ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В «НПО
«ВОЛНА» 7
>>• >•••••••• >•••••••• >•••••••• >>• >••••••••••• ••••••••>..•••••••••. ^7
1.1 Характеристика организации «НПО «Волна» 13
1.2 Анализ системы управления персоналом «НПО «Волна» 22
1.3 Анализ системы адаптации персонала в «НПО «Волна» 28
Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 31
СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В «НПО «ВОЛНА» 31
2.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы адаптации
персонала в «НПО «Волна» 35
2.2 Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по
совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» 41
48
2.3 Социально-экономическая эффективность мероприятий по 50
совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» 54
57 Вывод по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Управление персоналом в сервисной экономике отличается быстротой принятия решений, гибкостью, сетевой организацией, открытостью, свободой и определенно считается новым типом менеджмента. Соответственно своевременная и качественная адаптация персонала на новом рабочем месте является необходимостью для эффективного кадрового менеджмента.
В последнее время многие организации уделяют все больше внимания организации процесса адаптации персонала. Отлаженная система адаптации имеет много достоинств и позволяет удержать на рабочем месте новых сотрудников.
Актуальность данной темы обуславливает то, что адаптация персонала является в настоящее время ключевым элементом системы управления персоналом. Процесс адаптации направлен на облегчение вхождения новых сотрудников в организацию. Действительно, становясь сотрудником компании, человек сталкивается с необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации. Также ему приходиться принять совокупность социально-экономических условий, которые предоставляет ему предприятие. Эти факторы вынуждают новичка оценить свои взгляды с другой стороны, сравнить их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями и исходя из сопоставления выработать личную модель поведения.
Адаптация персонала является в настоящее время одним из ключевых элементов в системе управления персоналом. Мобильность человеческих ресурсов очень высока. В этой связи для работодателя усложняется задача в кратчайшие сроки добиться от новичков эффективной работы и результативности.
Внедрение эффективной системы управления адаптацией персонала на предприятии является достаточно непростой задачей, но от нее зависит решение многих важных для предприятия аспектов. Система адаптации персонала помогает уменьшить стартовые издержки, текучесть кадров, помогает быстрее достигать рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя. Также адаптация упрощает процесс вхождения работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом этого коллектива. Эффективно выстроенная система адаптации помогает снижать тревожность и неуверенность, которые зачастую испытывают новые работники. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это совершенно предсказуемые опасения сотрудников перед новым и неизвестным, экономия времени руководителей и рядового персонала, развитие у нового работника удовлетворенности трудом, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.
На примере «НПО «Волна» исследована система адаптации персонала, так как проведенный анализ системы управления персоналом выявил ряд негативных показателей, связанных с неэффективностью адаптации, а именно: высокий уровень текучести кадров, в том числе в адаптационный период.
Не менее важным система адаптации персонала на предприятии является для самого сотрудника (новичка), т.к. позволяет полноценно освоить особенности работы на новом месте, повысит уровень удовлетворенности трудом.
Все это объясняет высокую актуальность и значимость темы исследования выпускной квалификационной работы, поскольку правильно разработанная и реализованная система адаптации персонала способна повысить эффективность деятельности предприятия за счет уменьшения уровня текучести кадров, снижения затрат, а также скорейшего вовлечения в трудовой процесс на должном уровне новых работников.
Противоречие состоит между необходимостью повышения эффективности системы управления персоналом и несовершенством системы адаптации персонала в «НПО «Волна».
Проблема исследования заключается в неэффективности системы адаптации персонала в «НПО «Волна».
Цель исследования - проанализировать систему адаптации персонала в «НПО «Волна» и разработать мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна».
Поставлены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ литературных источников по теме адаптации персонала;
2) представить характеристику организации «НПО «Волна»;
3) провести анализ системы управления персоналом «НПО «Волна»;
4) провести анализ системы адаптации персонала в «НПО «Волна»;
5) разработать мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна»;
6) проанализировать нормативно-правовое обеспечение и рассчитать
социально-экономическую эффективность мероприятий по
совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна».
Объект исследования - адаптация персонала.
Предмет исследования - система адаптации персонала в «НПО «Волна».
В работе применялись:
• теоретические методы исследования: изучение литературных источников, анализ;
• практические методы - анкетирование (опрос), сбор данных, анализ кадровой документации организации, сравнение, описание .
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, 51 списка источников, глоссария, 4 приложений, 8 таблиц, 10 рисунков.
Во введении обоснована актуальность и значимость темы исследования, раскрыта цель, сформулированы задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе «Система адаптации персонала в «НПО «Волна» проведен теоретический анализ литературных источников; представлена характеристика организации «НПО «Волна»; проведен анализ системы управления персоналом «НПО «Волна», в том числе основных кадровых показателей; проведен анализ системы адаптации персонала «НПО «Волна», по результатам которого выявлены основные проблемы, характеризующие их показатели и последствия.
Во второй главе «Мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» содержатся разработанные мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» (по устранению проблем); разработано соответствующее нормативно-правовое обеспечение и рассчитана социально -экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна».
В заключении содержатся ключевые выводы по проведенному
исследованию.
Обьём работы составляет количество таблиц 8, рисунков 10,
приложений 4.
В первой главе проведен теоретический анализ литературных источников; представлена характеристика организации «НПО «Волна»; проведен анализ системы управления персоналом «НПО «Волна», в том числе основных кадровых показателей; проведен анализ системы адаптации персонала «НПО «Волна», по результатам которого выявлены основные проблемы, характеризующие их показатели и последствия.
«НПО «Волна» - ночной клуб под названием «Синий Жук». Результаты проведенного анализа выявляют о том, что в течение последних трех лет значение основных финансовых показателей «НПО «Волна» снижается. Несмотря на рост выручки, себестоимость продаж растет, причем гораздо большими темпами (20,9% и 44% соответственно). Самый главный показатель (чистая прибыль) - снижается (уменьшение составило 33% в 2018
г. по сравнению с 2016 г.). Это говорит о негативных тенденциях в
эффективности деятельности организации «НПО «Волна».
Анализ кадровых показателей «НПО «Волна» говорит о том, что соотношение «руководители-служащие-рабочие» составляет 11% - 4% - 85% от среднесписочной численности работников. Количество сотрудников с высшим профессиональным образованием снижается, со средним профессиональным образованием также уменьшается, а со средним полным образованием увеличивается, это несколько отрицательно характеризует структуру персонала «НПО «Волна». Соотношение работников по полу остается на одном уровне в течение последних трех лет, и составляет 62% женщин, 38% мужчин. Такое распределение характерно для специфики ночного клуба, т.к. официантами, поварами, хостес (наибольшая часть персонала), как правило, работают женщины.
Такой важный показатель как динамика уровня производительности труда персонала характеризует систему управления персоналом «НПО «Волна» отрицательно (производительность труда снизилась за три года существенно, на 32%).
Рассмотрены показатели интенсивности оборота кадров в «НПО «Волна». Ключевым здесь является то, что коэффициент текучести кадров не просто растет (на 0,13 пунктов за три года), но его можно назвать очень высоким, а именно: 66% в 2018 г. в сравнении с 51% в 2016 г. А это является главной характеристикой низкой эффективности системы управления персоналом «НПО «Волна».
Учитывая существенное превышение норм относительно уровня текучести кадров, в декабре 2018 г. проведено анкетирование с целью определения факторов, вызывающих текучесть кадров в «НПО «Волна». Анкетирование проведено в форме телефонного опроса. По результатам анкетирования, объективные причины увольнений сотрудников (временный характер работы, не устраивали условия труда, уровень заработной платы) находятся в меньшинстве. В то время как количество причин увольнений, которые связаны с неэффективностью системы адаптации персонала, составляет 65%.
Функции управления персоналом в «НПО «Волна» выполняются не в полном объеме.
Выявлена потребность в разработке мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна», поскольку существуют следующие проблемы: функция адаптации персонала не закреплена в должностных обязанностях; отсутствуют какие-либо локальные документы по регламентации адаптации персонала; отсутствует системность и регулярность применения мероприятий по адаптации персонала (новичков).
О наличии перечисленных проблем в системе адаптации персонала «НПО «Волна» выявляют такие показатели, как: высокий уровень текучести кадров и его рост; высокий уровень текучести кадров в адаптационный период и его рост; причины увольнений персонала.
Негативными последствиями этого являются: высокие финансовые издержки на набор и отбор персонала; существенное снижение уровня производительности труда персонала; снижение имиджа компании как работодателя и, как следствие, увеличение сроков закрытия вакансий.
Во второй главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна»:
1) Закрепить обязанности и ответственность за адаптацию подчиненных сотрудников за линейными руководителями.
2) Разработать локальные документы, регламентирующие адаптацию персонала.
3) Согласовать с линейными руководителями и утвердить список обязательных мероприятий по адаптации персонала.
4) Провести собрание с линейными руководителями.
5) Внедрить конкурс между линейными руководителями, в ходе которого оценить эффективность адаптации в отделах.
6) Проводить контроль применения линейными руководителями мероприятий по адаптации персонала.
Разработанное нормативно-правовое обеспечение мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» (инструкция для линейных руководителей по проведению адаптации персонала, блок-схема мероприятий по адаптации персонала) позволит регламентировать этот процесс и обеспечит его методическими документами.
Мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» имеют высокую социальную и экономическую эффективность.
Основными показателями социальной эффективности мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» для организации являются: повышение эффективности работы сотрудника; улучшение социально-психологического климата трудового коллектива: поддержание доброжелательных взаимоотношений в коллективе; улучшение имиджа компании как работодателя и, как следствие, уменьшение сроков закрытия вакансий; уменьшение периода «врабатывания», т.к. пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; предотвращение серьезных ошибок в работе; сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику; снижение влияния чувства неопределенности на трудовое поведение новых работников; формирование у нового сотрудника чувства причастности к делам организации, заинтересованности в организационном развитии; формирование правильного понимания новым работником своих должностных обязанностей и стоящих перед ним задач.
Основными показателями социальной эффективности мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» для сотрудника являются: позитивное отношение к работе, удовлетворенность работой; снижение степени неопределенности у новых работников - мотив безопасности в пирамиде потребностей; быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых компетенций; снижение тревожности и неуверенности; сопоставление ожидаемых условий работы с реальной деятельностью; снижение страха быть уволенным во время испытательного срока; удовлетворение потребностей и интересов персонала; снижение уровня конфликтности в коллективе, уменьшение нервно-эмоциональной нагрузки;
По результатам реализации мероприятий по совершенствованию системы адаптации персонала в «НПО «Волна» снижение уровня текучести кадров составит 20%, экономический эффект за счет роста чистой прибыли составит 81110 руб., а рост производительности труда персонала составит 18%, что является отличным показателем. Поэтому мероприятия рекомендуются к реализации.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2006 г. № 197-ФЗ (редакция от 25.03.2016)
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 г. № 175-ФЗ (редакция от 1.01.2016).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 403 - ФЗ (редакция от 23.05.2016).
4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Пер. с англ. / М. Армстронг. М.: Питер, 2016.-825 с.
5. Аудит и контроллинг персонала организации: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник, 2016. -224 с.
6. Аширов Д.А. Организационное поведение: Учебник / Д.А. Аширов. М.: Изд-во Проспект, 2016. - 360 с.
7. Банникова Л.Н. Управление персоналом: Учебное пособие /
Л.Н. Банникова. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2017.-151 с.
8. Бухалков М.И. Управление персоналом / М.И. Бухалков.
М.: ИНФРА-М, 2016.-368 с.
9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. М.: Юристъ, 2016. -496 с.
10. Веснин В.Р. Управление персоналом / В.Р. Веснин. М.: Проспект, 2016.-688 с.
11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник / Б.М. Генкин. М.: Норма, 2016.-448 с.
12. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика
персонал-менеджмента: Учебник / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н.
Костромина. М.: Изд-во Андреевский изд. дом, 2016.-251 с.
13. Голубинская Т. Методы управления дисциплиной труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/pmix/2001 - 2/24.shtml
14. Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. М: Изд-во Проспект, 2016.-496 с.
15. Данцева Д.С. Современные методы управления персоналом организации / Д.С. Данцева // Молодой ученый. 2017. № 40. - С. 106-108...