Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ СИМВОЛДРАМЫ

Работа №96684

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 8
1.1 Общие представления о смысложизненной сфере человека 8
1.2 Общие представления о смысложизненной сфере взрослого человека... 15
1.3 Символдрама как метод развития формирования смысложизненной
сферы 19
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Организация и методика исследования 29
2.2 Описание констатирующего эксперимента 38
2.3 Описание формирующего эксперимента 44
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Ускорение социальной динамики и структурные изменения в российском обществе в настоящее время привели к трансформации общественных идеалов и индивидуальных ценностей. В современных условиях «кризиса ценностей» и отсутствия общепризнанной идеологии представления о культурно одобряемом поведении размываются, а выбор моделей поведения опирается на иерархию индивидуальных ценностей, смысложизненные ориентации личности. Таким образом, изучение ценностей и смысложизненных ориентаций личности позволяет получить представление о тенденциях в изменении социальных норм, установок и стратегий поведения.
В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности, а личностные ценности как одна из форм существования ценностей. При этом большинство авторов не проводит различия между личностными ценностями и ценностными ориентациями, часто рассматривая их как синонимы. Мы рассматриваем ценностные ориентации как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении.
Смысложизненные ориентации человека рассматриваются в психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, в тесной связи с понятиями «ценностные ориентации», «жизненные цели» и «смысл жизни». В.Э. Чудновский определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Другое значения этого понятия связано с тестом смысложизненных ориентаций (СЖО), Д.А. Леонтьева, созданного на основе адаптации теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, являющегося, в свою очередь, операционализацией теории стремления к смыслу В. Франкла. Понятие смысла широко используется в деятельностном подходе. Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В концепции Б.С. Братуся смысл представлен как сложная динамическая система, которая и обуславливает всю жизнедеятельность человека. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым».
Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций личности рассматривается в исследованиях в контексте общих закономерностей психического развития, в непосредственной связи с особенностями возрастного развития на различных его стадиях. Исследователи представляют формирование ценностных ориентаций личности как результат взаимодействия развивающихся мыслительных структур с постепенно расширяющимся социальным опытом (Ж. Пиаже); как результат интериоризации, перехода от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному способу жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев).
Объектом исследования является смысложизненная сфера у взрослых людей.
Предметом исследования является процесс изменения смысложизненных ориентаций у взрослых.
Цель нашего исследования - это развитие смысложизненной сферы личности в процессе символдрамы.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что процесс символдрамы у взрослых изменит их смысложизненную ориентацию.
2. Существуют статистически значимые различия в уровне выраженности смысложизненных ориентаций у взрослых до и после проведения символдрамы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций у взрослых людей.
2. Эмпирически исследовать проблему смысложизненных ориентаций у взрослых людей.
3. Разработать и апробировать проблему формирования смысложизненных ориентаций средствами символдрамы.
Теоретической и методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория стремления к смыслу В. Франкла, концепция «цели в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, теория смысла жизни Б.С. Братуся, смысловая установка личности А.Г. Асмолова, психология смысла Д.А. Леонтьева, теория смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновского, эволюционная концепция личности и развития духовности В.Д. Шадрикова, аналитическая теория К.Юнга.
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы и методики:
1. Изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей и социальной психологии, связанной с проблемой изучения осмысленности жизни;
2. Психодиагностические методики:
-Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
-Методика психологического благополучия К. Рифф.
-Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса.
3. Метод математико-статистического анализа:
-Сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона).
-Описательная статистика.
Для упорядочивания и сортировки данных использовалась программа Excel корпорации Microsoft.
Теоретическая значимость исследования.
Результаты исследования расширяют теоретические представления о взаимосвязях в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций, а также о влиянии процесса символдрамы на динамику ценностей и смысложизненных ориентаций взрослых людей. Обнаруженные различия в структуре ценностей и смысложизненных ориентаций у взрослых людей указывают на перспективность исследования метода символдрамы в формировании ценностей и смысложизненных ориентаций и развитии благоприятных личностных качеств.
Практическая значимость исследования.
Результаты данного исследования могут найти применение в психологическом сопровождении взрослых людей, в тренингах личностного роста. Полученные данные подтверждают позитивную роль метода символдрамы в развитии ценностно-смысловой сферы взрослых. Данные об особенностях структуры ценностей и смысложизненных ориентаций у взрослых позволяют наметить пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей и смысложизненных ориентаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев основные учения об осмысленности жизни, мы пришли к выводу, что смысложизненные ориентации - это необходимое и достаточное условие формирования личности человека. Формирование смысла в жизни начинается еще в детском и подростковом возрасте, но именно на зрелость приходится его решающий этап становления. От того, как пройдет это становление зависит дальнейшее отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации, способность сознательно выстроить собственную жизнь, определить стратегические цели и смысложизненные ориентации.
Проблемами осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями, занимались многие ученные. Нам наиболее близки учения Д.А. Леонтьева, Б.С. Братуся, Б.Г. Ананьева, К. Рифф, К. Роджераса, Р. Даймонда об осмысленности жизни. Именно учения этих авторов легли в основу нашего эмпирического исследования. Поэтому мы применяли следующие методики: «тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева», «методика психологического благополучия К. Рифф», «методика социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса».
Проведя исследование, мы выявили, что:
1. Вся группа испытуемых характеризуется низким уровнем осмысленности жизни по всем трем методикам. Это говорит нам о том, что взрослые люди низко оценивают свой духовный потенциал, у них низкая самооценка. Они не уверены в себе, закомплексованы, не имеют ясных и четких целей в жизни.
2. Анализируя экспериментальную группу после проведения формирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что показатель осмысленности жизни по методике Р. Даймонда-К. Роджерса в норме, а вот по методикам Д.А. Леонтьева и К. Рифф остался также ниже нормы.
3. Сравнивая экспериментальную группу до и после проведения символдрамы по критерию Вилкоксона по всем трем методикам, мы установили, что есть значимый сдвиг значений, т.е. данный факт свидетельствует об эффективности символдрамы.
4. Сравнивая экспериментальную и контрольную группы после проведения символдрамы по критерию Манна-Уитни по всем трем методикам, можно констатировать, что есть значимые различия между двумя этими группами, что также говорит об эффективности кататимно-имагинативной психотерапии.
Мы изучили теоретические аспекты проблемы формирования смысложизненных ориентаций у взрослых людей, эмпирически исследовали данную проблему, а также разработали и апробировали проблему формирования смысложизненных ориентаций средствами символдрамы.
Подведя итог вышесказанному, делаем вывод, что гипотезы, предполагающие, что существуют значимые различия в уровне выраженности смысложизненных ориентаций у взрослых до и после проведения символдрамы, а также, что процесс символдрамы изменит у взрослых их осмысленность жизни, нашли свое подтверждение.
Таким образом, мы считаем, что поставленные в начале исследования цели и задачи были полностью достигнуты.



1. Акимова Н.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студентов ВУЗа / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-26.
2. Андриевская С.В. Взаимосвязь самоотношения и
смысложизненных ориентаций у студентов / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 10-2. С. 74-76.
3. Андриевская С.В. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации аффилиации у молодёжи / Научный поиск в современном мире сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. НИЦ "Апробация". 2016. С. 77-86.
4. Асадулаева У.М., Дамадаева А.С. Психологические особенности смысложизненных ориентаций учителей на разных этапах профессиональной деятельности / Мир образования - образование в мире. 2016. № 2 (62). С. 124-129.
5. Берберян А.С., Берберян Э.С. Исследование и развитие позитивной этнической идентичности на основе осознания смысложизненных ориентаций у русских и армянских студентов / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 42. С. 5-13.
6. Блинова Н.А. Становление смысложизненных ориентаций
студентов-психологов / Наука на благо человечества - 2016 Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции
преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ. 2016. С. 8-14.
7. Варе И.С. Субъективный контроль будущих психологов с высокой и низкой степенью сформированности смысложизненных ориентаций / Науковий огляд. 2016. № 6 (27). С. 71-79.
8. Габдулина Л.И., Фёдорова О.И. Самоорганизация деятельности студентов в связи с их ценностными и смысложизненными ориентациями / Психология обучения. 2017. № 1. С. 36-49.
9. Гаврина Е.Е., Ломакина Ю.Ю. Психологические особенности смысложизненных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России / NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 52. С. 310-314.
10. Голзицкая А.А. Библиотерапия как подход к работе со смысложизненными ориентациями / Психологические проблемы смысла жизни и акме Электронный сборник материалов XXI симпозиума. Под редакцией Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой . 2016. С. 129-131.
11. Горбунова Г.В. Особенности взаимосвязи между
смысложизненными ориентациями, жизнестойкостью и перфекционизмом (на примере российских граждан) / Научные исследования: теория, методика и практика Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 138-141.
12. Грибашина А.А., Уварова М.Ю. Взаимосвязь волевой регуляции и смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте / Проблемы теории и практики современной психологии Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно¬практической конференции. 2016. С. 276-279.
13. Гусева А.П. Эмоциональное выгорание личности в связи со смысложизненными ориентациями / Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 420-425.
14. Донскова М.Г. Развитие смысложизненных ориентаций студентов колледжа / Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 768-772.
15. Зиборова Е.И., Костина И.Б. Система жизненных ценностей менеджеров с разными смысложизненными ориентациями / Ценностное многообразие современной культуры Монография. Под общей редакцией И.Р. Камалиевой. Западный, 2018. С. 264-286.
16. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов / Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 31.
17. Кожевникова Е.В., Разуваева Т.Н. Склонность к самоповреждающему поведению юношей и девушек с разными смысложизненными ориентациями /: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. 2017. С. 166-174.
18. Косикова Л.В., Лях Ю.В. Особенности смысложизненных ориентаций безработной молодежи с различными факторами, препятствующими трудоустройству / Психология обучения. 2016. № 10. С. 122-128.
19. Малых А.С. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и уровня рефлексии в юношеском возрасте / Проблемы теории и практики современной психологии Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2016. С. 201¬203.
20. Матвеева Е.В., Анучин И.В. Проблема взаимосвязи субъективного ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и смысложизненных ориентаций у современных российских студентов / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 32. С. 151-157. Матвеева Е.В., Анучин И.В. Проблема взаимосвязи субъективного ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и смысложизненных ориентаций у современных российских студентов / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 32. С. 238-242.
21. Симонова А.Г., Низовских Н.А. Связь субъективного переживания одиночества со смысложизненными ориентациями и самоактуализацией личности во втором периоде зрелого возраста / Вестник гуманитарного образования. 2017. № 4. С. 34-39.
22. Сулайманова А.И. Взаимосвязь личностнных особенностей студентов с их смысложизненными ориентациями / инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 135-140.
23. Турсунов В.В. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте / Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 3. С. 64-73.
24. Ульянова И.В. Интеграция обучения, воспитания и развития личности в воспитательной системе формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников /: Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.И. Колесник. 2016. С. 208-212.
25. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем.
Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.
26. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996 г. С.3, 4.
27. Юнг К. Психологические типы. М., 1923.
28. Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ