ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
|
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ 6
1.1. Краткая история развития селекции 6
1.2.Основы селекции животных 10
1.3. Основы селекции растений 13
1.4. Основы селекции микроорганизмов 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ
СЕЛЕКЦИИ» 22
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ» 30
3.1. Пояснительная записка 31
3.2. Учебно-тематический план 34
3.3. Содержание 35
3.4. Конспекты уроков 39
3.4.1. Урок на тему: «Узамбарская фиалка как объект селекционной
работы» 39
3.4.2. Урок на тему: «Оценка и подбор сортов узамбарской фиалки для практической работы» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
1.1. Краткая история развития селекции 6
1.2.Основы селекции животных 10
1.3. Основы селекции растений 13
1.4. Основы селекции микроорганизмов 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ
СЕЛЕКЦИИ» 22
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ» 30
3.1. Пояснительная записка 31
3.2. Учебно-тематический план 34
3.3. Содержание 35
3.4. Конспекты уроков 39
3.4.1. Урок на тему: «Узамбарская фиалка как объект селекционной
работы» 39
3.4.2. Урок на тему: «Оценка и подбор сортов узамбарской фиалки для практической работы» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Перед современной школой лежит множество проблем. Одна из главнейших проблем на данный момент, это реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся общеобразовательных учреждений и лицеев. Образование должно отражать интересы и потребности каждого школьника, это не всегда реализуется на базе современных школ. В настоящее время в школьном курсе биологии поверхностно изучается вопрос селекции. Данная программа призвана помочь учащимся 9-11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением биологии, определиться с выбором будущей профессии, а также качественно подготовится к выпускным экзаменам и поступлением в ВУЗы по медицинским, химическим и биологическим специальностям.
Селекция - наука о выведении сортов растений, пород животных, их гибридов и микроорганизмов. Она изучает методы и способы по созданию исходного материала, явления наследственности и изменчивости. Теоретической основой селекции является генетика. В ходе разработок в области селекции использовались методы различных биологических наук, таких как физиология растений, цитология, биохимия, молекулярная генетика, растениеводство, энтомология, биотехнология и т.п. [11].
Следует отметить, С. Г. Инге-Вечтомов прогнозировал в своих работах, что к 2009 году численность населения земного шара достигнет отметки в 6,8 млрд. человек, из них 50% будет голодать или недоедать [11]. Для решения этой проблемы с учетом возрастающей численности населения необходимо дальнейшее развитие сельского хозяйства, его методов, оптимизации процессов создания продуктов питания в условиях интенсивного земледелия. Одна из главных ролей в решении этих вопросов принадлежит селекции животных и растений. Также в последние годы существенно развилась селекция микроорганизмов, которая обеспечивает потребности рынка, производящего препараты для сельского хозяйства, медицины и фармакологии. Достижения генной и клеточной инженерии, а также биотехнологии значительно обогатили и ускорили процессы селекции животных, растений и микроорганизмов. Стоит отметить, что новые штаммы микроорганизмов, породы животных и сорта растений являются источником сырья для многих форм промышленности [11].
Цель исследования. Разработать элективный курс по изучению основ селекции в классах с углубленным изучением биологии в школе.
Задачи:
1. Изучить методы и историю селекции животных, растений и мик-роорганизмов.
2. Проанализировать учебные пособия по теме «Основы селекции» в школьном курсе изучения биологии в классах с углубленным изучением биологии.
3. Разработать элективный курс для школ с углубленным изучением биологии.
4. Апробировать курс «Основы селекции» в условиях педагогиче-ской практики.
Объект исследования. Процесс изучения селекции в курсе биологии.
Предмет исследования. Элективный курс в ходе изучения селекции животных, растений и микроорганизмов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы из 39 источников. Выпускная квалификационная работа изложена на 52 страницах машинописного текста.
Селекция - наука о выведении сортов растений, пород животных, их гибридов и микроорганизмов. Она изучает методы и способы по созданию исходного материала, явления наследственности и изменчивости. Теоретической основой селекции является генетика. В ходе разработок в области селекции использовались методы различных биологических наук, таких как физиология растений, цитология, биохимия, молекулярная генетика, растениеводство, энтомология, биотехнология и т.п. [11].
Следует отметить, С. Г. Инге-Вечтомов прогнозировал в своих работах, что к 2009 году численность населения земного шара достигнет отметки в 6,8 млрд. человек, из них 50% будет голодать или недоедать [11]. Для решения этой проблемы с учетом возрастающей численности населения необходимо дальнейшее развитие сельского хозяйства, его методов, оптимизации процессов создания продуктов питания в условиях интенсивного земледелия. Одна из главных ролей в решении этих вопросов принадлежит селекции животных и растений. Также в последние годы существенно развилась селекция микроорганизмов, которая обеспечивает потребности рынка, производящего препараты для сельского хозяйства, медицины и фармакологии. Достижения генной и клеточной инженерии, а также биотехнологии значительно обогатили и ускорили процессы селекции животных, растений и микроорганизмов. Стоит отметить, что новые штаммы микроорганизмов, породы животных и сорта растений являются источником сырья для многих форм промышленности [11].
Цель исследования. Разработать элективный курс по изучению основ селекции в классах с углубленным изучением биологии в школе.
Задачи:
1. Изучить методы и историю селекции животных, растений и мик-роорганизмов.
2. Проанализировать учебные пособия по теме «Основы селекции» в школьном курсе изучения биологии в классах с углубленным изучением биологии.
3. Разработать элективный курс для школ с углубленным изучением биологии.
4. Апробировать курс «Основы селекции» в условиях педагогиче-ской практики.
Объект исследования. Процесс изучения селекции в курсе биологии.
Предмет исследования. Элективный курс в ходе изучения селекции животных, растений и микроорганизмов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы из 39 источников. Выпускная квалификационная работа изложена на 52 страницах машинописного текста.
Введение в старшей школе курса "Основы селекции" позволит углубить знания школьных курсов по биологии, а также будет способствовать выбору профессии выпускниками. Элективный курс - новая ветвь учебного плана, которая дополняет содержание профиля, а также является механизмом индивидуализации и актуализации процесса обучения. Разработанный нами элективный курс "Основы селекции" станет одной из точек мотивации к изучению биологических дисциплин, а также поможет в профориентации школьников.
В работе представлена апробация одного из уроков элективного курса, проведенного на педагогической практике в МАОУ СОШ № 46 (прил.1 рис.8). Была проведена лабораторная работа на тему «Узамбарская фиалка как объект селекционной работы». Ученикам было рассказано про историю открытия вида, а также они смогли сами установить несколько отличий между разными сортами этой фиалки.
Современные науки все более внедряют в жизнь свои разработки. Например, достижение генной и клеточной инженерии давно стали достоянием общественности и размолвок лагерей населения "за" и "против" (например ГМО). Но, к сожалению, эти темы поверхностно изучаются в школьном курсе биологии. Поэтому мы выбрали именно такую тему для своей работы, чтобы исследовать интерес и познакомить будущих абитуриентов с курсом селекции. В настоящее время в селекции не только разрабатываются все новые и новые методы, но и расширяется поле деятельности воздействия на живые организмы. Также у селекции существуют многоэтапные перспективы в планах развития. Постепенно с развитием генной и клеточной инженерии, а также селекции микроорганизмов будут внедряться все новые и новые способы улучшить существующую жизнь. Все больше лекарств, антибиотиков и вакцин разрабатывается путем селекционного процесса. Будущие поколения человечества не смогут представить свою жизнь без достижений в этих областях наук.
В результате разработанного курса "Основы селекции учащиеся 9-11 классов должны знать: современные определения селекции, основные этапы развития селекции, и открытия. Учащиеся должны распознавать объекты селекции и отличать методы селекции друг от друга, уметь ориентироваться в достижениях генной и клеточной инженерии. Также в концепции области применения трансгенных животных и растений. Кроме вышесказанного учащиеся должны уметь объяснять причины спонтанных мутаций на конкретный организм, влияние различных физическим и химических факторов на протекание селекционного процесса, оперировать терминологией, оценивать современные достижения.
С каждый годом методы селекции все более внедряются в нашу жизнь. Некоторые из них уже вышли на массовое производство (вакцины, антибиотики, ГМО). Производство идет по пути биологизации - это создаст гибкий диалог между производством и окружающей средой. В дальнейшем вопросом охраны окружающей среды будет уделяться все больше внимания, так как антропогенная деятельность вскоре достигнет своего апогея, и в биосфере произойдут непоправимые изменения. Разрешение этих противоречий и создания равновесия в природных процессах может и должно осуществляться путем развития научных и технических дисциплин.
Для этого необходимо разумное поведение конкретного человека в частности и человечества в целом, все действия должны иметь осознанный характер и направлены на сохранение биосферы, а не ее разрушение. Один из возможных путей решения данных проблем это развитие биологической науки и селекции в частности. Внедрение селекционных методов включает в себя более рациональное использование природных ресурсов и создание замкнутых производственных линий.
В работе представлена апробация одного из уроков элективного курса, проведенного на педагогической практике в МАОУ СОШ № 46 (прил.1 рис.8). Была проведена лабораторная работа на тему «Узамбарская фиалка как объект селекционной работы». Ученикам было рассказано про историю открытия вида, а также они смогли сами установить несколько отличий между разными сортами этой фиалки.
Современные науки все более внедряют в жизнь свои разработки. Например, достижение генной и клеточной инженерии давно стали достоянием общественности и размолвок лагерей населения "за" и "против" (например ГМО). Но, к сожалению, эти темы поверхностно изучаются в школьном курсе биологии. Поэтому мы выбрали именно такую тему для своей работы, чтобы исследовать интерес и познакомить будущих абитуриентов с курсом селекции. В настоящее время в селекции не только разрабатываются все новые и новые методы, но и расширяется поле деятельности воздействия на живые организмы. Также у селекции существуют многоэтапные перспективы в планах развития. Постепенно с развитием генной и клеточной инженерии, а также селекции микроорганизмов будут внедряться все новые и новые способы улучшить существующую жизнь. Все больше лекарств, антибиотиков и вакцин разрабатывается путем селекционного процесса. Будущие поколения человечества не смогут представить свою жизнь без достижений в этих областях наук.
В результате разработанного курса "Основы селекции учащиеся 9-11 классов должны знать: современные определения селекции, основные этапы развития селекции, и открытия. Учащиеся должны распознавать объекты селекции и отличать методы селекции друг от друга, уметь ориентироваться в достижениях генной и клеточной инженерии. Также в концепции области применения трансгенных животных и растений. Кроме вышесказанного учащиеся должны уметь объяснять причины спонтанных мутаций на конкретный организм, влияние различных физическим и химических факторов на протекание селекционного процесса, оперировать терминологией, оценивать современные достижения.
С каждый годом методы селекции все более внедряются в нашу жизнь. Некоторые из них уже вышли на массовое производство (вакцины, антибиотики, ГМО). Производство идет по пути биологизации - это создаст гибкий диалог между производством и окружающей средой. В дальнейшем вопросом охраны окружающей среды будет уделяться все больше внимания, так как антропогенная деятельность вскоре достигнет своего апогея, и в биосфере произойдут непоправимые изменения. Разрешение этих противоречий и создания равновесия в природных процессах может и должно осуществляться путем развития научных и технических дисциплин.
Для этого необходимо разумное поведение конкретного человека в частности и человечества в целом, все действия должны иметь осознанный характер и направлены на сохранение биосферы, а не ее разрушение. Один из возможных путей решения данных проблем это развитие биологической науки и селекции в частности. Внедрение селекционных методов включает в себя более рациональное использование природных ресурсов и создание замкнутых производственных линий.
Подобные работы
- Сцепленное наследование признаков и его изучение в школьном курсе
биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Сцепленное наследование признаков и его изучение в школьном курсе
биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017





