ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Говорение как вид речевой деятельности 10
1.3. Особенности связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы развития связной монологической речи детей
старшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ нормативных документов по формированию умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика уровня сформированности умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на развитие
связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
Актуальность. Одной из главных задач речевого воспитания детей считается развитие связной речи детей дошкольного возраста (6-7 лет). Связная речь реализует основные коммуникативные функции языка и речи. Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития дошкольника, это описывается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.
Дальнейшая успешность обучения ребенка в школе в значительной степени зависит от уровня овладения им связной речью, занятия в школе требуют высокого уровня развития речи, в том числе и монологической.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на то, что одним из основных приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Придавая ей исключительное значение в результате формирования личности, способная к организации межличностного общения, решению задач по переходу информации между друг другом, обеспечивая успешную адаптацию в обществе [30].
По мнению К.Д. Ушинского, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем просторней его возможности познания окружающей реальности, тем полноценнее его отношение со сверстниками и взрослыми. Это подчеркивает необходимость включения развития речи дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность, так как речь будет сопровождать и совершенствовать ее.
Становление устной монологической речи играет большую роль также и в психическом развитии дошкольника, у него развивается функция мышления, ребенок учится не только усваивать знания, но и извлекать ее самостоятельно, а также воспроизводить ее.
Актуальность данного исследования позволяет сформулировать проблему: каким образом можно организовать деятельность педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать говорение как вид речевой деятельности, монологическую речь, ее особенности и методику развития у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать нормативные документы по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать результаты диагностики исходного уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение начальная школа - детский сад № 12.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав: в первой главе пять параграфов, во второй два параграфа, заключения, списка литературы и шести приложений. ВКР содержит один рисунок и две таблицы.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы деятельности педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, также было проведено практическое исследование по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: ключевой фигурой в построении образовательно-воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации являются педагогические работники. Большую часть времени, находясь в детском саду, воспитанники проводят с воспитателем, к основным направлениям его деятельности можно отнести организацию пребывания детей в дошкольной образовательной организации, проведение и координация игровой и непрерывной непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, контроль их безопасности и состояния здоровья.
Одним из направлений деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с ФГОС ДО является речевое развитие дошкольников. Речевая деятельность является одним из фундаментальных понятий при рассмотрении вопроса о становлении связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Говорение как психофизиологический процесс обеспечивается наличием в памяти человека стереотипов, лингвистических знаков и операций с ними. Как вид речевой деятельности говорение характеризуется психологическими механизмами комбинирования, репродукции, выбора языковых средств, прогнозирования, опосредованности.
Одним из видов говорения является монолог или монологическая речь, ее можно рассматривать в качестве речи одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме собственные мысли, намерения, оценку событий, их описание и т.д. Монологическая речь относится преимущественно к контекстной речи, что позволяет характеризовать ее как последовательную и относительно логичную, отличающуюся полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, как следствие это делает ее в большей степени независимой от контекста ситуации. Связная монологическая речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание, передаваемое одним человеком.
Развитие связной монологической речи протекает по схеме: лексико-грамматический строй речи - фразовая речь - рассказывание. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что в большинстве случаев обучение связной монологической речи целесообразно начинать с описания, повествования и позже рассуждения.
Практическое исследование проводилась в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении начальная школа - детский сад № 12 (сокращенное название в соответствии с уставом МКОУ начальная школа- детский сад №12). В ДОО реализуется работа по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через НОД по развитию речи и обучению грамоте, социально-коммуникативное развитие, самостоятельную речевую деятельность воспитанников, развивающую предметно-пространственную среду, а также реализацию парциальной программы «Волшебная музыка слов», но, на наш взгляд, работа по данному направлению недостаточно организована.
Диагностика уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста проводилась среди воспитанников старшей группы. В ней принимали участие 20 воспитанников, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Результаты диагностики состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что 50% имеют низкий уровень связной речи, 40% - средний уровень, что свидетельствует о необходимости работы по формированию связной монологической речи у воспитанников старшей группы ДОО.
По результатам диагностики, указанной в параграфе 2.1, мы пришли к выводу, что воспитанники старшей группы нуждаются в работе по формированию словаря. Она строилась через интеграцию речевой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, и реализовывалась как комплекс мероприятий, направленный на всех субъектов образовательного процесса: воспитанников ДОО, родителей (законных представителей), педагогических работников
1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М. : «Академия», 2003. - С. 27-43.
2. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
3. Баранов, Р. Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания [Электронный ресурс] / Р. Е. Баранов. URL: http://scicenter.online/russkiy- yazyik/rechevaya-deyatelnost-psihologicheskoe-122793.html (дата обращения 25.08.2018).
4. Бизикова, О. А. Развитие монологическиой речи у дошкольников [Электронный ресурс] / О. А. Баранов. URL: http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/ 1605_Razvitie%20monologicheskoy%20rechi.pdf (дата обращения 01.09.2018).
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Электронный ресурс] / Л. И. Божович. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,1/ (дата обращения 09.11.2018).
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А.М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
7. Вайсбурд, М. Л. Обучение монологический речи [Электронный ресурс] / М. Л. Вайсбурд, Н. П. Каменцкая. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5769616/page:25/ (дата обращения 22.08.2018).
8. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikidia.org/ (дата обращения 10.08.2018).
9. Володина, С. И. Конспект лекций по курсу «Риторика»
[Электронный ресурс] / С. И. Володина. URL: http://stu.do
dia.ru/2_116254_rechevaya-deyatelnost-vidi-rechevoy-deyatelnosti. html (дата
обращения 23.08.2018).
10. Волоскова, Н. Н. Дизартрия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Н. Волоскова, Л. И. Белякова. URL: https://refdb.ru/look/1646908- pall.html (дата обращения 21.07.2018).
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие /
В. П. Глухов. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - 2 изд. - М. : Просвещение, 2004. - 345 с.
14. Дементьева, А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду [Текст] / А. М. Дементьева. - Ленинград : Учпедгиз, 1963. - 54 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
...