Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Работа №96602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Мастер-класс как педагогическая технология 6
1.2. Роль мастер-классов во внеурочной деятельности 16
1.3. Особенности проектирования мастер-классов 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ И
ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО
БИОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
3.1.Опыт проведения образовательных мастер-классов по биологии для школьников 33
3.2. Возможные ошибки при проведении мастер-классов по биологии 42
3.3. Проблемы разработки и проведения мастер-классов по биологии и
предложения по совершенствованию работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность проблемы обновления содержания и методики преподавания вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
На сегодняшний день поток информации растет быстрыми темпами. Необходимо непрерывно самообразовываться, самостоятельно добывать знания. В соответствии с принципом активности, который обосновал Л.С. Выготский, ничего не может быть «вложено» в голову ученика учителем. Нужно заинтересовать учеников на процесс освоения содержания образования путём собственных действий.
Особенность системно-деятельностного подхода является самостоятельное “открытие” детьми новых знаний. Благодаря этому, знания и умения приобретают для учеников личную значимость. Для того чтобы поспособствовать успешному обучению школьников, необходима реализация системно-деятельностного подхода. Результатом данной работы должен явиться стабильный интерес учащихся к предмету.
В системе школьного образования роль биологии обусловлена ее значением в формировании общей культуры подрастающего поколения, научного мышления, понимании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Успешность образовательной деятельности зависит в первую очередь от мастерства педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Арсенал форм обучения биологии постоянно обновляется - так, в последнее время в практику биологического образования вошёл мастер-класс.
Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс на данный момент представляет собой одну из наиболее популярных форм, которая обеспечивает возможность свободы выбора, творческого самовыражения, личностного роста, как для учителя, так и для учеников.
Однако эта форма обучения еще не в полной мере раскрыла свои возможности в преподавании биологии.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование применения образовательных мастер-классов как формы внеурочной деятельности по биологии.
Задачи:
1) Выявить особенности мастер-классов как особой формы обучения
2) Рассмотреть теоретические основы использования
образовательных мастер-классов во внеурочной деятельности.
3) Показать особенности мастер-классов биологического содержания.
4) Рассмотреть практическое применение мастер-классов по биологии во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические, в том числе анализ научно-методической литературы, обобщение, классификация, и практические (сравнение).
Новизна результатов исследования состоит в том, что сформулировано понятие «образовательные мастер-классы», создана обобщенная классификация мастер-классов, даны рекомендации по созданию и практическому применению мастер-классов при изучении биологии, освоена и применена на практике данная форма обучения.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно систематизирует имеющиеся разрозненные сведения об образовательных мастер-классах.
Практическая ценность результатов исследования связана с тем, что предложенные нами рекомендации могут быть использованы при разработке и проведении занятий по биологии в форме мастер-класса. Данные нашего исследования могут быть использованы при проектировании учебного процесса по другим предметам и стать основой при разработке спецкурсов в профессиональной системе подготовки
современного учителя, а также могут применяться в системе повышения квалификации учителей, при подготовке учебных пособий для учащихся и учителей.
Объект исследования - обучение биологии.
Предмет исследования - мастер-классы в обучении биологии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было исследование применения познавательных мастер-классов во внеурочной деятельности по биологии.
Для реализации поставленной цели были проанализированы исследования, посвященные заявленной теме. Для достижения данной цели изучались работы отечественных ученых, посвященных данной проблеме, таких как: Е.В. Евпловой, А.П. Панфиловой, Г.А. Русских, Г.К. Селевко и др.
Это позволило исследовать основные подходы к изучению познавательных мастер-классов во внеурочной деятельности по биологии.
Были рассмотреть теоретические основы познавательных мастер- классов во внеурочной деятельности.
Анализ научной литературы показал, что проблема педагогической технологии очень актуальна.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта.
Педагоги используют во внеурочной деятельности новые эффективные технологии обучения и развития.
Использование новых технологий приведет к формированию у обучающихся функциональной грамотности и ключевых компетентностей.
Слово «мастер-класс» происходит от английского master - лучший в какой-либо области и class - занятие, урок. Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер-класс - интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями.
Мастер-класс по биологии - это одна из форм внеурочной работы, которая объединяет группу школьников, заинтересованных в изучении биологии.
В процессе внеурочных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение.
Подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Педагоги могут шире использовать данную форму на встречах с родителями (родительских собраниях), на Дне открытых дверей, при проведении итоговых занятий и т. д.
Кроме того, несмотря на то, что в настоящее время в педагогике мастер-класс рассматривается как форма передачи педагогического опыта, он вполне может быть использован и как активная форма обучения биологии.
В этом качестве мастер-класс должен обязательно присутствовать в арсенале выпускника педагогического вуза. Эта форма обучения уже хорошо себя зарекомендовала во внешкольном обучении, у неё большие перспективы как формы организации внеклассной работы по биологии. Можно найти место для мастер-класса и в структуре урока биологии. В связи с этим, студенты должны иметь представление о специфике этой формы обучения, особенностях подготовки и проведения мастер-классов.
В работе использовался материал, полученный автором в результате проведенных лично ею мастер-классов.
Таким образом, исследовательская работа, в процессе которой были выделены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия технологии мастер-классов, показала, что успешность их использования зависит от ряда факторов: от полноты и емкости содержания учебного плана, соответствии уровня квалификации учителей современным технологиям обучения биологии.


1. 5 мастер-классов по биологии [Электронный ресурс] URL: https://mel.fm/obzor/6309482-biology (дата обращения 29.10.2018)
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя [Текст]/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
3. Дьяченко А. П., Дьяченко Е. А., Жиркова П. В. Мастер-класс как особая форма организации обучения биологии [Текст]/ А. П. Дьяченко, Е. А. Дьяченко, П.В Жиркова // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - с 242.
4. Евплова Е.В. Мастер-класс в образовании [Текст] / Е.В. Евплова // Инновации в образовании. - 2011. -№ 12. - С. 119-123.
5. Ефимова Е.В. Мастер-класс. Определение, характерные черты, структура [Электронный ресурс]// Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. URL: http://www.openclass.ru/node/201450 (дата обращения 14.03.16).
6. Жиркова П.В., Грачев С.В. Мастер-класс по биологической микротехнике - ФГБОУ ВО «УрГПУ», г. Екатеринбург.2017
7. Жиркова П.В., Грачев С.В. Мастер-классы естественнонаучной направленности - ФГБОУ ВО «УрГПУ», г. Екатеринбург.2018.
8. Жиркова П.В., Дьяченко А.П., Дьяченко Е.А. Мастер-класс как особая форма организации обучения биологии - ФГБОУ ВО «УрГПУ», г. Екатеринбург.2018.
9. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов-воспитателей // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 1. - С.84-87.
10. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании [Текст]/А.С. Макаренко. - М., 1956. - 417с.
11. Макаренкова, Т.Ю. Профессиональная мастерская преподавателя [Текст] / Т.Ю. Макаренкова // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - № 9. - С. 28-30.
12. Мастер-класс [Электронный ресурс]// Словари и энциклопедии на Академике URL: http://clic.acacleiiiic.ru/clic.nslmiwiki/1827504/Мастер (дата обращения 14.03.16).
13. Мастер-класс [Электронный ресурс] // Словарь терминов Trainings.ru URL: http://www.trainings.ru/library/dictionary/master-klass/ (дата обращения 14.03.16).
14. Мастер-класс "Первый шаг в биологию" [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/03/09/master-klass-pervye-shagi- v-biologiyu (дата обращения 29.10.2018)
15. Мудрак Е.В. Мастер-класс как высшая форма самореализации педагога [Электронный ресурс|1Ж1/ crtdu.oskoluno.ru/doc/Metod_rek_ master- klass-pedagogi.doc (дата обращения 26.10.16).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ