Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение и преподавание истории Германии межвоенного времени 1918- 1939 гг. в современной России

Работа №96672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ МЕЖВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
1918-1939 гг 8
1.1 Изучение истории Германии межвоенного времени отечественными
историками 8
1.2 Изучение истории Германии межвоенного времени зарубежными
историками 24
1.3 Дискуссионные вопросы истории Германии 1918-1939 гг 39
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ГЕРМАНИИ МЕЖВОЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ 50
2.1 История Германии 1918-1939 гг. : особенности преподавания в советский
период 50
2.2 Новый подход к преподаванию истории Германии в 90-е гг. ХХ в. в
российской школе 59
2.3 Преподавание истории Германии меж военного периода в школе в
современной России 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95


Изучение и преподавание истории Германии между двумя мировыми войнами является одновременно интересной и спорной темой. Период между Первой и Второй мировыми войнами можно характеризовать как время «упущенных возможностей» для становления и укрепления демократии в Германии. История дает ключ к пониманию многих событий, как прошлого, настоящего, так и будущего. В этом смысле, особое значение имеет обращение к проблемам формирования нового облика Германии к началу Второй мировой войны, а также правовой, социальной, культурной, экономической основ государственной системы. Это обуславливается как научно-практическим интересом к данной тематике, так и необходимостью нового осмысления истории Германии 1918-1939 гг. с точки зрения комплексного подхода в исторической науке.
Новая эпоха - XXI век диктует новые условия к пониманию тех или иных исторических событий. Историография о межвоенном периоде Германии велика, ее формирование началось с работ современников и продолжается до настоящего времени. В данной работе мы проанализируем вопросы, раскрывающие особенности изучения и преподавания истории Германии межвоенного времени (1918-1939 гг.) в современной России.
Изучение истории, являющееся частью гражданского воспитания и образования, вызывает интерес российской общественности и привлекает пристальное внимание властей. Как правило, предметом дискуссий государства, общества и сообщества историков-профессионалов становятся проблемы прошлого нашего Отечества. Однако время от времени вызывают интерес и отдельные сюжеты зарубежной истории, к числу которых относится нацистское господство в Германии. День Победы Советского Союза над фашизмом за последнее десятилетие превратился в главный праздник современной России. В формировании представлений граждан нашей страны, особенно подрастающего поколения, о Германии 1918-1939 гг. большую роль играют школьные учебники, отражающие социальный заказ власти, общества и современный уровень научных знаний.
Актуальность исследования. Проблема кризиса демократии остаётся важной темой в современной системе международных отношений. Для того чтобы определить природу и причины внутренних кризисов необходимо рассмотрение определённых факторов, оказывающих влияние на кризисы демократии. В связи с этим, анализ влияния внешней политики на внутренние процессы государства становится актуальным.
Интерес к проблеме «первой немецкой демократии» за последние годы не угас, а, наоборот, вышел на новый уровень. Неустойчивость сегодняшнего миропорядка заставляет переосмыслить накопленный опыт международных отношений. Возможна ли новая мировая война и как ее предотвратить - вопрос остается открытым. Разработка проблемы изучения и преподавания истории Германии в межвоенный период в современной России вызвана характером перемен в обществе и возрождением идей фашизма в ряде зарубежных стран и среди отдельных групп молодежи в России.
В связи с этим, необходимо усиление развивающего и воспитывающего характера обучения, которое, к сожалению, пришло в противоречие с традиционной объяснительно-иллюстративной формой подачи учебного материала в учебных пособиях. Такое положение не может в полной мере способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Роль учебника, как основного средства обучения и воспитания, и, как наиболее авторитетного источника мировоззренческой информации молодых людей, формирующего мотивы формирования гражданского общества, - велика.
В целом можно сказать, что на данный момент существует достаточное количество учебного материала, который, в основном, отвечает образовательному стандарту и программам, а также может служить для реализации целей и задач исторического образования. Некоторые вопросы ориентируют учащихся на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к личности и правам человека. Однако обилие учебных книг не всегда помогает в учебном процессе. Некоторые из них справедливо подвергаются критике со стороны ученых - историков за «определенный вектор», ученых-методистов за то, что они не реализуют в должной мере своих обучающих функций.
В связи с этим возникла потребность изучения, анализа и сопоставления общего и особенного, что было характерным для учебно - методической литературы в контексте разрабатываемой темы на протяжении разных исторических периодов.
Таким образом, целесообразным является, на наш взгляд, выявление исторической обусловленности и определенных закономерностей отображения истории Германии 1918-1939 гг. в школьных учебниках истории и использования их в образовательной системе. На современном этапе знание этих закономерностей чрезвычайно важно не только в научном плане, но и для практической реализации поставленной проблемы.
Для объективного анализа проблем изучения и преподавания истории Германии между двумя мировыми войнами:
• Рассмотрены причины, обусловливающие изменение содержания учебной книги в различные исторические периоды нашей страны.
• Проведен анализ научно-методического опыта создания учебников и их последующее совершенствование с учетом достижений исторической науки.
Данное исследование позволяет:
• Оценить предпосылки и причины политического развития событий как внутри Германии, так и на внешнеполитической арене в 1018-1939 гг;
• Рассмотреть эволюцию историографии на различных этапах развития, как в отечественной, так и зарубежной научной литературе;
• Выделить общее и особенное в изучении и преподавании истории Германии между первой и второй мировыми войнами в России в советский, постсоветский и современный периоды;
• Выявить проблемы преподавания истории «первой немецкой республики» и становления идеологии нацизма в Германии в современной российской школе.
Объект исследования: научная и учебная литература, посвященная изучению истории Германии межвоенного времени.
Предмет исследования: особенности изучения и преподавания истории Германии межвоенного времени в современной России.
Цель магистерской диссертации - выявление взаимосвязей между изучением и преподаванием истории Германии межвоенного периода.
Основные задачи работы:
• Рассмотреть историю изучения Германии между двумя мировыми войнами отечественными и зарубежными историками;
• Охарактеризовать особенности преподавание истории Германии 1918 - 1939 гг. в советское время;
• Выявить эволюцию преподавания истории Германии межвоенного периода в 90-е гг. ХХ века в российской школе
• Определить проблемы преподавания истории Германии между Первой и Второй мировыми войнами в современной России.
Хронологические рамки работы: имеют двойной характер, с одной стороны учитывают межвоенный период развития Германии - 1918-1939 гг., с другой стороны охватывают период изучения данной темы в истории в целом, в русле историографии, начиная с 1918г. по настоящее время, т.е. первую половину 2018 г.
Территориальные рамки: Германия, СССР, Россия.
Метод исследования: способ изучения педагогической действительности, совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития.
Методология. Важнейшими методологическими принципами для написания выпускной квалификационной работы явились: историзм, научная объективность исторического исследования, изучение опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений с целью дальнейшей разработки теории воспитания и совершенствования его практики.
Характеристика источников. Источниками моего исследования стали:
• историографические работы отечественных и зарубежных авторов.
• публикации в педагогических периодических изданиях.
• современные отечественные школьные учебники по всемирной истории.
Практическая значимость работы заключается, во-первых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем историографии Германии в межвоенный период и разработку проблемы эволюции взглядов в современный период времени. Во-вторых, результатом данного исследования является предложение семинарского занятия, которое может использоваться в виде факультатива для преподавания истории Германии в школьном курсе истории для интеллектуального и политического развития обучающихся.
Новизна данного исследования состоит в том, что материал основан на комплексном анализе исследований как отечественной, так и зарубежной исторической науки, на анализе материалов, которые были неизвестны в советский период времени и анализе преподавания истории Германии между первой и второй мировыми войнами в российской школе.
Таким образом, изучение и преподавание истории Германии межвоенного периода и сегодня является социально - значимым, и представляет научно - исторический и практический интерес.
Структура работы. Поставленные цель и задачи исследования определили структуру магистерской работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основными итоговыми выводами работы явились следующие. Интерес к проблеме «первой немецкой демократии» и установлении идеи нацизма в Германии за последние годы не угас, а, наоборот, вышел на новый уровень.
Отечественная историография Германии 1918-1939 гг. имеет свою давнюю историю, ее истоки уходят в 20-30-е годы ХХ века. Работы советских историков по данной проблеме не раз подвергались анализу, что нашло свое отражение в диссертационных работах и многочисленных публикациях. После распада Советского Союза, отечественная историография также внесла существенный вклад в изучение истории Германии между двумя мировыми войнами.
Защищены докторские и кандидатские диссертации, проведены международные конференции и семинары, опубликованы многочисленные статьи и тезисы, появился ряд монографий, издаются специальные сборники, возникли организационные центры по исследованию Германии межвоенного периода: Институт всеобщей истории (г. Москва), Воронежский
государственный университет, Челябинский педагогический университет. Изучением этой страницы истории Германии занимаются ученые из университетов Екатеринбурга, Кемерово, Липецка, Москвы, Перми, Санкт - Петербурга, Самары, Уфы и Ярославля.
Как показывает обзор литературы, история Германии между первой и второй мировыми войнами исследуется, в основном, в провинциальных городах нашей страны. Особо хочется выделить работы В.А. Буханова. Валентин Александрович Буханов - доктор исторических наук, был профессором кафедры теории и истории международных отношений Уральского государственного университета. Книги и статьи Буханова, будучи творческим продолжением работ А.С. Ерусалимского, Д.М. Проектора, Л.И. Гинцберга, М.И. Семиряги, Д.Е. Мельникова, А.А. Галкина и других выдающихся отечественных ученых, одновременно
обозначили новый уровень познания сущности и внешних проявлений национал- социалистической диктатуры. «Европеизм германского фашизма, - констатировал В.А. Буханов, - изучается постольку, поскольку
рассматриваются те или иные конкретные вопросы. Нацеленную на захват и подчинение Европы континентальную стратегию национал-социализма можно исследовать и под иным углом зрения».
В.А. Буханов пытался постичь «притягательную силу нацизма», выступал «против карикатурных штампов в оценке национал - социалистической идеологии», которая, по его мнению, требовала серьезного научного анализа. Он считал, что «национал-социалистическому движению удалось вобрать в себя элементы различных идейно-политических течений»: «консерватизма, либерализма, даже социализма». Проблема социальной справедливости «была поставлена очень остро именно национал - социалистами». В результате получилась не эклектика, а очень любопытная тщательно продуманная философия, которая звала к новой свободе, опять же возвращаясь к этому под лозунгом нового порядка, реорганизации.
Историографию зарубежных исследователей истории Германии межвоенного периода можно классифицировать по целому ряду параметров, так как она характеризуется значительным разнообразием жанров, масштабов и целей, которые ставили перед собой исследователи. Для немецкой историографии ключевой темой была Первая мировая война, проблема фашизма и экономического развития Германии.
В современной зарубежной литературе внимание в большей степени уделяется позиционированию Германии в рамках мировой истории, ее коалиционным взаимосвязям, заключению тайных договоров. В рамках анализа деятельности современных зарубежных историков, исследовавших историю Германии между двумя мировыми войнами, хочется выделить научные труды известного ученого-обществоведа Генриха Августа Винклера. Не так давно вышла на русском языке одна из его фундаментальных работ: «Веймар 1918-1933: История первой немецкой демократии». В данной работе успешно применяются подходы как исторической, так и политической науки. В этом ее принципиальное отличие от традиционных работ историков.
К дискуссионным вопросам истории Германии межвоенного времени стоит отнести вопросы, которые связаны с проблемами становления фашизма, в частности, вопросы партийных структур Германии того периода, роли отдельных политических деятелей того времени. Актуальными остаются и вопросы роли Германии в мировой политике, причины и предпосылки Первой мировой войны, жертвы со стороны Германии в ходе Первой мировой войны. Дискуссионными остаются вопросы военного сотрудничества СССР и Германии накануне Второй мировой войны, анализ засекреченных документов того времени. К актуальным, на сегодняшний день, проблемам истории Германии стоит отнести оценку перспектив Веймарской республики, роли конституции, ее условный и реальный характер для истории Германии.
В школьной литературе советского периода главенствовала концепция фашизма, выдвинутая международным коммунистическим движением. Советские авторы видели главную причину прихода фашистов к власти в том, что германский рабочий класс был расколот и не смог выступить единым антифашистским фронтом.
В первые десять лет новой российской государственности школьное историческое образование не привлекало внимание политического руководства нашей страны. Преобладало мнение, что определение целей исторического образования должно осуществляться силами историков - профессионалов без участия власти. В целом, это период деидеологизации в учебниках истории, определивший несостоятельность точек зрения о кризисе капитализма как основы зарождения нацизма, а также изменение мнений по многим событиям истории Германии межвоенного времени, особенно это касается оценки Веймарской республики.
1990-е гг. появилась возможность выбора форм обучения, учебных пособий и образовательных программ.
Выявление особенностей современного преподавания истории Германии межвоенного периода позволяет говорить о том, что объем, отведенный на изучение Германии между двумя мировыми войнами в школьных учебниках истории, невелик. Примерно, он составляет от трех до одиннадцати страниц или 1-3 % от общего объема учебника. Несмотря на то, что преподавание истории характеризуется расширением возможностей использования методологических прием и средств, а также расширения круга источников и использования различных мнений исследователей в школьных учебниках представлен весьма сходный фактический материал о межвоенном периоде Германии.
Довольно подробно раскрыто понятие тоталитаризма. При этом авторы не проводят параллели между гитлеровским и сталинским тоталитаризмом. В школьной литературе не приводятся факты, указывающие на массовую поддержку населением нацистского режима. В современных российских учебниках освещены, главным образом, основные события политической истории Третьего рейха, в основном период становления режима гитлеровской диктатуры. Экономической и социальной истории Германии между двумя мировыми войнами уделяется меньше внимания. Круг персоналий, который приведен авторами в школьных учебниках, довольно широк, хотя не всегда отличается продуманностью. Среди включенных в учебники визуальных источников преобладают портретные снимки, в то время как сюжетные фотографии, плакаты и карикатуры, имеющие больший образовательный потенциал, применяются авторами реже. Пренебрежение сюжетными фотографиями, плакатами и карикатурами снижает информативную ценность визуальных источников и сокращает возможности развития у учащихся аналитических навыков. Вопросы, которые ставятся перед учениками, ориентируют, в основном, на воспроизведение учебного материала, а не на развитие критического мышления.
В последние годы для учеников стали возможны хрестоматии, с большим количеством источников, что позволяет критически походить к изучению исторических фактов.
Учитывая обилие источников, форм и методов преподавания представляется возможным применение внеклассных школьных форм обучения в изучении истории «первой немецкой республики» и становления идеи национал-социализма в Германии.


ИСТОЧНИКИ
1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. - 434 с.
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век: учебная книга для 9 классов общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., 1995. - 366 с.
3. Долуцкий И. И. Отечественная история ХХ век. Часть I: учебник для X классов средней школы. М., 1994. - 448 с.
4. Жарова Л. Н., Мишина И. А. История Отечества, 1900-1940 гг.: учебник для старших классов сред. учеб. заведений / Л. Н. Жарова, И. А. Мишина. М., 1992. - 432 с.
5. Загладин Н.В.. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. М., 1999. - 352 с.
6. История Германии ХХ века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы. Пособие для учащихся средних и старших классов школ, гимназий, лицеев, студентов, учителей. М., 2008. - 688 с.
7. История СССР (1900-1937 гг.). Пробный учебник для IX класса
средней школы / под ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1982. - 319 с.
8. История СССР 1938-1978. / под ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1990. - 384 с.
9. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. - 896 с.
10. Космач В.А. Германия в 1918-1919 гг.: рождение республики. Витебск, 2008. - 169 с.
11. Кредер А. А. Новейшая история. XX век: учебник для основной школы / А. А. Кредер. М., 1995. - 320 с.
12. Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914 - 1918 гг. М., 2005. - 752 с.
13. Островский В. П., Уткин А. И. История России. ХХ век. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений, М., 1995. - 512 с.
14. Патрушев А.И. Германия в ХХ веке Учебное пособие для студентов - историков. М., 2004. - 434 с.
15. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.10.1959 N 1162 «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» // СП СССР 1959. № 18. - 191 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ