Социально-психологический тренинг как средство психопрофилактики конфликтности в подростковой среде
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Проблема конфликтности личности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Психологические особенности современных подростков 13
1.3. Особенности проявления конфликтности у подростков 22
1.4. Психолого-педагогические программы профилактики конфликтности
в подростковой среде 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Понятие социально-психологического тренинга 39
2.2. Возможности использования социально-психологического тренинга с
подростками 45
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 51
3.1. Организация эмпирического исследования 51
3.2. Описание и анализ результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 54
3.3. Реализация социально-психологического тренинга направленного на
психопрофилактику конфликтности подростков 59
3.4. Описание и анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 63
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Проблема конфликтности личности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Психологические особенности современных подростков 13
1.3. Особенности проявления конфликтности у подростков 22
1.4. Психолого-педагогические программы профилактики конфликтности
в подростковой среде 31
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Понятие социально-психологического тренинга 39
2.2. Возможности использования социально-психологического тренинга с
подростками 45
Выводы по второй главе 49
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 51
3.1. Организация эмпирического исследования 51
3.2. Описание и анализ результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 54
3.3. Реализация социально-психологического тренинга направленного на
психопрофилактику конфликтности подростков 59
3.4. Описание и анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 63
Выводы по третьей главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последнее десятилетие в системе образования Российской Федерации произошли достаточно значительные изменения, связанные с введением единого государственного экзамена, профильного обучения, разработкой федерального образовательного стандарта нового поколения. Исходя из ФГОС второго поколения выпускник среднего (полного) общего образования должен обладать необходимыми компетенциями для успешной социализации в современном обществе. Особенно важным является умение уважать мнение окружающих людей, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Отказ от решения этой задачи в подростковом возрасте может привести к серьезным личностным проблемам в дальнейшем. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития навыков взаимодействия с окружающими. Конфликтность подростка значительно сужает круг ситуаций, в которых он может получить положительный опыт социального взаимодействия. Получение негативного опыта опасно, прежде всего, тем, что оно приводит к социальной изоляции подростка, а в дальнейшем и к его дезадаптации.
Перед общеобразовательной школой в период ее модернизации присутствует достаточно проблем, к особенно значимым можно отнести профилактику конфликтного поведения среди подростков, что, в свою очередь, является актуальной проблемой.
Проблема исследования обусловлена противоречием между тенденцией к повышенной конфликтности современных подростков и необходимостью реализации мер по ее предупреждению по средствам социально-психологического тренинга.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучением подростковой конфликтности занимаются такие современные авторы как О.Н. Истратова [29], А.П. Новгородцева [46], А.А. Протопопова [54], Л.М. Семенюк [62], М.В. Шамардина [72], О.И. Шляхина, Л.В. Шукшина [75], О.В. Шунчева [76] и др.
Многие авторы связывают конфликтность с особенностями подросткового возраста (Т.В. Драгунова [23], Е.П. Ильин [28], И.С. Мухина [43], Е.Е. Сапогова [61], О.В. Хухлаева [70] и др.).
Ряд исследователей указывает на такую особенность современных подростков как повышенная конфликтность личности (О.В. Карбанович [30], С.Н. Колобова [33], А.В. Кондрашкин [34], С.А. Панченко [48] и др.).
Проблему психопрофилактики развития негативных качеств личности и форм поведения среди подростков изучали К.В. Безносик [8], Г.О. Галич [16], Г.Е. Григорьева [19], Я.В. Силаева [63], Н.В. Перешенко [49], С.И. Огородник [47], Л.В. Шукшина [75] и др.
Авторами предлагаются такие формы психопрофилактической работы как организация социальной среды, информирование и др. Однако, проблема использования социально-психологического тренинга как средства психопрофилактики конфликтности в подростковой среде остается недостаточно изученной.
Цель исследования: разработать и апробировать социально-психологический тренинг, направленный на психопрофилактику конфликтности в подростковой среде.
Объект исследования: психопрофилактика конфликтности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг, как средство психопрофилактики конфликтности в подростковой среде.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что использование социально-психологического тренинга, основанного на принципах активности, партнерского общения и конфиденциальности, базирующегося на механизмах осознания, идентификации, рефлексии, 5
эмпатии саморегуляции и психологического обмена позволит снизить уровень конфликтности у современных подростков.
Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы конфликтности личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить на теоретическом уровне особенности проявления конфликтности у подростков.
3. Проанализировать психолого-педагогические программы
профилактики конфликтности в подростковом возрасте.
4. На эмпирическом уровне определить склонность к проявлению конфликтности у современных подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, направленный на психопрофилактику конфликтности в подростковой среде и оценить его эффективность.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
— теоретические методы (анализ, синтез, обобщение);
— эмпирические методы (тестирование);
— методы количественной обработки данных (количественно-качественные методы обработки данных, интерпретационные методы, статистический анализ полученных данных).
Методики эмпирического исследования. Для определения уровня агрессивности применялась методика «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка [48]; для определения способов реагирования на конфликтные ситуации применялась методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса [66]; для установления уровня конфликтности использовалась методика «Уровень конфликтности личности» В.И. Андреевой [1].
Методы математической статистики. Критерии Т-Вилкоксона, критерий U-Манна-Уитни.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и апробирован социально-психологический тренинг профилактики конфликтности в подростковой среде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная психолого-педагогическая программа социально-психологического тренинга может использоваться как инструмент психопрофилактики в подростковой среде.
Отказ от решения этой задачи в подростковом возрасте может привести к серьезным личностным проблемам в дальнейшем. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития навыков взаимодействия с окружающими. Конфликтность подростка значительно сужает круг ситуаций, в которых он может получить положительный опыт социального взаимодействия. Получение негативного опыта опасно, прежде всего, тем, что оно приводит к социальной изоляции подростка, а в дальнейшем и к его дезадаптации.
Перед общеобразовательной школой в период ее модернизации присутствует достаточно проблем, к особенно значимым можно отнести профилактику конфликтного поведения среди подростков, что, в свою очередь, является актуальной проблемой.
Проблема исследования обусловлена противоречием между тенденцией к повышенной конфликтности современных подростков и необходимостью реализации мер по ее предупреждению по средствам социально-психологического тренинга.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучением подростковой конфликтности занимаются такие современные авторы как О.Н. Истратова [29], А.П. Новгородцева [46], А.А. Протопопова [54], Л.М. Семенюк [62], М.В. Шамардина [72], О.И. Шляхина, Л.В. Шукшина [75], О.В. Шунчева [76] и др.
Многие авторы связывают конфликтность с особенностями подросткового возраста (Т.В. Драгунова [23], Е.П. Ильин [28], И.С. Мухина [43], Е.Е. Сапогова [61], О.В. Хухлаева [70] и др.).
Ряд исследователей указывает на такую особенность современных подростков как повышенная конфликтность личности (О.В. Карбанович [30], С.Н. Колобова [33], А.В. Кондрашкин [34], С.А. Панченко [48] и др.).
Проблему психопрофилактики развития негативных качеств личности и форм поведения среди подростков изучали К.В. Безносик [8], Г.О. Галич [16], Г.Е. Григорьева [19], Я.В. Силаева [63], Н.В. Перешенко [49], С.И. Огородник [47], Л.В. Шукшина [75] и др.
Авторами предлагаются такие формы психопрофилактической работы как организация социальной среды, информирование и др. Однако, проблема использования социально-психологического тренинга как средства психопрофилактики конфликтности в подростковой среде остается недостаточно изученной.
Цель исследования: разработать и апробировать социально-психологический тренинг, направленный на психопрофилактику конфликтности в подростковой среде.
Объект исследования: психопрофилактика конфликтности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг, как средство психопрофилактики конфликтности в подростковой среде.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что использование социально-психологического тренинга, основанного на принципах активности, партнерского общения и конфиденциальности, базирующегося на механизмах осознания, идентификации, рефлексии, 5
эмпатии саморегуляции и психологического обмена позволит снизить уровень конфликтности у современных подростков.
Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы конфликтности личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить на теоретическом уровне особенности проявления конфликтности у подростков.
3. Проанализировать психолого-педагогические программы
профилактики конфликтности в подростковом возрасте.
4. На эмпирическом уровне определить склонность к проявлению конфликтности у современных подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, направленный на психопрофилактику конфликтности в подростковой среде и оценить его эффективность.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
— теоретические методы (анализ, синтез, обобщение);
— эмпирические методы (тестирование);
— методы количественной обработки данных (количественно-качественные методы обработки данных, интерпретационные методы, статистический анализ полученных данных).
Методики эмпирического исследования. Для определения уровня агрессивности применялась методика «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка [48]; для определения способов реагирования на конфликтные ситуации применялась методика «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса [66]; для установления уровня конфликтности использовалась методика «Уровень конфликтности личности» В.И. Андреевой [1].
Методы математической статистики. Критерии Т-Вилкоксона, критерий U-Манна-Уитни.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и апробирован социально-психологический тренинг профилактики конфликтности в подростковой среде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная психолого-педагогическая программа социально-психологического тренинга может использоваться как инструмент психопрофилактики в подростковой среде.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по теме исследования свидетельствует о достижении цели и решении поставленных задач.
1. Существуют различные взгляды на понятие конфликтности личности. Отечественные психологи конфликтность личности понимают как интегральное свойство личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты, степень готовности личности к конфликтам, вовлеченности в развитие конфликтов. Зарубежные психологи связывают конфликтность личности с вспыльчивостью, агрессивностью, подозрительностью. Конфликтность представляет собой черту личности, отражающую частоту ее вступления в конфликт, форму проявления агрессивности. Конфликтная личность - это индивид, который обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных, стремится к соперничеству в конфликтной ситуации, испытывает неудовлетворенность своим положением в группе сверстников.
2. Подростковая конфликтность рассматривается современными учеными как особенность протекания подросткового возраста, как средство апробирования подростком своих возможностей и попытку осознания и идентификации собственного «Я». Конфликтность личности подростка представляет собой следствие подросткового кризиса, как результат противоречивости психологических особенностей, внутренних и внешних условий их развития. На формирования конфликтности в подростковом возрасте оказывают влияние детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития, психологические детерминанты - особенности личности, социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Конфликтность подростка проявляется в стремлении к конфликтному взаимодействию, к склонности к агрессивному поведению.
3. Программы психопрофилактики конфликтности подразделяются на две категории: личностно-центрированные, предполагающие воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы) и средо-центрированные, предполагающие воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества. Программы, ориентированные на личность, могут быть следующими: программы саморазвития личности, программы развития определенных (рефлексивных, коммуникативных) навыков, программы снижения негативных проявлений личности (конфликтности, агрессивности, тревожности).
4. В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что подростки преимущественно имеют высокий и повышенный уровни конфликтности личности, что указывает на наличие личностной черты, которая проявляется в склонности к агрессивным действиям и конфликтному взаимодействию. В конфликтной ситуации склонны выбирать преимущественно стратегию соперничества, которая предполагает активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других с применением принуждения и других средств давления на оппонентов. Повышенная конфликтность подростков проявляется в условиях низкого уровня благополучия взаимоотношений в классе, низкой групповой сплоченности.
5. Одной из форм реализации психолого-педагогические программы профилактики конфликтности в подростковом возрасте выступает социально-психологический тренинг. Разработанный нами социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия для предупреждения конфликтности в подростковой среде, является эффективным средством психопрофилактики конфликтности. Положительная динамика использования социально-психологического тренинга среде подростков проявлялась в снижении уровня конфликтности личности подростков, в смене деструктивных способов реагирования в конфликте на конструктивные (соперничества на компромисс.
Гипотеза исследования о том, что использование социально-психологического тренинга, основанного на принципах активности, партнерского общения и конфиденциальности, базирующегося на механизмах осознания, идентификации, рефлексии, эмпатии, саморегуляции и психологического обмена позволит снизить уровень конфликтности у современных подростков, подтвердилась.
Рекомендации: разработанная психолого-педагогическая программа социально-психологического тренинга может использоваться как инструмент психопрофилактики в подростковой среде.
1. Существуют различные взгляды на понятие конфликтности личности. Отечественные психологи конфликтность личности понимают как интегральное свойство личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты, степень готовности личности к конфликтам, вовлеченности в развитие конфликтов. Зарубежные психологи связывают конфликтность личности с вспыльчивостью, агрессивностью, подозрительностью. Конфликтность представляет собой черту личности, отражающую частоту ее вступления в конфликт, форму проявления агрессивности. Конфликтная личность - это индивид, который обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных, стремится к соперничеству в конфликтной ситуации, испытывает неудовлетворенность своим положением в группе сверстников.
2. Подростковая конфликтность рассматривается современными учеными как особенность протекания подросткового возраста, как средство апробирования подростком своих возможностей и попытку осознания и идентификации собственного «Я». Конфликтность личности подростка представляет собой следствие подросткового кризиса, как результат противоречивости психологических особенностей, внутренних и внешних условий их развития. На формирования конфликтности в подростковом возрасте оказывают влияние детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития, психологические детерминанты - особенности личности, социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Конфликтность подростка проявляется в стремлении к конфликтному взаимодействию, к склонности к агрессивному поведению.
3. Программы психопрофилактики конфликтности подразделяются на две категории: личностно-центрированные, предполагающие воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы) и средо-центрированные, предполагающие воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества. Программы, ориентированные на личность, могут быть следующими: программы саморазвития личности, программы развития определенных (рефлексивных, коммуникативных) навыков, программы снижения негативных проявлений личности (конфликтности, агрессивности, тревожности).
4. В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что подростки преимущественно имеют высокий и повышенный уровни конфликтности личности, что указывает на наличие личностной черты, которая проявляется в склонности к агрессивным действиям и конфликтному взаимодействию. В конфликтной ситуации склонны выбирать преимущественно стратегию соперничества, которая предполагает активную борьбу за свои интересы в ущерб интересам других с применением принуждения и других средств давления на оппонентов. Повышенная конфликтность подростков проявляется в условиях низкого уровня благополучия взаимоотношений в классе, низкой групповой сплоченности.
5. Одной из форм реализации психолого-педагогические программы профилактики конфликтности в подростковом возрасте выступает социально-психологический тренинг. Разработанный нами социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия для предупреждения конфликтности в подростковой среде, является эффективным средством психопрофилактики конфликтности. Положительная динамика использования социально-психологического тренинга среде подростков проявлялась в снижении уровня конфликтности личности подростков, в смене деструктивных способов реагирования в конфликте на конструктивные (соперничества на компромисс.
Гипотеза исследования о том, что использование социально-психологического тренинга, основанного на принципах активности, партнерского общения и конфиденциальности, базирующегося на механизмах осознания, идентификации, рефлексии, эмпатии, саморегуляции и психологического обмена позволит снизить уровень конфликтности у современных подростков, подтвердилась.
Рекомендации: разработанная психолого-педагогическая программа социально-психологического тренинга может использоваться как инструмент психопрофилактики в подростковой среде.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция агрессивного поведения подростков посредством психогимнастических упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



