ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Теоретические основы формирования товарной политики предприятия 9
1.1. Товарная политика предприятия: цели, задачи, функции 9
1.2. Этапы формирования товарной политики предприятия 15
1.3 Факторы, влияющие на формирование товарной политики предприятия 20
Глава 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ «БОСТАН» 26
2.1. Анализ динамики и товарной структуры товарооборота 26
2.2. Анализ ширины и глубины товарного ассортимента 30
2.3. Факторы, формирующие качество электротоваров 39
2.4. Анализ товарных знаков 44
2.5. Анализ жизненного цикла товаров 47
2.6. Анализ форм и методов сбыта 51
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ «БОСТАН» 60
3.1. Предложения по совершенствованию товарного ассортимента 60
3.2. Предложения по совершенствованию цен 63
3.3. Совершенствование форм и методов сбыта 65
3.4. Совершенствование рекламной политики 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Рыночный успех является основным аспектом оценки деятельности казахстанских компаний, а их рыночные способности предопределяются правильно разработанной и поочередно исполняемой товарной политикой.
Предпринимательская активность является действенной, когда производимый компанией товар, либо оказываемая ею услуга обретает спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей клиентов благодаря покупке предоставленного продукта или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и маркетинговых решений.
В маркетинговой деятельности такие решения касаются четырех направлений:
1) товарной политики;
2) ценовой политики;
3) распределительной и сбытовой политики;
4) коммуникативной политики.
Товарная политика является основой маркетинговых решений, вокруг которого формируются остальные решения, связанные с критериями покупки продукта и способами его продвижения от производителя к конечному потребителю.
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности компании. В Казахстане торговые предприятия по-разному решают свои товарные проблемы, одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути их решения.
Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности потребителей, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается, прежде всего, путём реализации товарной политики. Эта политика предопределяет осуществление таких мероприятий, как:
а) модификация изготовляемых товаров;
б) разработка новых видов продукции;
в) снятие с производства устаревших товаров;
г) установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий;
д) обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;
е) установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;
ж) создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;
з) организация сервисного обслуживания;
и) послепродажные контакты с покупателями и потребителями.
В данной работе рассмотрена деятельность организации ТОО «Бо- стан» и проанализирована ее товарная политика.
Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
Основными целями товарной политики является:
- обеспечение прибыли;
- увеличение товарооборота;
- приумножение доли рынка, на котором действует фирма;
- снижение расходов на производство и маркетинг;
- повышение имиджа;
- рассеивание риска.
Достижение основных целей товарной политики осуществляется благодаря стратегическим решениям в следующих областях создания и продвижения товара:
1) его инновации;
2) вариации;
3) дифференциации;
4) элиминации;
5) установления и выбора марки;
6) упаковки;
7) формы и вида товара и т. д.
Соответственно к задачам товарной политики относится:
а) поиск новых товаров;
б) развитие новых товаров;
в) ввод новых товаров на рынок;
г) обоснование форм товаров;
д) регулирование качества товаров;
е) контроль за поведением новых товаров на рынке и т. д.
Первые три указанные задачи решаются при выведении новых товаров на рынок, а решение прочих задач происходит на протяжении всей жизни товара.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о работе оптоворозничной организации «Бостан».
1. Организация имеет смешанную структуру управления, во главе которой стоит директор.
2. Организация реализует продукцию трёх поставщиков и является их эксклюзивным представителем торговой марки.
3. Внешняя среда организации - это поставщики, покупатели и конкуренты.
4. Основной вид оплаты труда на предприятии - окладный, с элементами премирования.
5. На предприятии отсутствует отдел маркетинга и отдел рекламы, и все функции этих отделов приходиться выполнять начальнику отдела продаж.
6. В целом наблюдается рост продаж, как по количеству проданной продукции, так и по сумме продаж.
7. Первое место по объему продаж занимает продукция торговой марки «Эра» - 46% от общего товарооборота.
8. Наибольшее количество ассортиментных позиций предлагается торговой маркой «Трофи» - 35% от общего количества ассортиментных позиций.
9. Все реализуемые товары находятся на разных этапах жизненного цикла товаров.
10. Основной метод сбыта продукции - прямые продажи.
Предложенные мероприятия по совершенствованию товарной политики помогут увеличить товарооборот в среднем на 15-20%.
1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3е изд./ Пер. с англ. Под науч. ред. С.Г. Жильцова., 2011. - 201 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2012. - 736 с.
3. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИН- ФРА-М, 2005. - 248 с.
5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 5-е изд., пере- раб. и доп. М.: Издательско-книготорговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 700 с.
6. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник, - «5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 448 с.
7. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 520 с.
8. Эванс Дж., Р. Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 2011. - 43 с.
9. Алексунин В.А. - Маркетинг. 3-е изд., - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 716 с.
10. Климов, А. Внешняя среда и стратегическое управление/ А. Крылов // Босс, - 2010. - №9 - С. 58-61.
11. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного PR-менеджмента. - М.: Дело, 2007. - 210 с.
12. Дейян А. Реклама. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006. -
128 с.
13. Мескон М.Х., Хедоури М., Альберт Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 2008. - 56 с.
14. Бодиан Ж.П. Управление имиджем компании: Паблик рилей- шинз: предмет и мастерство / Ж.П. Бодиан - М.: Инфра-М, 2007. - 278 с.
15. Брянцева, К.А. Социология имиджа: постановка проблемы / К.А. Брянцева // Вестник Московского университета.- Серия 18 "Социология и политология": Науч. журнал. - 01/2008. - N1. - С. 105-118.
16. Горшкова Л. Оценка управленческого персонала: параметры и методы / Л. Горшкова // Человек и труд. - 2003. - № 3. - С. 79-82.
17. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.