ГЛАВА 1. БРИТАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ 11
1.1. Описание и характеристика событий, происходящих в Великобритании
рубежа XIX - XX вв 11
1.2. Либеральное и консервативное направления британской
историографии истории Великобритании рубежа XIX - XX веков 15
1.3. Лейбористская историография истории Великобритании рубежа
XIX - XX веков 22
1.4. Марксистская историография истории Великобритании рубежа
XIX - XX веков 28
ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ РУБЕЖА XIX - XX ВВ 36
2.1. Документы и материалы по истории Великобритании рубежа XIX - XX
веков 36
2.2. Советская отечественная историография истории Великобритании
рубежа XIX - XX веков 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Учебное пособие по истории. Историографические сюжеты школьного курса всеобщей истории: методические варианты изучения на старшей ступени школы 63
Выпускная квалификационная работа (диссертационное исследование) посвящена изучению проблемы формирования и развития исторической мысли британской и отечественной историографии истории Великобритании рубежа XIX - XX вв. В ней предпринята попытка системного анализа исторической мысли, как закономерного этапа эволюции исторической науки Великобритании рубежа XIX - XX столетий.
Конал Фурай и Майкл Дж. Салувирис определяют «историографию» как «исследование того, как история была написана и описана, история исторического письма. Когда вы изучаете «историографию», вы не изучаете события прошлого прямо, но меняются интерпретации этих событий в работах отдельных историков».
Если говорить об этом виде исследований, как о науке, тогда историография - это дисциплина, которая изучает историю и ее направления. Историография следит за качеством научных исследований и их четким оформлением. Сюда входит проверка актуальности информации для исследователей, для которых она была освещена.
Историческая наука Великобритании традиционно занимает одно из ведущих мест в мировой историографии. Она давно обрела статус профессиональной научной дисциплины и неизменно оказывала огромное воздействие на развитие мировой исторической науки.
В работе была предпринята попытка проанализировать организационные основы британской историографии. Современные тенденции и закономерности отражают усиление специализации исторической науки в Великобритании. В британской историографии рассматриваются четыре традиционные направления, сложившиеся к началу XX в. Это политическая, экономическая, социальная, культурная история. А так же появляется множество новых субдисциплин. Возникновение последних стало следствием прежде всего выделения в современной британской историографии так называемой новой научной истории, воспринявшей методы престижных общественных наук, таких, как социология, политология, антропология и психология. В лоне новой научной, или междисциплинарной, историографии оформились городская, новая политическая, новая социальная, новая рабочая, новая экономическая история, история ментальностей, историческая социология, историческая демография и другие школы и субдисциплины.
Современная эпоха характеризуется коренными социальными переменами, небывалым обострением «борьбы двух мировых общественных систем». Наряду с политической борьбой «идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий». Эта борьба ведется на всех уровнях общественного сознания и в немалой степени характеризует взаимоотношения марксистской и буржуазно-реформистской историографии. Буржуазная и примыкающая к ней реформистская историография используют исторические доводы для более тонкого обоснования незыблемости капиталистической системы. В условиях нарастающего кризиса капитализма буржуазная историческая наука усиливает свою социальную активность, обращаясь к исследованию наиболее актуальных тем, прибегая к методологическому перевооружению и отказу от крайних форм релятивизма и иррационализма. Буржуазные концепции исторического развития не грубо навязываются теперь читателю, но проводятся более тонкими методами под прикрытием псевдообъективизма. В этих условиях, как отметил академик С.Л. Тихвинский, возрастает роль историографических исследований, призванных выявлять «взаимосвязь ложных трактовок конкретных фактов истории с социальным заказом современного империализма, с мировоззрением буржуазных о и ревизионистских историков» .
Во многом в сходной ситуации оказались российские историки, которые имеют возможность апеллировать в теоретическом и практическом планах к опыту своих коллег, британских историков. В настоящее время отечественная историческая наука переживает глубокие внутренние изменения. Перед исследовательскими парадигмами в условиях постмодернистского «вызова». Это обстоятельство актуализирует комплексное изучение тех направлений исторической мысли, которые столетия назад находились в эпицентре кризиса исторической науки и выработали свои приемы его преодоления.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы связана с тем, что назрела необходимость в освоении новых подходов историографии Великобритании рубежа XIX - XX столетий.
Очень важно и освоение ценнейшего опыта британской марксистской школы в целеустремленном и успешном собирании вокруг себя прогрессивных историков разных школ и направлений. Современная марксистская историография Великобритании представляет собой самостоятельную школу и может рассматриваться в качестве таковой, но все же для ее полнокровной оценки и верного определения ее места в британском историографическом спектре она должна быть рассмотрена в тесном и неразрывном единстве с другими левыми историографическими течениями, как часть широкого демократического направления.
Именно на рубеже XIX - XX вв. закладывалась основная проблематика, которая изучалась впоследствии несколькими поколениями историков.
Степень изученности темы: специальные исследования, посвященные данному периоду в Великобритании, не достаточно изучены. Данная работа имеет огромную значимость как научную, так и практическую. В историографии давно назрела необходимость дать взвешенную оценку имеющимся подходам к освещению исторического прошлого.
Объектом исследования магистерской диссертации является историография истории Великобритании рубежа XIX - XX вв.
Предметом исследования являются труды отечественных и британских ученых, которые занимались изучением истории Великобритании рубежа XIX - XX вв.
Цель исследования состоит во всестороннем раскрытии основных теоретико-методологических и конкретно-исторических взглядов, подходов и направлений, их места как в британской, так и в отечественной историографии.
Проследить основные этапы становления британской историографии данного периода, исследовать основные теоретико-методологические и конкретно исторические взгляды, подходы и направления, их места как в британской, так и в отечественной историографии.
Цель исследования достигалась поэтапным решением следующих задач:
1. Выявить процесс формирования исторической мысли британских историков на рубеже XIX - XX вв.
2. Проанализировать содержание концепций изучения истории Великобритании в трудах представителей отечественной историографии. Выявить общие черты в английской и отечественной историографии истории Великобритании рубежа XIX - XX вв.
3. Определить роль и значение исторической мысли в развитии британской и отечественной историографии истории Великобритании рубежа XIX - XX вв.
Хронологические рамки исследования: в диссертационном исследовании рассматривается период с конца XIX века (1870ых гг. рассматривались как период формирования «нового империализма», основными чертами которого являлось форсированное расширение территории империи и широкое распространение имперской идеи в общественном сознании британцев) до 1930ых годов (спад экономического кризиса и революционных настроений в рабочем классе).
Хронологические рамки историографии британских ученых, которые описывали рассматриваемый период: начиная с 1870 года, труды Дж.М. Тревельяна «История Англии» по 2000ые годы: работы Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. «История исторического знания» и Шарифжанова И.И. «Английская историография в XX веке».
Территориальные рамки исследования - это Британская империя, включающая четыре основных компонента - это Англия, Шотландия, Уэльс, Ирландия (с 1922 только Северная часть). И главные коронные колонии: Индия и Африка.
Методологической основой настоящего исследования являются сравнительно-исторический метод. Благодаря данному методу, мы имеем возможность, провести историческое сравнение, сопоставить взгляды историков, установить параллели. Применяя этот метод, мы можем изучить историографические факты, как в тесной связи с исторической обстановкой, в которой они возникли и действуют, так и в качественном изменении на различных этапах развития.
Теоретико-методологическая основа работы содержит принципы:
• историзма (принцип позволяет рассматривать предмет исследования во взаимосвязи с объективными процессами, происходившими в истории);
• научной объективности (принцип положен в основу анализа изучаемых исторических источников);
• целостности (периоды историографии рассматриваются как система взаимосвязанных элементов исторического знания, причин, определяющих из изменения, и влияния, которое они оказывают на общественное сознание и историческое развитие).
Работа представляет собой историографическое исследование, поэтому для раскрытия поставленной проблемы были использованы общие принципы историографического анализа: выяснение проблематики исторических трудов; анализ источниковедческой базы и методов работы историков; определение способов распространения исторического познания.
В диссертационном исследовании были использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы познания.
Общенаучные:
• анализ (помогает изучать труды отдельных ученых, и содержание, основные концепции, выдвинутые этими авторами, и выводы, сделанные в их работах);
• синтез (позволяет выявить общие тенденции историографии Великобритании, увидеть целостную картину).
Частнонаучные:
• системно-структурный метод;
• метод периодизации;
• методы ретроспективного и перспективного анализа исторических источников.
При изучении историографии нельзя не применить метод интеллектуальной истории, который основан на трехуровневой структуре исследования в рамках «интеллектуальной истории», предложенной французским историком Ж. ле Гоффом. Она включает в себя такие уровни:
1) история интеллектуальной жизни, являющейся «изучением
социальных навыков мышлении»;
2) история ментальностей, т.е. коллективных «автоматизмов» в сознании;
3) история ценностных ориентаций («этика человеческих желаний и стремлений»).
«Интеллектуальные историки» пытаются преодолеть оппозицию между «внешней» и «внутренней» историей идей и текстов, между их содержанием и контекстом.
В основу структуры глав диссертации был положен страноведческий принцип.
Теоретическую базу исследования составили труды британских ученых-историков: Дж. Маколей Тревельян , Эдуард Фримэн , Льюис Нэмир , Герберт Баттерфильд , Эдвард Палмер Томсон др.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 82» г. Екатеринбурга Свердловской области. Исследованием охвачено 52 обучающихся основной школы. Результатом практической деятельности стала разработанное учебное пособие по истории «Историографические сюжеты школьного курса всеобщей истории: методические варианты изучения на старшей ступени школы».
Научная новизна исследования заключается в проведенном комплексном сравнительном анализе отечественных и британских концепций, теорий и подходов. В работе определена специфика развития историографии истории Великобритании с точки зрения ученых двух стран - Великобритании и России, предлагается комплексное исследование способов порождения исторического знания, проблем закрепления, передачи и изменения его содержания в динамичных институциональных, организационных, социально-культурных, ментальных формах.
В диссертационном исследовании выявляются свойства и направления сущностной трансформации исторической науки на рубеже XIX - XX вв.
Впервые предпринята попытка по-новому осмыслить направления и средства взаимодействия национальной историографии, с присущими ей особенностями морфологии и динамики.
Структура магистерской диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава представляет собой описание и характеристик событий рассматриваемого периода в Великобритании. Более подробно во внимание взяты основные направления британской историографии. Рассмотрены труды классической либеральной позиции конца XIX века. Рассмотрена британская лейбористская и марксиская историография, которая набирала популярность в начале XX в.
Во второй главе проведен анализ документов и материалов по истории Великобритании рубежа XIX - XX веков и рассмотрена отечественная историография советского времени по истории Великобритании данного периода.
В приложении представлена методическая разработка
«Историографические сюжеты школьного курса всеобщей истории: Великобритания рубежа XIX - XX веков».
Цель предлагаемого пособия - представить по возможности целостную историографическую панораму. Мы постараемся создать картину как западной «новой исторической науки» в целом, так и отдельных национальных школ. Задача охвата всей проблематики не ставится, но ключевые исторические проблемы будут освещены; также по возможности будет показана связь историографических процессов с трансформацией культуры и общества.
Пособие состоит из двух разделов.
Данное исследование посвящено актуальной исторической проблеме- изучению проблемы формирования и развития исторической мысли британской и отечественной историографии истории Великобритании рубежа XIX - XX вв.
Историческая наука Великобритании традиционно занимает одно из ведущих мест в мировой историографии. Она давно обрела статус профессиональной научной дисциплины и неизменно оказывала огромное воздействие на развитие мировой исторической науке.
Исследование проблематики истории британской исторической науки позволяет уточнить сложившиеся представления об объеме и содержании предмета истории историографии.
По мере складывания исторической профессии в Великобритании утверждалась автономность историографии от других областей социально-гуманитарного знания и одновременно формировалась идентичность ее базовых академических характеристик. Специальное изучение посредством системно-культурного подхода институциональных, познавательных и текстуальных стратегий британской академической историографии показывает значимость разработки фундаментальной проблемы «дисциплинизации» истории. Оформление профессионального исторического знания сопровождалось разделением «сфер влияния» с литературой, политической наукой, социологией, антропологией и выражало себя в рационализации исследовательских практик и технологий.
К середине XX в. профессиональная историография в Великобритании представляла собой высоко организованную институционализированную систему. Такая система основывалась на определенных правилах порождения, закрепления, сохранения и передачи исторического знания, когнитивном и функциональном порядке, отношениях академической иерархии и конвенции.
Диверсификация исторического знания в субдисциплины (политическая, экономическая, социальная, культурная история), с их сложными внешними и внутренними взаимосвязями и взаимозависимостями, не только не опровергала, но, наоборот, подчеркивала его нормативность. «Нормальное» состояние исторической профессии в Великобритании задавалось и присущей ей гетерогенностью сосуществованием в рамках академического сообщества историков, которые идентифицировали себя с разными методологическими, идейно-политическими, социальными, половозрастными и прочими группировками.
Единство множества обеспечивалось стабильностью и, одновременно, гибкостью и культурно-исторической релятивностью стандартов академических представлений о содержании труда историка-профессионала и его общественных функциях. Совокупность профессиональных предписаний формировала «кластерное» видение объекта историографии, исторической реальности, обусловливала принципиальную общность языка и дискурсивных практик. Коллективные представления профессионалов, определявшиеся параметрами исторической дисциплины, распространялись на содержание познавательных процедур в процессе работы с историческими свидетельствами и верификацию результатов исследования.
Динамика разнонаправленных когнитивных и социокультурных процессов в исторической науке начала XX в. оказывала непосредственное воздействие на конкретную историографическую практику британского академического сообщества, изменяя в ней или актуализируя сущностные элементы и связи.
Изучение интеллектуального опыта британской исторической науки, организационных и теоретико-методологических поисков, ведущих исследовательских областей и проблемных полей, творческой работы историков над языком профессии, трудностей личностного и группового идентификации, в условиях постоянного изменения и обновления академической культуры. Сложности внутрикорпоративного и междисциплинарного общения позволяет говорить об известной фундаментальности ее профессиональных оснований и внутренней устойчивости ее сущностных элементов, составляющих открытую, подвижную, неравновесную систему. Органичная включенность сообщества британских историков в современную западную профессиональную культуру и, вместе с тем, сохранение этим сообществом собственных представлений о содержании и направлениях исследовательской работы свидетельствуют о том, что в самом феномене академического профессионализма содержится значительный потенциал возможностей для интеллектуальной самореализации творческой личности.
Историки либерального направления не уставали твердить, что Британия, не в пример Франции, присущ эволюционный путь развития, что в ней нет и не было враждебных классов. Из-за серьезных пробелов даже в изучении некоторых проблем национальной истории отставание британской историографии затянулось. Однако, историки либерального направления, как и историки консервативного направления британской историографии Великобритании рубежа Х!Х - XX века отрывали «дипломатическую историю», историю международных отношений, от внутренней политики империалистических государств. Также в историографии Великобритании значительное оживление рабочего движения и отдельные выступления леволейбористских авторов по вопросам истории до 1917 г. В XX веке британские марксисты подвергли персонификацию истории убедительной критике, этот жанр своего рода культ личности в исторической науке и сейчас занимает преобладающие позиции.
Сравнивая основные подходы и концепции, выработанные отечественными и британскими исследователями историографии
Великобритании рубежа Х!Х - XX века можно сказать следующее. До Первой мировой войны в отечественной и британской историографии многие подходы и концепции были схожи и имели общие черты, так как многие отечественные авторы на этапе становления дореволюционной историографии в условиях отсутствия собственной источниковедческой базы, которая начала интенсивно формироваться лишь с 70х гг. XIX в., использовали в своих трудах зарубежные, в первую очередь, британские источники.
1. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. М., 1962.
2. Брейди Р. Кризис Британии. М., 1952.
3. Йоффе Г. Февральская революция 1917 года в англо-американской буржуазной историографии. М., 1970.
4. Косминский Е.А. Исследования по аграрной истории Англии XIII в. М.-Л., 1947.Спб.М.: из-во М. О. Вольфа, 1863-1868.
5. Коул Дж. Капитализм в современном мире. М., 1958
6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 - 15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. с 80.
7. Милибенд P. Парламентский социализм. М., 1962.
8. Мортон Дж.А. История английского рабочего движения 1770—1920. М., 1959.
9. Нэмир Л. Англия в эпоху Американской революции. 1930.
10. Нэмир Л. История парламента. 1940.
11. Сили Дж. Расширение Англии. Спб., 1903, с. 119
12. Тревельян Дж.М. Англия и Европа: Избр. эссе / Пер. с англ. СПб.: 2001. с. 500.
13. Тревельян Дж.М. Социальная история Англии . М., 1959
14. Тревельян Дж.М. История Англии // Полное собрание сочинений. Т.6
15. Хилл К. Английская революция. М., 1947, с. 114-138.
16. Фокс P. Колониальная политика Англии. М., 1931
17. British documents on the origins of the war 1898- 1914, ed. By G. P. Gooch a. H. Temperley. 11 vols. L., 1926- 1938.
18. Browning A. English historical documents, vol. II. L., 1953, p. III.
...