ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ 6
1.1. Краткая история развития селекции 6
1.2.Основы селекции животных 10
1.3. Основы селекции растений 13
1.4. Основы селекции микроорганизмов 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ
СЕЛЕКЦИИ» 22
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА «ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ» 30
3.1. Пояснительная записка 31
3.2. Учебно-тематический план 34
3.3. Содержание 35
3.4. Конспекты уроков 39
3.4.1. Урок на тему: «Узамбарская фиалка как объект селекционной
работы» 39
3.4.2. Урок на тему: «Оценка и подбор сортов узамбарской фиалки для практической работы» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Перед современной школой лежит множество проблем. Одна из главнейших проблем на данный момент, это реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся общеобразовательных учреждений и лицеев. Образование должно отражать интересы и потребности каждого школьника, это не всегда реализуется на базе современных школ. В настоящее время в школьном курсе биологии поверхностно изучается вопрос селекции. Данная программа призвана помочь учащимся 9-11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением биологии, определиться с выбором будущей профессии, а также качественно подготовится к выпускным экзаменам и поступлением в ВУЗы по медицинским, химическим и биологическим специальностям.
Селекция - наука о выведении сортов растений, пород животных, их гибридов и микроорганизмов. Она изучает методы и способы по созданию исходного материала, явления наследственности и изменчивости. Теоретической основой селекции является генетика. В ходе разработок в области селекции использовались методы различных биологических наук, таких как физиология растений, цитология, биохимия, молекулярная генетика, растениеводство, энтомология, биотехнология и т.п. [11].
Следует отметить, С. Г. Инге-Вечтомов прогнозировал в своих работах, что к 2009 году численность населения земного шара достигнет отметки в 6,8 млрд. человек, из них 50% будет голодать или недоедать [11]. Для решения этой проблемы с учетом возрастающей численности населения необходимо дальнейшее развитие сельского хозяйства, его методов, оптимизации процессов создания продуктов питания в условиях интенсивного земледелия. Одна из главных ролей в решении этих вопросов принадлежит селекции животных и растений. Также в последние годы существенно развилась селекция микроорганизмов, которая обеспечивает потребности рынка, производящего препараты для сельского хозяйства, медицины и фармакологии. Достижения генной и клеточной инженерии, а также биотехнологии значительно обогатили и ускорили процессы селекции животных, растений и микроорганизмов. Стоит отметить, что новые штаммы микроорганизмов, породы животных и сорта растений являются источником сырья для многих форм промышленности [11].
Цель исследования. Разработать элективный курс по изучению основ селекции в классах с углубленным изучением биологии в школе.
Задачи:
1. Изучить методы и историю селекции животных, растений и мик-роорганизмов.
2. Проанализировать учебные пособия по теме «Основы селекции» в школьном курсе изучения биологии в классах с углубленным изучением биологии.
3. Разработать элективный курс для школ с углубленным изучением биологии.
4. Апробировать курс «Основы селекции» в условиях педагогиче-ской практики.
Объект исследования. Процесс изучения селекции в курсе биологии.
Предмет исследования. Элективный курс в ходе изучения селекции животных, растений и микроорганизмов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы из 39 источников. Выпускная квалификационная работа изложена на 52 страницах машинописного текста.
Введение в старшей школе курса "Основы селекции" позволит углубить знания школьных курсов по биологии, а также будет способствовать выбору профессии выпускниками. Элективный курс - новая ветвь учебного плана, которая дополняет содержание профиля, а также является механизмом индивидуализации и актуализации процесса обучения. Разработанный нами элективный курс "Основы селекции" станет одной из точек мотивации к изучению биологических дисциплин, а также поможет в профориентации школьников.
В работе представлена апробация одного из уроков элективного курса, проведенного на педагогической практике в МАОУ СОШ № 46 (прил.1 рис.8). Была проведена лабораторная работа на тему «Узамбарская фиалка как объект селекционной работы». Ученикам было рассказано про историю открытия вида, а также они смогли сами установить несколько отличий между разными сортами этой фиалки.
Современные науки все более внедряют в жизнь свои разработки. Например, достижение генной и клеточной инженерии давно стали достоянием общественности и размолвок лагерей населения "за" и "против" (например ГМО). Но, к сожалению, эти темы поверхностно изучаются в школьном курсе биологии. Поэтому мы выбрали именно такую тему для своей работы, чтобы исследовать интерес и познакомить будущих абитуриентов с курсом селекции. В настоящее время в селекции не только разрабатываются все новые и новые методы, но и расширяется поле деятельности воздействия на живые организмы. Также у селекции существуют многоэтапные перспективы в планах развития. Постепенно с развитием генной и клеточной инженерии, а также селекции микроорганизмов будут внедряться все новые и новые способы улучшить существующую жизнь. Все больше лекарств, антибиотиков и вакцин разрабатывается путем селекционного процесса. Будущие поколения человечества не смогут представить свою жизнь без достижений в этих областях наук.
В результате разработанного курса "Основы селекции учащиеся 9-11 классов должны знать: современные определения селекции, основные этапы развития селекции, и открытия. Учащиеся должны распознавать объекты селекции и отличать методы селекции друг от друга, уметь ориентироваться в достижениях генной и клеточной инженерии. Также в концепции области применения трансгенных животных и растений. Кроме вышесказанного учащиеся должны уметь объяснять причины спонтанных мутаций на конкретный организм, влияние различных физическим и химических факторов на протекание селекционного процесса, оперировать терминологией, оценивать современные достижения.
С каждый годом методы селекции все более внедряются в нашу жизнь. Некоторые из них уже вышли на массовое производство (вакцины, антибиотики, ГМО). Производство идет по пути биологизации - это создаст гибкий диалог между производством и окружающей средой. В дальнейшем вопросом охраны окружающей среды будет уделяться все больше внимания, так как антропогенная деятельность вскоре достигнет своего апогея, и в биосфере произойдут непоправимые изменения. Разрешение этих противоречий и создания равновесия в природных процессах может и должно осуществляться путем развития научных и технических дисциплин.
Для этого необходимо разумное поведение конкретного человека в частности и человечества в целом, все действия должны иметь осознанный характер и направлены на сохранение биосферы, а не ее разрушение. Один из возможных путей решения данных проблем это развитие биологической науки и селекции в частности. Внедрение селекционных методов включает в себя более рациональное использование природных ресурсов и создание замкнутых производственных линий.
1. Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. 2008. №13. С. 29 - 33.
2. Бороевич С. Принципы и методы селекции растений. М., 1984. 344 с.
3. Бриггс Ф., Ноулз П. Научные основы селекции растений. М., 1972. 405 с.
4. Бутенко Р.Г. Клеточные технологии для получения экономически важных веществ растительного происхождения. Культура клеток растений и био-технология. М.: Наука, 1986. С. 3 - 20.
5. Вавилов Н. И. Пути советской селекции // В сб.: Классики советской гене¬тики. Л., 1968. 457 с.
6. Егоров Н. С., Самуилов В. Д. Современные методы создания промышлен¬ных штаммов микроорганизмов // Биотехнология. Кн. 2. М.: Высшая шко¬ла, 1988. 208 с.
7. Еремина, И. А.Микробиология: учебное пособие. Кемерово: КемТИНП, 2007. 111 с.
8. Ефимова Т. М. Биология. Основы общей биологии. 9 класс: учеб. для об-щеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012. 303 с.
9. Захаров И. А. Курс генетики микроорганизмов. Минск, 1978. 179 с.
10. Захаров В. Б. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. М.: Дрофа, 2010. 283 с.
11. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк.,1989. 591 с.
12. Каменский А.А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заве¬дений. М.: Дрофа, 2002. 304 с.
13. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М.: «Акаде¬
мия», 2003. 400 с.
14. Коновалов Ю.Б., Пыльнев В.В., Хупацария Т.И., Рубец В.С. Общая се¬лекция растений. 2018. 496 с.
15. Маглыш, С. С. Биология : учеб, пособие для 11-го кл. Минск: Народная асвета, 2016. 261 с.
16. Мамонтов С.Г., Захаров В. Б, Агафонова И. Б., Сонин Н. И. Биология. 9 класс. Общие закономерности. М.: Дрофа, 2014. 288 с.
17. Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии: учебное по¬собие. Красноярск, 2014. 212 с.
...