Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №96632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Говорение как вид речевой деятельности 10
1.3. Особенности связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4. Методы и приемы развития связной монологической речи детей
старшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ нормативных документов по формированию умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика уровня сформированности умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на развитие
связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75


Актуальность. Одной из главных задач речевого воспитания детей считается развитие связной речи детей дошкольного возраста (6-7 лет). Связная речь реализует основные коммуникативные функции языка и речи. Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития дошкольника, это описывается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.
Дальнейшая успешность обучения ребенка в школе в значительной степени зависит от уровня овладения им связной речью, занятия в школе требуют высокого уровня развития речи, в том числе и монологической.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на то, что одним из основных приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Придавая ей исключительное значение в результате формирования личности, способная к организации межличностного общения, решению задач по переходу информации между друг другом, обеспечивая успешную адаптацию в обществе [30].
По мнению К.Д. Ушинского, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем просторней его возможности познания окружающей реальности, тем полноценнее его отношение со сверстниками и взрослыми. Это подчеркивает необходимость включения развития речи дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность, так как речь будет сопровождать и совершенствовать ее.
Становление устной монологической речи играет большую роль также и в психическом развитии дошкольника, у него развивается функция мышления, ребенок учится не только усваивать знания, но и извлекать ее самостоятельно, а также воспроизводить ее.
Актуальность данного исследования позволяет сформулировать проблему: каким образом можно организовать деятельность педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс формирования связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать говорение как вид речевой деятельности, монологическую речь, ее особенности и методику развития у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать нормативные документы по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать результаты диагностики исходного уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение начальная школа - детский сад № 12.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав: в первой главе пять параграфов, во второй два параграфа, заключения, списка литературы и шести приложений. ВКР содержит один рисунок и две таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты теоретические основы деятельности педагога по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, также было проведено практическое исследование по данному направлению.
Реализуя поставленные в ходе исследования задачи, было выяснено следующее: ключевой фигурой в построении образовательно-воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации являются педагогические работники. Большую часть времени, находясь в детском саду, воспитанники проводят с воспитателем, к основным направлениям его деятельности можно отнести организацию пребывания детей в дошкольной образовательной организации, проведение и координация игровой и непрерывной непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, контроль их безопасности и состояния здоровья.
Одним из направлений деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с ФГОС ДО является речевое развитие дошкольников. Речевая деятельность является одним из фундаментальных понятий при рассмотрении вопроса о становлении связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Говорение как психофизиологический процесс обеспечивается наличием в памяти человека стереотипов, лингвистических знаков и операций с ними. Как вид речевой деятельности говорение характеризуется психологическими механизмами комбинирования, репродукции, выбора языковых средств, прогнозирования, опосредованности.
Одним из видов говорения является монолог или монологическая речь, ее можно рассматривать в качестве речи одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме собственные мысли, намерения, оценку событий, их описание и т.д. Монологическая речь относится преимущественно к контекстной речи, что позволяет характеризовать ее как последовательную и относительно логичную, отличающуюся полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, как следствие это делает ее в большей степени независимой от контекста ситуации. Связная монологическая речь представляет собой совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое высказывание, передаваемое одним человеком.
Развитие связной монологической речи протекает по схеме: лексико-грамматический строй речи - фразовая речь - рассказывание. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что в большинстве случаев обучение связной монологической речи целесообразно начинать с описания, повествования и позже рассуждения.
Практическое исследование проводилась в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении начальная школа - детский сад № 12 (сокращенное название в соответствии с уставом МКОУ начальная школа- детский сад №12). В ДОО реализуется работа по формированию умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через НОД по развитию речи и обучению грамоте, социально-коммуникативное развитие, самостоятельную речевую деятельность воспитанников, развивающую предметно-пространственную среду, а также реализацию парциальной программы «Волшебная музыка слов», но, на наш взгляд, работа по данному направлению недостаточно организована.
Диагностика уровня сформированности умений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста проводилась среди воспитанников старшей группы. В ней принимали участие 20 воспитанников, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Результаты диагностики состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что 50% имеют низкий уровень связной речи, 40% - средний уровень, что свидетельствует о необходимости работы по формированию связной монологической речи у воспитанников старшей группы ДОО.
По результатам диагностики, указанной в параграфе 2.1, мы пришли к выводу, что воспитанники старшей группы нуждаются в работе по формированию словаря. Она строилась через интеграцию речевой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, и реализовывалась как комплекс мероприятий, направленный на всех субъектов образовательного процесса: воспитанников ДОО, родителей (законных представителей), педагогических работников


1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М. : «Академия», 2003. - С. 27-43.
2. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
3. Баранов, Р. Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания [Электронный ресурс] / Р. Е. Баранов. URL: http://scicenter.online/russkiy- yazyik/rechevaya-deyatelnost-psihologicheskoe-122793.html (дата обращения 25.08.2018).
4. Бизикова, О. А. Развитие монологическиой речи у дошкольников [Электронный ресурс] / О. А. Баранов. URL: http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/ 1605_Razvitie%20monologicheskoy%20rechi.pdf (дата обращения 01.09.2018).
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Электронный ресурс] / Л. И. Божович. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,1/ (дата обращения 09.11.2018).
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А.М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
7. Вайсбурд, М. Л. Обучение монологический речи [Электронный ресурс] / М. Л. Вайсбурд, Н. П. Каменцкая. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5769616/page:25/ (дата обращения 22.08.2018).
8. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikidia.org/ (дата обращения 10.08.2018).
9. Володина, С. И. Конспект лекций по курсу «Риторика»
[Электронный ресурс] / С. И. Володина. URL: http://stu.do
dia.ru/2_116254_rechevaya-deyatelnost-vidi-rechevoy-deyatelnosti. html (дата
обращения 23.08.2018).
10. Волоскова, Н. Н. Дизартрия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Н. Волоскова, Л. И. Белякова. URL: https://refdb.ru/look/1646908- pall.html (дата обращения 21.07.2018).
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие /
В. П. Глухов. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - 2 изд. - М. : Просвещение, 2004. - 345 с.
14. Дементьева, А. М. Методика обучения рассказыванию в детском саду [Текст] / А. М. Дементьева. - Ленинград : Учпедгиз, 1963. - 54 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ