Развитие банковской системы в условиях кризиса
|
Введение 9
Обзор литературы 12
Объект и методы исследования 16
1 Теоретические основы банковской системы в условиях кризиса 17
1.1 Сущность, разновидности и спецификация финансовых кризисов 17
1.2 Понятие банковской системы 24
1.3 Нормативно-правовые основы банковской деятельности в
Российской Федерации 30
2 Оценка развития банковской системы в условиях кризиса в Российской
Федерации 39
2.1 Причины и последствия современного финансового кризиса в
Российской Федерации 39
2.2 Оценка влияния финансового кризиса на устойчивость банковской сферы и
кредитные отношения в Российской Федерации 57
2.3 Анализ влияния финансового кризиса на деятельность АО «ОТП Банк» .... 70
3 Перспективы развития антикризисных механизмов и банковской сферы
Российской Федерации 75
3.1 Перспективы реализации антикризисной государственной политики в
Российской Федерации 75
3.2 Прогноз развития экономики Российской Федерации 89
3.3 Перспективы деятельности АО «ОТП Банк» 100
4 Социальная ответственность АО «ОТП Банк» 110
Заключение 117
Список используемых источников
Приложение А. Таблица 7. Структура заемной и кредитной деятельности Российской Федерации на внутреннем рынке в 2010-2015 годах 133
Приложение Б. Таблица 8. Внешние заимствования Российской Федерации . 134
Приложение В. Таблица 9. Динамика основных макроэкономических показателей 136
Приложение Г. Таблица 10. Основные показатели прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 2015-2018 годы 137
Приложение Д. Таблица 11. Основные факторы роста в целевом варианте развития экономики Российской Федерации 138
Обзор литературы 12
Объект и методы исследования 16
1 Теоретические основы банковской системы в условиях кризиса 17
1.1 Сущность, разновидности и спецификация финансовых кризисов 17
1.2 Понятие банковской системы 24
1.3 Нормативно-правовые основы банковской деятельности в
Российской Федерации 30
2 Оценка развития банковской системы в условиях кризиса в Российской
Федерации 39
2.1 Причины и последствия современного финансового кризиса в
Российской Федерации 39
2.2 Оценка влияния финансового кризиса на устойчивость банковской сферы и
кредитные отношения в Российской Федерации 57
2.3 Анализ влияния финансового кризиса на деятельность АО «ОТП Банк» .... 70
3 Перспективы развития антикризисных механизмов и банковской сферы
Российской Федерации 75
3.1 Перспективы реализации антикризисной государственной политики в
Российской Федерации 75
3.2 Прогноз развития экономики Российской Федерации 89
3.3 Перспективы деятельности АО «ОТП Банк» 100
4 Социальная ответственность АО «ОТП Банк» 110
Заключение 117
Список используемых источников
Приложение А. Таблица 7. Структура заемной и кредитной деятельности Российской Федерации на внутреннем рынке в 2010-2015 годах 133
Приложение Б. Таблица 8. Внешние заимствования Российской Федерации . 134
Приложение В. Таблица 9. Динамика основных макроэкономических показателей 136
Приложение Г. Таблица 10. Основные показатели прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 2015-2018 годы 137
Приложение Д. Таблица 11. Основные факторы роста в целевом варианте развития экономики Российской Федерации 138
Актуальность темы. Мировые экономические процессы актуализировали проблемы, связанные с теоретико-методологическими аспектами исследования механизмов финансового кризиса. Описываемые в современных отечественных и зарубежных публикациях сущность, причины, особенности развертывания современного финансового кризиса свидетельствуют об отсутствии единой трактовки сущности механизмов их возникновения.
В бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах выработаны следующие финансовые механизмы борьбы с финансовым кризисом:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики;
- оптимизация структуры расходов федерального бюджета;
- развитие программно-целевых методов управления;
- принятие решений, обеспечивающих долгосрочную
сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
- создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
- переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;
- развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности;
- совершенствование межбюджетных отношений;
- повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса;
Экономическая ситуация в 2015 году складывалась под влиянием
9
ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США, сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности, а также масштабного оттока капитала, усилившегося в том числе ввиду погашения значительного объема внешнего долга в I полугодии 2015 года.
Высокая стоимость заемных ресурсов, удорожание импортируемых инвестиционных товаров, рост долговой нагрузки и общая экономическая неуверенность инвесторов способствовали сокращению инвестиций по итогам восьми месяцев на 6 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Ожидается, что сокращение инвестиционной активности во втором полугодии продолжится и в целом за год объем инвестиций в основной капитал может сократиться примерно на 9,9 процента.
В настоящее время состояние российской экономики серьезно ослаблено падением цен на энергоносители, второй «холодной войной» и ее последствиями - санкциями. Все это происходит на фоне множества внутренних нерешенных экономических проблем, это:
- во-первых, существенная зависимость от экспорта топливноэнергетических товаров и импорта машин и оборудования.
- во-вторых, высокая степень износа основных фондов.
- в-третьих, слабо развитая транспортная инфраструктура.
- в-четвертых, низкая производительность труда.
- в-пятых, монополизация или олигополизация большинства рынков (в основном компаниями с государственным участием в акционерном капитале).
- в-шестых, большой размер средств, находящихся в теневой экономике.
- в-седьмых, высокая стоимость кредитов.
Для их решения российские власти выработали план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, который неофициально стал называться антикризисным. В связи с этим следует оценить оптимальность его структуры, необходимость для экономики указанных в нем мер, обозначить проблемы,
которые возникнут при их реализации.
Целью исследования является оценка развития банковской системы в условиях кризиса.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы банковской системы в условиях кризиса;
- провести развития банковской системы в условиях кризиса в Российской Федерации;
- выявить перспективы развития антикризисных механизмов и банковской сферы Российской Федерации.
Объект исследования - банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования - механизмы, последствия и направления борьбы с кризисом в банковской системе Российской Федерации на современном этапе.
Методология исследования базируется на системном подходе к анализу и обобщению информации о функционировании банковской системы Российской Федерации. Для обобщения полученных данных и решения задач использовались следующие общенаучные и общеэкономические методы: синтез и анализ, метод обобщения и группировки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала, а основные выводы и рекомендации - АО «ОТП Банк», а также рядом других учреждений банковской сферы Российской Федерации при разработке и реализации ими своей деятельности в современных условиях.
В бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах выработаны следующие финансовые механизмы борьбы с финансовым кризисом:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики;
- оптимизация структуры расходов федерального бюджета;
- развитие программно-целевых методов управления;
- принятие решений, обеспечивающих долгосрочную
сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
- создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
- переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;
- развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности;
- совершенствование межбюджетных отношений;
- повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса;
Экономическая ситуация в 2015 году складывалась под влиянием
9
ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США, сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности, а также масштабного оттока капитала, усилившегося в том числе ввиду погашения значительного объема внешнего долга в I полугодии 2015 года.
Высокая стоимость заемных ресурсов, удорожание импортируемых инвестиционных товаров, рост долговой нагрузки и общая экономическая неуверенность инвесторов способствовали сокращению инвестиций по итогам восьми месяцев на 6 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Ожидается, что сокращение инвестиционной активности во втором полугодии продолжится и в целом за год объем инвестиций в основной капитал может сократиться примерно на 9,9 процента.
В настоящее время состояние российской экономики серьезно ослаблено падением цен на энергоносители, второй «холодной войной» и ее последствиями - санкциями. Все это происходит на фоне множества внутренних нерешенных экономических проблем, это:
- во-первых, существенная зависимость от экспорта топливноэнергетических товаров и импорта машин и оборудования.
- во-вторых, высокая степень износа основных фондов.
- в-третьих, слабо развитая транспортная инфраструктура.
- в-четвертых, низкая производительность труда.
- в-пятых, монополизация или олигополизация большинства рынков (в основном компаниями с государственным участием в акционерном капитале).
- в-шестых, большой размер средств, находящихся в теневой экономике.
- в-седьмых, высокая стоимость кредитов.
Для их решения российские власти выработали план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, который неофициально стал называться антикризисным. В связи с этим следует оценить оптимальность его структуры, необходимость для экономики указанных в нем мер, обозначить проблемы,
которые возникнут при их реализации.
Целью исследования является оценка развития банковской системы в условиях кризиса.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы банковской системы в условиях кризиса;
- провести развития банковской системы в условиях кризиса в Российской Федерации;
- выявить перспективы развития антикризисных механизмов и банковской сферы Российской Федерации.
Объект исследования - банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования - механизмы, последствия и направления борьбы с кризисом в банковской системе Российской Федерации на современном этапе.
Методология исследования базируется на системном подходе к анализу и обобщению информации о функционировании банковской системы Российской Федерации. Для обобщения полученных данных и решения задач использовались следующие общенаучные и общеэкономические методы: синтез и анализ, метод обобщения и группировки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала, а основные выводы и рекомендации - АО «ОТП Банк», а также рядом других учреждений банковской сферы Российской Федерации при разработке и реализации ими своей деятельности в современных условиях.
В ходе выполнения дипломной работы получены следующие результаты:
1. Финансовый кризис - это процесс развала валютно-финансовой системы. Финансовый кризис оказывает сильное влияние на экономику в целом. Можно выделить такие типы финансовых кризисов: банковский кризис, валютный кризис, суверенный дефолт, кризис ликвидности. По причинам возникновения можно выделить следующие виды кризисов: стратегический кризис, кризис «успеха» и кризис неплатежеспособности. Кризис 2008-2009 годов оказал серьезное влияние на торговлю как развитых, так и развивающихся стран. Объемы импорта всех развитых регионов до сих пор не достигли предкризисных показателей, и лишь Соединенным Штатам удалось превысить докризисный пиковый уровень, достигнутый в августе 2008 года. С другой стороны, экспорт стран с формирующейся рыночной экономикой превысил докризисный уровень на 22%, а их импорт - на 26%. Однако и у этой группы стран темпы роста торговли существенно замедлились: в докризисный период (2002-2007 годы) физический объем их экспорта рос в среднем на 11,3% в год, тогда как после кризиса, в период с января 2011 года по апрель 2013 года, этот показатель снизился до всего лишь 3,5%. В этот же период замедлились и темпы роста импорта этих стран - с 12,4% в год до 5,5% в год. В целом эта общая тенденция к замедлению темпов роста мировой торговли свидетельствует о проблемах, с которыми продолжают сталкиваться развивающиеся страны в условиях невыразительного роста в развитых странах. Она, возможно, указывает также на то, что в ближайшие несколько лет условия для ведения внешней торговли могут еще больше ухудшиться. Трудности, с которыми сталкиваются развитые страны, пытаясь встать на путь устойчивого восстановления экономики после спада 2008-2009 годов, говорят о том, что недавний кризис, возможно, имел совершенно иную природу, чем циклические кризисы прошлого. В 2008-2012 годах темпы роста глобального ВВП составили
всего 1,7%. Это значительно ниже показателей в любой из пятилетних периодов, следовавших за рецессиями в глобальной экономике начиная с 70-х годов прошлого века.
2. Банковская система является составной частью рынка ссудных капиталов и представляет собой совокупность различных банков. Банки, как элементы банковского сектора, связывают субъекты экономики, из этого следует, что от устойчивости банковской системы зависит положение всей экономики. В российской банковской системе присутствует множество проблем, способных привести банковскую систему России к кризису. Оперативность реакции правительства и Банка России в решении данных проблем определит возможный масштаб и глубину экономического кризиса.
3. Сложившаяся на современном этапе система правового регулирования в России адекватна развитию банковской системы. Центральное место занимает Банк России, выполняющий исключительно регулятивнонадзорные функции. Заложенная на законодательном уровне независимость от исполнительной власти и подотчетность парламенту предполагает избежание рисков конфликта интересов. Нормативно-правовая база включает как общенормативньге документы в виде специальных законов, так и нормативные акты регулятора подзаконного характера. Основными источниками законодательно-нормативного регулирования банковской деятельности в России являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Законы РФ «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке», «О национальной платежной системе», ряд других нормативно-правовых актов.
4. Главными причинами финансово-экономической нестабильности 2014-2015 годов стал структурный кризис экономики России, сохранившийся после финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и введение санкций зарубежных стран против РФ с связи с ситуацией в Украине. Во второй половине 2014 года в России начался валютный кризис, вызванный снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России. Рубль девальвировался к доллару США и евро на 72,2 % и 51,7 %. Валютный кризис привёл к увеличению инфляции, а следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса В РФ произошло падение промышленного производства. За 10 месяцев 2015 года промышленное производство упало на 3,3%, притом в октябре - на 3,6% год к году. Из-за девальвации рубля инфляция в 2014 году достигла 11,4 % вместо планировавшихся 5 % в годовом исчислении, что стало максимумом с кризисного 2008 года. В июле инфляция выросла на 0,8%, в августе - на 0,4%, в сентябре на 0,6%, в октябре на 0,7%. По состоянию на 18 ноября 2015 г. уровень инфляции составил 11,7%. В 2014 году отток капитала достиг 151,5 млрд. долл., увеличившись в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом. По итогам 2014 года инвестиции в основной капитал в России сократились на 2,5% год к году после незначительного роста (0,3%) в 2013 году. В 2015 году международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch понизили кредитный рейтинг России до «мусорного» (ниже BBB-), что указывало на опасность для инвестирования в экономику России. На протяжении 2014 года объемы золотовалютных резервов РФ уменьшались на 121 млрд. долл., с 509,5 млрд. долл. до 388,5 млрд. долл., а с начала 2015года - ещё на 24,4 млрд. долл., до 364,1 млрд. долл. Таким образом, во время нынешнего кризиса объем ЗВР составлял почти половину от уровня 2008 г.($598,1 млрд. на 8 августа 2008 года). Объем Резервного Фонда в 2015 году сократится на 2,6 триллиона рублей, больше чем наполовину. В РФ в 2015 году произошло снижение реальных зарплат. В 2014 - 2015 годах Правительство РФ ввело мораторий на взносы в накопительную часть пенси. Нестабильная финансовая ситуация в России также произвела негативный экономический эффект на международные компании (бренды), имеющие бизнес в России.
5. На каждый банк в РФ в 2014-2015 годах воздействовали разные негативные факторы, однако среди этих четырех факторов внешний фактор только один - это третий фактор, остальные же внутренние, которые были косвенным образом спровоцированы ЦБ РФ (второй и четвертый факторы), и как следствие общей нестабильности - первый фактор. почти все банки в РФ так или иначе испытывают проблемы в обеспечении нормативов по достаточности капитала, а общая ситуация такова, что привлекать деньги стало очень сложно. Внешние рынки закрыты, внутренние остаются подавленными. Для восстановления работоспособности банковской системы необходимо проводить активную политику, позволяющей улучшить финансовые результаты в предстоящие годы. Одним из основных моментов преодоления последствий банковского кризиса является политика государства, к направлениям которой можно отнести реструктуризацию и санирование банковской системы с целью “расчистки” банковского сектора. Государство посредством активизации процессов банкротства неплатежеспособных банков, простимулирует и инициирует процессы слияний и поглощений банков. Проанализировав заимствования РФ на внутреннем рынке, отметим, что размер государственных заимствований Российской Федерации в 2014 году составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом в 2013 году на 1
024,1 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 4 883,05 млрд. рублей. Иными словами, объем государственных заимствований возрос чуть менее чем в 3 раза. В настоящий момент, за последние 5 лет, Россия достигла пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям. За 2012-2014 годы объем внешних заимствований Российской Федерации уменьшился на 36,9 млрд. дол. США или на 5,8% и составил в на 01.01.2015 год 599 млрд. дол. США. В 2012-2014 гг. наблюдается уменьшение всех видов внешних заимствований РФ, кроме долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, торговых кредитов, которые выросли соответственно на 10,7% и 13,9%.
6. Кризис негативно повлиял на основные показатели деятельности АО «ОТП Банк» в 2013-2015 годах. В результате влияния кризиса чистый процентный доход АО «ОТП Банк» уменьшился на 6,2 млрд. руб. или на 24,1% и составил в 2015 году 19,5 млрд. руб.; операционный доход АО «ОТП Банк» уменьшился на 6,1 млрд. руб. или на 19,7% и составил в 2015 году 24,8 млрд. руб. За 2013-2015 годы активы АО «ОТП Банк» уменьшились на 15,4 млрд. руб. или на 10,7% и составили в 2015 году 128,3 млрд. руб. За 2013-2015 годы средства клиентов АО «ОТП Банк» уменьшились на 4 млрд. руб. или на 4,6% и составили в 2015 году 82,8 млрд. руб. Кредиты выданные клиентам банка в 2013-2015 уменьшились на 25,9 млрд. руб. или на 24,5% и составили в 2015 году 79,7 млрд. руб. В результате негативного влияния кризиса в 2014 году банк имел чистый убыток в размере 1,8 млрд. руб., в а 2015 году АО «ОТП Банк» имел чистый убыток в размере 1,8 млрд. руб.
6. Согласно Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы размер государственных внешних заимствований в 2015 году составит 3194,9 млн. долл. США, а в 2016 году 5564,4 млн. долл. США. Согласно Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в 2015 году планируется привлечь 279987 млн. руб. государственных внутренних заимствований, в 2016 г. 297283 млн. руб., а в 2017 году 546297 млн. руб.
7. Власть в РФ должна выбрать такую долговую стратегию, которая была бы направлена на стабильный рост, обеспечение необходимых темпов прироста ВВП, подавление инфляционных процессов, обеспечение финансирования важных социальных программ, формирование значительных кредитов для стимулирования предпринимательства, привлечения необходимых объемов иностранных инвестиций. Эта стратегия, как в узком, так и широком смысле, определяет многоплановый характер управления и требует от государства системного подхода к регулированию государственной задолженности. Искусство управления заключается в выборе наиболее эффективного метода, который позволит как можно быстрее выполнить поставленные перед ним задачи. Мероприятия, направленные на изменения состава, структуры государственного долга постоянного совокупного объема, соединяются под одним термином «debt management». К целям «debt
management» причисляют: нейтральность долговой политики; минимизацию расходов по обслуживанию государственного долга; управление долгом как инструментом стабилизационной политики. В случае, если во время управления долгом государственная задолженность растет, тогда государственное регулирование должно быть направлено прежде всего на оздоровление экономики страны.
8. Можно предложить следующие направления борьбы с финансовым кризисом в РФ на государственном уровне: 1) государству вместо поддержки банков предлагается напрямую субсидировать или выдавать гранты выбранным объектам малого и среднего бизнеса через соответствующие отделы Министерства экономики; 2) предоставить возможность организациям вместо снижения ставок по кредитам получать субсидии, покрывающие часть стоимости приобретаемой ими техники; 3) стимулировать обновление оборудования компаний на условиях, схожих с утилизаций автомашин, но с большим выделением денежных средств; 4) цены на лекарства государство должно регулировать исходя из текущей рыночной ситуации для каждого их вида, а не устанавливать единую для всех процентную надбавку; 5) временно снизить налоги, начисляемые не в региональный, а в федеральный бюджет. Например, на 10 лет включить в список субъектов, уплачивающих НДС по ставке в 10 %, организации, осуществляющие программы импортозамещения; 6) установить диапазон для выручки средних организаций с 800 млн до 20 млрд рублей; снизить НДС для малого бизнеса до 6 %, а для среднего - до 12 %; 7) выделить из микробизнеса семейный бизнес, установив для него предельную выручку в 5 млн рублей в год, а число работников в 5 человек, с сокращением налогов в два раза; 8) выделены меры, при реализации которых следует особое внимание уделить учету институциональных факторов.
9. Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
- повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой
122
среды;
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
- сохранение стабильности налоговых условий и оптимизация тарифного регулирования;
- повышение качества жизни и инвестиции в человеческий капитал;
- сбалансированное региональное развитие;
- повышение качества функционирования институтов государственной власти;
- развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.
10. В 2016 году АО «ОТП Банк» продолжит развитие в качестве универсальной кредитной организации, предоставляющей
диверсифицированный спектр банковских услуг и продуктов розничным и корпоративным клиентам. В 2016 году АО «ОТП Банк» завершит переход региональной сети на новый процесс выдач кредитов в торговых точках. В области карточного бизнеса АО «ОТП Банк» будет фокусироваться в первую очередь на качестве выдач кредитов новым клиентам. Одновременно будет усилена работа с текущим портфелем для предотвращения ухода лояльных карточных клиентов. На 2016 год запланировано усиление позиций АО «ОТП Банк» в сети Интернет, включая расширение перечня продвигаемых в Интернете продуктов и услуг АО «ОТП Банк». В 2016 году продолжится развитие выделенного канала продаж зарплатных проектов. В области управления рисками приоритетной задачей для АО «ОТП Банк» в 2016 году будет являться минимизация рисков потребительского кредитования. Ближайшими направлениями внедрения инновационных электронных услуг сфере обслуживания клиентов в АО «ОТП Банк» услуг станут геолокация, мобильный банкинг, новые каналы социального взаимодействия, а также работа и аналитика с супермассивами данных.
1. Финансовый кризис - это процесс развала валютно-финансовой системы. Финансовый кризис оказывает сильное влияние на экономику в целом. Можно выделить такие типы финансовых кризисов: банковский кризис, валютный кризис, суверенный дефолт, кризис ликвидности. По причинам возникновения можно выделить следующие виды кризисов: стратегический кризис, кризис «успеха» и кризис неплатежеспособности. Кризис 2008-2009 годов оказал серьезное влияние на торговлю как развитых, так и развивающихся стран. Объемы импорта всех развитых регионов до сих пор не достигли предкризисных показателей, и лишь Соединенным Штатам удалось превысить докризисный пиковый уровень, достигнутый в августе 2008 года. С другой стороны, экспорт стран с формирующейся рыночной экономикой превысил докризисный уровень на 22%, а их импорт - на 26%. Однако и у этой группы стран темпы роста торговли существенно замедлились: в докризисный период (2002-2007 годы) физический объем их экспорта рос в среднем на 11,3% в год, тогда как после кризиса, в период с января 2011 года по апрель 2013 года, этот показатель снизился до всего лишь 3,5%. В этот же период замедлились и темпы роста импорта этих стран - с 12,4% в год до 5,5% в год. В целом эта общая тенденция к замедлению темпов роста мировой торговли свидетельствует о проблемах, с которыми продолжают сталкиваться развивающиеся страны в условиях невыразительного роста в развитых странах. Она, возможно, указывает также на то, что в ближайшие несколько лет условия для ведения внешней торговли могут еще больше ухудшиться. Трудности, с которыми сталкиваются развитые страны, пытаясь встать на путь устойчивого восстановления экономики после спада 2008-2009 годов, говорят о том, что недавний кризис, возможно, имел совершенно иную природу, чем циклические кризисы прошлого. В 2008-2012 годах темпы роста глобального ВВП составили
всего 1,7%. Это значительно ниже показателей в любой из пятилетних периодов, следовавших за рецессиями в глобальной экономике начиная с 70-х годов прошлого века.
2. Банковская система является составной частью рынка ссудных капиталов и представляет собой совокупность различных банков. Банки, как элементы банковского сектора, связывают субъекты экономики, из этого следует, что от устойчивости банковской системы зависит положение всей экономики. В российской банковской системе присутствует множество проблем, способных привести банковскую систему России к кризису. Оперативность реакции правительства и Банка России в решении данных проблем определит возможный масштаб и глубину экономического кризиса.
3. Сложившаяся на современном этапе система правового регулирования в России адекватна развитию банковской системы. Центральное место занимает Банк России, выполняющий исключительно регулятивнонадзорные функции. Заложенная на законодательном уровне независимость от исполнительной власти и подотчетность парламенту предполагает избежание рисков конфликта интересов. Нормативно-правовая база включает как общенормативньге документы в виде специальных законов, так и нормативные акты регулятора подзаконного характера. Основными источниками законодательно-нормативного регулирования банковской деятельности в России являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Законы РФ «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке», «О национальной платежной системе», ряд других нормативно-правовых актов.
4. Главными причинами финансово-экономической нестабильности 2014-2015 годов стал структурный кризис экономики России, сохранившийся после финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и введение санкций зарубежных стран против РФ с связи с ситуацией в Украине. Во второй половине 2014 года в России начался валютный кризис, вызванный снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России. Рубль девальвировался к доллару США и евро на 72,2 % и 51,7 %. Валютный кризис привёл к увеличению инфляции, а следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса В РФ произошло падение промышленного производства. За 10 месяцев 2015 года промышленное производство упало на 3,3%, притом в октябре - на 3,6% год к году. Из-за девальвации рубля инфляция в 2014 году достигла 11,4 % вместо планировавшихся 5 % в годовом исчислении, что стало максимумом с кризисного 2008 года. В июле инфляция выросла на 0,8%, в августе - на 0,4%, в сентябре на 0,6%, в октябре на 0,7%. По состоянию на 18 ноября 2015 г. уровень инфляции составил 11,7%. В 2014 году отток капитала достиг 151,5 млрд. долл., увеличившись в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом. По итогам 2014 года инвестиции в основной капитал в России сократились на 2,5% год к году после незначительного роста (0,3%) в 2013 году. В 2015 году международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch понизили кредитный рейтинг России до «мусорного» (ниже BBB-), что указывало на опасность для инвестирования в экономику России. На протяжении 2014 года объемы золотовалютных резервов РФ уменьшались на 121 млрд. долл., с 509,5 млрд. долл. до 388,5 млрд. долл., а с начала 2015года - ещё на 24,4 млрд. долл., до 364,1 млрд. долл. Таким образом, во время нынешнего кризиса объем ЗВР составлял почти половину от уровня 2008 г.($598,1 млрд. на 8 августа 2008 года). Объем Резервного Фонда в 2015 году сократится на 2,6 триллиона рублей, больше чем наполовину. В РФ в 2015 году произошло снижение реальных зарплат. В 2014 - 2015 годах Правительство РФ ввело мораторий на взносы в накопительную часть пенси. Нестабильная финансовая ситуация в России также произвела негативный экономический эффект на международные компании (бренды), имеющие бизнес в России.
5. На каждый банк в РФ в 2014-2015 годах воздействовали разные негативные факторы, однако среди этих четырех факторов внешний фактор только один - это третий фактор, остальные же внутренние, которые были косвенным образом спровоцированы ЦБ РФ (второй и четвертый факторы), и как следствие общей нестабильности - первый фактор. почти все банки в РФ так или иначе испытывают проблемы в обеспечении нормативов по достаточности капитала, а общая ситуация такова, что привлекать деньги стало очень сложно. Внешние рынки закрыты, внутренние остаются подавленными. Для восстановления работоспособности банковской системы необходимо проводить активную политику, позволяющей улучшить финансовые результаты в предстоящие годы. Одним из основных моментов преодоления последствий банковского кризиса является политика государства, к направлениям которой можно отнести реструктуризацию и санирование банковской системы с целью “расчистки” банковского сектора. Государство посредством активизации процессов банкротства неплатежеспособных банков, простимулирует и инициирует процессы слияний и поглощений банков. Проанализировав заимствования РФ на внутреннем рынке, отметим, что размер государственных заимствований Российской Федерации в 2014 году составил 7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом в 2013 году на 1
024,1 млрд. рублей. Однако если рассматривать с 1 января 2009 года, то увеличение составляет 4 883,05 млрд. рублей. Иными словами, объем государственных заимствований возрос чуть менее чем в 3 раза. В настоящий момент, за последние 5 лет, Россия достигла пика в государственной задолженности, и если данная тенденция будет доминировать, то в ближайшем будущем это может привести к тяжелым экономическим последствиям. За 2012-2014 годы объем внешних заимствований Российской Федерации уменьшился на 36,9 млрд. дол. США или на 5,8% и составил в на 01.01.2015 год 599 млрд. дол. США. В 2012-2014 гг. наблюдается уменьшение всех видов внешних заимствований РФ, кроме долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, торговых кредитов, которые выросли соответственно на 10,7% и 13,9%.
6. Кризис негативно повлиял на основные показатели деятельности АО «ОТП Банк» в 2013-2015 годах. В результате влияния кризиса чистый процентный доход АО «ОТП Банк» уменьшился на 6,2 млрд. руб. или на 24,1% и составил в 2015 году 19,5 млрд. руб.; операционный доход АО «ОТП Банк» уменьшился на 6,1 млрд. руб. или на 19,7% и составил в 2015 году 24,8 млрд. руб. За 2013-2015 годы активы АО «ОТП Банк» уменьшились на 15,4 млрд. руб. или на 10,7% и составили в 2015 году 128,3 млрд. руб. За 2013-2015 годы средства клиентов АО «ОТП Банк» уменьшились на 4 млрд. руб. или на 4,6% и составили в 2015 году 82,8 млрд. руб. Кредиты выданные клиентам банка в 2013-2015 уменьшились на 25,9 млрд. руб. или на 24,5% и составили в 2015 году 79,7 млрд. руб. В результате негативного влияния кризиса в 2014 году банк имел чистый убыток в размере 1,8 млрд. руб., в а 2015 году АО «ОТП Банк» имел чистый убыток в размере 1,8 млрд. руб.
6. Согласно Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы размер государственных внешних заимствований в 2015 году составит 3194,9 млн. долл. США, а в 2016 году 5564,4 млн. долл. США. Согласно Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в 2015 году планируется привлечь 279987 млн. руб. государственных внутренних заимствований, в 2016 г. 297283 млн. руб., а в 2017 году 546297 млн. руб.
7. Власть в РФ должна выбрать такую долговую стратегию, которая была бы направлена на стабильный рост, обеспечение необходимых темпов прироста ВВП, подавление инфляционных процессов, обеспечение финансирования важных социальных программ, формирование значительных кредитов для стимулирования предпринимательства, привлечения необходимых объемов иностранных инвестиций. Эта стратегия, как в узком, так и широком смысле, определяет многоплановый характер управления и требует от государства системного подхода к регулированию государственной задолженности. Искусство управления заключается в выборе наиболее эффективного метода, который позволит как можно быстрее выполнить поставленные перед ним задачи. Мероприятия, направленные на изменения состава, структуры государственного долга постоянного совокупного объема, соединяются под одним термином «debt management». К целям «debt
management» причисляют: нейтральность долговой политики; минимизацию расходов по обслуживанию государственного долга; управление долгом как инструментом стабилизационной политики. В случае, если во время управления долгом государственная задолженность растет, тогда государственное регулирование должно быть направлено прежде всего на оздоровление экономики страны.
8. Можно предложить следующие направления борьбы с финансовым кризисом в РФ на государственном уровне: 1) государству вместо поддержки банков предлагается напрямую субсидировать или выдавать гранты выбранным объектам малого и среднего бизнеса через соответствующие отделы Министерства экономики; 2) предоставить возможность организациям вместо снижения ставок по кредитам получать субсидии, покрывающие часть стоимости приобретаемой ими техники; 3) стимулировать обновление оборудования компаний на условиях, схожих с утилизаций автомашин, но с большим выделением денежных средств; 4) цены на лекарства государство должно регулировать исходя из текущей рыночной ситуации для каждого их вида, а не устанавливать единую для всех процентную надбавку; 5) временно снизить налоги, начисляемые не в региональный, а в федеральный бюджет. Например, на 10 лет включить в список субъектов, уплачивающих НДС по ставке в 10 %, организации, осуществляющие программы импортозамещения; 6) установить диапазон для выручки средних организаций с 800 млн до 20 млрд рублей; снизить НДС для малого бизнеса до 6 %, а для среднего - до 12 %; 7) выделить из микробизнеса семейный бизнес, установив для него предельную выручку в 5 млн рублей в год, а число работников в 5 человек, с сокращением налогов в два раза; 8) выделены меры, при реализации которых следует особое внимание уделить учету институциональных факторов.
9. Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
- повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой
122
среды;
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
- сохранение стабильности налоговых условий и оптимизация тарифного регулирования;
- повышение качества жизни и инвестиции в человеческий капитал;
- сбалансированное региональное развитие;
- повышение качества функционирования институтов государственной власти;
- развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.
10. В 2016 году АО «ОТП Банк» продолжит развитие в качестве универсальной кредитной организации, предоставляющей
диверсифицированный спектр банковских услуг и продуктов розничным и корпоративным клиентам. В 2016 году АО «ОТП Банк» завершит переход региональной сети на новый процесс выдач кредитов в торговых точках. В области карточного бизнеса АО «ОТП Банк» будет фокусироваться в первую очередь на качестве выдач кредитов новым клиентам. Одновременно будет усилена работа с текущим портфелем для предотвращения ухода лояльных карточных клиентов. На 2016 год запланировано усиление позиций АО «ОТП Банк» в сети Интернет, включая расширение перечня продвигаемых в Интернете продуктов и услуг АО «ОТП Банк». В 2016 году продолжится развитие выделенного канала продаж зарплатных проектов. В области управления рисками приоритетной задачей для АО «ОТП Банк» в 2016 году будет являться минимизация рисков потребительского кредитования. Ближайшими направлениями внедрения инновационных электронных услуг сфере обслуживания клиентов в АО «ОТП Банк» услуг станут геолокация, мобильный банкинг, новые каналы социального взаимодействия, а также работа и аналитика с супермассивами данных.
Подобные работы
- Развитие банковской системы России в условиях глобализации финансовых рынков
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление ликвидностью банковского сектора в условиях кризиса
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСИИ И ГЕРМАНИИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В КНР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие банковской системы России в условиях глобализации финансовых рынков
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление ликвидностью банковского сектора в условиях кризиса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



