Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ

Работа №96654

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ БОЛЬНЫХ 6
1.1. Теоретические подходы к понятию ценностно-смысловой сферы
личности 6
1.2. Смысложизненный кризис личности: механизмы, закономерности ...16
1.3. Психологические особенности и особенности ценностно¬
смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных пациентов 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ БОЛЬНЫХ 36
2.1. Организация эмпирического исследования 36
2.2. Методы и методики, использованные в исследовании 36
2.1. Описание результатов исследования 39
2.1.1. Описательная статистика 39
2.2. Объяснительные модели 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. В Свердловской области уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией составил на конец 2016 г. 156,9 на 100 тысяч населения [41]. Очевидно, что уровень заболеваемости один из самых высоких в Российской Федерации. Социальная стигматизация в сочетании с неизлечимостью формируют напряженность и деформацию смысложизненных установок у людей, заразившихся ВИЧ. В настоящее время интерес к проблеме ВИЧ/СПИД постоянно растет, особенно в связи с культурным кризисом, который вызван последствиями ВИЧ-инфекции и аномальными социальными явлениями. При этом в психологической науке отмечается незначительное количество публикаций, посвященных психической сфере данной группы. Не вызывает сомнения, что реальные и воображаемые психологическое проблемы ВИЧ-инфицированных, необходимость оказания им психологической поддержки, диктуют важность и актуальность изучения психологических особенностей данной группы, в частности, ценностно-смысловой сферы. А потенциальная возможность передачи пациентов от центра СПИДа в районные поликлиники создает необходимость в методических разработках по работе с ВИЧ-инфицированными.
Гипотеза исследования: ВИЧ-положительный статус негативно влияет на ценностно-смысловую сферу индивида.
Объект: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет: особенности ценностно-смысловой сферы ВИЧ- инфицированных.
Цель: выявить особенности ценностно-смысловой сферы ВИЧ- инфицированных.
Цель определяет задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению смысловой сферы личности.
2. Провести исследование ценностно-смысловой сферы среди ВИЧ-инфицированных;
3. Вывести основные слабые и сильные точки ценностно-смысловой сферы индивида.
Методологические основания: субъектный подход С. Л. Рубинштейна, теория личности Д. А. Леонтьева, понимание смыслов А. Лэнгле, концепция утраты смысла и неврозов В. Франкла. Теоретические подходы к понятию и особенностям ценностно-смысловой сферы личности освещены в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братусь, А.С. Буреломовой, А.Ю. Калугина, А.Н. Леонтьева, Е.Г. Руновской, А.В. Серого, Л.В. Сурженко и др. Смысложизненный кризис личности освещен В.С. Горбуновой, К.В. Карпинским, Н.А. Деевой, В.В. Ильиной и др. Вопросам психологических особенностей, ВИЧ-инфицированных в научно-исследовательской литературе уделено очень незначительное внимание, а вопросы ценностно-смысловой сферы внимание практически не уделяется. Психологические особенности и особенности ценностно¬смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных пациентов описаны в работах С.В. Гречаного, Л.А. Кудрича, Н.Н. Мурывановой, А.П. Ланга, Т.С. Бузиной, Н.В. Александровой, Г.К. Корнеевой, А.А. Нестеровой и др.
Методы и методики исследования:
1) "Шкала экзистенции" А. Лэнгле;
2) Тест жизнестойкости" в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой;
3) "Тест смысложизненных ориентаций" в адаптации К.Муздыбаева;
4) Шкала удовлетворённости жизнью" в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина.
Методы:
1) Теоретический анализ литературы;
2) Статистические методы:
a. Критерий Фишера для сравнения частот в случае нескольких вариантов переменной;
b. Критерий Хи-квадрат для сравнения частот в случае двух вариантов переменной;
c. t-критерий Стьюдента;
d. w-критерий Вилкоксона;
e. Критерий корреляции Пирсона;
f. Метод решающих деревьев для построения объяснительной модели;
g. Метод бинарной логистической регрессии для выявления значимых переменных для различения ВИЧ+ и ВИЧ- респондентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале исследования мы поставили гипотезу о том, что ВИЧ- положительный статус негативно влияет на ценностно-смысловую сферу индивида.
В теоретической части работы мы проанализировали основные работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь, А. Ю. Калугина, А. Н. Леонтьева, Л. В. Сурженко по темам ценностно-смысловой сферы личности. Далее мы осветили тему смысложизненного кризиса, поднятую ранее в работах В. С. Горбуновой, К. В. Капринским, В. В. Ильиной. В ходе анализа теоретических работ мы выяснили, что вопросам психологической специфики ВИЧ-положительных индивидов уделено достаточно малое количество внимания, однако такие исследователи, как С. В. Гречаный, Л. А. Кудрич, Н. Н. Мурыванова, Г. К. Корнеева, Н. В. Александрова.
В силу того, что в данном исследовании нам было необходимо исследовать именно психологические изменения при ВИЧ+ статусе, мы ввели понятие синдрома ВИЧ-положительного статуса, которое описывало все гипотетические изменения психики индивида с данным статусом. Крайне сложно выявить все изменения психики как минимум из-за того, что психика крайне динамична и индивидуальна. Для того, чтобы максимально полно подойти к исследованию, мы соединили описательный и объяснительный подходы в том виде, в каком они приняты в современной психологической науке.
Первоначально для регистрации психологических признаков мы использовали такие методики, как:
1) "Шкала экзистенции" А. Лэнглэ;
2) "Тест жизнестойкости" в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой;
3) "Тест смысложизненных ориентаций" в адаптации К.Муздыбаева;
4) "Шкала удовлетворённости жизнью" в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина.
Мы сформировали выборку, состоящую из двух подвыборок: ВИЧ+ и ВИЧ- респонденты.
Далее мы использовали такие описательные методы математической статистики как корреляционный анализ по Спирмену и Пирсону для анализа взаимосвязей, х2-Пирсона, w-критерий Вилкоксона, t-критерий Стьюдента, u-критерий Манна-Уитни для анализа различий между группами. После мы использовали такие объяснительные методы математической статистики как дерево решений, а также бинарную логистическую регрессию. В результате нами была выявлена специфика демографии и психики ВИЧ+индивидов, которую мы опишем ниже.
Мы не обнаружили значимых различий по половой принадлежности между группами - неважно, какого пола респондент, по всей видимости, вероятность заразиться ВИЧ примерно одинакова. Однако существует значимая разница между группами по возрасту - ВИЧ+ респонденты в среднем младше. По пока что неизвестной причине у ВИЧ+ респондентов преобладает наличие одного ребенка, а у ВИЧ- отсутствие детей. В дополнение ВИЧ+ респонденты чаще бывают разведены, чем ВИЧ-, однако ВИЧ- респонденты чаще вообще не имеют отношений. Чаще всего ВИЧ передаётся половым путём, чем наркотическим.
ВИЧ+ респонденты способны по-настоящему вовлекаться в происходящее в его жизни, он скорее принимает возможность неудачи, не противится ей, однако при этом стремится избегнуть. Всё это раскрывает в человеке восприятие окружающего мира и себя в этом мире. Возможно рекомендовать развивать у ВИЧ+ клиентов способность к целенаправленной деятельности, таким образом развивая у него чувствительность к окружающему миру. Обретая перечисленные выше способности, клиент начинает ощущать и повышенную ясность в эмоциях и чувствах. Учитывая характер проблемы респондентов, это должно помочь им преодолевать эмоциональную закрытость и социальную изоляцию посредством увеличения способности воспринимать глубокие внутренние отношения, жить ради некоего смысла и ощущать близость к окружающим.
При повышении осознанности и чувствительности своей личности клиент может начать относиться к себе с функциональной точки зрения. Он будет повышать уровень своего самообладания и внешне казаться обретающим психологическое благополучие, но на самом деле он будет отрицать себя, что негативным образом может обернуться в будущем.
В целом, складывается портрет человека, который стремится проживать свою жизнь как можно более полно, во многом пренебрегая чувствами и эмоциями, но делая упор на свою личность и персональность. Он стремится прожить свою жизнь не зря, пытаясь освободиться от сковывающих его жизненных обстоятельств. Принимает неудачи, но стремится избежать их. Наиболее значимой точкой роста является повышение способности к чувствительности к окружающему миру, а также к контролю себя и окружающего мира.
При этом рекомендуется работать со стремлением отстраняться от самого себя, что может создавать сильный когнитивный диссонанс между стремлением проживать свою жизнь и стремлением отстраниться от неё.
ВИЧ-инфицированные респонденты значимо меньше неинфицированных способны сопереживать окружающим, вовлекаться в значимость происходящего. Они ощущают себя менее свободными, становятся менее решительными и опасаются искать реальные возможности для действий и занимают более пассивную позицию. Также они менее способны бороться в силу того, что менее способны извлекать из неудач жизненные уроки.
Скорее всего, ВИЧ не провоцирует мгновенного психологического кризиса, за исключением момента известия о положительном результате теста на него. Однако, постоянное давление, которое оказывает сам факт ВИЧ-статуса, постепенно «разъедает» психику, оказывая существенное влияние на экзистенциальность человека посредством активации одного из самых существенных страхов - страха смерти. Выявленные различия могут указать направление «повреждений» экзистенциальности с тем, чтобы работать целенаправленно с ними вместо обобщённого поиска проблем.
Наконец, посредством анализа деревом решений мы смогли составить вариативный психологический портрет человека с ВИЧ- положительным статусом, что и является основным результатом нашего исследования. Приведём его в целостности.
Склонность скорее к фатализму и убеждённости в том, что нет смысла думать о будущем и строить какие-либо планы, потому что жизнь неподвластна контролю индивида; однако при этом имеется тенденция к повышению значимости эмоциональной сферы во всей жизни, индивид при принятии решений стремится доверять скорее своим чувствам, чем логике. При этом возникает постоянное ощущение неуверенности, в силу ощущения утраты контроля могут развиваться даже зависимые формы поведения, а также снижение способности принимать решения в принципе. В результате возникает тенденция к снижению жизнестойкости - она не только не может достигать высоких значений, но и имеет тенденцию к снижению.
При этом может возникать такая картина, при которой эмоциональная сфера начинает утрачивать значимость для человека. В этом случае субъективное счастье начинает незначительно повышаться, но именно в очень незначительной степени. Это в сочетании с прочими факторами приводит к тому, что у человека возникает зацикленность на себе и эмоциональная затупленность, сильно снижается включенность в свою жизнь и способность принимать за неё ответственность. В результате возникает достаточно сильная тенденция к утрате смысла жизни.
В заключение мы вывели уравнение с помощью бинарной логистической регрессии, которое описывает наиболее значимые для работы с синдромом ВИЧ+ статуса переменные: возраст (отрицательное действие), отсутствие любых видов отношений (положительное), свобода (отрицательное), ответственность (положительное), результат (отрицательное), локус контроля «Жизнь» (положительное), контроль (отрицательное).
Отрицательное действие при этом выражается в уменьшении выраженности синдрома, положительное в его увеличении. Таким образом, чем старше индивид, тем легче с ним работать, а также стоит увеличивать его нацеленность на результативность жизни и способность контролировать её, что подтверждает вынесенные нами ранее предположения.
Гипотеза нашего исследования получила полное подтверждение, а цель и задачи достигнуты. Результаты данного исследования возможно использовать не только в дальнейших исследованиях, но и рекомендуется апробировать на практике.
В частности, психологический портрет человека с ВИЧ+ статусом может помочь как при предварительной работе с ВИЧ-инфицированными, так и применяться для превентивной работы с клиентами ВИЧ-центров, неважно, отрицательный или положительный у них будет результат. Для увеличения истинности результатов рекомендуется набор большей выборки и репликация исследования в нескольких центрах.



1. Александрова Н.В. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе: учебное пособие для врачей и психологов/Н.В. Александрова, М.Ю. Городнова, Э.Г. Эйдемиллер. - СПб: Речь.2010. - 192 с.
2. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика/Ю.В. Андросова//Самарский научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 15-18.
3. Барабанова А.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности руководителей и сотрудников кадровой службы учебного центра/А.В. Барабанова//Вестник Самарской гуманитарной академии.- 2013. - № 1. - С. 58-75.
4. Барьяхтар О.Ф. В поисках личностного смысла/О.Ф. Барьяхтар//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2017. - № 1. - С. 77-80.
5. Беляева, В.В. Агрессивное поведение больных, инфицированных вирусом иммунодефицита человека / В.В. Беляева // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2000. - № 1. - С. 40-42.
6. Бешимов А.Т. Психические расстройства у ВИЧ- инфицированных пациентов/А.Т. Бешимов//Автореферат дисс. к.м.н. - Казань. 2006. - 27 с.
7. Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций/Т.С. Бузина//Дисс. д.п.н. - Москва. 2015. - 320 с.
8. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков/А.С. Буреломова//Дисс. к.п.н. - Москва. 2013. - С. 26-44.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ.1984. - 120 с.
10. Вовк В. И. Клинико-психопатологические особенности ВИЧ- инфицированных лиц/В.И. Вовк // Международ.мед. журн.— 2008. — Т. 14, № 1.— С. 23-25.
11. Воронин Р.М. Психологические особенности ВИЧ- инфицированных осужденных/Р.М. Воронин//Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - № 3. - С. 10-18.
12. Горбунова В.С. Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте/В.С. Горбунова//Вестник СамГУ. - 2012. - № 1. - С. 27-40.
13. Гречаный C.B. Психологическая адаптация ВИЧ- инфицированных подростков с зависимостью от психоактивных веществ/С.В. Гречаный // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. - 2012. - Т. 4, № 3. -С. 35-41.
14. Деева Н.А. Проблема самоопределения при переживании жизненного кризиса /Н.А. Деева// Материалы региональной науч. конф. «Человек в контексте эпохи», посвященной 85-летию М.Е. Бударина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - С.45-49.
15. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы изменения ценностно-смысловой сферы при переживании кризиса/Н.А. Деева // Университеты как регионообразуюшие научно-образовательные комплексы: Тез. докл. ре-гион, науч. конф., посвященной 30-летию Омск. гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского: В 5 ч. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004.4.4. - С.196-200.
16. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса как проявление интегральной индивидуальности/Н.А. Деева // XX Мерлинские чтения: «В.С.Мерлин и системное исследование индивидуальности человека»: Материалы межрегиональной юбилейной научно- практической конференции, В 3 частях. / Пермь. 2005. - Часть 1. - С.222-229.
17. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы/Н.А. Деева//Автореферат дисс. к.п.н. - Пермь. 2005.- 190 с.
18. Демченко З.А. Личностный смысл в качестве вектора развития ценностной позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности/З.А. Демченко//Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 5. - С. 18-24.
19. Жабенко Н.Ю. Психиатрические аспекты ВИЧ- инфекции/СПИД/Н.Ю. Жабенко//Медицинская психология. - 2009. - № . - С. 55-59.
20. Зинченко А.И. Влияние психологического ресурса ВИЧ- инфицированных на способность организма противостоять заболеванию/А.И. Зинченко//Автореферат дисс.к.п.н. - санкт-Петербург. 2009. - 24 с.
21. Ильина В. В. Проблематика личностного кризиса в психологической науке/В.В. Ильина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 521-525.
22. Казенная Е.В. Проблема изучения личностного смысла специалистов экстремальных профессий/Е.Б. Казенная//Проблемы современного образования. - 2016. - № 4. - С. 64-74.
23. Калугин А.Ю. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материале студенчества) /А.Ю. Калугин//Дисс.к.п.н. - Пермь. 2015. - 167 с.
24. Карпинский К. В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности /К.В. Карпинский// Вопросы психологии. — 2013. — №1. — С.: 78- 93.
25. Карпинский К.В. Психологическая характеристика смысложизненного кризиса/К.В. Карпинский//Белорусский психологический журнал. - 2005. - № 1. - С. 20-28.
26. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис как как фактор деформации психологического времени личности/К.В. Карпинский//Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XIII симпозиума. - М.: ПИ РАО. - 2008. - С. 42-44.
27. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности/К.В. Карпинский//Дисс. д.п.н. - Москва. 2017. - 360 с.
28. Карпинский К.В. Ценностные конфликты и смысложизненный кризис в развитии личности/К.В. Карпинский//Психологические исследований. - 2011. - № 5. - С. 4-21.
29. Корнеева Г.К. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных в условиях лишения свободы/Г.К. Корнеева//Дисс. к.п.н. - Рязань. 2004. - 195 с.
30. Кудрич Л.А. Социально-психологические особенности ВИЧ- инфицированных людей/Л.А. Кудрич//Современные исследовнаия социальных проблем. - 2015. - № 11. - С. 10-25.
31. Ланга А.П. Индивидуально-психологические особенности ВИЧ-инфицированных/А.П. Ланга//Дисс. к.п.н. - Ростов.2006.- 216 с.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
33. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - 3-е изд. доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
34. Мохова С.Ю. Иерархия в системе жизненных целей
представителей X, Y и Z-поколений [электронный ресурс]/С.Ю. Мохова//Мир науки. - 2017. - № 2. - режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_29458107_15032784.pdf (дата
обращения 19.09.2017)
35. Мурыванова Н.Н. Психологические особенности ВИЧ- инфицированных больных/Н.Н. Мурыванова, В.И. Горбунов, Т.Н. Ткаченко и др.//Журнал инфектологии. - 2015. - № 2. - 70-75.
36. Нестерова А.А. Жизнеспособность и жизнестойкость личности как фактор психологической адаптации ВИЧ-инфицированных/А.А. Нестерова//Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 1. - С. 20-24.
37. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем.Шк., 2007. - 496с.
38. Руновская Е.Г. Ценностно-смысловые детерминанты отношения женщин к аборту/Е.Г. Руновская//Автореферат дисс. к.п.н. - Ярославль. 2014. - 26 с.
39. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности /А.В. Серый, М.С. Яницикий/ Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 - 92 с.
40. Соктоева Т.Е. Индивидуально-психологические особенности и саморегуляция лиц, находящихся в кризисной ситуации/Т.Е. Соктоева//Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып.5. - С. 30-34.
41. Справка. ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 31
декабря 2016 г. электронный ресурс[]/Официальный сайт Пермского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. - режим доступа: http://aids- сеп1г.регш.гн/Статистика/ВИЧ/СПИД-в-России (дата обращения 23.09.2017)
42. Султанбеков В.И. Ценностные ориентации как элемент в структуре личности будущего офицера/В.И. Султанбеков//Сибирский педагогический журнал. - 2010 - № 3. - С. 181-186.
43. Сурженко Л.В. Ценности личности: философский и психологический анализ понятия/Л.В. Сурженко//Научный жкрналКубГАУ. - 2011. - № 65. - С. 7-18.
44. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл; общ. ред.Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 510 с.
45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. / Х. Хекхаузен.
- 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 610 с.
46. Шаргородская О.В. Совладающее поведение беременных ВИЧ2инфицированных женщин/О.В. Шаргородская//От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 4 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. - М.: Когито-Центр, 2015.
- С.58-60.
47. Яницкий, М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности/М.С. Яницкий//Автореферат диисс. к.п.н. - Новосибирск. 2000. - 41 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ