Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Духовно-нравственное воспитание в формировании личности безопасного типа

Работа №96658

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Личность безопасного типа, его характеристика 6
1.1 Определение и образующие личности безопасного типа 6
1.2. Социальное содержание формирования личности безопасного типа ... 16
1.3. Роль духовно-нравственных ценностей при формировании личности
безопасного типа 22
2. Основы духовно-нравственного воспитания в формировании личности безопасного типа 32
2.1. Анализ состояния духовно-нравственной направленности учащихся.
Определение, цели и задачи ДНВ 32
2.2. Отбор методов духовно-нравственного воспитания для формирования
личности безопасного типа 39
2.3 Диагностика результатов исследования 51
Заключение 61
Список источников и литературы
Приложение 1 70
Приложение 2
Приложение 3 76

Изучение духовно-нравственного воспитания в рамках безопасной жизнедеятельности связана с тем, что система образования постоянно терпит изменения, проблемы воспитания выходят на новые уровни в разных сферах общественной жизни. Двигаясь вперед, необходимо сверять правильность направления и не терять проверенные годами ценности, моральные основы и исторические традиции. В современном мире угроза опасностей достигла таких размеров, что изменить ситуацию можно с помощью нового мировоззрения. Необходимо пересмотреть характер жизнедеятельности и восстановить истинные ценности, которые помогали нашему народу выживать в различных ситуациях. Воспитание подрастающего поколения в условиях здорового духовно-нравственного общества поможет решить многие вопросы, касающиеся безопасной жизнедеятельности.
В современном обществе в период перемен и реформ большое значение имеет сохранение духовного пространства и нравственных идеалов, которые позволяли укреплять силу народа и помогать обеспечивать безопасность личности и общества. Сейчас россияне переживают кризис: потеряны нравственные и духовные ориентиры и вера в лучшее. В ходе развития событий за последние годы часто изменялась воспитательная деятельность в образовании и были утеряны истинные духовно-нравственные ценности и, в конечном итоге, что привело к повышению преступности и опасности в жизни людей. Теперь целью системы образования является развитие личности, которая не несёт опасности, прежде всего, для самой себя и своей окружающей среды, направлена на самосовершенствование и способна защищать себя от внешних угроз.
Актуальность изучения темы Формирование личности безопасного типа требует внедрения в этот процесс основ духовно -нравственного воспитания.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Духовно-нравственное воспитание отражалось в трудах классиков педагогики и русских писателей В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского и других. В комплексном рассмотрении проблем воспитания во времена СССР различные аспекты духовно-нравственного воспитания были отражены в работах Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А. Ильиной, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Г.И. Щукиной и других. Воспитание личности безопасного типа рассматривали Л.И. Шершнев, Л.А., Михайлов, М.В. Гордиенко.
В научных исследованиях влияние духовно-нравственного воспитания на формирование личности безопасного типа рассматривается недостаточно.
Противоречие исследования
• в необходимости включения духовно-нравственных ценностей в формирование личности безопасного типа и недостаточного использования этих элементов в практической деятельности;
• между необходимостью общения специалистов безопасности жизнедеятельности и отсутствием единого пространства с этой информацией;
• между практической необходимостью концепции развития личности безопасного типа в СМИ и недостаточной научной разработанностью в этом направлении.
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение и эмпирические методы исследования: наблюдение, диагностика, описание. Базой исследования была МАОУ средняя общеобразовательная школа № 71.
Цель данной работы: формирование представления о роли духовно-нравственного воспитания в становлении личности безопасного типа.
Объект исследования - формирование личности безопасного типа.
Предметом исследования является использование духовно-нравственного воспитания при формировании личности безопасного типа.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что духовно- нравственное воспитание оказывает влияние на формирование личности безопасного типа.
Задачи:
• изучить литературу по данной теме, уточнить понятия;
• разработать механизм оценивания результативности занятий;
• разработать мотивации к использованию методов и форм духовно - нравственного воспитания;
• предложить основные современные подходы к решению проблем, связанных с противоречием духовно-нравственного воспитания;
• оценить результат исследований.
Структура работы:
Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, выявляется проблем, ставится цель и определяются задачи исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования личности безопасного типа. Вторая глава посвящена изучению возможностей духовно-нравственного воспитания духовно-нравственного воспитания как социокультурного института и включает в себя анализ деятельности . В заключении сделаны выводы и рекомендации по совершенствованию работы. В работе представлен список литературы и приложений .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальный заказ, отраженный в государственных документах об образовании, ставит основной задачей воспитание высоконравственной, духовно богатой, гармонично развитой личности.
В настоящем времени педагогическая наука нуждается в новом подходе ко всему, что связанно с духовным и нравственным воспитанием человека. Анализируя имеющиеся установки духовно-нравственного развития человечества, мы видим, что изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительному разделению в обществе и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовности и нравственности. На этом фоне возросли социальные и экологические опасности и другие угрозы жизни людей. Возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных качеств личности, ведущих к безопасной деятельности.
Формирование личности достигается, если обеспечивается влияние на человека и гармонично складываются многообразные отношения из сферы духовной деятельности и духовных ценностей, сопутствует развитию мотивов и потребностей. Но, изучая закономерности воспитания, следует обратить внимание на то, что сознательное отношение к собственному развитию — это главное условие безопасной жизнедеятельности человека и общества. В данном случае духовно-нравственное воспитание — явление, сохраненное в генетическом коде народа. Важным фактором в развитии выступает личность самого человека как саморазвивающегося индивида.
В современном обществе существует связь между его развитием и безопасностью: государство развивается в процессе своей деятельности и возрастают границы опасности и их разнообразие, где активность личности возможна при соблюдении законов и правил безопасности и нравственных норм поведения, сохраняя духовные ценности.
В настоящий момент главной ценностью является человек, его жизнь и возможность жить в современных условиях. Существует понятие «устойчивое развитие», согласно утверждению Вернадского, гармоничное существование в системе «человек-природа-общество» возможно при определенных обстоятельствах.
Современная молодежь живет по потребительским меркам в поисках материального достатка и развлечений. Это не соответствует запросам существующих в мире законов развития общества. С точки зрения исследователя, указанная возрастная категория населения РФ не обладает должным отношением к окружающей действительности, ввиду того, что оно представляет собой особую среду, где проходит жизнь молодого человека и которая оказывает влияние на построение его потребностей, ценностных ориентаций, мотивов деятельности, духовных интересов, нравственных установок и т.д. Это повод к пересмотру учебного процесса ввиду того, что понятия «личность безопасного типа» и цели духовно-нравственного воспитания отражают взаимосвязанные явления и процессы. Они как социальное явление содержат научные знания о безопасности человека и общества. Деятельность личности безопасного типа направлена на сохранение жизни и предотвращение опасностей; духовно-нравственное воспитание, как научная дисциплина, систематизирует и отражает законы безопасности человека и общества, является механизмом формирования отношения к правилам безопасности и их соблюдением. Безопасная жизнедеятельность на индивидуально-личностном уровне - это основная характеристика человека как личности безопасного типа.
Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушению законов и общественных норм, порядочность честность и правдивость, нравственный облик, скромность в общественной и личной жизни, нетерпимость к несправедливости - эти духовно-нравственные качества помогут сохранить культуру нашей страны, обеспечат безопасное развитие российского народа.
В результате выполнения данной работы была обоснована справедливость гипотезы о необходимости духовно-нравственного воспитания при формировании личности безопасного типа. Было выяснено, что для безопасной жизнедеятельности является осознание ценности собственной жизни и жизни другого человека и сохранение физического и духовного здоровья своих собственных и окружающих людей. Воспитание духовных и нравственных качеств человека при формировании личности безопасного типа помогает уважительное отношение к законам и правилам общества, что поможет осуществлять жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов).
Данное исследование имеет педагогическую ценность, о чем свидетельствует публикация статьи по материалам данной работы в сборнике статей международной научно-исследовательской конференции в Казахстане (прил.4).
Ценностью исследования мы считаем роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности безопасного типа.
В нашем исследовании в качестве результата мы рассматриваем готовность применить предлагаемые формы и методы воспитания в преподавание предмета БЖД.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.



1. Акбашев Т.Ф. Первые шаги в "Педагогику жизни". - Челябинск: Версия, 1995. - 91 с.
2. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства Серия «Политическая аксиология» Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Научный эксперт М., 2012._600с (220).
3. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для
преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности/под ред. Л.И. Шершнёва.- М: Фонд национальной и международной безопасности. 1994.
4. Беспалько, В.П. Не пора ли менять стратегию образования? [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. - 2001. - № 9. - С.87-95.
5. Бердяев, Н.А. Основы правовой культуры [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: 1984., -248с.
6. Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. Логика. Учебник для средней школы, Москва: УЧПЕДГИЗ, 1954.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ под.ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.- С.54.
8. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. - Вып. 4 / Отв. ред. М.А. Галагузова. - С. 359 - 371.
9. Гаязов А.С. Общество, государство: Воспитание гражданина. - Уфа: Башкир.пед. ин-т, 1998. - 90 с.
10. Гей М.И. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1986. - 18 с.
11. Гершунский Б.С. Образовательная педагогическая прогностика: теория, методология и практика: Учебное пос. - М.: Флинта-Наука, 2003. - 768 с.
12. Гербард, И.Ф. Воспитание нравственности [Текст]/ И. Ф. Гербард. -
М. :Наука, 1998. - С. 199
13. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992. - 51 с.
14. Ильина Т.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 491 с.
15. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно -творческого становления личности в образовательном процессе. - Красноярск, 2000. - 272 с.
16. Коркия,Э.Д. канд. социол. наук, ст. преп. кафедры социологии культуры, воспитания и безопасности социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* Духовно-нравственное воспитание молодежи как фактор безопасности России.Социология и политология. 2010. № 3
17. Корнетов, Г. Современная педагогика в поисках
гуманистической парадигмы [Текст] / Г. Корнетов // Новый педагогический журнал. - 1996, №1.- С.15.
18. Конституция Российской Федерации. - М.: Известия. - 1999. - 59 с.
19. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ. - 1998. - № 7. - С. 4-10.
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования России. - 2002. - № 6. - С. 11 - 41.
21. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М., 2003. - 23 с.
22. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. - М., 1982. Т.1:656 с.
23. Ковтунова, А.Н. Нравственная активность как ключевое личностное качество будущего специалиста по социальной
работе//Социальная активность молодежи: векторы развития. -
Екатеринбург, 2011. - 286 с.
24. Козлова, Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов н/Д, 1983
25. Краевский В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 171-172
26. Культура безопасности жизнедеятельности: актуальность,
проблемы, перспективы: В-3._Е.,2009,-136с.
27. Маслов, Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. - М., 2006. - 592 с.
28. Мечников, Г.П. Духовная реальность человека. - Казань, 1999.
29. Методы и формы воспитания http://aplik.ru
30. Мошкин Владимир Николаевич. Диагностика сформированности культуры безопасности.
31. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000.- № 8. - С. 13-16.
32. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 318 с.
33. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 18-е изд. - М., 1986. - 797 с
34. Онлайн библиотека nnre/ru
35. Полонский, В.П. Словарь по образованию и педагогике [Текст]. - М.: Высшая школа, 2004. - 512с.
36. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии. - М., 2001.
37. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки. Интернет ресурсы
38. Петров В.П., Петров.С.В. «Информационная безопасность
человека и общества: учебное пособие».
39. ПлатоновО. Почему погибнет Америка. - М., Русский вестник.
40. Погорелов, С.Т., Смыслы воспитания и критерии духовно - нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2011. - 180 с.
41. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сб.научн. ст. - М., 2001. - С. 188-198.
42. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь- справочник. - М., 1995. - 235 с.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
44. Пташко М.Н., Бородина А.В. Духовно-нравственное воспитание. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч. -практ. конф. № 11(41). - Новосибирск: СибАК, 201
45. Репин, Ю.В., Ширшов, В.Д., Гафнер В.В. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»./Ю.В. Репин, В.Д. Ширшов, В.В. Гафнер. Издательство ФГБОУ ВПО «УрГПУ», Екатеринбург:2014.- 26с.
46. Сапронов, В.В. Современный комплекс проблем безопасности и международное сотрудничество/В.В. Сапронов//Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции. Екатеринбург, Россия 19-21 апреля 2006, Ч.2, Издание УрГПУ. Екатеринбург: 2006 - 186с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие - М.: Народное образование, 1998. -255 с.
48. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. - Волгоград, 1998. - 255 с.
49. Советский энциклопедический словарь. - 4-е изд. - М., 1987. - 1600 с.
50. Степанов Е.Н., Обсуждаем проблемы воспитания: метод.разработки / Е.Н. Столяров.- М. : Сфера, 2004.-С. 119-123.
51. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. - Мн., 198.
52. Титова, В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе [Текст] / В. В. Титова.-М. : Просвещение, 1988.- 164с
53. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение
действительности. - М., 1991
54. Холостова, Т.В. Этическое воспитание. - Л., 1970. - 29 с.
55. Харламов, И. Ф. Педагогика. - Уч. Пособие. 2-еизд_М., Высш. шк. 1990.-576с.
56. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности. - М., 1999
57. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание. Учебное пособие. /В.Д. Ширшов. Изд. ФГБОУ ВПО «УрГПУ» - Екатеринбург: 2013.-222с.
58. Ширшов В.Д. Духовно-нравственная безопасность https://e- koncept.ru
59. ШиршовВ.Д., Самовоспитание нравственности /В.Д.
Ширшов//Самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов по материалам IV международного форума «Духовная саморегуляция личности в современном социуме», 13 марта 2015 г., изд. ФГБОУ ВПО «УрГПУ»- Екатеринбург: - 2015.- 259с.
60. Шитякова Н.П., Практика подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников_С.-Ч.2006-150с.
61. Шоган, В.В., Саморазвитие детского сознания [Текст]/ В.В. Шоган. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 60с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ