Виртуальные экскурсии как средство развивающего обучения при формировании знаний в школьном курсе по биологии
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИИ ПРИ РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 7
1.1 Технология развивающего обучения при формировании знаний на уроках
биологии 7
1.2 Виртуальные экскурсии как средство развивающего обучения 11
Выводы по Главе 1 16
ГЛАВА 2 ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 17
2.1 Особенности применения виртуальных экскурсий на уроке биологии при
развивающем обучении 18
2.2 Методика использования виртуальной экскурсии на уроках и внеурочных
занятиях по биологии 22
2.3 Обзор онлайн-ресурсов для использования виртуальных экскурсий на уроках биологии 26
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ТРОПИЧЕСКИЕ И СУБТРОПИЧЕСКИЕ ПЛОДОВЫЕ РАСТЕНИЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА УрО РАН» 35
3.1 Биологические особенности объектов экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения ботанического сада УрО РАН» 35
3.2 Технология разработки виртуальной экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» 45
3.2.1 Этапы разработки виртуальной экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН » 47
3.2.2 Особенности проведения виртуальной экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» 48
Выводы по Главе 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
Приложение 1
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 7
1.1 Технология развивающего обучения при формировании знаний на уроках
биологии 7
1.2 Виртуальные экскурсии как средство развивающего обучения 11
Выводы по Главе 1 16
ГЛАВА 2 ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 17
2.1 Особенности применения виртуальных экскурсий на уроке биологии при
развивающем обучении 18
2.2 Методика использования виртуальной экскурсии на уроках и внеурочных
занятиях по биологии 22
2.3 Обзор онлайн-ресурсов для использования виртуальных экскурсий на уроках биологии 26
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ «ТРОПИЧЕСКИЕ И СУБТРОПИЧЕСКИЕ ПЛОДОВЫЕ РАСТЕНИЯ БОТАНИЧЕСКОГО САДА УрО РАН» 35
3.1 Биологические особенности объектов экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения ботанического сада УрО РАН» 35
3.2 Технология разработки виртуальной экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» 45
3.2.1 Этапы разработки виртуальной экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН » 47
3.2.2 Особенности проведения виртуальной экскурсии «Тропические и
субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» 48
Выводы по Главе 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
Приложение 1
В настоящее время система образования нацелена на будущее развитие общества [19]. В современном мире человек кроме знаний должен обладать сформированными умениями и готовностью применять эти знания и умения в различных сферах своей деятельности.
Среди большого разнообразия методических подходов, ведущее место в настоящее время занимает концепция развивающего обучения.
Личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности, по стандарту ФГОС выходит на первый план в современной системе образования. Обучение должно формировать понятия, возникающие на основе соответствующих действий, и находить возможность их применения на практике. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником знаний, поэтому появилась необходимость разработки новых подходов, форм и методов преподавания школьных предметов [19].
Одним из таких методов выступает виртуальная экскурсия, которая помогает создать комфортную интерактивную среду обучения, повысить мотивацию и активность учащихся. Данная технология не является хорошо изученной, поэтому можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования знаний у школьников в ходе развивающего обучения на уроках биологии в основной школе. Предметом изучения являются учебно-методические материалы виртуальной экскурсии к уроку по биологии.
Цель данной работы заключается в разработке содержания виртуальной экскурсии в процессе формирования знаний при развивающем обучении на уроках биологии в 6 классе по теме «Тропические и субтропические плодовые растения ботанического сада УрО РАН (Уральского отделения Российской академии наук)».
Исходя из поставленных объекта, предмета и цели исследования, можно определить следующий круг задач:
1. Раскрыть понятие технологии развивающего обучения;
2. Описать специфику обучения на уроке биологии в общеобразовательной школе;
3. Охарактеризовать методику использования виртуальной экскурсии на уроках биологии;
4. Разработать содержание виртуальной экскурсии «Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы;
6. Рассмотреть особенности развивающего обучения, реализующего задачи при формировании знаний по биологии с использованием технологии виртуальной экскурсии;
7. Проанализировать онлайн-ресурсы для использования виртуальных экскурсий на уроках биологии
При работе над темой исследования были использованы такие методы исследования как анализ научной литературы по проблеме, наблюдение, обобщение.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке оригинальных материалов по проблеме исследования в виде виртуальной экскурсии.
Практическая ценность заключается в адаптации учебно-методических материалов «Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН», к образовательному процессу обучающихся в 6 классах.
Структуру данной работы составляет введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении дается обоснование актуальности исследуемой в работе проблемы, определяются объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе дается описание специфики формирования знаний у школьников при развивающем обучении по биологии в основной школе.
Вторая глава содержит описание понятия виртуальной экскурсии как средства развивающего обучения на уроках биологии.
Третья глава посвящена описанию содержания виртуальной экскурсии:
«Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» и процессу обучения в 6-ом классе с использованием технологии виртуальной экскурсии.
В заключении подводятся общие итоги исследования. Список литературы включает 35 наименований источников научной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Также работа содержит приложение, состоящее из материалов к виртуальной экскурсии.
Среди большого разнообразия методических подходов, ведущее место в настоящее время занимает концепция развивающего обучения.
Личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности, по стандарту ФГОС выходит на первый план в современной системе образования. Обучение должно формировать понятия, возникающие на основе соответствующих действий, и находить возможность их применения на практике. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником знаний, поэтому появилась необходимость разработки новых подходов, форм и методов преподавания школьных предметов [19].
Одним из таких методов выступает виртуальная экскурсия, которая помогает создать комфортную интерактивную среду обучения, повысить мотивацию и активность учащихся. Данная технология не является хорошо изученной, поэтому можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования знаний у школьников в ходе развивающего обучения на уроках биологии в основной школе. Предметом изучения являются учебно-методические материалы виртуальной экскурсии к уроку по биологии.
Цель данной работы заключается в разработке содержания виртуальной экскурсии в процессе формирования знаний при развивающем обучении на уроках биологии в 6 классе по теме «Тропические и субтропические плодовые растения ботанического сада УрО РАН (Уральского отделения Российской академии наук)».
Исходя из поставленных объекта, предмета и цели исследования, можно определить следующий круг задач:
1. Раскрыть понятие технологии развивающего обучения;
2. Описать специфику обучения на уроке биологии в общеобразовательной школе;
3. Охарактеризовать методику использования виртуальной экскурсии на уроках биологии;
4. Разработать содержание виртуальной экскурсии «Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы;
6. Рассмотреть особенности развивающего обучения, реализующего задачи при формировании знаний по биологии с использованием технологии виртуальной экскурсии;
7. Проанализировать онлайн-ресурсы для использования виртуальных экскурсий на уроках биологии
При работе над темой исследования были использованы такие методы исследования как анализ научной литературы по проблеме, наблюдение, обобщение.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке оригинальных материалов по проблеме исследования в виде виртуальной экскурсии.
Практическая ценность заключается в адаптации учебно-методических материалов «Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН», к образовательному процессу обучающихся в 6 классах.
Структуру данной работы составляет введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Во введении дается обоснование актуальности исследуемой в работе проблемы, определяются объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе дается описание специфики формирования знаний у школьников при развивающем обучении по биологии в основной школе.
Вторая глава содержит описание понятия виртуальной экскурсии как средства развивающего обучения на уроках биологии.
Третья глава посвящена описанию содержания виртуальной экскурсии:
«Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН» и процессу обучения в 6-ом классе с использованием технологии виртуальной экскурсии.
В заключении подводятся общие итоги исследования. Список литературы включает 35 наименований источников научной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Также работа содержит приложение, состоящее из материалов к виртуальной экскурсии.
В данной работе рассматривались вопросы, связанные с понятием развивающего обучения, под которым понимается ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека.
А также были приняты во внимание вопросы, связанные с реализацией системы развивающего обучения на уроках биологии при использовании технологии виртуальной экскурсии. Вдобавок была предпринята попытка дать определение виртуальной экскурсии как форме организации обучения; были выделены особенности свойственные исключительно виртуальному виду экскурсий, а также были найдены преимущества перед традиционными экскурсиями и, конечно, были проанализированы особенности использования виртуальных экскурсий на уроке биологии.
Также работа включает список онлайн-источников с виртуальными экскурсиями, которые могут быть использованы в процессе обучения на уроках биологии.
В данном исследовании также были разработаны этапы подготовки к проведению виртуальной экскурсии на уроке биологии, структура данной технологии, а также рассмотрена возможность использования виртуальной экскурсии в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 6-х классов и предложено содержание виртуальной экскурсии «Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН.
В данной работе описано использование технологии виртуальной экскурсии на уроках биологии для формирования знаний у школьников при развивающем обучении.
Для этого был разработано внеклассное мероприятие виртуальной экскурсии для 6-хклассов «Тропические и субтропические плодовые культуры Ботанического сада УРО РАН».
Данная тема не может считаться полностью исследованной, так как сама технология виртуальной экскурсии на уроке биологии при реализации принципов развивающего обучения мало изучена и недостаточно популярна в использовании на уроках, что позволяет продолжить её дальнейшее исследование.
А также были приняты во внимание вопросы, связанные с реализацией системы развивающего обучения на уроках биологии при использовании технологии виртуальной экскурсии. Вдобавок была предпринята попытка дать определение виртуальной экскурсии как форме организации обучения; были выделены особенности свойственные исключительно виртуальному виду экскурсий, а также были найдены преимущества перед традиционными экскурсиями и, конечно, были проанализированы особенности использования виртуальных экскурсий на уроке биологии.
Также работа включает список онлайн-источников с виртуальными экскурсиями, которые могут быть использованы в процессе обучения на уроках биологии.
В данном исследовании также были разработаны этапы подготовки к проведению виртуальной экскурсии на уроке биологии, структура данной технологии, а также рассмотрена возможность использования виртуальной экскурсии в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 6-х классов и предложено содержание виртуальной экскурсии «Тропические и субтропические плодовые растения Ботанического сада УрО РАН.
В данной работе описано использование технологии виртуальной экскурсии на уроках биологии для формирования знаний у школьников при развивающем обучении.
Для этого был разработано внеклассное мероприятие виртуальной экскурсии для 6-хклассов «Тропические и субтропические плодовые культуры Ботанического сада УРО РАН».
Данная тема не может считаться полностью исследованной, так как сама технология виртуальной экскурсии на уроке биологии при реализации принципов развивающего обучения мало изучена и недостаточно популярна в использовании на уроках, что позволяет продолжить её дальнейшее исследование.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 7 КЛАССА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2015





