Глава 1. Характеристика амфибий и особенности их паразитофауны 7
Глава 2. Паразиты амфибий 13
2.1. Характеристика или особенности морфологии паразитов амфибий-
трематод 13
2.2. Характеристика или особенности морфологии паразитов амфибий-
нематод 15
Глава 3. Материалы и методы исследования 20
3.1. Объём исследованного материала 20
3.2. Изготовление постоянных и временных препаратов паразитов 20
З.З.Окраска гельминтов 20
Глава 4. Результаты исследования и особенности модификации методик по изготовлению паразитологических препаратов 24
Глава 5. Методическое проектирование деятельности обучающихся 31
5.1. Апробация проекта элективного курса 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложение 47
Актуальность темы. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) более 4,5 млрд. человек в мире заражены паразитами человека, 60% из них дети. Чаще всего заражение происходит через почву и пищу. В развивающихся странах 50% учащихся образовательных учреждений уже заражены гельминтами. Более значимым является то, что большая часть населения даже не догадывается о наличии вредителей в своём собственном организме. Переносчиками паразитов являются животные.
Чтобы избавиться от гельминтов необходимо знать общую характеристику и систематическое положение паразита. Анализ живых паразитов непосредственно при вскрытии животных не всегда позволяет достоверно установить вид гельминта. Для этих целей принято использовать постоянные препараты паразитов. Паразитологические коллекции позволяют создать эталонные образцы гельминтов, что в дальнейшем облегчает прижизненное определение видов.
Такие коллекции имеют высокое образовательное значение. Подобные работы можно использовать в средних общеобразовательных школах при изучении курсов «Зоология», «Человек и его здоровье». Помимо этого данные материалы могут использоваться в высших учебных заведениях при обучении студентов по таким специальностям, как «Биология» и «Экология», а также для целей научно-производственной и учебной практик.
Объектом исследования является процесс обучения и воспитания школьников на уроках биологии.
Предмет исследования: дидактические условия организации деятельности обучающихся в элективном курсе по паразитологии.
Цель работы. Целью работы является разработка авторской методики организации деятельности обучающихся с применением эталонных коллекций при изучении паразитов в школьном курсе биологии.
Задачи работы:
1. Изучить основные образовательные программы и учебные пособия, используемые при изучении курса биологии в школе;
2. Раскрыть актуальность знаний об опасных заболеваниях для человека, переносчиками которых являются животные, ведущие паразитический образ жизни;
3. Разработать элективный курс по паразитологии, на примере паразитофауны амфибий раскрыть её многообразие;
4. Отработать методику по изготовлению постоянных и временных препаратов паразитов амфибий;
5. Изучить морфологические особенности паразитов для корректного определения видового состава гельминтов;
6. Описать систематическое положение гельминтов.
Новизна работы. Любые работы по изготовлению паразитологических коллекций до сих пор проводятся по методикам 2007 и 2009 годов, которые устарели и не соответствуют научному прогрессу. Поэтому в данной работе были разработаны и представлены усовершенствованные методы создания эталонных паразитологических коллекций амфибий, соответствующие актуальным научным разработкам в области паразитологии. Данные коллекции являются удобным модельным объектом при изучении паразитов в школьном курсе биологии. Учащиеся будут иметь возможность рассмотреть внутренне строение паразитов, что позволит им наглядно увидеть и понять функционирование гельминтов. Тем самым понимание даст возможность осознать ту опасность для организма человека, которую несёт в себе столь маленький организм.
Практическое значение. Материалы и методические разработки выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе школьных учителей биологии при изучении тем «Плоские черви», «Круглые черви», «Класс Амфибии».
Разработанный в данной работе элективный курс по паразитологии даёт практические знания, которые отсутствуют в школьной общеобразовательной программе, но входят в олимпиадные задания по биологии.
Так же, работа по созданию постоянных и временных препаратов способствует развитию практических навыков работы с предметными и покровными стеклами, с микроскопом и необходимыми реактивами. Таким образом, данная работа повысит интерес школьников к изучению таких наук, как биология и экология.
Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы на базе МАОУ Лицея 110 имени Л.К. Гришиной г. Екатеринбурга Свердловской области.
По тематике выпускной квалификационной работы опубликовано 3 работы, которые посвящены методике изготовления паразитологических препаратов:
1. Буркова Е.М Методика создания эталонных коллекций паразитов
амфибий» // Урал: история, природа, культура: материалы межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, 20-21 марта 2018 г.,
Екатеринбург // ред. О.В. Янцер, Ю.Р. Иванова; ФГБОУ ВО Урал. Гос. Пед. Ун-т - Екатеринбург, 2018. - 62 с.
2. Буркова Е.М. Использование эталонных паразитологических
коллекций в биологии // «Урал: природа, история, культура: материалы межрегиональной молодёжной научно-практической конференции,
проходящей в рамках большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 г., Екатеринбург/ ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В., ФГБОУ ВО «уральский государственный педагогический университет» -Екатеринбург, 2017. - 57с.
3. Буркова Е.М., Буракова А.В. Оценка антропогенных изменений в природе на примере синантропных амфибий и рептилий//Урал: природа, история, культура: тез. докл. межрег. студ. науч. конс. - Екатеринбург 2017. - с. 2
Структура и объём выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа изложена на 47 страницах основного текста и состоит из введения, 5 глав, заключения, списка литературы включающего 46 источников. Также в работе содержится 3 рисунка, 1 таблица и приложения.
Консультант. Научный сотрудник ИЭРЖ УрО РАН, к.б.н., А.В. Буракова
Таким образом, освоение стандартных методов изготовления постоянных препаратов предоставило возможность наглядно изучить строение различных видов гельминтов, модификация методики позволила улучшить качество изготовленного материала и как следствие создать эталонную коллекцию региональных видов паразитов. Создание паразитологических образцов делает исследование более полным и имеет важное практическое значение, особенно при обнаружении патогенных видов гельминтов. Ведь данные знания являются значимыми для человека. Сбор паразитов амфибий и их детальное изучение позволяет учащимся образовательных учреждений получить наиболее полные сведения о различных систематических группах беспозвоночных животных, их систематике и морфологии, а элективный курс значительно облегчает в этом задачу.
Работа по изготовлению постоянных и временных препаратов выполнена на базе Института экологии растений и животных УрО РАН в лаборатории функциональной экологии наземных животных. Автор выражает благодарность д.б.н Вершинину В.Л. за возможность использования материала и оборудования.
1. Ананьева, Н.Б. Земноводные и пресмыкающиеся / Н.Б. Ананьева, Аниканова В.С., Бугмырин С.В., Иешко Е.П. Методы сбора и изучения гельминтов мелких млекопитающих. Учебное пособие. - Петрозаводск: Карельский научный центр Ран, 2007. - 55 с.
2. Безух, К.Е., Активизация деятельности обучающихся при обучении биологии [Текст] / К.Е. Безух // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. -2007. -№ 2. -С. 41-45.
3. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе. Москва: "Просвещение", 1990 г.
4. Богомолова, А.А., Организация проектной исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / А.А. Богомолова // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. - 2006. -№ 5.
5. Буркова Е.М Методика создания эталонных коллекций паразитов
амфибий» // Урал: история, природа, культура: материалы
межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, 20¬21 марта 2018 г., Екатеринбург // ред. О.В. Янцер, Ю.Р. Иванова; ФГБОУ ВО Урал. Гос. Пед. Ун-т - Екатеринбург, 2018. - 62 с.
6. Буркова Е.М. Использование эталонных паразитологических коллекций в биологии // «Урал: природа, история, культура: материалы межрегиональной молодёжной научно-практической конференции, проходящей в рамках большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 г., Екатеринбург/ ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В., ФГБОУ ВО «уральский государственный педагогический университет» -Екатеринбург, 2017. - 57с.
7. Буркова Е.М., Буракова А.В. Оценка антропогенных изменений в природе на примере синантропных амфибий и рептилий//Урал: природа, история, культура: тез. докл. межрег. студ. науч. конс. - Екатеринбург 2017. - с. 2.
8. Васильева, Т. В., Организация внеклассной работы по биологии [Текст] / Т. В. Васильева // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. - 2007. - № 3. - С. 42 - 45 .
9. Верзилин, Н.М., Общая методика преподавания биологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. [Текст]. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская / Спец. 4-е изд. - М.: «Просвещение», 1983. -384 с.
10. Вершинин В.Л. Определитель амфибий и рептилий Среднего Урала. Екатеринбург, 2007. - С. 125.
11. Вершинин В. Л., Криницын С. В. Плотность в группировках остромордой лягушки в зависимости от степени урбанизации // Проблемы экологического мониторинга и научные основы охраны природы на Урале. Свердловск, 1985.- С.9-10.
12. Вершинин В.Л. О распространении озерной лягушки в городе Свердловске // Экология. 1990а. №2. С.67-71.
13. Виноградов А.Б. Медицинская паразитология. Часть 1, 2, 3.
Простейшие. Гельминты. Членистоногие Учебное пособие. Феникс, 2006.
14. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология.
Паразитические черви, Молюски и Членистоногие. - М.:Высшая школа, 1978.
15. Дерябо, С. Д., Биологическая педагогика и психология [Текст]/ С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин / Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996. -256 с., ил.
...