Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Работа №96660

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Основные закономерности развития познавательной
активности личности, ее структура 10
1.2. Физиологические и психологические особенности
познавательной активности детей дошкольного возраста 18
1.3. Технологический подход к формированию и развитию
познавательной активности дошкольников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКА С ПРИРОДОЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 39
2.1. Критерии и показатели уровней развития познавательной
активности ребенка дошкольного возраста 39
2.2. Организация непосредственного взаимодействия ребенка
дошкольного возраста с природой 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой деятельности по
организации непосредственного взаимодействия ребенка с природой с целью развития его познавательной активности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89


За последние два десятилетия произошли значительные изменения в системе дошкольного образования: введены новые образовательные стандарты, разработаны различные образовательные программы для дошкольников: «Успех» (авторы Федина Н.В., Березина Н.О. и др.), «Детство» (авторы Васильева М.А., Гербова В.В. и др.), «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С. и др.), «Школа Монтессори» (под ред. Хилтунян Е.А.). Во всех без исключения образовательных программах большое внимание уделяется формированию активности дошкольников в разных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое. В п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что «конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей ... и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)» [55, с. 8].
Такое внимание к развитию познавательной активности детей обусловлено необходимостью воспитания позитивного отношения ребенка к процессу познания. Именно в период дошкольного детства формируются первичные представления об окружающем мире (природы, вещей, техники, людей), которые в дальнейшем обогащаются, усложняются и совершенствуются. Познавательная активность дошкольника в разных формах и видах деятельности может стать потребностью и даже характерной чертой личности, что создает благоприятные предпосылки успешного обучения выпускника детского сада в начальной школе. Поэтому развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования.
Этой проблеме посвящены многочисленные труды ученых в области детской психологии и дошкольной педагогики (Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Лисина М.И., Поддъяков Н.Н., Савенков А.И., и др.). В их работах доказывается, что именно в возрасте 5-6 лет у детей возрастает познавательная активность, которая проявляется в интересе ребенка к окружающему миру, к разнообразным действиям с предметами при взаимодействии с природой, в желании делиться полученной информацией со взрослыми, к совместным играм со сверстниками и др.
Ученые нового поколения (Кригер Е.Э., Серебрякова Т.А., Сидорук Г.Н., Щетинина В.В. и др.), продолжая исследования познавательной активности детей, определяют условия, технологии, средства ее развития, выделяются критерии для определения уровня ее сформированности у дошкольников.
Для решения проблемы развития уровня познавательной активности старших дошкольников учеными рекомендуется применять практико-ориентированные формы обучения (исследовательская, экспериментальная, творческая деятельность; конструирование и моделирование), поскольку дети по своей природе - исследователи. Потребность высказать эмоции в процессе наблюдения естественнонаучных явлений приводит к развитию речи дошкольника, а умения четко выразить свою мысль, в свою очередь, облегчает выполнение действий с объектами среды. Как следствие, в последнее десятилетие XXI века активно разрабатываются программы обучения познавательно-исследовательской и познавательно-экспериментальной деятельности детей не только старшего дошкольного возраста, но и младшего.
В настоящее время, несмотря на большую работу, проделанную учеными, методистами, педагогами-новаторами, массовое распространение детского экспериментирования в дошкольные организации тормозится, так как в педагогическом сообществе до настоящего времени сохраняется стереотип, что только игра является ведущей деятельностью дошкольников.
В действительности Поддъяковым Н.Н., его учениками и последователями, еще в 90-е годы прошлого века доказано, что, кроме игры, в качестве ведущей деятельности дошкольников может быть признана познавательная творческая деятельность, ядром которой является детское экспериментирование. Она способствует формированию не только исследовательских знаний и умений, но и развитию речи, мышления, памяти, волевых качеств дошкольников [40]. Поэтому так важно показать преимущество внедрения детского экспериментирования в дошкольные организации, реализуя естественный интерес ребенка к объектам природы. Однако к повышению познавательной активности дошкольников приведет исключительно систематическая организация занятий исследовательского и экспериментального характера с учетом их психофизиологических параметров в данный период детства. При этом важны и новизна содержания, и разнообразие видов деятельности, стимулирующих потребность ребенка искать средства для реализации идеи, осваивать действия с предметами, активнее использовать новые слова в речи, расширять круг общения, работать в коллективе, и др. Успешность в них выводит познавательную активность ребенка на новый уровень.
Таким образом, развитие познавательной активности должно осуществляться в единстве с эмоциональным, эстетическим, нравственным и умственным развитием ребенка. Поэтому для повышения познавательной активности дошкольников и развития личностных новообразований необходима разработка комплексных занятий на основе детского экспериментирования в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах.
Выделим противоречие между необходимостью развития познавательной активности дошкольников (и опосредованно других видов активности) при ознакомлении с окружающим миром и недостаточной разработанностью комплексных занятий на основе детского экспериментирования. Под комплексными занятиями на основе детского экспериментирования мы будем понимать совокупность интегрированных по своей организационной форме занятий с использованием физических опытов или исследований.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - технология развития познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическое подтверждение возможности алгоритмизации организации и проведения комплексных занятий на основе детского экспериментирования в процессе непосредственного взаимодействия старших дошкольников с природой.
Гипотеза исследования: если в процессе непосредственного взаимодействия старших дошкольников с природой будет реализована методика организации комплексных занятий на основе детского экспериментирования, включающая:
- обучение в Школе юного волшебника самостоятельной постановке детьми простых физических опытов с дальнейшим участием в публичной их демонстрации в режимных моментах (на основе диагностики уровня личностного развития ребенка);
- проведение совместных исследований естественнонаучных явлений и свойств веществ детьми разновозрастных групп ДОО в непрерывной образовательной деятельности;
- обеспечение обратной связи между педагогом, воспитанниками и их семьями, а также родительской поддержки при организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников в детском саду и дома, то к окончанию дошкольного этапа это приведет к повышению уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемым желаемым результатом применения предложенной методики будет являться: увеличение количества задаваемых детьми познавательных вопросов, потребность в самостоятельном поиске ответов на них; стремление к общению со взрослыми и с другими детьми с целью демонстрации своих успехов в экспериментировании; проявление интереса родителей к экспериментальной деятельности своего ребенка; консультации у педагога по проведению естественнонаучных опытов в домашних условиях; семейный просмотр научно-популярных передач или книг с последующим обсуждением их содержания; участие дошкольников вместе с родителями в детских конкурсах в области «Познавательное развитие».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию видов активности дошкольников и, в первую очередь, познавательной активности с учетом их психофизиологического развития.
2. Выделение основных закономерностей и условий, обеспечивающих развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Обоснование значения детского экспериментирования для развития познавательной активности и опосредованно других форм активности дошкольников (умственной, рече двигательной, социально -коммуникативной, и др.).
4. Изучение опыта работы методистов и воспитателей ДОО по реализации детского экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников, по взаимодействию с родителями воспитанников в этом процессе, и выделение условий для адаптации системы предложенных занятий в своей дошкольной организации.
5. Разработка структуры комплексных занятий и методических рекомендаций по их проведению.
Методологическими основами исследования являются:
- концепции личностно-развивающего обучения и творческого развития
дошкольника через детское экспериментирование, проектную деятельность, исследовательское обучение (Давыдов В.В., Эльконин Б.Д., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И., Веракса Н.Е, Веракса А.Н. и др.);
- психологические и педагогические исследования об особенностях и условиях формирования познавательной активности (Выготский Л.С., Годовикова Д.Б., Кригер Е.Э., Лисина М.И., Матюшкин A.M., Теплова З.И., Серебрякова Т.А., Щетинина В.В., и др.).
Методы исследования:
- изучение и ретроспективный анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение педагогического процесса;
- анкетирование педагогов и родителей;
- изучение педагогической документации;
- психолого-педагогический эксперимент.
Теоретическая и научная новизна работы состоит в разработке комплекса интегрированных занятий по детскому экспериментированию для развития познавательной активности старших дошкольников.
Практическая значимость работы заключается:
- в возможности воспроизведения алгоритма организации комплексных занятий Школы юного волшебника на основе детского экспериментирования педагогами ДОО в старшей и подготовительной группах;
- в разработке методических рекомендаций подготовке воспитанников и их родителей к конкурсам в области «Познавательное развитие».
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы (61 источник) и одиннадцать приложений.
Опытно-экспериментальная база исследования: ДОО № 134 г. Екатеринбурга Свердловской области. К участию в опытно-экспериментальной работе в течение 2015-2018 гг. в общей сложности было привлечено 10 человек воспитателей ДОО, экспериментом было охвачено 59 детей младшего, 57 детей среднего и 105 детей старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенные нами теоретические исследования и опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности старших дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы обоснована необходимость и целесообразность формирования познавательной активности именно у дошкольников старшего школьного возраста как важного компонента активности развивающейся личности. Выявлена структура познавательной активности, включающая в себя мотивационный, креативный и волевой компоненты, и различные средства ее развития.
2. Из многих исследований Поддъякова Н.Н. его учеников и последователей доказано, что детское экспериментирование является ядром творческой деятельности детей, оно первично, и также как игра - важное средство изучения окружающего их мира.
3. Изучение работы методистов в области дошкольного образования и опыта педагогической деятельности воспитателей ДОО по исследуемой проблеме - формирование и развития познавательной активности через детское экспериментирование - дало основания считать ее достаточно разработанной, так как за последнее десятилетие разработаны программы обучения, выпущены пособия по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, имеется большое количество публикаций и методических рекомендаций.
4. Определено, что для развития познавательной активности дошкольников (и опосредованно других видов активности) при ознакомлении с окружающим миром недостаточно разработаны комплексные занятия на основе детского экспериментирования.
5. Под комплексными занятиями на основе детского экспериментирования мы понимаем совокупность интегрированных по организационной форме занятий с использованием физических опытов или естественнонаучных исследований. Разработана алгоритмическая структура организации комплексных занятий на основе детского экспериментирования в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
5. Определены основные этапы структуры работы Школы юного волшебника (ШЮВ): информационный, мотивационный, подготовительный, организационный и этап рефлексии, а также описана методика их пошаговой реализации в режимных моментах.
6. Проведена диагностика личностного уровня развития старших дошкольников и их личностных качеств: самостоятельность, активность (в том числе познавательная) по соответствующим методикам. Это позволило провести обоснованное распределение воспитанников детского сада - участников Школы юного волшебника - на группы.
7. Апробирована структура работы Школы Юного Волшебника на группе № 5 (старшая и подготовительная) МАДОУ № 134-детский сад в течении двух лет (ноябрь, 2015 - октябрь, 2016); проведено более десяти публичных выступлений с демонстрацией физических опытов других групп ДОО. Ее результаты подтверждают предположение о возможности повышения познавательной активности через детское экспериментирование, если комплекс занятий осуществляется по предложенной методике (по алгоритму).
8. Подтверждено, что старших дошкольников при подготовке демонстраций, освоении основ экспериментирования, выступлениях детей с объяснением опыта, дети получают позитивные эмоции, стараются неоднократно повторять опыты в детском саду и в домашних условиях. Это, в свою очередь, указывает (на качественном уровне) на возможность развития развитие всех сфер жизнедеятельности дошкольников (умственную, эмоциональную, речедвигательную, трудовую и т. д.).
9. Предложена структура организации комплексного совместного занятия-исследования дошкольников разных возрастных групп в области «Познавательное развитие» и описана методика его поэтапной реализации. (По образовательной программе регулярно проводились тематические занятия исследовательского характера по изучению окружающего мира.) С апреля 2017 по май 2018 года проведено четыре бинарных занятия- исследования и организованно два открытых комплексных совместных занятий-исследований дошкольников младшей и подготовительных групп по теме «Жидкости, сыпучие вещества и растворы».
10. Доказана важная роль родителей в повышении познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность, оказание поддержки самостоятельности и инициативы ребенка при ознакомлении с окружающим миром. Одновременно повышается активность семей воспитанников, что проявляется в их участии в детских районных конкурсах совместно со своим ребенком (4 семьи). В мае 2016 года проект семьи Кочемасовых в районном конкурсе «Взрослые и дети» по направлению «Экспериментирование», который защищал их сын Андрей, занял первое место (Орджоникидзевский район г. Екатеринбурга).
11. Разработаны методические рекомендации по подготовке проекта в области «Познавательное развитие», направление «Экспериментирование» (воспроизведение и изучение физических явлений) как одного из вариантов делового сотрудничества педагога, дошкольника и его семьи при подготовке проекта к детскому конкурсу.
12. Результаты и итоги исследования познавательной активности старших дошкольников через детское экспериментирование представлены в наших публикациях [12; 13; 14; 33].
Предложенная и успешно реализуемая нами методика обучения детскому экспериментированию на основе алгоритмов деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса может стать отправной точкой для педагогов, желающих развивать у своих воспитанников познавательную активность, охватывая и другие сферы активности в комплексе. Таким образом, цель, поставленная в квалификационной работе, достигнута, задачи решены, гипотеза на качественном уровне подтверждена.



1. Асанова Е. Опыты глазами детей. [Электронный ресурс] URL: www.maam.ru(Дата обращения: 04.10.2015).
2. Бачинина Е.В., Михнева Я.Б. Особенности организации
экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ: методические рекомендации. [Электронный ресурс] URL:
http://cert.covenok.rU/files//kids _detsad_2014/4728.pdf (Дата обращения: 04.10.2015).
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры [Электронный ресурс] / В.С. Безрукова (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000. - 119 с. URL:http://rykovodstvo.ru/exspl/8964/index.html
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] / Веракса А.Н, Веракса, Н.Е. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 80 с.
6. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошколь-ников. Для работы с детьми 4-7 лет Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» [Текст] / Веракса Н.Е., Галимов О.Р. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
7. Воронкевич, О.А. Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет [Текст] / О.А. Воронкевич. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 32 с.
8. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / Гамезо М.В, Домашенко И.А. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
9. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. [Текст] / В.Г. Дмитриева - М. : Эксмо, 2011. - 224 с.
10. Епишева О.Б. Инновационные процессы в образовании: учебник [Текст] / Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. - Тюмень, 2009. - С.16.
11. Жигалик М.А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами моделирования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2008. [Электронный ресурс] - URL: http://www.dissercat.com/(Дата обращения: 28.09.2015).
12. Заложных, Е.О. Создание делового доверительного контакта педагога с родителями в дошкольной общеобразовательной организации [Текст] / Е.О Заложных// Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. - № 3. - Санкт-Петербург - 2016. - С. 35-38.
13. Заложных, Е.О. Сотрудничество дошкольников и взрослых при организации детского экспериментирования [Текст] / Е.О. Заложных// Личность семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2017. - С. 22-31.
14. Заложных, Е.О. Учет результатов диагностики личностного развития дошкольников при организации детского экспериментирования [Текст] // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики / Сб. ст. по материалам I междунар. заочной науч. -практ. конф. - Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2015. - С. 47-56.
15. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Электронный ресурс] URL: 448.nios.ru(Дата обращения: 21.09.2015)
16. Зуев, П.В. Простые опыты в школе и дома [Текст]: метод пособие для учителей / Зуев П.В. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2011. - 142 с.
17.Зуев, П.В. Теоретические основы эффективности обучения физике в средней школе (праксеологический подход) [Текст]: монография / Зуев П.В. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2000. - 153 с.
18. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/ [Электронный ресурс] — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 56 с. -URL: http://doshkolniki.org/index.php?option=com_content&view=article&id=70(Дата обращения: 14.07.2018)
19. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н.В. Исакова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 64 с.
20. Кларина, Л.М. Проблемы становления субъектной позиции детей дошкольного возраста по отношению к познавательной деятельности в контексте проблемы преемственности и непрерывности образования [Текст] / Л.М. Кларина // Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт. -сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина; под ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 128 с. (Программно-методический комплекс дошкольная организация «Мозаичный ПАРК»).
21. Кобарова С.И. Экспериментирование в среднем дошкольном возрасте.
[Электронный ресурс] URL: http://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-
deyatelnost-v-dou/9532.html (дата обращения: 04.10.2015).
22. Коверзнева И.А. Психология активности и поведения: учеб. -метод. комплекс [Электронный ресурс] / авт.-сост. И.А. Коверзнева. - Мн. : изд-во МИУ, 2010. - 316 с. URL: http://psyera.ru/tipologiya-aktivnosti-290.html(Дата обращения: 04.10.2015).
23. Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь [Текст] / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова - М. : Академия, 2005. - 176 с.
24. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. [Электронный ресурс] - Барнаул, 1999. - URL: http://www.dissercat.com/(Дата обращения: 28.09.2015).
25. Курганский, А.В. О возникновении и координации ритмических движений. Теория и практика физической культуры. [Текст] / А.В. Курганский - 1996. - № 11. - С. 44-46.
26. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии- 1982. - № 4. - С. 18-35.
27. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности [Текст] / О.Э. Литвинова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 256 с.
28. Литвинова Т.Н. Развитие познавательной активности ребенка в опытно - экспериментальной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/04/(дата обращения: 03.10.2015)
29. Лях, В.И. о концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте [Текст] / В.И. Лях, Е. О. Садовских // Теория и практика физической культуры - 1998. - № 3. - С. 40-46.
30. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии / - 1982. - № 4. - С. 5-17.
31. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков - СПб. : Прайм Еврознак, 2003. - 672 с.
32. Мишанина В.И. Развитие познавательной активности дошкольников
средствами телевидения в условиях семьи [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - ., 1999. - 152 с. URL:
http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-doshkolnikov- sredstvami-televideniya-v-usloviyakh-semi#ixzz5L3wWlZ3R(Дата обращения: 12.06.2018)
33. Надеева, О.Г. Учебный физический эксперимент в дошкольной организации и в начальной школе [Текст] / Надеева О.Г., Заложных Е.О. // Педагогическое образование в России. ФГБОУ ВО «Уральский гос. пед. ун¬та. - 2017. - № 7. - С. 66-73.
34. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.
В 2 кн. Кн.2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов - М. :
Просвещение: Владос, 1994. - 496 с.
35. Нетребина Н. Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad/master.html(дата обращения: 04.10.2015).
36. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2008. - 64 с. (Развитие и воспитание дошкольников).
37. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. [Текст] / Авт.-сост.: Аджи А.В. Воронеж: ООО «Метода», 2014. 128 с.
38. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн. : Современное слово, 2005. - 720 с.
39. Поддьяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами [Текст] / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии - 1996. - № 4. - С. 14-24.
40. Поддъяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 105-117.
41. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Педагогический вестник. - 1997. - № 1.
42. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Под ред. Н.В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.
43. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной
организации: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. О.В.
Дыбиной. — М. : Национальный книжный центр, 2015. - 304 с.
44. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития
личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры [Электронный ресурс] / сост. Н.В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 240 с. - (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
http://www.voppsy.ru/issues/1985/852/852105.htm (Дата обращения:
19.07.2018)
45. Полякова, О.Б. Общий психологический практикум. Ч. 1: Познавательные процессы: Сборник диагностических процедур [Текст] / О.Б. Полякова - М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2012. - 128 с.
46. Попова, О.В. Рабочая тетрадь по опытно -экспериментальной деятельности (подготовительная к школе группа) [Текст]: учеб.-методич. пособие для педагогов ДОО / О.В. Попова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 32 с.
47. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Национальный книжный центр, 2017. - 240 с.
48. Салмина, Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно -экспериментальной деятельности № 2 (старший дошкольный возраст) [Текст]: Учеб.-методич. пособие для педагогов ДОУ. / Е.Е. Салмина - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 32 с.
49. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 1999. - URL: http://www.dissercat.com/(Дата обращения: 28.10.2015).
50. Сидорук, Г.Н. Критерии и уровни сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Сидорук // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - C. 23-25.
51. Сидорук Г.Н. Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - URL: http://www.dissercat.com/(Дата обращения: 28.10.2015).
52. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Под редакцией Н.В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. - С. 7-9, С. 20.
53. Теплова, З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед наук по ВАК 13.00.01. - М., 1999.
54. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: Методическое пособие / А.Е. Чистякова, Г.П. Тугушева - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 128 с.
55. Об утверждении ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ № 1351 от 27.10.2014 г. Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»
56. Широкова, Г.А., Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. Серия «Справочники». - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 384 с.
57. Шлемко А.И. К вопросу о детском экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru /blog/detskii-sad/all/2012/02/18/mozhet-komu-nibud-prigoditsya (Дата обращения: 11.07.2018).
58. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
59. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - URL: http://www.dissercat.com/(Дата обращения: 28.10.2015).
60. Эргеева Г.Д. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. [Электронный ресурс] URL: http://dohcolonoc.ru/stati/1349.html. (дата обращения: 04.10.2015)
61. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / М.М.
Алексеева, В.И. Яшина - М. : Изд. центр «Академия», 2013. - 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ