ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Проблема конфликтности личности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Психологические особенности современных подростков 13
1.3. Особенности проявления конфликтности у подростков 22
1.4. Психолого-педагогические программы профилактики конфликтности
в подростковой среде 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Понятие социально-психологического тренинга 39
2.2. Возможности использования социально-психологического тренинга с
подростками 45
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 51
3.1. Организация эмпирического исследования 51
3.2. Описание и анализ результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 54
3.3. Реализация социально-психологического тренинга направленного на
психопрофилактику конфликтности подростков 59
3.4. Описание и анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 63
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последнее десятилетие в системе образования Российской Федерации произошли достаточно значительные изменения, связанные с введением единого государственного экзамена, профильного обучения, разработкой федерального образовательного стандарта нового поколения. Исходя из ФГОС второго поколения выпускник среднего (полного) общего образования должен обладать необходимыми компетенциями для успешной социализации в современном обществе. Особенно важным является умение уважать мнение окружающих людей, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Отказ от решения этой задачи в подростковом возрасте может привести к серьезным личностным проблемам в дальнейшем. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития навыков взаимодействия с окружающими. Конфликтность подростка значительно сужает круг ситуаций, в которых он может получить положительный опыт социального взаимодействия. Получение негативного опыта опасно, прежде всего, тем, что оно приводит к социальной изоляции подростка, а в дальнейшем и к его дезадаптации.
Перед общеобразовательной школой в период ее модернизации присутствует достаточно проблем, к особенно значимым можно отнести профилактику конфликтного поведения среди подростков, что, в свою очередь, является актуальной проблемой.
Проблема исследования обусловлена противоречием между тенденцией к повышенной конфликтности современных подростков и необходимостью реализации мер по ее предупреждению по средствам социально-психологического тренинга.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучением подростковой конфликтности занимаются такие современные авторы как О.Н. Истратова [29], А.П. Новгородцева [46], А.А. Протопопова [54], Л.М. Семенюк [62], М.В. Шамардина [72], О.И. Шляхина, Л.В. Шукшина [75], О.В. Шунчева [76] и др.
Многие авторы связывают конфликтность с особенностями подросткового возраста (Т.В. Драгунова [23], Е.П. Ильин [28], И.С. Мухина [43], Е.Е. Сапогова [61], О.В. Хухлаева [70] и др.).
Ряд исследователей указывает на такую особенность современных подростков как повышенная конфликтность личности (О.В. Карбанович [30], С.Н. Колобова [33], А.В. Кондрашкин [34], С.А. Панченко [48] и др.).
Проблему психопрофилактики развития негативных качеств личности и форм поведения среди подростков изучали К.В. Безносик [8], Г.О. Галич [16], Г.Е. Григорьева [19], Я.В. Силаева [63], Н.В. Перешенко [49], С.И. Огородник [47], Л.В. Шукшина [75] и др.
Авторами предлагаются такие формы психопрофилактической работы как организация социальной среды, информирование и др. Однако, проблема использования социально-психологического тренинга как средства психопрофилактики конфликтности в подростковой среде остается недостаточно изученной.
Цель исследования: разработать и апробировать социально-психологический тренинг, направленный на психопрофилактику конфликтности в подростковой среде.
Объект исследования: психопрофилактика конфликтности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг, как средство психопрофилактики конфликтности в подростковой среде.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что использование социально-психологического тренинга, основанного на принципах активности, партнерского общения и конфиденциальности, базирующегося на механизмах осознания, идентификации, рефлексии, 5
эмпатии саморегуляции и психологического обмена позволит снизить уровень конфликтности у современных подростков.
Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы конфликтности личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить на теоретическом уровне особенности проявления конфликтности у подростков.
3. Проанализировать психолого-педагогические программы
профилактики конфликтности в подростковом возрасте.
4. На эмпирическом уровне определить склонность к проявлению конфликтности у современных подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, направленный на психопрофилактику конфликтности в подростковой среде и оценить его эффективность.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
— теоретические методы (анализ, синтез, обобщение);
— эмпирические методы (тестирование);
— методы количественной обработки данных (количественно-качественные методы обработки данных, интерпретационные методы, статистический анализ полученных данных).
Методики эмпирического исследования. Для определения уровня агрессивности применялась методика «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка [48]; для определения способов реагирования на конфликтные ситуации применялась методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса [66]; для установления уровня конфликтности использовалась методика «Уровень конфликтности личности» В.И. Андреевой [1].
Методы математической статистики. Критерии Т-Вилкоксона, критерий U-Манна-Уитни.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и апробирован социально-психологический тренинг профилактики конфликтности в подростковой среде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная психолого-педагогическая программа социально-психологического тренинга может использоваться как инструмент психопрофилактики в подростковой среде.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по теме исследования свидетельствует о достижении цели и решении поставленных задач.
1. Существуют различные взгляды на понятие конфликтности личности. Отечественные психологи конфликтность личности понимают как интегральное свойство личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты, степень готовности личности к конфликтам, вовлеченности в развитие конфликтов. Зарубежные психологи связывают конфликтность личности с вспыльчивостью, агрессивностью, подозрительностью. Конфликтность представляет собой черту личности, отражающую частоту ее вступления в конфликт, форму проявления агрессивности. Конфликтная личность - это индивид, который обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных, стремится к соперничеству в конфликтной ситуации, испытывает неудовлетворенность своим положением в группе сверстников.
2. Подростковая конфликтность рассматривается современными учеными как особенность протекания подросткового возраста, как средство апробирования подростком своих возможностей и попытку осознания и идентификации собственного «Я». Конфликтность личности подростка представляет собой следствие подросткового кризиса, как результат противоречивости психологических особенностей, внутренних и внешних условий их развития. На формирования конфликтности в подростковом возрасте оказывают влияние детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития, психологические детерминанты - особенности личности, социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Конфликтность подростка проявляется в стремлении к конфликтному взаимодействию, к склонности к агрессивному поведению.
3. Программы психопрофилактики конфликтности подразделяются на две категории: личностно-центрированные, предполагающие воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы) и средо-центрированные, предполагающие воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества. Программы, ориентированные на личность, могут быть следующими: программы саморазвития личности, программы развития определенных (рефлексивных, коммуникативных) навыков, программы снижения негативных проявлений личности (конфликтности, агрессивности, тревожности).
4. В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что подростки преимущественно имеют высокий и повышенный уровни конфликтности личности, что указывает на наличие личностной черты, которая проявляется в склонности к агрессивным действиям и конфликтному взаимодействию. В конфликтной ситуации склонны выбирать преимущественно стратегию соперничества, которая предполагает активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других с применением принуждения и других средств давления на оппонентов. Повышенная конфликтность подростков проявляется в условиях низкого уровня благополучия взаимоотношений в классе, низкой групповой сплоченности.
5. Одной из форм реализации психолого-педагогические программы профилактики конфликтности в подростковом возрасте выступает социально-психологический тренинг. Разработанный нами социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия для предупреждения конфликтности в подростковой среде, является эффективным средством психопрофилактики конфликтности. Положительная динамика использования социально-психологического тренинга среде подростков проявлялась в снижении уровня конфликтности личности подростков, в смене деструктивных способов реагирования в конфликте на конструктивные (соперничества на компромисс.
Гипотеза исследования о том, что использование социально-психологического тренинга, основанного на принципах активности, партнерского общения и конфиденциальности, базирующегося на механизмах осознания, идентификации, рефлексии, эмпатии, саморегуляции и психологического обмена позволит снизить уровень конфликтности у современных подростков, подтвердилась.
Рекомендации: разработанная психолого-педагогическая программа социально-психологического тренинга может использоваться как инструмент психопрофилактики в подростковой среде.
1. Андреева В. И. Конфликтология : Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М. : Нар. образование, 1995. 128 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб. : Питер, 2006. 526 с.
3. Арендачук И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского ун-та. 2017. № 1. С. 356-360.
4. Арон И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития // Конфликтология. 2013. Т. 2. С. 168-175.
5. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе // Проблемы и перспективы развития образования : материалы междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. С. 99-102.
6. Барашкова В. В., Михалева А. Б. Агрессивность в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5. С. 31-36.
7. Бедулина Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования. Минск : НИО, 2013. 192 с.
8. Безносик К. В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся // Ваш психолог. 2012. № 2. С. 56-62.
9. Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 2. С. 41-45.
10. Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тюнингового воздействия // Научный диалог. 2013. № 1. С. 58-64.
11. Богданова Е. Н., Зазыкина В. Г. Психология личности в конфликте. СПб. : Питер, 2004. 224 с.
12. Буртовая Н. Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 11. С. 96-102.
13. Буслаева Е. Н., Астахова Ю. Г. Особенности развития личности современных подростков // Европейские исследования. 2015. № 10. С. 107¬112.
14. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось- 89, 2001. 210 с.
15. Выволокина Н. В. Условия проведения личностно-ориентированной профилактики // Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи : сборник материалов конференции. Самара, 2001. С. 23-27.
16. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ. 2010. № 20. С. 84-91.
17. Гнидин О. П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008. 19 с.
18. Гревцов А. А. Тренинг развития с подростками : творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2004. 294 с.
19. Григорьева Г. Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2003. 20 с.
20. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2001. 504 с.
21. Гусева, Н. Ю. Профилактика агрессивного поведения среди молодежи // Формула успеха. 2015. № 1. С. 169-172.
22. Даниленко Т. В. Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция // Вестник Забайкальского гос. ун-та. 2009. № 2. С. 90-94.
23. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. М. : Прайм-Еврознак, 2012. 280 с.
24. Егорова У. Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра РАН.
2013. № 2. С. 964-968.
25. Егорычева И. Д. Психологические особенности современного подростка и школьные пространства его жизнедеятельности : специфика взаимосвязи // Известия РАО. 2013. № 4. С. 113-129.
26. Епхина М.К., Журкина Л. Н. Газаева М.В. Психологическая профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 5. С. 79-82.
27. Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М. : Просвещение, 2000. 463 с.
28. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб. : Питер,
2014. 368 с.
29. Истратова О. Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов // Известия Южного фед. ун-та. 2004. № 3. С. 226-230.
30. Карбанович О. В. Характеристика старшего подростка в
контексте проблемы школьной дезадаптации // Вестник Брянского гос. ун-та.
2015. № 2. С. 74-79.
31. Киреева Е. А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2015. 20 с.
32. Колесов Д. В. Общественная роль деления и проблема конфликтов // Мир психологии. 2005. № 2. С. 35-46.
33. Колобова С. Н., Нестеренко И. Е. Проявления деструктивных фор поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. 2016. № 4. С. 65-68.
34. Кондрашкин А. В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 24 с.
35. Королева А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 3. С. 76-78.
36. Кошанская А. Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2. С. 172-175.
37. Красильников И. А. Психологические детерминанты конфликтности личности // Пензенский психологический вестник. 2015. № 2. С. 69-73.
38. Курбанова З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия ЮФУТН. - 2006. № 1. С. 91-95.
39. Макаров В. К. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. 2008. № 2. С. 71-79.
40. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге. СПб. : Образование, 1996. 102 с.
41. Марковская И. М. Социометрические методы в психологии.
Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. 46 с.
42. Мирюгина С. В. Психологические особенности общения
подростков // Новая наука : Стратегии и векторы развития. 2017. № 2. С. 58¬62.
43. Мухина В. С. Возрастная психология. М. : Академия, 2008. 456 с.
44. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2000. 668 с.
45. Никитин А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : МПГУ, 2006. 18 с.
46. Новгородцева А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.
47. Огородник С. И., Лященко Л. В. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 296-299.
48. Панченко С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития // Известия ЮФУТН. 2006. № 1. С. 95¬99.
49. Перешенко Н. В. Девиантный школьник : профилактика и коррекция отклонений. М. : ТЦ Сфера, 2006. 192 с.
50. Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг. М. : Смысл, 2007. 134 с.
51. Повалихина Д. О. Изучение самооценки подростка // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. М., 2017. С. 554-555.
52. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М. : Академия, 2000. 75 с.
53. Почекаева И. С. Уровни конфликтности старшеклассников // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2008. № 2. С. 174-178.
54. Протопопова В. А. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 19 с.
55. Ральникова И. А. Социально-психологический тренинг. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. 43 с.
56. Рапацкий Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков // Гуманитарный вектор. 2014. № 1. С. 74-79.
57. Реньш М. А., Садовникова Н. О., Лопес Е. Г. Социально-психологический тренинг : Практикум. Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 190 с.
58. Рубцова О. В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и возможности его преодоления // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 2. С. 62-70.
59. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000. 384 с.
60. Рясова Г.Л. Взаимосвязь психологических характеристик с конфликтным потенциалом личности педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 2. С. 169-174.
61. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М. : Аспект пресс, 2001. 460 с.
62. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. : Флинта, 1998. 512 с.
63. Силаева Я. В. Социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков // Вестник СПбГУ. 2009. № 1. С. 58-63.
64. Скотт Д. Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев : Внешториздат, 1991. 192 с.
65. Сухов А. А., Бодалев А. А. Основы социально-психологической теории. М. : Академия, 1995. 600 с.
66. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина : в 2 т. М., 2001. Т .2. С. 69-77.
67. Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009. 20 с.
68. Тратинко Т. В. Теория и методика социально-психологического тренинга. Мн. : БГУ, 2017. 105 с.
69. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция : монография. Минск : Ильин В.П., 1996. 192 с.
70. Хухлаева О. В. Психология подростка. М. : Академия, 2004. 463 с.
71. Черкесова Д. У., Гаджибаева Д. Р. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков // Вестник Дагестанского гос. ун-та. 2007. № 3. С. 93-97.
72. Шамардина М. В. Снижение агрессивного поведения подростков посредством тренинга сенситивности // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 123-125.
73. Шамухаметова Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. М., 2017. С. 388-390.
74. Шейнов В. П. Управление конфликтами. СПб. : Питер, 2014. 770 с.
75. Шукшина Л. В., Мизонова О. В., Морозова Н. Н. Снижение агрессивности подростков в процессе психологического тренинга // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 4. С. 332-337.
76. Шунчева О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2016. № 2-4 (14). С. 198-200.
77. Щербакова О. И., Яковлева Н. А., Голубева О. И. Конфликтность как начальная форма агрессивного поведения молодежи // Вестник Санкт- Петербургского ун-та МВД России. 2016. № 2. С. 28-32.