ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ МЕЖВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
1918-1939 гг 8
1.1 Изучение истории Германии межвоенного времени отечественными
историками 8
1.2 Изучение истории Германии межвоенного времени зарубежными
историками 24
1.3 Дискуссионные вопросы истории Германии 1918-1939 гг 39
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ГЕРМАНИИ МЕЖВОЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ 50
2.1 История Германии 1918-1939 гг. : особенности преподавания в советский
период 50
2.2 Новый подход к преподаванию истории Германии в 90-е гг. ХХ в. в
российской школе 59
2.3 Преподавание истории Германии меж военного периода в школе в
современной России 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
Изучение и преподавание истории Германии между двумя мировыми войнами является одновременно интересной и спорной темой. Период между Первой и Второй мировыми войнами можно характеризовать как время «упущенных возможностей» для становления и укрепления демократии в Германии. История дает ключ к пониманию многих событий, как прошлого, настоящего, так и будущего. В этом смысле, особое значение имеет обращение к проблемам формирования нового облика Германии к началу Второй мировой войны, а также правовой, социальной, культурной, экономической основ государственной системы. Это обуславливается как научно-практическим интересом к данной тематике, так и необходимостью нового осмысления истории Германии 1918-1939 гг. с точки зрения комплексного подхода в исторической науке.
Новая эпоха - XXI век диктует новые условия к пониманию тех или иных исторических событий. Историография о межвоенном периоде Германии велика, ее формирование началось с работ современников и продолжается до настоящего времени. В данной работе мы проанализируем вопросы, раскрывающие особенности изучения и преподавания истории Германии межвоенного времени (1918-1939 гг.) в современной России.
Изучение истории, являющееся частью гражданского воспитания и образования, вызывает интерес российской общественности и привлекает пристальное внимание властей. Как правило, предметом дискуссий государства, общества и сообщества историков-профессионалов становятся проблемы прошлого нашего Отечества. Однако время от времени вызывают интерес и отдельные сюжеты зарубежной истории, к числу которых относится нацистское господство в Германии. День Победы Советского Союза над фашизмом за последнее десятилетие превратился в главный праздник современной России. В формировании представлений граждан нашей страны, особенно подрастающего поколения, о Германии 1918-1939 гг. большую роль играют школьные учебники, отражающие социальный заказ власти, общества и современный уровень научных знаний.
Актуальность исследования. Проблема кризиса демократии остаётся важной темой в современной системе международных отношений. Для того чтобы определить природу и причины внутренних кризисов необходимо рассмотрение определённых факторов, оказывающих влияние на кризисы демократии. В связи с этим, анализ влияния внешней политики на внутренние процессы государства становится актуальным.
Интерес к проблеме «первой немецкой демократии» за последние годы не угас, а, наоборот, вышел на новый уровень. Неустойчивость сегодняшнего миропорядка заставляет переосмыслить накопленный опыт международных отношений. Возможна ли новая мировая война и как ее предотвратить - вопрос остается открытым. Разработка проблемы изучения и преподавания истории Германии в межвоенный период в современной России вызвана характером перемен в обществе и возрождением идей фашизма в ряде зарубежных стран и среди отдельных групп молодежи в России.
В связи с этим, необходимо усиление развивающего и воспитывающего характера обучения, которое, к сожалению, пришло в противоречие с традиционной объяснительно-иллюстративной формой подачи учебного материала в учебных пособиях. Такое положение не может в полной мере способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Роль учебника, как основного средства обучения и воспитания, и, как наиболее авторитетного источника мировоззренческой информации молодых людей, формирующего мотивы формирования гражданского общества, - велика.
В целом можно сказать, что на данный момент существует достаточное количество учебного материала, который, в основном, отвечает образовательному стандарту и программам, а также может служить для реализации целей и задач исторического образования. Некоторые вопросы ориентируют учащихся на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к личности и правам человека. Однако обилие учебных книг не всегда помогает в учебном процессе. Некоторые из них справедливо подвергаются критике со стороны ученых - историков за «определенный вектор», ученых-методистов за то, что они не реализуют в должной мере своих обучающих функций.
В связи с этим возникла потребность изучения, анализа и сопоставления общего и особенного, что было характерным для учебно - методической литературы в контексте разрабатываемой темы на протяжении разных исторических периодов.
Таким образом, целесообразным является, на наш взгляд, выявление исторической обусловленности и определенных закономерностей отображения истории Германии 1918-1939 гг. в школьных учебниках истории и использования их в образовательной системе. На современном этапе знание этих закономерностей чрезвычайно важно не только в научном плане, но и для практической реализации поставленной проблемы.
Для объективного анализа проблем изучения и преподавания истории Германии между двумя мировыми войнами:
• Рассмотрены причины, обусловливающие изменение содержания учебной книги в различные исторические периоды нашей страны.
• Проведен анализ научно-методического опыта создания учебников и их последующее совершенствование с учетом достижений исторической науки.
Данное исследование позволяет:
• Оценить предпосылки и причины политического развития событий как внутри Германии, так и на внешнеполитической арене в 1018-1939 гг;
• Рассмотреть эволюцию историографии на различных этапах развития, как в отечественной, так и зарубежной научной литературе;
• Выделить общее и особенное в изучении и преподавании истории Германии между первой и второй мировыми войнами в России в советский, постсоветский и современный периоды;
• Выявить проблемы преподавания истории «первой немецкой республики» и становления идеологии нацизма в Германии в современной российской школе.
Объект исследования: научная и учебная литература, посвященная изучению истории Германии межвоенного времени.
Предмет исследования: особенности изучения и преподавания истории Германии межвоенного времени в современной России.
Цель магистерской диссертации - выявление взаимосвязей между изучением и преподаванием истории Германии межвоенного периода.
Основные задачи работы:
• Рассмотреть историю изучения Германии между двумя мировыми войнами отечественными и зарубежными историками;
• Охарактеризовать особенности преподавание истории Германии 1918 - 1939 гг. в советское время;
• Выявить эволюцию преподавания истории Германии межвоенного периода в 90-е гг. ХХ века в российской школе
• Определить проблемы преподавания истории Германии между Первой и Второй мировыми войнами в современной России.
Хронологические рамки работы: имеют двойной характер, с одной стороны учитывают межвоенный период развития Германии - 1918-1939 гг., с другой стороны охватывают период изучения данной темы в истории в целом, в русле историографии, начиная с 1918г. по настоящее время, т.е. первую половину 2018 г.
Территориальные рамки: Германия, СССР, Россия.
Метод исследования: способ изучения педагогической действительности, совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития.
Методология. Важнейшими методологическими принципами для написания выпускной квалификационной работы явились: историзм, научная объективность исторического исследования, изучение опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений с целью дальнейшей разработки теории воспитания и совершенствования его практики.
Характеристика источников. Источниками моего исследования стали:
• историографические работы отечественных и зарубежных авторов.
• публикации в педагогических периодических изданиях.
• современные отечественные школьные учебники по всемирной истории.
Практическая значимость работы заключается, во-первых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем историографии Германии в межвоенный период и разработку проблемы эволюции взглядов в современный период времени. Во-вторых, результатом данного исследования является предложение семинарского занятия, которое может использоваться в виде факультатива для преподавания истории Германии в школьном курсе истории для интеллектуального и политического развития обучающихся.
Новизна данного исследования состоит в том, что материал основан на комплексном анализе исследований как отечественной, так и зарубежной исторической науки, на анализе материалов, которые были неизвестны в советский период времени и анализе преподавания истории Германии между первой и второй мировыми войнами в российской школе.
Таким образом, изучение и преподавание истории Германии межвоенного периода и сегодня является социально - значимым, и представляет научно - исторический и практический интерес.
Структура работы. Поставленные цель и задачи исследования определили структуру магистерской работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Основными итоговыми выводами работы явились следующие. Интерес к проблеме «первой немецкой демократии» и установлении идеи нацизма в Германии за последние годы не угас, а, наоборот, вышел на новый уровень.
Отечественная историография Германии 1918-1939 гг. имеет свою давнюю историю, ее истоки уходят в 20-30-е годы ХХ века. Работы советских историков по данной проблеме не раз подвергались анализу, что нашло свое отражение в диссертационных работах и многочисленных публикациях. После распада Советского Союза, отечественная историография также внесла существенный вклад в изучение истории Германии между двумя мировыми войнами.
Защищены докторские и кандидатские диссертации, проведены международные конференции и семинары, опубликованы многочисленные статьи и тезисы, появился ряд монографий, издаются специальные сборники, возникли организационные центры по исследованию Германии межвоенного периода: Институт всеобщей истории (г. Москва), Воронежский
государственный университет, Челябинский педагогический университет. Изучением этой страницы истории Германии занимаются ученые из университетов Екатеринбурга, Кемерово, Липецка, Москвы, Перми, Санкт - Петербурга, Самары, Уфы и Ярославля.
Как показывает обзор литературы, история Германии между первой и второй мировыми войнами исследуется, в основном, в провинциальных городах нашей страны. Особо хочется выделить работы В.А. Буханова. Валентин Александрович Буханов - доктор исторических наук, был профессором кафедры теории и истории международных отношений Уральского государственного университета. Книги и статьи Буханова, будучи творческим продолжением работ А.С. Ерусалимского, Д.М. Проектора, Л.И. Гинцберга, М.И. Семиряги, Д.Е. Мельникова, А.А. Галкина и других выдающихся отечественных ученых, одновременно
обозначили новый уровень познания сущности и внешних проявлений национал- социалистической диктатуры. «Европеизм германского фашизма, - констатировал В.А. Буханов, - изучается постольку, поскольку
рассматриваются те или иные конкретные вопросы. Нацеленную на захват и подчинение Европы континентальную стратегию национал-социализма можно исследовать и под иным углом зрения».
В.А. Буханов пытался постичь «притягательную силу нацизма», выступал «против карикатурных штампов в оценке национал - социалистической идеологии», которая, по его мнению, требовала серьезного научного анализа. Он считал, что «национал-социалистическому движению удалось вобрать в себя элементы различных идейно-политических течений»: «консерватизма, либерализма, даже социализма». Проблема социальной справедливости «была поставлена очень остро именно национал - социалистами». В результате получилась не эклектика, а очень любопытная тщательно продуманная философия, которая звала к новой свободе, опять же возвращаясь к этому под лозунгом нового порядка, реорганизации.
Историографию зарубежных исследователей истории Германии межвоенного периода можно классифицировать по целому ряду параметров, так как она характеризуется значительным разнообразием жанров, масштабов и целей, которые ставили перед собой исследователи. Для немецкой историографии ключевой темой была Первая мировая война, проблема фашизма и экономического развития Германии.
В современной зарубежной литературе внимание в большей степени уделяется позиционированию Германии в рамках мировой истории, ее коалиционным взаимосвязям, заключению тайных договоров. В рамках анализа деятельности современных зарубежных историков, исследовавших историю Германии между двумя мировыми войнами, хочется выделить научные труды известного ученого-обществоведа Генриха Августа Винклера. Не так давно вышла на русском языке одна из его фундаментальных работ: «Веймар 1918-1933: История первой немецкой демократии». В данной работе успешно применяются подходы как исторической, так и политической науки. В этом ее принципиальное отличие от традиционных работ историков.
К дискуссионным вопросам истории Германии межвоенного времени стоит отнести вопросы, которые связаны с проблемами становления фашизма, в частности, вопросы партийных структур Германии того периода, роли отдельных политических деятелей того времени. Актуальными остаются и вопросы роли Германии в мировой политике, причины и предпосылки Первой мировой войны, жертвы со стороны Германии в ходе Первой мировой войны. Дискуссионными остаются вопросы военного сотрудничества СССР и Германии накануне Второй мировой войны, анализ засекреченных документов того времени. К актуальным, на сегодняшний день, проблемам истории Германии стоит отнести оценку перспектив Веймарской республики, роли конституции, ее условный и реальный характер для истории Германии.
В школьной литературе советского периода главенствовала концепция фашизма, выдвинутая международным коммунистическим движением. Советские авторы видели главную причину прихода фашистов к власти в том, что германский рабочий класс был расколот и не смог выступить единым антифашистским фронтом.
В первые десять лет новой российской государственности школьное историческое образование не привлекало внимание политического руководства нашей страны. Преобладало мнение, что определение целей исторического образования должно осуществляться силами историков - профессионалов без участия власти. В целом, это период деидеологизации в учебниках истории, определивший несостоятельность точек зрения о кризисе капитализма как основы зарождения нацизма, а также изменение мнений по многим событиям истории Германии межвоенного времени, особенно это касается оценки Веймарской республики.
1990-е гг. появилась возможность выбора форм обучения, учебных пособий и образовательных программ.
Выявление особенностей современного преподавания истории Германии межвоенного периода позволяет говорить о том, что объем, отведенный на изучение Германии между двумя мировыми войнами в школьных учебниках истории, невелик. Примерно, он составляет от трех до одиннадцати страниц или 1-3 % от общего объема учебника. Несмотря на то, что преподавание истории характеризуется расширением возможностей использования методологических прием и средств, а также расширения круга источников и использования различных мнений исследователей в школьных учебниках представлен весьма сходный фактический материал о межвоенном периоде Германии.
Довольно подробно раскрыто понятие тоталитаризма. При этом авторы не проводят параллели между гитлеровским и сталинским тоталитаризмом. В школьной литературе не приводятся факты, указывающие на массовую поддержку населением нацистского режима. В современных российских учебниках освещены, главным образом, основные события политической истории Третьего рейха, в основном период становления режима гитлеровской диктатуры. Экономической и социальной истории Германии между двумя мировыми войнами уделяется меньше внимания. Круг персоналий, который приведен авторами в школьных учебниках, довольно широк, хотя не всегда отличается продуманностью. Среди включенных в учебники визуальных источников преобладают портретные снимки, в то время как сюжетные фотографии, плакаты и карикатуры, имеющие больший образовательный потенциал, применяются авторами реже. Пренебрежение сюжетными фотографиями, плакатами и карикатурами снижает информативную ценность визуальных источников и сокращает возможности развития у учащихся аналитических навыков. Вопросы, которые ставятся перед учениками, ориентируют, в основном, на воспроизведение учебного материала, а не на развитие критического мышления.
В последние годы для учеников стали возможны хрестоматии, с большим количеством источников, что позволяет критически походить к изучению исторических фактов.
Учитывая обилие источников, форм и методов преподавания представляется возможным применение внеклассных школьных форм обучения в изучении истории «первой немецкой республики» и становления идеи национал-социализма в Германии.
ИСТОЧНИКИ
1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. - 434 с.
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век: учебная книга для 9 классов общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., 1995. - 366 с.
3. Долуцкий И. И. Отечественная история ХХ век. Часть I: учебник для X классов средней школы. М., 1994. - 448 с.
4. Жарова Л. Н., Мишина И. А. История Отечества, 1900-1940 гг.: учебник для старших классов сред. учеб. заведений / Л. Н. Жарова, И. А. Мишина. М., 1992. - 432 с.
5. Загладин Н.В.. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. М., 1999. - 352 с.
6. История Германии ХХ века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы. Пособие для учащихся средних и старших классов школ, гимназий, лицеев, студентов, учителей. М., 2008. - 688 с.
7. История СССР (1900-1937 гг.). Пробный учебник для IX класса
средней школы / под ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1982. - 319 с.
8. История СССР 1938-1978. / под ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1990. - 384 с.
9. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. - 896 с.
10. Космач В.А. Германия в 1918-1919 гг.: рождение республики. Витебск, 2008. - 169 с.
11. Кредер А. А. Новейшая история. XX век: учебник для основной школы / А. А. Кредер. М., 1995. - 320 с.
12. Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914 - 1918 гг. М., 2005. - 752 с.
13. Островский В. П., Уткин А. И. История России. ХХ век. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений, М., 1995. - 512 с.
14. Патрушев А.И. Германия в ХХ веке Учебное пособие для студентов - историков. М., 2004. - 434 с.
15. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.10.1959 N 1162 «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» // СП СССР 1959. № 18. - 191 с.
...