ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Психологическое содержание процесса письма 12
1.2. Формирование навыка письма у младших школьников 16
1.3. Содержание и методы обучения младших школьников
грамотному письму 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Компьютерные технологии как средство оптимизации обучения 29
2.2. Условия использования компьютерных технологий в
обучении младших школьников письму 37
2.3. Анализ компьютерных обучающих программ в аспекте
формирования у младших школьников навыка грамотного письма 41
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 52
3.1. Выявление уровня сформированности навыка грамотного письма у третьеклассников 52
3.3. Оценка эффективности опытного обучения 70
Выводы по главе 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (электронное)
Актуальность темы исследования. Письмо, как одно из важных средств общения, обеспечивает возможность человеку выразить свои мысли, передать речевую информацию в графическом виде, что позволяет сохранить ее для современников и будущих поколений. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - выпускник должен научиться «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [74, с.6]. В задачи обучения русскому языку входит также формирование «позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» [74, с.7].
Оформление высказывания в письменной речи требует автоматизации процесса записи, что называется навыком письма. Теоретическим основам формирования навыка письма у младших школьников уделяли внимание в своих работах Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов, В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.В. Панов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.
Для повышения эффективности процесса обучения в современной школе внедряются компьютерные технологии. О целесообразности использования средств компьютерных технологий при обучении пишут в своих работах многие ученые (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.).
Следовательно, для совершенствования методики формирования навыка письма у младших школьников актуально использование компьютерных технологий как средства, позволяющего стимулировать сознательную познавательную активность (интерес) и самостоятельность; индивидуализировать и дифференцировать процесс формирования навыка письма; повысить динамичность обучения за счет возможности самостоятельной проверки своих знаний и умений; повысить эффективность обучения за счет наличия разнообразных тренировочных заданий, непрерывной обратной связи, высокого уровня наглядности.
Эффективность использования компьютерных технологий при изучении русского языка младшими школьниками доказана в работах Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Гац, И.Б. Лариной, 3.П. Ларских и др. Данными специалистами накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий целесообразность и необходимость использования компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку. Однако в этих работах недостаточно раскрыт процесс формирования навыка письма у младших школьников с использованием компьютерных технологий.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречий между:
1) уровнем разработанности теоретических основ формирования навыка письма у младших школьников и недостаточной методической обеспеченностью процесса формирования навыка письма с использованием компьютерных технологий;
2) необходимостью использования компьютерных технологий в обучении младших школьников русскому языку как эффективного средства оптимизации процесса обучения и недостаточной разработанностью в компьютерных обучающих программах разделов, связанных с формированием навыка письма.
Данные противоречия позволяют сформулировать научную проблему, состоящую в необходимости теоретического обоснования содержания компьютерных обучающих программ, направленных на формирование навыка письма у младших школьников, и разработки методического обеспечения процесса формирования навыка письма у младших школьников с помощью компьютерных средств обучения.
Обозначенные противоречия и обусловленная ими научная проблема определили выбор темы исследования: «Педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников».
Одной из составляющих навыка письма является грамотное письмо. Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации, которые составляют значимую часть содержания курса русского языка в начальной школе. Графические умения формируются и автоматизируются достаточно быстро, а пунктуационные умения в начальном курсе русского языка формируются только элементарные. Самым сложным и с трудом формируемым у младших школьников компонентом грамотного письма является орфографический. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем возможности применения компьютерных технологий для формирования у младших школьников навыка грамотного письма, а именно его орфографического компонента.
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников, в соответствии с этими условиями разработать компьютерную обучающую программу, направленную на формирование навыка грамотного письма у младших школьников, и проверить ее эффективность.
Объектом исследования является формирование навыка письма у младших школьников в условиях школьного обучения.
Предмет исследования-педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников будет способствовать повышению грамотности обучающихся, если:
1) содержание компьютерной обучающей программы будет научно обоснованным и отражающим специфику формируемого с ее помощью учебного действия (орфографического): включать задания, формирующие умение ставить орфографические задачи, задания, формирующие умение решать орфографические задачи, и задания, тренирующие в целостном орфографическом действии;
2) оформление компьютерной обучающей программы будет осуществляться с учетом психолого-педагогических требований к предъявлению образовательного контента для младших школьников: наличие большого количества ярких картинок, сжатость и краткость изложения материала, использование мнемонических решений, отсутствие нагроможденности, структурирование информации, наличие кратких и емких заголовков, маркированных и нумерованных списков, обозримость текста;
3) использование обучающей компьютерной программы будет осуществляться регулярно в качестве домашнего задания с учетом санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Для достижения поставленной цели, а также в соответствии с объектом, предметом, проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать анализ степени ее разработанности;
2) проанализировать компьютерные обучающие программы в аспекте формирования у младших школьников навыка грамотного письма;
3) разработать диагностические задания и провести диагностику уровня сформированности навыка грамотного письма у младших школьников;
4) с учетом результатов диагностики и в соответствии с педагогическими условиями использования компьютерных технологий в обучении младших школьников разработать компьютерную обучающую программу для третьеклассников, направленную на формирование у них навыка грамотного письма, и оценить ее эффективность в опытном обучении.
Теоретико-методологическую основу исследования основные положения:
1) философии образования и методологии психолого-педагогической
науки (Н.А. Бернштейн, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия, Н.Ф. Талызина и др.);
2) теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина);
3) теории и методики использования компьютерных технологий в процессе обучения (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, С. Пейперт, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.);
4) теории и методики обучения русскому языку с интеграцией современных компьютерных технологий (Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Гац, И.Б. Лариной, 3.П. Ларских, Э.Л. Мироновой и др.);
5) теории и методики формирования навыка письма у младших школьников (Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов, В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.В. Панов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.).
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования: теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - опытно-исследовательская работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытного обучения; педагогическая диагностика; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе диагностики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в двух публикациях автора:
1. Шашкова, Т.И. Анализ компьютерных программ для младших школьников, направленных на формирование навыка письма / Т.И. Шашкова // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов III Международного круглого стола / науч. ред. Ю.Н. Галагузова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. - С. 139-143.
2. Шашкова, Т.И. Разработка электронного «Орфографического задачника» для учеников третьего класса / Т.И. Шашкова // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: материалы Международной студенческой научно-практической конференции в 2-х томах / ред. И.Д. Лельчицкий, О.О. Гонина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2018. - Т.1. - С. 175-178.
Элементы новизны исследования заключаются в том, что с учетом педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников разработана обучающая программа для формирования навыка грамотного письма у третьеклассников - электронный «Орфографический задачник» на базе интеллектуальной платформы «AdobeCaptivate» в html формате.
На защиту выносятся положения:
1. Процесс формирования навыка письма у младших школьников - процесс сложный и не всегда эффективный, поэтому для его оптимизации можно использовать компьютерные технологии как средство, позволяющее увеличить разнообразие упражнений в письме и поддерживать интерес к их выполнению у учащихся, обеспечить непрерывную обратную связь и постоянный самоконтроль учащимся процесса усвоения материала, повысить качество наглядности предлагаемого для изучения материала. Кроме того, использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с учетом специфики усваиваемого содержания и психолого - педагогических закономерностей его усвоения определенными группами обучающихся позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность детей.
2. Содержание компьютерных обучающих программ, предназначенных для формирования навыка грамотного письма у младших школьников, не обеспечивает усвоения обучающимися орфографического действия во всей полноте его компонентов. В целом эти программы разработаны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы и отвечают психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного материала для младших школьников: в них используются анимация, образовательные игры, яркие картинки, широкий диапазон интерактивных возможностей (управление мышью, звук, появление справок, обратная связь, дающая оценку выполненному заданию). Формирование навыка грамотного письма у обучающихся в этих программах обеспечивается наличием теоретического материала по орфографии, тренировочных упражнений и раздела «Контроль», позволяющего оценить качество выполнения упражнений. Однако при разработке компьютерных обучающих программ не учтена структура формируемого орфографического действия - в них в основном представлены упражнения, направленные на усвоение способа проверки орфограммы, а упражнений, направленных на формирование умений обнаруживать орфограмму, определять тип орфограммы, контролировать правильность письма, недостаточно.
3. Использование компьютерных обучающих программ с целью формирования у младших школьников навыка грамотного письма будет эффективно при определенных педагогических условиях. Во-первых, содержание компьютерной обучающей программы должно быть научно-обоснованным и отражать специфику формируемого с ее помощью орфографического действия. Обучающая компьютерная программа для формирования навыка грамотного письма должна включать задания для отработки всех компонентов орфографического действия по отдельности и целостного орфографического действия применительно ко всем изучаемым орфограммам. Во-вторых, оформление компьютерной обучающей программы должно отвечать психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного контента для младших школьников и максимально использовать предоставляемые компьютерными технологиями для мотивации выполнения учебных заданий интенсификации процесса усвоения материала. В-третьих, регулярное и систематичное использование обучающей программы не должно приводить к нарушению санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный электронный «Орфографический задачник» для третьеклассников может быть использован учителями начальных классов в процессе обучения русскому языку для повышения уровня грамотности обучающихся, для проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении грамотного письма, так как в опытном обучении была доказана его эффективность.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений.
Письмо является осознанным действием, произвольно формирующимся в процессе специального сознательного обучения. Предметом осознания обучающегося письму с самого начала являются способы, с помощью которых ему необходимо обозначить нужное слово, и тот набор звуков, который отличает данное слово от других, близких слов.
Письмо младшего школьника в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а сформировавшись, становится автоматизированным компонентом выполнения более сложного действия - письменной речи.
Навык письма - это автоматизированный компонент письменной речи, обеспечивающий перевод звучащей речи в графические знаки. Одной из составляющих навыка письма является грамотное письмо, которое опирается на соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Самым сложным и с трудом формируемым у младших школьников компонентом грамотного письма является орфографический, поэтому обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает прежде всего формирование знаний и умений по орфографии.
Содержание обучения младших школьников грамотному письму определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия и включает формирование обобщенных орфографических умений: обнаруживать орфограммы; определять тип орфограммы и выбирать способ ее проверки; проверять орфограмму по словарю или по правилу; контролировать орфографическую правильность письма.
В образовании орфографического навыка большую роль играет также запоминание орфографического образа слова, которое является результатом внимания к буквенному составу слова и его многократной записи, это обуславливается наличием традиционных написаний, а также ограниченным кругом изучаемых в начальной школе правил.
Автоматизация орфографического навыка у младших школьников достигается в результате систематичного выполнения разнообразных упражнений, сопровождаемых сознательной отработкой правил, на усвоение которых направлены эти упражнения. Выбор упражнений определяется их направленностью и особенностями усваиваемых орфограмм.
Для оптимизации процесса формирования орфографического компонента навыка грамотного письма требуются особые средства обучения, в том числе компьютерные.
Использование компьютерных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, эффективному усвоению учебного материала, формированию активной позиции и самостоятельности в обучении, готовит к жизни в условиях информационного общества. Возможность индивидуального темпа рассмотрения материала, самостоятельного выбора траектории обучения; повышение независимости и объективности контроля; предоставление свободы выбора времени и места обучения позволяет рассматривать компьютерные технологии как средство оптимизации обучения и побуждает педагогов-исследователей к поиску и разработке инновационных компьютерных технологий обучения.
Необходимыми условиями использования компьютерных технологий в обучении младших школьников письму являются: изменение содержания изучаемого материала за счет расширения круга учебных и прикладных задач; адаптация существующих методик к использованию компьютерных технологий; определение соотношения традиционных и компьютерных методов обучения; рациональная организация проведения занятий по обучению письму с учетом санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Анализ наиболее распространенных существующих компьютерных программ для младших школьников в аспекте формирования навыка грамотного письма показал, что программное обеспечение соответствует психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного материала для младших школьников (анимация, образовательные игры, яркие картинки), используется широкий диапазон интерактивных возможностей (управление мышью, звук, появление справок, обратная связь, дающая оценку выполненному заданию). Однако требуется более серьезная разработка содержания программного обеспечения для формирования навыка грамотного письма у младших школьников с учетом структуры орфографического действия и поэтапного формирования навыка. Необходима разработка специальных компьютерных программ, в которых будут представлены упражнения, направленные на формирование обобщенных орфографических умений, входящих в структуру сознательного орфографического действия.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-исследовательская работа по реализации педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников.
На констатирующем этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности навыка грамотного письма по следующим критериям: умение обнаруживать орфограмму, умение определять тип орфограммы, умение применять орфографическое правило, умение грамотно писать, контролировать правильность письма. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной и контрольной группах учащиеся демонстрируют примерно одинаковый уровень овладения перечисленными умениями (в основном средний и низкий) и испытывают наибольшие затруднения при обнаружении орфограмм и контроле правильности письма.
На формирующем этапе был разработан электронный «Орфографический задачник» для третьеклассников с учетом специфики формируемого с его помощью орфографического действия; с учетом психолого-педагогических требований к предъявлению образовательного контента этой возрастной группе; с учетом данных, полученных на констатирующем этапе нашего исследования, а также с учетом возможностей интеллектуальной платформы «AdobeCaptivate». Применение «Орфографического задачника» в процессе опытного обучения осуществлялось при выполнении учащимися домашнего задания два раза в неделю в соответствии с разработанным нами календарно-тематическим планированием.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика учащихся ЭГ и КГ, результаты которой демонстрируют более выраженную положительную динамику уровня сформированности навыка грамотного письма по всем критериям у учащихся ЭГ, которые занимались дома с разработанным нами «Орфографическим задачником». Это свидетельствует об эффективности использования электронного «Орфографического задачника» для третьеклассников как средства формирования навыка грамотного письма у младших школьников. Таким образом, в ходе опытно - исследовательской работы выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Агаркова, Н.Г. Русская графика. 1кл.: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова. - М.: Дрофа, 1997. - 56 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
3. Афанасьева, П.В. Внутренняя речь как основной компонент процесса формирования грамматико-орфографических навыков в ходе самостоятельной деятельности школьников с компьютерной программой. [Текст] / П.В. Афанасьева, З.П. Ларских //Сборник научных трудов международной конференции «Россия: История и язык» / гл. ред. В. Веграви. - Печ: Изд-во Печского ун-та, 2012. - С. 33-39.
4. Афанасьева, П.В. Реализация идей Н.Н. Алгазиной в условиях информатизации обучения русскому языку в школе [Текст] / П.В. Афанасьева, Э.Л. Миронова // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 44¬45.
5. Безруких, М.М. Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 16 с.
6. Безруких, М.М. Обучение письму / М.М. Безруких. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. - 608 с.
7. Безруких, М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе / М.М. Безруких. - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 84 с.
8. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Новые исследования. - 2013. - №4. - С. 4-19.
9. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 253 с.
10. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1970. - 299 с.
11. Бетенькова, Н.М. Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: Просвещение, 1995. - 208 с.
12. Боголюбов, Н.Н. Методика чистописания / Н.Н. Боголюбов. - Ленинград: Учпедгиз, 1955. - 215 с.
13. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М: Академия педагогических наук РСФСР, 1957. - 416 с.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Электронный ресурс] // Электрон.дан. - СПб. Лань, 2013. - 278 с. URL: http:ZZe.lanbook.com/book/30(дата обращения: 01.03.2017 г.).
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
16. Гадусова, Е.В. Использование информационных технологий при изучении орфографии [Текст] / Е.В. Гадусова // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 33-36.
17. Гальперин, П.Я. Общий взгляд о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П.Я. Гальперин // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - № 2. - С. 3-8.
18. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии / под ред. Е.В. Щороховой. - М.: Наука, 1966. - С. 259-276.
19. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.
20. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
21. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков / Е.В. Гурьянов. - М: АПН РСФСР, 1959. - 264 с.
22. Гурьянов, Е.В. Психофизиологические основы навыков человека / Е.В. Гурьянов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 247-248.
23. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
24. Демидова, К.И. Графика и орфография современного русского языка: метод.разработка / К.И. Демидова. - Екатеринбург: Изд-во Урал.пед. ин-та, 1992. - 15 с.
25. Долинер, Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты / Л.И. Долинер. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 344 с.
26. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П.С. Жедек. - Т.: Пеленг, 1991. - 88 с.
27. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. - М.: Просвещение, 1987. - 225 с.
28. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов- на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
30. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 562 с.
31. Илюхина, В.А. Методика обучения письму младших школьников [Электронный ресурс]. ИТО-РОИ, 2006. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2006_02_09.html(дата обращения 27.07.2017).
32. Илюхина, В.А. Письмо с секретом: (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся) / В.А. Илюхина. - М.: Новая школа, 1994. - 48 с.
33. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 231 с.
34. Кулакова, Л.Ю. Компьютер и здоровье / Л.Ю. Кулакова, Н.Л. Щербак, В.И. Евдокимов; под.ред. Ф.М. Ким, В.Н. Дружинина. - СПб.: Политехника, 2007. - 94 с.
35. Ларина, И.Б. Динамические электронные таблицы - средство ознакомления учащихся с порядком Грамматико-орфографического разбора [Текст] / И.Б. Ларина, З.П. Ларских // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 21-25.
36. Ларина, И.Б. Проведение лабораторных занятий по методике обучения русскому языку с компьютерной поддержкой [Текст] / И.Б. Ларина, З.П. Ларских // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 49-52.
37. Ларских, З.П. Оценка качества компьютерных обучающих программ по русскому языку [Текст] / З.П. Ларских // Педагогическая информатика. - 2004. - №4. - С.28-32.
38. Ларских, З.П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии [Текст]: диссертация доктора пед. наук.: 71:02- 13/60-1/ З.П. Ларских; Моск. пед. ун-т. - М. : 2000 - 449с.
39. Ларских, З.П. Компьютерные технологии обучения русскому языку и культуре речи в школе и вузе / З.П. Ларских, П.В. Афанасьева, Э.Л. Миронова; под ред. З.П. Ларских. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2010. - 180 с.
40. Ларских, З.П. Организация обобщающего повторения материала по орфографии с компьютерной поддержкой [Текст] / З.П. Ларских // Начальная школа. - 2014. - №7. - С.49-52.
41. Ларских, М.И. О современном состоянии компьютерной поддержки на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / М.И. Ларских // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 52-54.
42. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. 4-е издание. - М.:
Смысл, 2005. - 310 с.
43. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
44. Лурия, А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
45. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
46. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская; 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
47. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
48. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
49. Новосёлов, С.А. Технология творчества для детей или АС - технология / С.А. Новосёлов, Л.С. Попова. - Екатеринбург, 2003. - 39 с.
50. Плотникова, С.В. Методика обучения орфографии в начальных классах: учебное пособие / С.В. Плотникова. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2010. - 96 с.
51. Плотникова, С.В. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2014. - 277 с.
52. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат; 3-е изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
53. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под. ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
54. Потапова, Е.Н. Радость познания / Е.Н. Потапова. - М.:
Просвещение, 1999. - 95 с.
55. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 - М.: 2015.
56. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.
57. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы, перспективы использования /
И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
58. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии» / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720 с.
59. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498(дата обращения 27.07.2017).
60. Санитарно-эпидемиологические требования
организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.2821-10 от 2010 №189 [Электронный ресурс]. URL:
https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html(дата обращения 27.07.2017).
61. Сачко, Н.Н. Формирование двигательных навыков / Н.Н. Сачко, П.Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / под.ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - С. 3-71.
62. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. / Г.К. Селевко. - М: Народное образование, 2005, Т.1 - 816 с.
63. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1967. - 300 с.
64. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 423 с.
65. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи / М.С. Соловейчик. - М.: Флинта, 2000. - 104 с.
66. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: теория и
практика обучения: учеб.пособие / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек,
Н.Н. Светловская. - М.: Академия, 1997. - 384 с.
67. Справочно-информационный портал: ГРАМОТА.РУ - русский язык
для всех. Раздел «Репетитор онлайн» [Электронный ресурс]. - М.:
Роскомнадзор, 2014. URL: http://gramota.ru/(дата обращения: 20.03.2017).
68. Справочно-информационный портал: Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов. Предметная коллекция русский язык [Электронный ресурс]. - М.: Роскомнадзор, 2011. URL: http://school-
collection.edu.ru/collection/(дата обращения: 20.03.2017).
69. Справочно-информационный портал: Gramma.ru. Культура
письменной речи. Раздел «Русский язык» [Электронный ресурс]. - М.: Роскомнадзор, 2001. URL: http://gramma.ru/(дата обращения: 20.03.2017).
70. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 345 с.
71. Теоретические основы и методика филологического образования
младших школьников: учеб.пособие / Н.В. Багичева, М.Л. Кусова,
Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова; Урал. гос. пед. ун-т, 4-е изд. стереотип. - М.: Флинта, 2016. - 272 с.
72. Тихомиров, О.К. Психология мышления: учебное пособие / О.К. Тихомиров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.
73. Удзенкова, А.В. Русский с увлечением / А.В. Удзенкова, О.В. Сагирова. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. - 304 с.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Электронный ресурс]. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010.URL:
ййр:минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 20.03.2017).
75. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.
76. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.
77. Kalas. I. ICT in Primary Education / I. Kalas, H.E. Bannayan, L. Conery, E. Laval. UNESCOInstituteforInformationTechnologiesinEducation, 2012. - 136 с.