ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Психологическое содержание процесса письма 12
1.2. Формирование навыка письма у младших школьников 16
1.3. Содержание и методы обучения младших школьников
грамотному письму 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Компьютерные технологии как средство оптимизации обучения 29
2.2. Условия использования компьютерных технологий в
обучении младших школьников письму 37
2.3. Анализ компьютерных обучающих программ в аспекте
формирования у младших школьников навыка грамотного письма 41
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 52
3.1. Выявление уровня сформированности навыка грамотного письма у третьеклассников 52
3.3. Оценка эффективности опытного обучения 70
Выводы по главе 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (электронное)
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Психологическое содержание процесса письма 12
1.2. Формирование навыка письма у младших школьников 16
1.3. Содержание и методы обучения младших школьников
грамотному письму 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Компьютерные технологии как средство оптимизации обучения 29
2.2. Условия использования компьютерных технологий в
обучении младших школьников письму 37
2.3. Анализ компьютерных обучающих программ в аспекте
формирования у младших школьников навыка грамотного письма 41
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 52
3.1. Выявление уровня сформированности навыка грамотного письма у третьеклассников 52
3.3. Оценка эффективности опытного обучения 70
Выводы по главе 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (электронное)
Актуальность темы исследования. Письмо, как одно из важных средств общения, обеспечивает возможность человеку выразить свои мысли, передать речевую информацию в графическом виде, что позволяет сохранить ее для современников и будущих поколений. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - выпускник должен научиться «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [74, с.6]. В задачи обучения русскому языку входит также формирование «позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» [74, с.7].
Оформление высказывания в письменной речи требует автоматизации процесса записи, что называется навыком письма. Теоретическим основам формирования навыка письма у младших школьников уделяли внимание в своих работах Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов, В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.В. Панов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.
Для повышения эффективности процесса обучения в современной школе внедряются компьютерные технологии. О целесообразности использования средств компьютерных технологий при обучении пишут в своих работах многие ученые (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.).
Следовательно, для совершенствования методики формирования навыка письма у младших школьников актуально использование компьютерных технологий как средства, позволяющего стимулировать сознательную познавательную активность (интерес) и самостоятельность; индивидуализировать и дифференцировать процесс формирования навыка письма; повысить динамичность обучения за счет возможности самостоятельной проверки своих знаний и умений; повысить эффективность обучения за счет наличия разнообразных тренировочных заданий, непрерывной обратной связи, высокого уровня наглядности.
Эффективность использования компьютерных технологий при изучении русского языка младшими школьниками доказана в работах Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Гац, И.Б. Лариной, 3.П. Ларских и др. Данными специалистами накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий целесообразность и необходимость использования компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку. Однако в этих работах недостаточно раскрыт процесс формирования навыка письма у младших школьников с использованием компьютерных технологий.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречий между:
1) уровнем разработанности теоретических основ формирования навыка письма у младших школьников и недостаточной методической обеспеченностью процесса формирования навыка письма с использованием компьютерных технологий;
2) необходимостью использования компьютерных технологий в обучении младших школьников русскому языку как эффективного средства оптимизации процесса обучения и недостаточной разработанностью в компьютерных обучающих программах разделов, связанных с формированием навыка письма.
Данные противоречия позволяют сформулировать научную проблему, состоящую в необходимости теоретического обоснования содержания компьютерных обучающих программ, направленных на формирование навыка письма у младших школьников, и разработки методического обеспечения процесса формирования навыка письма у младших школьников с помощью компьютерных средств обучения.
Обозначенные противоречия и обусловленная ими научная проблема определили выбор темы исследования: «Педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников».
Одной из составляющих навыка письма является грамотное письмо. Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации, которые составляют значимую часть содержания курса русского языка в начальной школе. Графические умения формируются и автоматизируются достаточно быстро, а пунктуационные умения в начальном курсе русского языка формируются только элементарные. Самым сложным и с трудом формируемым у младших школьников компонентом грамотного письма является орфографический. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем возможности применения компьютерных технологий для формирования у младших школьников навыка грамотного письма, а именно его орфографического компонента.
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников, в соответствии с этими условиями разработать компьютерную обучающую программу, направленную на формирование навыка грамотного письма у младших школьников, и проверить ее эффективность.
Объектом исследования является формирование навыка письма у младших школьников в условиях школьного обучения.
Предмет исследования-педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников будет способствовать повышению грамотности обучающихся, если:
1) содержание компьютерной обучающей программы будет научно обоснованным и отражающим специфику формируемого с ее помощью учебного действия (орфографического): включать задания, формирующие умение ставить орфографические задачи, задания, формирующие умение решать орфографические задачи, и задания, тренирующие в целостном орфографическом действии;
2) оформление компьютерной обучающей программы будет осуществляться с учетом психолого-педагогических требований к предъявлению образовательного контента для младших школьников: наличие большого количества ярких картинок, сжатость и краткость изложения материала, использование мнемонических решений, отсутствие нагроможденности, структурирование информации, наличие кратких и емких заголовков, маркированных и нумерованных списков, обозримость текста;
3) использование обучающей компьютерной программы будет осуществляться регулярно в качестве домашнего задания с учетом санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Для достижения поставленной цели, а также в соответствии с объектом, предметом, проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать анализ степени ее разработанности;
2) проанализировать компьютерные обучающие программы в аспекте формирования у младших школьников навыка грамотного письма;
3) разработать диагностические задания и провести диагностику уровня сформированности навыка грамотного письма у младших школьников;
4) с учетом результатов диагностики и в соответствии с педагогическими условиями использования компьютерных технологий в обучении младших школьников разработать компьютерную обучающую программу для третьеклассников, направленную на формирование у них навыка грамотного письма, и оценить ее эффективность в опытном обучении.
Теоретико-методологическую основу исследования основные положения:
1) философии образования и методологии психолого-педагогической
науки (Н.А. Бернштейн, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия, Н.Ф. Талызина и др.);
2) теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина);
3) теории и методики использования компьютерных технологий в процессе обучения (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, С. Пейперт, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.);
4) теории и методики обучения русскому языку с интеграцией современных компьютерных технологий (Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Гац, И.Б. Лариной, 3.П. Ларских, Э.Л. Мироновой и др.);
5) теории и методики формирования навыка письма у младших школьников (Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов, В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.В. Панов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.).
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования: теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - опытно-исследовательская работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытного обучения; педагогическая диагностика; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе диагностики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в двух публикациях автора:
1. Шашкова, Т.И. Анализ компьютерных программ для младших школьников, направленных на формирование навыка письма / Т.И. Шашкова // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов III Международного круглого стола / науч. ред. Ю.Н. Галагузова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. - С. 139-143.
2. Шашкова, Т.И. Разработка электронного «Орфографического задачника» для учеников третьего класса / Т.И. Шашкова // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: материалы Международной студенческой научно-практической конференции в 2-х томах / ред. И.Д. Лельчицкий, О.О. Гонина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2018. - Т.1. - С. 175-178.
Элементы новизны исследования заключаются в том, что с учетом педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников разработана обучающая программа для формирования навыка грамотного письма у третьеклассников - электронный «Орфографический задачник» на базе интеллектуальной платформы «AdobeCaptivate» в html формате.
На защиту выносятся положения:
1. Процесс формирования навыка письма у младших школьников - процесс сложный и не всегда эффективный, поэтому для его оптимизации можно использовать компьютерные технологии как средство, позволяющее увеличить разнообразие упражнений в письме и поддерживать интерес к их выполнению у учащихся, обеспечить непрерывную обратную связь и постоянный самоконтроль учащимся процесса усвоения материала, повысить качество наглядности предлагаемого для изучения материала. Кроме того, использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с учетом специфики усваиваемого содержания и психолого - педагогических закономерностей его усвоения определенными группами обучающихся позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность детей.
2. Содержание компьютерных обучающих программ, предназначенных для формирования навыка грамотного письма у младших школьников, не обеспечивает усвоения обучающимися орфографического действия во всей полноте его компонентов. В целом эти программы разработаны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы и отвечают психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного материала для младших школьников: в них используются анимация, образовательные игры, яркие картинки, широкий диапазон интерактивных возможностей (управление мышью, звук, появление справок, обратная связь, дающая оценку выполненному заданию). Формирование навыка грамотного письма у обучающихся в этих программах обеспечивается наличием теоретического материала по орфографии, тренировочных упражнений и раздела «Контроль», позволяющего оценить качество выполнения упражнений. Однако при разработке компьютерных обучающих программ не учтена структура формируемого орфографического действия - в них в основном представлены упражнения, направленные на усвоение способа проверки орфограммы, а упражнений, направленных на формирование умений обнаруживать орфограмму, определять тип орфограммы, контролировать правильность письма, недостаточно.
3. Использование компьютерных обучающих программ с целью формирования у младших школьников навыка грамотного письма будет эффективно при определенных педагогических условиях. Во-первых, содержание компьютерной обучающей программы должно быть научно-обоснованным и отражать специфику формируемого с ее помощью орфографического действия. Обучающая компьютерная программа для формирования навыка грамотного письма должна включать задания для отработки всех компонентов орфографического действия по отдельности и целостного орфографического действия применительно ко всем изучаемым орфограммам. Во-вторых, оформление компьютерной обучающей программы должно отвечать психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного контента для младших школьников и максимально использовать предоставляемые компьютерными технологиями для мотивации выполнения учебных заданий интенсификации процесса усвоения материала. В-третьих, регулярное и систематичное использование обучающей программы не должно приводить к нарушению санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный электронный «Орфографический задачник» для третьеклассников может быть использован учителями начальных классов в процессе обучения русскому языку для повышения уровня грамотности обучающихся, для проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении грамотного письма, так как в опытном обучении была доказана его эффективность.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений.
Оформление высказывания в письменной речи требует автоматизации процесса записи, что называется навыком письма. Теоретическим основам формирования навыка письма у младших школьников уделяли внимание в своих работах Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов, В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.В. Панов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.
Для повышения эффективности процесса обучения в современной школе внедряются компьютерные технологии. О целесообразности использования средств компьютерных технологий при обучении пишут в своих работах многие ученые (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.).
Следовательно, для совершенствования методики формирования навыка письма у младших школьников актуально использование компьютерных технологий как средства, позволяющего стимулировать сознательную познавательную активность (интерес) и самостоятельность; индивидуализировать и дифференцировать процесс формирования навыка письма; повысить динамичность обучения за счет возможности самостоятельной проверки своих знаний и умений; повысить эффективность обучения за счет наличия разнообразных тренировочных заданий, непрерывной обратной связи, высокого уровня наглядности.
Эффективность использования компьютерных технологий при изучении русского языка младшими школьниками доказана в работах Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Гац, И.Б. Лариной, 3.П. Ларских и др. Данными специалистами накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий целесообразность и необходимость использования компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку. Однако в этих работах недостаточно раскрыт процесс формирования навыка письма у младших школьников с использованием компьютерных технологий.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречий между:
1) уровнем разработанности теоретических основ формирования навыка письма у младших школьников и недостаточной методической обеспеченностью процесса формирования навыка письма с использованием компьютерных технологий;
2) необходимостью использования компьютерных технологий в обучении младших школьников русскому языку как эффективного средства оптимизации процесса обучения и недостаточной разработанностью в компьютерных обучающих программах разделов, связанных с формированием навыка письма.
Данные противоречия позволяют сформулировать научную проблему, состоящую в необходимости теоретического обоснования содержания компьютерных обучающих программ, направленных на формирование навыка письма у младших школьников, и разработки методического обеспечения процесса формирования навыка письма у младших школьников с помощью компьютерных средств обучения.
Обозначенные противоречия и обусловленная ими научная проблема определили выбор темы исследования: «Педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников».
Одной из составляющих навыка письма является грамотное письмо. Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации, которые составляют значимую часть содержания курса русского языка в начальной школе. Графические умения формируются и автоматизируются достаточно быстро, а пунктуационные умения в начальном курсе русского языка формируются только элементарные. Самым сложным и с трудом формируемым у младших школьников компонентом грамотного письма является орфографический. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем возможности применения компьютерных технологий для формирования у младших школьников навыка грамотного письма, а именно его орфографического компонента.
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников, в соответствии с этими условиями разработать компьютерную обучающую программу, направленную на формирование навыка грамотного письма у младших школьников, и проверить ее эффективность.
Объектом исследования является формирование навыка письма у младших школьников в условиях школьного обучения.
Предмет исследования-педагогические условия использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников будет способствовать повышению грамотности обучающихся, если:
1) содержание компьютерной обучающей программы будет научно обоснованным и отражающим специфику формируемого с ее помощью учебного действия (орфографического): включать задания, формирующие умение ставить орфографические задачи, задания, формирующие умение решать орфографические задачи, и задания, тренирующие в целостном орфографическом действии;
2) оформление компьютерной обучающей программы будет осуществляться с учетом психолого-педагогических требований к предъявлению образовательного контента для младших школьников: наличие большого количества ярких картинок, сжатость и краткость изложения материала, использование мнемонических решений, отсутствие нагроможденности, структурирование информации, наличие кратких и емких заголовков, маркированных и нумерованных списков, обозримость текста;
3) использование обучающей компьютерной программы будет осуществляться регулярно в качестве домашнего задания с учетом санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Для достижения поставленной цели, а также в соответствии с объектом, предметом, проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и дать анализ степени ее разработанности;
2) проанализировать компьютерные обучающие программы в аспекте формирования у младших школьников навыка грамотного письма;
3) разработать диагностические задания и провести диагностику уровня сформированности навыка грамотного письма у младших школьников;
4) с учетом результатов диагностики и в соответствии с педагогическими условиями использования компьютерных технологий в обучении младших школьников разработать компьютерную обучающую программу для третьеклассников, направленную на формирование у них навыка грамотного письма, и оценить ее эффективность в опытном обучении.
Теоретико-методологическую основу исследования основные положения:
1) философии образования и методологии психолого-педагогической
науки (Н.А. Бернштейн, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия, Н.Ф. Талызина и др.);
2) теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина);
3) теории и методики использования компьютерных технологий в процессе обучения (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, И.Г. Захарова, В.А. Красильникова, С. Пейперт, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.);
4) теории и методики обучения русскому языку с интеграцией современных компьютерных технологий (Н.Н. Алгазиной, И.Ю. Гац, И.Б. Лариной, 3.П. Ларских, Э.Л. Мироновой и др.);
5) теории и методики формирования навыка письма у младших школьников (Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Боголюбов, В.Г. Горецкий, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.В. Панов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.).
Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования: теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - опытно-исследовательская работа, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытного обучения; педагогическая диагностика; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе диагностики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в двух публикациях автора:
1. Шашкова, Т.И. Анализ компьютерных программ для младших школьников, направленных на формирование навыка письма / Т.И. Шашкова // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов III Международного круглого стола / науч. ред. Ю.Н. Галагузова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. - С. 139-143.
2. Шашкова, Т.И. Разработка электронного «Орфографического задачника» для учеников третьего класса / Т.И. Шашкова // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: материалы Международной студенческой научно-практической конференции в 2-х томах / ред. И.Д. Лельчицкий, О.О. Гонина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2018. - Т.1. - С. 175-178.
Элементы новизны исследования заключаются в том, что с учетом педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка письма у младших школьников разработана обучающая программа для формирования навыка грамотного письма у третьеклассников - электронный «Орфографический задачник» на базе интеллектуальной платформы «AdobeCaptivate» в html формате.
На защиту выносятся положения:
1. Процесс формирования навыка письма у младших школьников - процесс сложный и не всегда эффективный, поэтому для его оптимизации можно использовать компьютерные технологии как средство, позволяющее увеличить разнообразие упражнений в письме и поддерживать интерес к их выполнению у учащихся, обеспечить непрерывную обратную связь и постоянный самоконтроль учащимся процесса усвоения материала, повысить качество наглядности предлагаемого для изучения материала. Кроме того, использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с учетом специфики усваиваемого содержания и психолого - педагогических закономерностей его усвоения определенными группами обучающихся позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность детей.
2. Содержание компьютерных обучающих программ, предназначенных для формирования навыка грамотного письма у младших школьников, не обеспечивает усвоения обучающимися орфографического действия во всей полноте его компонентов. В целом эти программы разработаны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы и отвечают психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного материала для младших школьников: в них используются анимация, образовательные игры, яркие картинки, широкий диапазон интерактивных возможностей (управление мышью, звук, появление справок, обратная связь, дающая оценку выполненному заданию). Формирование навыка грамотного письма у обучающихся в этих программах обеспечивается наличием теоретического материала по орфографии, тренировочных упражнений и раздела «Контроль», позволяющего оценить качество выполнения упражнений. Однако при разработке компьютерных обучающих программ не учтена структура формируемого орфографического действия - в них в основном представлены упражнения, направленные на усвоение способа проверки орфограммы, а упражнений, направленных на формирование умений обнаруживать орфограмму, определять тип орфограммы, контролировать правильность письма, недостаточно.
3. Использование компьютерных обучающих программ с целью формирования у младших школьников навыка грамотного письма будет эффективно при определенных педагогических условиях. Во-первых, содержание компьютерной обучающей программы должно быть научно-обоснованным и отражать специфику формируемого с ее помощью орфографического действия. Обучающая компьютерная программа для формирования навыка грамотного письма должна включать задания для отработки всех компонентов орфографического действия по отдельности и целостного орфографического действия применительно ко всем изучаемым орфограммам. Во-вторых, оформление компьютерной обучающей программы должно отвечать психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного контента для младших школьников и максимально использовать предоставляемые компьютерными технологиями для мотивации выполнения учебных заданий интенсификации процесса усвоения материала. В-третьих, регулярное и систематичное использование обучающей программы не должно приводить к нарушению санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный электронный «Орфографический задачник» для третьеклассников может быть использован учителями начальных классов в процессе обучения русскому языку для повышения уровня грамотности обучающихся, для проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении грамотного письма, так как в опытном обучении была доказана его эффективность.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений.
Письмо является осознанным действием, произвольно формирующимся в процессе специального сознательного обучения. Предметом осознания обучающегося письму с самого начала являются способы, с помощью которых ему необходимо обозначить нужное слово, и тот набор звуков, который отличает данное слово от других, близких слов.
Письмо младшего школьника в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а сформировавшись, становится автоматизированным компонентом выполнения более сложного действия - письменной речи.
Навык письма - это автоматизированный компонент письменной речи, обеспечивающий перевод звучащей речи в графические знаки. Одной из составляющих навыка письма является грамотное письмо, которое опирается на соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Самым сложным и с трудом формируемым у младших школьников компонентом грамотного письма является орфографический, поэтому обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает прежде всего формирование знаний и умений по орфографии.
Содержание обучения младших школьников грамотному письму определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия и включает формирование обобщенных орфографических умений: обнаруживать орфограммы; определять тип орфограммы и выбирать способ ее проверки; проверять орфограмму по словарю или по правилу; контролировать орфографическую правильность письма.
В образовании орфографического навыка большую роль играет также запоминание орфографического образа слова, которое является результатом внимания к буквенному составу слова и его многократной записи, это обуславливается наличием традиционных написаний, а также ограниченным кругом изучаемых в начальной школе правил.
Автоматизация орфографического навыка у младших школьников достигается в результате систематичного выполнения разнообразных упражнений, сопровождаемых сознательной отработкой правил, на усвоение которых направлены эти упражнения. Выбор упражнений определяется их направленностью и особенностями усваиваемых орфограмм.
Для оптимизации процесса формирования орфографического компонента навыка грамотного письма требуются особые средства обучения, в том числе компьютерные.
Использование компьютерных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, эффективному усвоению учебного материала, формированию активной позиции и самостоятельности в обучении, готовит к жизни в условиях информационного общества. Возможность индивидуального темпа рассмотрения материала, самостоятельного выбора траектории обучения; повышение независимости и объективности контроля; предоставление свободы выбора времени и места обучения позволяет рассматривать компьютерные технологии как средство оптимизации обучения и побуждает педагогов-исследователей к поиску и разработке инновационных компьютерных технологий обучения.
Необходимыми условиями использования компьютерных технологий в обучении младших школьников письму являются: изменение содержания изучаемого материала за счет расширения круга учебных и прикладных задач; адаптация существующих методик к использованию компьютерных технологий; определение соотношения традиционных и компьютерных методов обучения; рациональная организация проведения занятий по обучению письму с учетом санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Анализ наиболее распространенных существующих компьютерных программ для младших школьников в аспекте формирования навыка грамотного письма показал, что программное обеспечение соответствует психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного материала для младших школьников (анимация, образовательные игры, яркие картинки), используется широкий диапазон интерактивных возможностей (управление мышью, звук, появление справок, обратная связь, дающая оценку выполненному заданию). Однако требуется более серьезная разработка содержания программного обеспечения для формирования навыка грамотного письма у младших школьников с учетом структуры орфографического действия и поэтапного формирования навыка. Необходима разработка специальных компьютерных программ, в которых будут представлены упражнения, направленные на формирование обобщенных орфографических умений, входящих в структуру сознательного орфографического действия.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-исследовательская работа по реализации педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников.
На констатирующем этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности навыка грамотного письма по следующим критериям: умение обнаруживать орфограмму, умение определять тип орфограммы, умение применять орфографическое правило, умение грамотно писать, контролировать правильность письма. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной и контрольной группах учащиеся демонстрируют примерно одинаковый уровень овладения перечисленными умениями (в основном средний и низкий) и испытывают наибольшие затруднения при обнаружении орфограмм и контроле правильности письма.
На формирующем этапе был разработан электронный «Орфографический задачник» для третьеклассников с учетом специфики формируемого с его помощью орфографического действия; с учетом психолого-педагогических требований к предъявлению образовательного контента этой возрастной группе; с учетом данных, полученных на констатирующем этапе нашего исследования, а также с учетом возможностей интеллектуальной платформы «AdobeCaptivate». Применение «Орфографического задачника» в процессе опытного обучения осуществлялось при выполнении учащимися домашнего задания два раза в неделю в соответствии с разработанным нами календарно-тематическим планированием.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика учащихся ЭГ и КГ, результаты которой демонстрируют более выраженную положительную динамику уровня сформированности навыка грамотного письма по всем критериям у учащихся ЭГ, которые занимались дома с разработанным нами «Орфографическим задачником». Это свидетельствует об эффективности использования электронного «Орфографического задачника» для третьеклассников как средства формирования навыка грамотного письма у младших школьников. Таким образом, в ходе опытно - исследовательской работы выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Письмо младшего школьника в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а сформировавшись, становится автоматизированным компонентом выполнения более сложного действия - письменной речи.
Навык письма - это автоматизированный компонент письменной речи, обеспечивающий перевод звучащей речи в графические знаки. Одной из составляющих навыка письма является грамотное письмо, которое опирается на соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Самым сложным и с трудом формируемым у младших школьников компонентом грамотного письма является орфографический, поэтому обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает прежде всего формирование знаний и умений по орфографии.
Содержание обучения младших школьников грамотному письму определяется с учетом структуры сознательного орфографического действия и включает формирование обобщенных орфографических умений: обнаруживать орфограммы; определять тип орфограммы и выбирать способ ее проверки; проверять орфограмму по словарю или по правилу; контролировать орфографическую правильность письма.
В образовании орфографического навыка большую роль играет также запоминание орфографического образа слова, которое является результатом внимания к буквенному составу слова и его многократной записи, это обуславливается наличием традиционных написаний, а также ограниченным кругом изучаемых в начальной школе правил.
Автоматизация орфографического навыка у младших школьников достигается в результате систематичного выполнения разнообразных упражнений, сопровождаемых сознательной отработкой правил, на усвоение которых направлены эти упражнения. Выбор упражнений определяется их направленностью и особенностями усваиваемых орфограмм.
Для оптимизации процесса формирования орфографического компонента навыка грамотного письма требуются особые средства обучения, в том числе компьютерные.
Использование компьютерных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, эффективному усвоению учебного материала, формированию активной позиции и самостоятельности в обучении, готовит к жизни в условиях информационного общества. Возможность индивидуального темпа рассмотрения материала, самостоятельного выбора траектории обучения; повышение независимости и объективности контроля; предоставление свободы выбора времени и места обучения позволяет рассматривать компьютерные технологии как средство оптимизации обучения и побуждает педагогов-исследователей к поиску и разработке инновационных компьютерных технологий обучения.
Необходимыми условиями использования компьютерных технологий в обучении младших школьников письму являются: изменение содержания изучаемого материала за счет расширения круга учебных и прикладных задач; адаптация существующих методик к использованию компьютерных технологий; определение соотношения традиционных и компьютерных методов обучения; рациональная организация проведения занятий по обучению письму с учетом санитарно-гигиенических требований к работе младших школьников за персональными электронно-вычислительными машинами.
Анализ наиболее распространенных существующих компьютерных программ для младших школьников в аспекте формирования навыка грамотного письма показал, что программное обеспечение соответствует психолого-педагогическим требованиям к предъявлению образовательного материала для младших школьников (анимация, образовательные игры, яркие картинки), используется широкий диапазон интерактивных возможностей (управление мышью, звук, появление справок, обратная связь, дающая оценку выполненному заданию). Однако требуется более серьезная разработка содержания программного обеспечения для формирования навыка грамотного письма у младших школьников с учетом структуры орфографического действия и поэтапного формирования навыка. Необходима разработка специальных компьютерных программ, в которых будут представлены упражнения, направленные на формирование обобщенных орфографических умений, входящих в структуру сознательного орфографического действия.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-исследовательская работа по реализации педагогических условий использования компьютерных технологий в процессе формирования навыка грамотного письма у младших школьников.
На констатирующем этапе была проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности навыка грамотного письма по следующим критериям: умение обнаруживать орфограмму, умение определять тип орфограммы, умение применять орфографическое правило, умение грамотно писать, контролировать правильность письма. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной и контрольной группах учащиеся демонстрируют примерно одинаковый уровень овладения перечисленными умениями (в основном средний и низкий) и испытывают наибольшие затруднения при обнаружении орфограмм и контроле правильности письма.
На формирующем этапе был разработан электронный «Орфографический задачник» для третьеклассников с учетом специфики формируемого с его помощью орфографического действия; с учетом психолого-педагогических требований к предъявлению образовательного контента этой возрастной группе; с учетом данных, полученных на констатирующем этапе нашего исследования, а также с учетом возможностей интеллектуальной платформы «AdobeCaptivate». Применение «Орфографического задачника» в процессе опытного обучения осуществлялось при выполнении учащимися домашнего задания два раза в неделю в соответствии с разработанным нами календарно-тематическим планированием.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика учащихся ЭГ и КГ, результаты которой демонстрируют более выраженную положительную динамику уровня сформированности навыка грамотного письма по всем критериям у учащихся ЭГ, которые занимались дома с разработанным нами «Орфографическим задачником». Это свидетельствует об эффективности использования электронного «Орфографического задачника» для третьеклассников как средства формирования навыка грамотного письма у младших школьников. Таким образом, в ходе опытно - исследовательской работы выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА СЛАБОСЛЫШАЩИХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Методы обучения младших школьников с дислексией
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - СОСТОЯНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021



