12). - С.19- 27.
11. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 11-17.
12. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. [Текст] / В. Б. Бондаревский. - М. : Просвещение, 1983. - 143 с.
13. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебно-методическое пособие / В. М. Букатов. - М. : Флинта, 2003. -151 с.
14. . Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2016. -№ 4. - С. 63-68.
15. Венгер, А. Л. Психология развития [Текст] : словарь / А. Л. Венгер. - М. : АСТ, 2005. - 176 с.
16. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. - М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. - 224 с.
17. Волович, М. Б. Математика без перегрузок [Текст] / М. Б. Волович. - М. : Педагогика, 1991. - 144 с.
18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Книга по требованию, 2013. - 432 с.
19. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин. - Воронеж : Издательство Институт практической психологии, 1972. - С. 272-317.
20. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова; под ред. М. В. Гамезо.- М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
21. Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников [Текст] : автореф. дис. . ..канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Грачева; Киров, 2003. - 55 с.
22. Дрозд, В. Л От маленьких проблем - к большим открытиям [Текст] / В. Л. Дрозд, М. А. Урбан, // Начальная школа. - 2015. - № 5. - С.37.
23. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
24. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст]: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Даниловапод ; ред. И.В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. - 148 с.
25. Запорожец, А. В. Психология действия: избранные
психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец - Воронеж : МОДЭК, 2000. - 736 с.
26. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб. пособие / Н. Б. Истомина. - М. : Академия, 2002. - 162 с.
27. Карелин, А. С. Большая энциклопедия психологических тестов в 2-х т. [Текст] / А. С. Карелин. - М. : Эксмо, 2014. -615 с.
28. Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой [Текст] / Б. А. Кордемский. - М. : Просвещение, 2001. -260 с.
29. Кроль, В. М. Психология и педагогика [Текст]: уч. пособие / В. М. Кроль. - М. : Высшая школа, 2001. - 319 с.
30. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М. : Академия, 2000. - 624с.
31. Лебедев, О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся [Текст] / Г. М. Лебедев. - М. : Просвещение, 1973. - С. 17-32.
32. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2002. - 448 с.
33. Лизинский, В. М., Приемы и формы в учебной деятельности [Текст] / В. М. Лизинский. - М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.
34. Лихачёв, Б. Т. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Т.М. Лихачёв.- М. : Юрайт-М, 2001. - 607 с.
35. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1977. - 224 с.
36. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
37. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками [Текст]: пособие для учителя / Е. Л. Мельникова. - М. : Прогресс, 2002. - 168 с.
38. Моро, М. П. Методика обучения математике в 1 -3 классах [Текст] / М. П. Моро, А. М. Пышкало. - М. : Просвещение, 1978. - 304 с.
39. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2006. - 608 с.
40. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 1996. - 341 с.
41. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов - М. : Астрель, 2004. - 256 с.
42. Осинская, В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики [Текст] / В. Н. Осинская. - Киев : Рад. шк., 2010. - 210 с.
43. Островский, Э. В. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова и др.; под ред. Э. В. Островского. - М. : Вузовский учебник, 2005. - 384 с.
44. Петровский, А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности [Текст] / А. В. Петровский // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 15-19.
45. Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / О. В. Петунин // Almamater. - 2009. - № 2. - С. 36-39.
46. Полат, Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта [Текст]: материалы методического семинара / Е. С. Полат. - М. : Академия, 2001. - с.123.
47. Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении [Текст] : дис. ...д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Половникова. - Казань, 1976. - 483 с.
48. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Онлайн-словарь. [Электронный ресурс]. - URL: https://hum.edu-lib.com/szbrannoe/psihologicheskiy-slovar-pod-red-a-v-petrovskogo-onlayn (дата обращения 18.08.2018).
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
50. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
51. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1984. - 96 с.
52. Скрипко, З. А Формирование универсальных учебных действий учащихся [Текст] / З. А. Скрипко, Н. Д. Артемова, В. Г Тютерев. // Вестник Томского университета. 2015. - С.121-127.
53. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : Учебное пособие / В. А. Сластенин. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
54. Смирнов, А. А. Практикум по общей психологии [Текст] / А. А. Смирнов. - М. : Эксмо, 2005. - 224 с.
55. Старовойтенко, Е. Б. Современная психология: формы
интеллектуальной жизни [Текст]: учебное пособие / Е. Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2001. - 544 с.
56. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебник / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 1998. - 288 с.
57. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] : книга для учителя / Н. Ф. Талызина. - М. : Просвещение, 1982. - 175 с.
58. Усова, А. В. Учись самостоятельно учиться [Текст] / , А. В Усова, В. А. Беликов. - М. : Просвещение, 2003. - 126 с.
59. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования - [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL:
ййрз://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 18.08.2018).
61. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] /
A. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
62. Фридман, Б. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Б. М. Фридман, А. В. Кулагина. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
63. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности [Текст] /
B. Д. Шадриков. - Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1979. - 91 с.
64. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 208 с.
65. Шкредова, JI. H. Проблемно-поисковые методы обучения [Текст] / Л. Н. Шкредова // Начальная школа. - 2006. -№12. - С.21-23.
66. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
67. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 2006. - 382 с.
68. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 414 с.
69. Эрдниев, П. М. Обучение математике в начальных классах [Текст] : книга для учителя / П. М. Эрдниев. - М. : Столетие, 1995. - 272 с.