ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ СИМВОЛДРАМЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 8
1.1 Общие представления о смысложизненной сфере человека 8
1.2 Общие представления о смысложизненной сфере взрослого человека... 15
1.3 Символдрама как метод развития формирования смысложизненной
сферы 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Организация и методика исследования 29
2.2 Описание констатирующего эксперимента 38
2.3 Описание формирующего эксперимента 44
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 8
1.1 Общие представления о смысложизненной сфере человека 8
1.2 Общие представления о смысложизненной сфере взрослого человека... 15
1.3 Символдрама как метод развития формирования смысложизненной
сферы 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Организация и методика исследования 29
2.2 Описание констатирующего эксперимента 38
2.3 Описание формирующего эксперимента 44
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Ускорение социальной динамики и структурные изменения в российском обществе в настоящее время привели к трансформации общественных идеалов и индивидуальных ценностей. В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Таким образом, изучение ценностей и смысложизненных ориентаций личности позволяет получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения.
В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая их как синонимы. Мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении.
Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». В.Э. Чудновский определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Другое значения этого понятия связано с тестом смысложизненных ориентаций (СЖО), Д.А. Леонтьева, созданного на основе адаптации теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, являющегося, в свою очередь, операционализацией теории стремления к смыслу В. Франкла. Понятие смысла широко используется в деятельностном подходе. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В концепции Б.С. Братуся смысл представлен как сложная динамическая система, которая и обуславливает всю жизнедеятельность человека. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым».
Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях. Исследователи представляют формирование ценностных ориентаций личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Объектом исследования является смысложизненная сфера у взрослых людей.
Предметом исследования является процесс изменения смысложизненных ориентаций у взрослых.
Цель нашего исследования - это развитие смысложизненной сферы личности в процессе символдрамы.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что процесс символдрамы у взрослых изменит их смысложизненную ориентацию.
2. Существуют статистически значимые различия в уровне выраженности смысложизненных ориентаций у взрослых до и после проведения символдрамы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций у взрослых людей.
2. Эмпирически исследовать проблему смысложизненных ориентаций у взрослых людей.
3. Разработать и апробировать проблему формирования смысложизненных ориентаций средствами символдрамы.
Теоретической и методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепция «цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, теория смысла жизни Б.С. Братуся, смысловая установка личности А.Г. Асмолова, психология смысла Д.А. Леонтьева, теория смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, эволюционная концепция личности и развития духовности В.Д. Шадрикова, аналитическая теория К.Юнга.
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы и методики:
1. Изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей и социальной психологии, связанной с проблемой изучения осмысленности жизни;
2. Психодиагностические методики:
-Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
-Методика психологического благополучия К. Рифф.
-Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса.
3. Метод математико-статистического анализа:
-Сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона).
-Описательная статистика.
Для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Excel корпорации Microsoft.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты исследования расширяют теоретические представления о взаимосвязях в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций, а также о влиянии процесса символдрамы на динамику ценностей и смысложизненных ориентаций взрослых людей. Обнаруженные различия в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций у взрослых людей указывают на перспективность исследования метода символдрамы в формировании ценностей и смысложизненных ориентаций и развитии благоприятных личностных качеств.
Практическая значимость исследования.
Результаты данного исследования могут найти применение в психологическом сопровождении взрослых людей, в тренингах личностного роста. Полученные данные подтверждают позитивную роль метода символдрамы в развитии ценностно-смысловой сферы взрослых. Данные об особенностях структуры ценностей и смысложизненных ориентаций у взрослых позволяют наметить пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей и смысложизненных ориентаций.
В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая их как синонимы. Мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении.
Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». В.Э. Чудновский определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Другое значения этого понятия связано с тестом смысложизненных ориентаций (СЖО), Д.А. Леонтьева, созданного на основе адаптации теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, являющегося, в свою очередь, операционализацией теории стремления к смыслу В. Франкла. Понятие смысла широко используется в деятельностном подходе. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В концепции Б.С. Братуся смысл представлен как сложная динамическая система, которая и обуславливает всю жизнедеятельность человека. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым».
Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях. Исследователи представляют формирование ценностных ориентаций личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Объектом исследования является смысложизненная сфера у взрослых людей.
Предметом исследования является процесс изменения смысложизненных ориентаций у взрослых.
Цель нашего исследования - это развитие смысложизненной сферы личности в процессе символдрамы.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что процесс символдрамы у взрослых изменит их смысложизненную ориентацию.
2. Существуют статистически значимые различия в уровне выраженности смысложизненных ориентаций у взрослых до и после проведения символдрамы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций у взрослых людей.
2. Эмпирически исследовать проблему смысложизненных ориентаций у взрослых людей.
3. Разработать и апробировать проблему формирования смысложизненных ориентаций средствами символдрамы.
Теоретической и методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепция «цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, теория смысла жизни Б.С. Братуся, смысловая установка личности А.Г. Асмолова, психология смысла Д.А. Леонтьева, теория смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, эволюционная концепция личности и развития духовности В.Д. Шадрикова, аналитическая теория К.Юнга.
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы и методики:
1. Изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей и социальной психологии, связанной с проблемой изучения осмысленности жизни;
2. Психодиагностические методики:
-Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
-Методика психологического благополучия К. Рифф.
-Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса.
3. Метод математико-статистического анализа:
-Сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона).
-Описательная статистика.
Для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Excel корпорации Microsoft.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты исследования расширяют теоретические представления о взаимосвязях в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций, а также о влиянии процесса символдрамы на динамику ценностей и смысложизненных ориентаций взрослых людей. Обнаруженные различия в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций у взрослых людей указывают на перспективность исследования метода символдрамы в формировании ценностей и смысложизненных ориентаций и развитии благоприятных личностных качеств.
Практическая значимость исследования.
Результаты данного исследования могут найти применение в психологическом сопровождении взрослых людей, в тренингах личностного роста. Полученные данные подтверждают позитивную роль метода символдрамы в развитии ценностно-смысловой сферы взрослых. Данные об особенностях структуры ценностей и смысложизненных ориентаций у взрослых позволяют наметить пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей и смысложизненных ориентаций.
Рассмотрев основные учения об осмысленности жизни, мы пришли к выводу, что смысложизненные ориентации - это необходимое и достаточное условие формирования личности человека. Формирование смысла в жизни начинается еще в детском и подростковом возрасте, но именно на зрелость приходится его решающий этап становления. От того, как пройдет это становление зависит дальнейшее отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации, способность сознательно выстроить собственную жизнь, определить стратегические цели и смысложизненные ориентации.
Проблемами осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями, занимались многие ученные. Нам наиболее близки учения Д.А. Леонтьева, Б.С. Братуся, Б.Г. Ананьева, К. Рифф, К. Роджераса, Р. Даймонда об осмысленности жизни. Именно учения этих авторов легли в основу нашего эмпирического исследования. Поэтому мы применяли следующие методики: «тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева», «методика психологического благополучия К. Рифф», «методика социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса».
Проведя исследование, мы выявили, что:
1. Вся группа испытуемых характеризуется низким уровнем осмысленности жизни по всем трем методикам. Это говорит нам о том, что взрослые люди низко оценивают свой духовный потенциал, у них низкая самооценка. Они не уверены в себе, закомплексованы, не имеют ясных и четких целей в жизни.
2. Анализируя экспериментальную группу после проведения формирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что показатель осмысленности жизни по методике Р. Даймонда-К. Роджерса в норме, а вот по методикам Д.А. Леонтьева и К. Рифф остался также ниже нормы.
3. Сравнивая экспериментальную группу до и после проведения символдрамы по критерию Вилкоксона по всем трем методикам, мы установили, что есть значимый сдвиг значений, т.е. данный факт свидетельствует об эффективности символдрамы.
4. Сравнивая экспериментальную и контрольную группы после проведения символдрамы по критерию Манна-Уитни по всем трем методикам, можно констатировать, что есть значимые различия между двумя этими группами, что также говорит об эффективности кататимно-имагинативной психотерапии.
Мы изучили теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций у взрослых людей, эмпирически исследовали данную проблему, а также разработали и апробировали проблему формирования смысложизненных ориентаций средствами символдрамы.
Подведя итог вышесказанному, делаем вывод, что гипотезы, предполагающие, что существуют значимые различия в уровне выраженности смысложизненных ориентаций у взрослых до и после проведения символдрамы, а также, что процесс символдрамы изменит у взрослых их осмысленность жизни, нашли свое подтверждение.
Таким образом, мы считаем, что поставленные в начале исследования цели и задачи были полностью достигнуты.
Проблемами осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями, занимались многие ученные. Нам наиболее близки учения Д.А. Леонтьева, Б.С. Братуся, Б.Г. Ананьева, К. Рифф, К. Роджераса, Р. Даймонда об осмысленности жизни. Именно учения этих авторов легли в основу нашего эмпирического исследования. Поэтому мы применяли следующие методики: «тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева», «методика психологического благополучия К. Рифф», «методика социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса».
Проведя исследование, мы выявили, что:
1. Вся группа испытуемых характеризуется низким уровнем осмысленности жизни по всем трем методикам. Это говорит нам о том, что взрослые люди низко оценивают свой духовный потенциал, у них низкая самооценка. Они не уверены в себе, закомплексованы, не имеют ясных и четких целей в жизни.
2. Анализируя экспериментальную группу после проведения формирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что показатель осмысленности жизни по методике Р. Даймонда-К. Роджерса в норме, а вот по методикам Д.А. Леонтьева и К. Рифф остался также ниже нормы.
3. Сравнивая экспериментальную группу до и после проведения символдрамы по критерию Вилкоксона по всем трем методикам, мы установили, что есть значимый сдвиг значений, т.е. данный факт свидетельствует об эффективности символдрамы.
4. Сравнивая экспериментальную и контрольную группы после проведения символдрамы по критерию Манна-Уитни по всем трем методикам, можно констатировать, что есть значимые различия между двумя этими группами, что также говорит об эффективности кататимно-имагинативной психотерапии.
Мы изучили теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций у взрослых людей, эмпирически исследовали данную проблему, а также разработали и апробировали проблему формирования смысложизненных ориентаций средствами символдрамы.
Подведя итог вышесказанному, делаем вывод, что гипотезы, предполагающие, что существуют значимые различия в уровне выраженности смысложизненных ориентаций у взрослых до и после проведения символдрамы, а также, что процесс символдрамы изменит у взрослых их осмысленность жизни, нашли свое подтверждение.
Таким образом, мы считаем, что поставленные в начале исследования цели и задачи были полностью достигнуты.



