Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Образ жизни как основа безопасности 6
1.2. Безопасный образ жизни и его составляющие 13
1.3. Качества личности - основа социально-культурных
ценностей 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ
2.1. Методические основы формирования безопасного образа
жизни 23
2.2. Процесс обучения направленный на формирования
безопасного образа жизни на уроках ОБЖ 34
2.3. Методические рекомендации учителю по преподаванию
предмета ОБЖ в 5 классе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение № 1 67
Приложение № 2 75
Приложение № 3 82
Приложение № 4 90
Приложение № 5 98


Ценность жизни человека невозможно измерить индикаторами, показателями, деньгами. Гибель даже одного человека - трагедия не только для его родных и близких, это трагедия и для всего общества, ведь через гибель своего члена, оно лишилось возможности развития в каком-то направлении. Это особенно тяжко переживается, если речь идет о детях[4].
Статистика смертности населения по причинам смерти в 2017 году в Российской Федерации гласит:
общее количество умерших - 1823125 человек, их них:
• при пожаре - 7782 человека;
• в ДТП - 15013 человек;
• травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов - 152741 человек[49].
За 2017 год зарегистрировано 95890 человек умерших по своей старости, а все остальные смерти в связи с внутренними и внешними причинами. Для повышения уровня безопасности бы разработан курс «Основы безопасности жизнедеятельности» 1989 году, как предмет он вошел в школьную программу с 1991 года. В 2010 году вводиться Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения «начальное общее образование», «основное общее образование» и «среднее полное общее образование», где второе место по значимости занимает предмет ОБЖ.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что было введено новое понятие - «безопасный образ жизни», содержание которого в документе нераскрывается. В других официальных документах о «безопасном образе жизни» также ничего не говорится. Непонятно, как сформировать безопасный образ жизни у обучающихся на уроках ОБЖ, если не определено, что под этим понимается.
В ФГОС ООО в разделе основы безопасности жизнедеятельности первый и второй пункт гласит:
«1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни...» [50].
Соответственно, чтобы выполнить первый пункт необходимо сформировать безопасный образ жизни у обучающегося.
Таким образом, возникает следующее противоречие заключается в том, что изучение курса основ безопасности жизнедеятельности в большей степени направлено на изучение правил безопасного поведения в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций - а не на предотвращение их возникновения в повседневной жизнедеятельности за счет ведения безопасного образа жизни.
Указанное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в следующем: предмет ОБЖ не в полной мере формирует у подрастающего населения социально -культурные ценности, умения и навыки принятия адекватного решения, способствующего предотвращению возникновения опасной ситуации в повседневной жизнедеятельности.
Цель исследования - разработать методические рекомендации к преподаванию предмета ОБЖ по формированию безопасного образа жизни на уроках ОБЖ.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - методическое обеспечение формирования безопасного образа жизни на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования предполагаем, что, использование методических рекомендаций будет способствовать формированию безопасного образа жизни у обучающихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать рекомендации к особенностям преподавания предмета ОБЖ, по формированию безопасного образа жизни на уроках ОБЖ.
Методологическую основу исследования составляют:
• Анализ теоретической литературы;
База исследования: МАОУ СОШ № 134

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема, поставленная в данной работе, не может быть решена за короткий промежуток времени, так как интеграция предмета ОБЖ в общую систему образования занимает достаточно долгое время. Тем более к этому вопросу необходимо подходить осмыслено и подготовлено.
Не один год уже идет борьба за межпредметные связи и в ФГОС об это говориться не единожды, но на данный период времени система образования не готова связать предмет ОБЖ с другими предметными областями. Он по сей день является отдельной структурой. Доказательством необходимости данного аспекта являются социально-культурные ценности человека. Ребенок приходит в школу с уже сформированными ценностями и роль преподавательского состава должна заключаться в том, чтобы воспитательный потенциал школы укреплял, развивал и по необходимости корректировал ценности учащегося. И это должно происходить не только на уроках ОБЖ, а на каждом уроке в целом.
Целью данной выпускной квалификационной работы было не только показать актуальность выбранной темы, обозначить проблему и разработать методические рекомендации, способствующие решению проблемы. Но и донести до каждого почитающего эту работу, что мир не идеален, что каждый из нас не идеален, что от каждого принятого решения, действия зависит не только наша судьба, но и судьба другого человека, государства и человечества в целом. Один человек может изменить судьбы многих людей.
Задачи, которые были поставлены в работе, достигнуты. В процессе решения задач исследования нами использованы следующие методы теоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, эмпирические - наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент.
Противоречие данной работы просматривалось на протяжении всего написания и осознания. И заключается в том, что изучение курса безопасности жизнедеятельности в большей степени направлен на изучение правил безопасного поведения в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций - а не на предотвращение их возникновения в результате ведения безопасного образа жизни. Если задуматься в целом, мы даем знания школьникам, которые могут спасти его жизнь, если, что -то произойдет, но мы не ставим приоритетным избежать появления такой ситуации, а ведь это куда лучше помогло бы нам в решении проблемы, которую мы выделяем.



1. Абаскалова Н.П. теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Н.П. Абаскалова: учебно-метод. комплекс.-Новосибирск НГПУ, 2007.-188 с.
2. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2000. — 207 с.
3. Антюхин Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - с. 7-10.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Смертность детского населения России / М. Литтерра, 2007. - 328 с.
5. Белов С.В., Девисилов В.А., Козьяков А.Ф и др. Безопасность жизнедеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений / Под общ ред. С.В. Белова. М.: Высш. шк.; НМЦ СПО, 2000. - 285 с.
6. Белозерцев Е.П. Самоуправление в вузе как фактор подготовки студентов к деятельности воспитателя // Подготовка учителя в условиях перестройки. - М., 1989. - Гл. П. С. 258.
7. Большая советская энциклопедия, 1969-1978гг. [Электронный ресурс] иРП:ййр://з1оуап.уапбех.ги/жизнь%20-%20это/БСЭ.
8. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1968. С. 236.
9. Влияние культуры на образ жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/47(дата обращения: 24.10.2018).
10. Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе
жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippk.arkh-
edu.ru/doc/detail.php?ID=832574(дата обращения: 22.10.18).
11. Выгодский Л.С. нравственное воспитание/Л.С.Выгодский Пед. Психология. -М.,1991. С.49.
12. Гафнер В.В. «Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике» // 2014 г.
13. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: понятийно¬
терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности) / автор-сост. В.В. Гафнер; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 254 с. - (Серия «Педагогика безопасности»).
14. Горбушина С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: теория обучения / С.Н. Горбушина, В.А. Бойчук, И.И. Сиваков: уч.-мет. пос. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 116 с.
15. Горшенков Г.Н. Криминологический словарь. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та,2004 .- 240 с.
16. Гумеров Ф.Р. От основ безопасности жизнедеятельности к управлению безопасностью образовательного учреждения / Ф.Р. Гумеров, З.А. Хуснутдинова // Мониторинг и стандарты образования. - 2009. - № 4. - С. 6 - 8.
17. Здоровый образ жизни - что это? [Электронный ресурс]. URL: й11р://обж.рф/исйеЬпуе-ша1епа1у-оЬ7Ь/7Йогоууу-оЬга7-7Й17т/7Йогоууу-оЬга7- 7Й17П1-сй1о-е1о/(дата обращения: 22.10.18).
18. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. - Париж: YMCA-Press, 1934.
19. Ижевской П.В., Петров С.В., Каплан Я.Б. Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» 7-9 классы. - М.: Баласс, 2011 г. - 18 с.
20. Ильина Т.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.С. 491.
21. Кара-Мурза С.Г. Россия при смерти? Прямые и явные угрозы / Сергей Кара-Мурза. - М.: Яуза-пресс, 2010. - 448 с.: ил.
22. Конституция Российской Федерации. - М. 2009г.
23. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2003. - 256 с.
24. Лебедев, О.Е. Комплексный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций - М., 1999. С. 240
26. Маркова Н. Решение проблемы формирования толерантности - условие успешной социализации //Альма-матер.-2006.-№2.С.56-58.
27. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности учеб. пособие / Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2011. - 140 с.
28. Методические рекомендации по организации образовательного
процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/hu-gosudarstvo/l4g.htm(дата обращения: 2.06.2014)
29. Микушин Г.А. Обучение на уроках ОБЖ / Г.А. Микушин // ОБЖ «Основы безопасности жизни». - 1999. - № 12.- с. 13-16.
30. Митюшин Н. В., ОБЖ как технологическая модель массового образования в области безопасности / Н.В. Митюшин, Ю.В. Репин, Г.С. Чеурин // Безопасность: Информ. сб. Фонда нац. имеждунар. безопасности - М, 2001.
31. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок 57000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.-750 с.
32. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н.Латчук; под ред. В.Н. Латчука. - М.:Дрофа, 2012. - 156, [4] с.: ил.
33. Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по основам ОБЖ: 5 класс. - М.: АСТ-Астраль, 2008, - 366 с.
34. Петрова Н.П. Содержание и формы социально-воспитательной работы в педагогическом университете: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на/Дону, 1999.С. 9,18.
35. Принципы преподавания ОБЖ [Электронный ресурс]. URL:
http://aplik.ru/10-klass/lektciia-2-o-printcipakh-prepodavaniia-obzh/ (дата
обращения: 22.09.2018)
36. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL:
http ://www. school2100.ru/uroki/general/OOP_nach_7_ekolod-kult_2013.pdf (дата обращения: 14.05.14).
37. Российская энциклопедия социальной работы. - Т. 1. - М.,
1997.С. 364.
38. Савин Н.В Педагогика. - М., 1978. С.240.
39. Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе / В.В. Сериков // Изд. Волгоградского ГПУ. - 2003. - № 1. - с. 7-13.
40. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология / учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий // издательский дом «Покров», М.: 2004.
41. Смирнов, А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности / А. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2002. .- № 11. - С. 11 - 15.
42. Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности
жизнедеятельности», 5-9 классы, 2011 г. - 46 с.
43. Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности», 10-11 классы, 2012 г.
44. Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс]. URL:
http://www.coolreferat.com/Социально-культурная_деятельность (дата
обращения: 20.05.14)
45. Сулла М. Принцип непрерывного обучения по ОБЖ / М. Сулла, О. Сергеева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 1998.- с. 20-24.
46. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях / И.К. Топоров: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000. - 96 с.
47. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский / под ред. П.И. Третьякова, М.: Новая школа, 2001. - 352 с.
48. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /К.Д.Ушинский. -М.,1974. -т.9 - С.117-118.
49. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/population/demography/# (дата обращения: 3.11.2018)
50. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования. От 17 декабря 2010г.
51. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс].
URL: http://terme.ru/slovari/fLlosofskii-enciklopedicheskii-slovar1.html(дата
обращения: 27.10.18).
52. Формирование единого образовательного пространства культуры безопасности жизнедеятельности в России: монография / под общ. ред. д -ра пед. наук, проф. Б.М. Игошева Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 362 с.
53. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 59 с.
54. Что такое Образ? Значение и толкование слова obraz,
определение термина [Электронный ресурс]. URL:
http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/o/obraz.html(дата обращения: 13.03.14).
55. Чуктурова Н.И. Безопасность жизнедеятельности: основы
дидактики: учебное пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. - 76 c.
56. Шестаков, Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению
и преступности: Криминогенные законы и криминологическое
законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Предисл. В.П. Сальникова.-СПб.:
Издательство В. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.- 561 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ