Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Говорение как вид речевой деятельности 10
1.3. Особенности связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы развития связной монологической речи детей
старшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ нормативных документов по формированию умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика уровня сформированности умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на развитие
связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Говорение как вид речевой деятельности 10
1.3. Особенности связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы развития связной монологической речи детей
старшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ нормативных документов по формированию умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика уровня сформированности умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на развитие
связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
Актуальность. Одной из главных задач речевого воспитания детей считается развитие связной речи детей дошкольного возраста (6-7 лет). Связная речь реализует основные коммуникативные функции языка и речи. Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития дошкольника, это описывается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.
Дальнейшая успешность обучения ребенка в школе в значительной степени зависит от уровня овладения им связной речью, занятия в школе требуют высокого уровня развития речи, в том числе и монологической.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на то, что одним из основных приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Придавая ей исключительное значение в результате формирования личности, способная к организации межличностного общения, решению задач по переходу информации между друг другом, обеспечивая успешную адаптацию в обществе [30].
По мнению К.Д. Ушинского, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем просторней его возможности познания окружающей реальности, тем полноценнее его отношение со сверстниками и взрослыми. Это подчеркивает необходимость включения развития речи дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность, так как речь будет сопровождать и совершенствовать ее.
Становление устной монологической речи играет большую роль также и в психическом развитии дошкольника, у него развивается функция мышления, ребенок учится не только усваивать знания, но и извлекать ее самостоятельно, а также воспроизводить ее.
Актуальность данного исследования позволяет сформулировать проблему: каким образом можно организовать деятельность педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать говорение как вид речевой деятельности, монологическую речь, ее особенности и методику развития у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать нормативные документы по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать результаты диагностики исходного уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение начальная школа - детский сад № 12.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав: в первой главе пять параграфов, во второй два параграфа, заключения, списка литературы и шести приложений. ВКР содержит один рисунок и две таблицы.
Дальнейшая успешность обучения ребенка в школе в значительной степени зависит от уровня овладения им связной речью, занятия в школе требуют высокого уровня развития речи, в том числе и монологической.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на то, что одним из основных приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Придавая ей исключительное значение в результате формирования личности, способная к организации межличностного общения, решению задач по переходу информации между друг другом, обеспечивая успешную адаптацию в обществе [30].
По мнению К.Д. Ушинского, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем просторней его возможности познания окружающей реальности, тем полноценнее его отношение со сверстниками и взрослыми. Это подчеркивает необходимость включения развития речи дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность, так как речь будет сопровождать и совершенствовать ее.
Становление устной монологической речи играет большую роль также и в психическом развитии дошкольника, у него развивается функция мышления, ребенок учится не только усваивать знания, но и извлекать ее самостоятельно, а также воспроизводить ее.
Актуальность данного исследования позволяет сформулировать проблему: каким образом можно организовать деятельность педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать говорение как вид речевой деятельности, монологическую речь, ее особенности и методику развития у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать нормативные документы по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать результаты диагностики исходного уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение начальная школа - детский сад № 12.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав: в первой главе пять параграфов, во второй два параграфа, заключения, списка литературы и шести приложений. ВКР содержит один рисунок и две таблицы.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы деятельности педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, также было проведено практическое исследование по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: ключевой фигурой в построении образовательно-воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации являются педагогические работники. Большую часть времени, находясь в детском саду, воспитанники проводят с воспитателем, к основным направлениям его деятельности можно отнести организацию пребывания детей в дошкольной образовательной организации, проведение и координация игровой и непрерывной непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, контроль их безопасности и состояния здоровья.
Одним из направлений деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с ФГОС ДО является речевое развитие дошкольников. Речевая деятельность является одним из фундаментальных понятий при рассмотрении вопроса о становлении связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Говорение как психофизиологический процесс обеспечивается наличием в памяти человека стереотипов, лингвистических знаков и операций с ними. Как вид речевой деятельности говорение характеризуется психологическими механизмами комбинирования, репродукции, выбора языковых средств, прогнозирования, опосредованности.
Одним из видов говорения является монолог или монологическая речь, ее можно рассматривать в качестве речи одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме собственные мысли, намерения, оценку событий, их описание и т.д. Монологическая речь относится преимущественно к контекстной речи, что позволяет характеризовать ее как последовательную и относительно логичную, отличающуюся полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, как следствие это делает ее в большей степени независимой от контекста ситуации. Связная монологическая речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание, передаваемое одним человеком.
Развитие связной монологической речи протекает по схеме: лексико-грамматический строй речи - фразовая речь - рассказывание. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что в большинстве случаев обучение связной монологической речи целесообразно начинать с описания, повествования и позже рассуждения.
Практическое исследование проводилась в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении начальная школа - детский сад № 12 (сокращенное название в соответствии с уставом МКОУ начальная школа- детский сад №12). В ДОО реализуется работа по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через НОД по развитию речи и обучению грамоте, социально-коммуникативное развитие, самостоятельную речевую деятельность воспитанников, развивающую предметно-пространственную среду, а также реализацию парциальной программы «Волшебная музыка слов», но, на наш взгляд, работа по данному направлению недостаточно организована.
Диагностика уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста проводилась среди воспитанников старшей группы. В ней принимали участие 20 воспитанников, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Результаты диагностики состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что 50% имеют низкий уровень связной речи, 40% - средний уровень, что свидетельствует о необходимости работы по формированию связной монологической речи у воспитанников старшей группы ДОО.
По результатам диагностики, указанной в параграфе 2.1, мы пришли к выводу, что воспитанники старшей группы нуждаются в работе по формированию словаря. Она строилась через интеграцию речевой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, и реализовывалась как комплекс мероприятий, направленный на всех субъектов образовательного процесса: воспитанников ДОО, родителей (законных представителей), педагогических работников
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: ключевой фигурой в построении образовательно-воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации являются педагогические работники. Большую часть времени, находясь в детском саду, воспитанники проводят с воспитателем, к основным направлениям его деятельности можно отнести организацию пребывания детей в дошкольной образовательной организации, проведение и координация игровой и непрерывной непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, контроль их безопасности и состояния здоровья.
Одним из направлений деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с ФГОС ДО является речевое развитие дошкольников. Речевая деятельность является одним из фундаментальных понятий при рассмотрении вопроса о становлении связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Говорение как психофизиологический процесс обеспечивается наличием в памяти человека стереотипов, лингвистических знаков и операций с ними. Как вид речевой деятельности говорение характеризуется психологическими механизмами комбинирования, репродукции, выбора языковых средств, прогнозирования, опосредованности.
Одним из видов говорения является монолог или монологическая речь, ее можно рассматривать в качестве речи одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме собственные мысли, намерения, оценку событий, их описание и т.д. Монологическая речь относится преимущественно к контекстной речи, что позволяет характеризовать ее как последовательную и относительно логичную, отличающуюся полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, как следствие это делает ее в большей степени независимой от контекста ситуации. Связная монологическая речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание, передаваемое одним человеком.
Развитие связной монологической речи протекает по схеме: лексико-грамматический строй речи - фразовая речь - рассказывание. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что в большинстве случаев обучение связной монологической речи целесообразно начинать с описания, повествования и позже рассуждения.
Практическое исследование проводилась в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении начальная школа - детский сад № 12 (сокращенное название в соответствии с уставом МКОУ начальная школа- детский сад №12). В ДОО реализуется работа по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через НОД по развитию речи и обучению грамоте, социально-коммуникативное развитие, самостоятельную речевую деятельность воспитанников, развивающую предметно-пространственную среду, а также реализацию парциальной программы «Волшебная музыка слов», но, на наш взгляд, работа по данному направлению недостаточно организована.
Диагностика уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста проводилась среди воспитанников старшей группы. В ней принимали участие 20 воспитанников, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Результаты диагностики состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что 50% имеют низкий уровень связной речи, 40% - средний уровень, что свидетельствует о необходимости работы по формированию связной монологической речи у воспитанников старшей группы ДОО.
По результатам диагностики, указанной в параграфе 2.1, мы пришли к выводу, что воспитанники старшей группы нуждаются в работе по формированию словаря. Она строилась через интеграцию речевой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, и реализовывалась как комплекс мероприятий, направленный на всех субъектов образовательного процесса: воспитанников ДОО, родителей (законных представителей), педагогических работников





