Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Работа №96651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Нормативно-правовое регулирование в области безопасности
жизнедеятельности 6
1.2. Требования нормативно-правовых актов к содержанию предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНО -ПРАВОВЫХ АКТОВ К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 36
2.1. Анализ содержания предмета ОБЖ с позиций требований нормативно -
правовых актов 36
2.2. Рекомендации по коррекции содержания предмета ОБЖ с позиций
требований нормативно-правовых актов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества особую остроту и актуальность приобретает проблема безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом. Безопасность в любой сфере жизнедеятельности является объектом правового регулирования и правовой защиты. Безопасность регламентируется множеством законов, кодексов, постановлений и иных нормативных правовых актов, в том числе и международных. Все они базируются на Конституции России и корректируются в соответствии с действующей в настоящее время Стратегией национальной безопасности до 2020 года.
Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев, А. А. Пресс, Д. П. Никольский, В. А. Левицкий, А. A. Скочинский, С. И. Каплун и другие.
На сегодняшний день уже разработана значительная идеологическая база, направленная на обоснование замыслов, связанных с процессом формирования безопасности личности в современных условиях развития цивилизации. Это работы С.В. Белова, О.Н. Русака, Р.М. Юсупова и других.
Одним из важнейших факторов формирования у человека знаний по безопасности жизнедеятельности является формулировка актуальности ее изучения. Исследованием проблем в этом вопросе занимались С.В. Белов, B. Д. Маньков, Л.А. Михайлов, М.М. Настеров, Э.М. Ребко, О.Н. Русак, В.П. Соломин, В.Н. Пряхин, М.М. Туркевич, М.И. Фалалеев.
Многие современные ученые занимаются разработкой системы преподавания безопасности жизнедеятельности в школе. Это Лапшина И. В., Зарубина Р. В., Мишин, Б.И., Муравьев А. Г., Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др.
Объект исследования: основы безопасности жизнедеятельности личности.
Предмет исследования: правовые основы содержания обучения в области безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: провести сравнительный анализ правовых основ содержания обучения в области безопасности жизнедеятельности на примере общего образования.
Задачи исследования:
1) Раскрыть основы нормативно-правового регулирования в области безопасности жизнедеятельности.
2) Привести требования нормативно-правовых актов к содержанию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
3) Сделать сравнительный анализ содержания предмета ОБЖ с позиций требований нормативно-правовых актов.
4) Разработать рекомендации по коррекции содержания предмета ОБЖ с позиций требований нормативно-правовых актов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существующие программы основного общего образования по ОБЖ не в полной мере соответствуют нормативно-правовой базе по безопасности жизнедеятельности, характеризуются нехваткой часов для изучения.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научных источников, систематизация и классификация информации;
2) диагностические: сравнительный анализ нормативных документов.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе, обобщении и систематизации научной информации по теме исследования, возможности ее использования в системе создания программ и методических материалов по безопасности жизнедеятельности .
Практическое значение полученных результатов заключается в систематизации фактологических материалов, которые могут применяться в организации учебно-воспитательного процесса современной общеобразовательной школы, в частности при создании новых программ и корректировке старых по ОБЖ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой по два параграфа, выводов по главам, списка литературы. В тексте есть пять рисунков и одна таблица. Работа изложена на 75 страницах печатного текста. Список использованных источников включает 70 наименований, которые занимают 8 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Безопасность является одной из важнейших категорий современной жизнедеятельности человека. Теоретический анализ научной литературы и современного состояния реальной практики показал, что безопасность жизнедеятельности - это система базовых знаний по проблеме обеспечения безопасных условий существования человека в природной, социальной и техногенной среде. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в общем виде включает различные направления формирования здорового образа жизни.
Главная цель безопасности жизнедеятельности состоит в том, чтобы сформировать у человека сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности тех, кто его окружает.
Предмет безопасность жизнедеятельности обеспечивает соответствующие современным требованиям знания обучающихся об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, чрезвычайных ситуаций, их свойства, возможное влияние на жизнь и здоровье людей и сформировать необходимые в будущей практической деятельности специалиста умения и навыки для их предотвращения и ликвидации, защиты людей и окружающей среды.
Конкретным результатом обучения должно быть развитие психосоциальных навыков обучающихся, а именно: умение принимать решения, решать проблемы, критически мыслить, общаться, повышать самооценку и чувство достоинства, противостоять негативному психологическому воздействию, преодолевать эмоции и стрессы, развивать сострадание к другим, адекватно чувствовать себя в социальной среде.
Следует подчеркнуть, что ФГОС определяет предмет ОБЖ в разряд обязательных для изучения в школе. Введение в программы отдельных школьных курсов изучения вопросов безопасности должно быть, но как содержание, направленное на достижение обозначенной цели - формирование у обучающихся культуры безопасности.
Рассмотренные образовательные программы общего образования по ОБЖ соответствуют примерной основной программе общего образования. У них предусмотрено нужное количество часов (35) в год, позволяющее обеспечить оптимальное изучение дисциплины.
Но в то же время, можно также сделать вывод, что в приведенных разделах учебников и программ имеется недостаточно информации, которая предусмотрена нормативными требованиями. Так, очень мало уделено внимания пожарной безопасности, информационной безопасности и защите персональных данных, что особо актуально в современное время развития коммуникационно-информационных технологий. Также, целесообразно ввести в программу курса понятия личностной безопасности и способы убережения от «буллинга», «троллинга», «зацепинга», которые острой проблемой стоят среди подростков современного общества.
Успешная реализация программы ОБЖ возможна только на основе активного сотрудничества, партнерства всех участников учебно-воспитательного процесса, что предусматривает и делает возможным: увеличение часов для обучения; личностно-ориентированное обучение; использование интерактивных методов обучения; стимулирование положительных интеллектуальных чувств обучающихся, последовательную дифференциацию и индивидуализацию обучения; работу обучающихся с различными источниками информации, различными видами и типами ресурсных материалов; отработку практических действий в изучении каждой темы; создание условий для активного диалога между участниками- партнерами учебно-воспитательного процесса; привлечение обучающихся к самооценке различных видов деятельности, в том числе и развития жизненных навыков;
При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами: временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ; обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ; стандарт основного общего образования по ОБЖ; стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне; стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне; примерные программы по ОБЖ для основного общего образования; примерные программы по ОБЖ для среднего (полного) общего образования на профильном уровне; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ.
Таким образом, можно сделать вывод, что все-таки установленное примерной программой количество часов для курса ОБЖ является недостаточным и нуждается в доработке в соответствии с современными требованиями и изменениями общества. Это подтвердило гипотезу исследования: существующие программы основного общего образования по ОБЖ не в полной мере соответствуют нормативно-правовой базе по безопасности жизнедеятельности, характеризуются нехваткой часов для изучения.



1. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: Учебное пособие. Новосибирск - М.: Изд-во АРТА, 2011.- 303 с.
2. 2Айзман Р. И., Петров С. В., Ширшова В. М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Новосибирск -М.: АРТА, 2011. - 208 с.
3. Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшо -ва В. М. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Новосибирск - М.: АРТА, 2011. - 368 с
4. Алексеев С.В.Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: про грамма / С.В. Алексеев, С.П. Данченко, ГА. Костецкая. — М. Вентана-Граф, 2015. — 112 с.
5. Бакланова А.В. Правовое регулирование безопасности
жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях РФ / А.В. Бакланова, Стешко С.Е., Юрковец Н.В. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015 - №2 - С.22-24
6. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2011. 680с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и ох-рана труда /П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев и др.: учеб. посо-бие для студентов средних спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 2001. 431 с: ил.
8. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова. - М.: Издат. дом Дашков и К, 2011. — 678 с.
9. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С. В. Белов, В. А. Девясилов, А. Ф. Козьяков и др.; под общ ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 357 с.
10. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности/В.И. Бондин. — Ростов и/Д.: Феникс, 2013. — 352 с.
11. Виноградова Н.Ф.Основы безопасности жизнедеятельности : 7—9
классы программа / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. — М. Вентана- Граф, 2014. — 48 с.
12. ГОСТ Р ИСО 39001- 2014 Системы менеджмента безопасности
дорожного движения (БДД). Требования и руководствопо применению.
13. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ФОРУМ, 2009. - 496 с.
14. Демин В.В. Правовое регулирование и органы обеспечения
безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособ./ В.В. Демин,
С.В.Петров, Е.В. Ламонов. - Мичуринск : Издательство Мичуринского государственного аграрного университета, 2010. - 332 с.
15. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. от 02.03.2007 № 24-ФЗ).
16. Защита территорий и населения в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / сост.: Н. В. Юр-ковец, О. П. Потапаева ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.
17. Клюев Л. В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты,
практические задания, олимпиады. 8—9-й классы: учебное пособие / А. В. Клюев. — Ростов н/Д: Легион, 2011. - 174 с.
18. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»
19. Косолапова Н.В.Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основыбезопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций/ Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 22 с.
20. Кузнецова, Н.В.Способы активизации познавательной деятельности обучающихся в курсе ОЬЖ : учебное пособие / И. В. Кузнецова.— М. ; Берлин : Дпрек’г-Мсдиа, 2016. — 105 с.
21. Кузнецов В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: методика
преподавания предмета: 5—11 классы / В. С. Кузнецов, Г. А.
Колодницкий, М. И. Хабнер.— М.: ВАКО, 2010.— 176 с.
22. Лапшина И. В., Зарубина Р. В. Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 2 (февраль). - С. 61-65.
23. Латчук В. II. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5—11 кл.: учеб.-метод. пособие / В. Н. Латчук, С. К. Миронов. — М.: Дрофа, 2006. — 76 с.
24. Ляпина О.П. «Безопасность жизнедеятельности. Управление охраной труда и промышленной безопасностью: учебное пособие/ О. П. Ляпина.Изд. 2-е, испр. и доп.-Новосибирск, СГГА, 2009.- 239 с.
25. Мишин, Б.И. Обучение в 5—11 классах по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва. 5— 11 классы / Б.И. Мишин, М.В. Юрьева. — Москва : ACT : Астрель, 2014. — 222, [2] с.
26. Муравьев А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл: метод, пособие / А. Г. Муравьев, А. 11. Перевозчиков, С. 11.
Данченко и др.; иод ред. А.1 ’. Муравьева. — М.: Дрофа, 2(Ю7. — 140
с.
27. Мучин П.В, Данилов Н.В. «Охрана труда: методическое пособие для руководителей и специалистов организаций СО Россельхозакадемии»/ П.В. Мучин, Н.В. Данилов; Рос.акад. с.-х. наук. Сиб. отд-ние.-2-е изд., испр. и доп.- Новосибирск: СОроссельхозакадемии, 2009.- 254 с.
28. Некляев С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С]. Э. Некляев. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 240 с.
29. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках геофафпи, биологии, химии, естествознания, экологии. 6—11 классы / авт.-сост. К. Л. Гордияш.— Волгофад: Учитель, 2007. — 248 с.
30. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. : учебник / Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков.: Дрофа, 2014. — 206, [2] с. : ил., 16 с. цв. вкл.
31. Основы безопасности жизнедеятельности : рабочая программа. 5—9 классы : учебно-методическое пособие / авт. -сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2016. — 106, [6] с.
32. Основы безопасности жизнедеятельности:1—4 классы: Методические рекомендации. - 175 с.
33. Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная
учебная программа: 5—11 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 63 с.
34. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
35. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года».
36. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» от 2 ноября 2000 г. №841(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2006 N 501,от 22.10.2008 N 770)
37. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» от 1 ноября 2012 г. № 1119
38. Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (с изм.).
39. Русак О.И. Безопасность жизнедеятельности/О.И. Русак. — СПб. Лань, 2010. — 305 с.
40. Серебряков Р. В. Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 110-112.
41. Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности/ А.Т. Смирнов и др. — М.: Дрофа, 2009. — 375 с.
42. Смирнов А.Т., М.В. Маслов, Б.И. Мишин. Основы
безопасности жизнедеятельности: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе /Под ред. А. Т. Смирнова. - 112 с.
43. Тендитнык Д.Д. Учебник ОБЖ как средство развития познавательного
интереса обучающихся // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч. -практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf(дата
обращения: 12.11.2018)
44. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности/С.С. Тимофеева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 384 с.
45. Топоров И. К.Основы безопасностижизнедеятельности:10—11 классы: Учебник.— 256 с.:
46. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ
47. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм.).
48. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
49. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 (в редакции от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
51. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
52. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности/ Т.А. Хван, П.А.Хван. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 418 с.
53. Шелегин Н.Н. Особенности реализации предмета ОБЖ в условиях
внедрения нового Федерального образовательного стандарта
Основного общего образования. // Всероссийская научно -
практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». - Новосибирск: НИПКиПРО, 21 - 22 марта 2012. - Устное сообщение.
54. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Муравья.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 447 с.
55. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 254с
56. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
57. Приказ от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 7 июня 2017 года) Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/901895865
58. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ