ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМБРИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ 7
ГЛАВА 2. ЭМБРИОГЕНЕЗ ХОРДОВЫХ 12
2.1. Эмбриогенез ланцетника 12
2.2. Эмбриогенез круглоротых 15
2.3. Эмбриогенез анамний 16
2.3.1. Эмбриогенез хрящевых и костистых рыб 17
2.3.2. Эмбриогенез амфибий 20
2.4. Эмбриогенез амниот 23
2.4.1. Эмбриогенез пресмыкающихся 23
2.4.2. Эмбриогенез птиц 28
2.4.3. Эмбриогенез млекопитающих 35
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ В ШКОЛЕ 39
3.1. Сравнение учебников 7-11 классов по теме «Эмбриональное
развитие хордовых животных» 39
3.2. Изучение темы «Эмбриогенез хордовых» на базовом уровне в
10 классе 49
3.3. Элективный курс «Эмбриональное развитие хордовых
животных» 55
3.3.1. Пояснительная записка 58
3.3.2. Тематическое планирование элективного курса 61
3.3.3. Содержание курса 62
3.3.4. Конспекты уроков 63
3.3.4.1. Конспект по теме «История изучения эмбриологии»... 63
3.3.4.2. Конспект урока по теме «Гаметогенез» 72
3.3.4.3. Конспект урока по теме «Эмбриональное развитие
ланцетника» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
Эмбриология - это наука, которая занимается изучением образования, развития и формирования эмбрионов живых существ с момента появления половых клеток и их слияния до рождения на свет нового организма. Все эти процессы очень важны, жизненно необходимо знать их правильное и нормальное протекание. Поэтому в школьном курсе биологии важно изучить все вопросы и механизмы, связанные с зародышами, их жизнью, образованием и развитием. Эмбриология также занимается изучением вопросов, связанных с процессами гаметогенеза, то есть формирования половых клеток.
В настоящее время для эмбриологии наиболее актуальными задачами служат изучение значимости микроорганизмов на образование и организацию половых клеток, развитие систем, органов и тканей, анализ механизмов, контролирующих репродуктивную функцию и обеспечивающих гомеостаз зародышей млекопитающих, и других факторов.
Изучение эмбрионального развития служит и является важной составляющей основной школьной программы и изучается в курсе биологии 9класса, далее тема «Эмбрионального развития хордовых» продолжает изучаться в 10-11 классах. Но учебного материала, который даётся в школьной программе недостаточно для обучающихся, которые хотят связать свою профессиональную деятельность с педагогикой, медициной или ветеринарией. Исходя из этого, изучение темы эмбриогенеза хордовых животных является актуальным, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения данной темы, который в дальнейшем обучении будет расширен и дополнен обучающимися в высшем учебном заведении.
Данная дипломная работа посвящена изучению темы эмбрионального развития хордовых животных в школе, на уроках биологии на базовом и углубленном уровне.
Целью данной работы является методическая организация изучения темы «Эмбриогенез хордовых» на базовом и углубленном уровне в школьном курсе биологии.
Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу об индивидуальном развитии хордовых.
2. Провести анализ учебников 7-11 классов разных авторов по данной теме.
3. Составить конструкт урока по теме «Эмбриональное развитие хордовых» базового уровня.
4. Составить для углубленного уровня изучения элективный курс «Эмбриональное развитие хордовых».
Объект изучения: эмбриональное развитие хордовых животных.
Предмет изучения: методика изучения эмбрионального развития хордовых в школе.
Во время проведения данного исследования использовались следующие методы работы:
1. Анализ - работа с разными источниками, отбор интересующей информации об эмбриогенезе беспозвоночных животных и методике его изучения.
2. Синтез - соединение нескольких свойств эмбриогенеза
беспозвоночных в один компонент.
3. Классификация - разделение характеристик эмбриогенеза
беспозвоночных животных на отдельные части, удобные для изучения.
4. Сравнение - выявление сходств и отличий в особенностях эмбриогенеза беспозвоночных животных разных систематических групп.
5. Обобщение - получение выводов об общих свойствах эмбриогенеза беспозвоночных, применении приемов, методов и педагогических технологий и их эффективности.
Структура работы включает введение, три главы основного текста, заключение, список литературы в количестве тридцати шести источников и пять приложений.
Информационной базой для написания данной работы послужила учебная и справочная литература.
По теме выпускной квалификационной работы опубликовано 2 статьи:
1. Максимова Е.В. Методическое проетирование преподавания эмбрионального развития хордовых животных в школе // Тематический сборник: «Урал: природа, история , культура»: Материалы всероссийской молодежной научно-практической конференции 20-21 марта / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - С. 148-149.
2. Максимова Е.В. «Особенности изучения эмбриогенеза хордовых на углубленном уровне в школе» // Тематический сборник: «Урал: природа, история, культура»: Материалы всероссийской молодежной научно-практической конференции 20-21 марта / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - С. 167-169.
Процессы, которые происходят на протяжении процесса эмбрионального развития хордовых животных довольно трудны для понимания, но это не должно препятствовать ее изучению обучающимися школ. Для наибольшей наглядности обширный материал по эмбриональному развитию хордовых необходимо структурировать в виде системы заданий, в которых находят применение различные методические приемы. Примером одного из таких приёмов является представление информации в виде таблиц (см. прил. 2), которые включают типы яиц, процессов дробления, бластуляции, гаструляции, образования мезодермы и производных зародышевых листков. Данную таблицу обучающиеся заполняют в течение всего элективного курса, данная структурированная и упорядоченная информация удобна для дальнейшего, более углубленного запоминания и изучения данной темы.
Все события, которые предшествуют эмбриональному развитию и происходят на протяжении всего этого процесса, тесно связаны, преемственны и демонстрируют непрерывный процесс, который характеризуется особыми механизмами, закономерностями и особенностями, характерными для отдельных классов хордовых животных. При изучении эмбрионального развития хордовых животных в целом складывается картина исторического развития, в процессе которого наблюдается преемственность признаков в развитии организмов. В дальнейшем, на основе этой картины складывается эволюция эмбрионального развития [17]. На основе этого высказывания можно полагать, что знание эмбрионального развития хордовых позволяет воссоздать целостный облик происхождения животных, что значимо для знания эволюции в целом.
В настоящее время, когда разные авторы предлагают свою методику обучения, очень сложно выбрать самую «правильную» и универсальную, наиболее полно отражающую суть темы эмбрионального развития. В соответствии со стандартом ФГОС приоритетом современного образования является полноценное формирование и развитие способностей обучающихся ставить учебную проблему, а так же формировать алгоритм решения и анализировать результат, которого достиг ученик.
Таким образом, на примере темы «Эмбриональное развитие» из школьной программы можно проследить некоторые отличия в изложении разных авторов, соответствии их теоретической и методической части современным требованиям. Во многих учебниках тема эмбрионального развития затронута очень поверхностно. Как выяснилось, традиционный конструкт не так функционален, как современный, разработанный по ФГОС. Новые ФГОС вносят качественные изменения в содержание и организацию учебно-образовательного процесса, которые несут за собой необходимость пересмотра всей образовательной программы и в первую очередь деятельность учителя.
Основой для создания профильного и предпрофильного обучения служат элективные курсы, которые опираются на отдельные нормативные документы Министерства Образования РФ [13, 24 29]. Элективные курсы содержат в себе значительный набор функций, а так же могут решать следующие задачи:
• обеспечение повышенного уровня освоения одного из профильных предметов;
• освоение смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
• непрерывность профориентационной работы и др. [32].
Главной основой профильного обучения является увеличение возможностей в пользу обучающегося, как и несения ответственности за сделанный выбор. Для этого обучающемуся необходимо быть подготовленным к этому выбору. Важно отметить, что первостепенной задачей элективных курсов является возможность обеспечения вариативности, актуализациии индивидуализации обучения, поэтому они служат механизмом для осуществления этого процесса.
Основополагающую роль в изучении элективного курса играет проектная, а так же исследовательская деятельность обучающихся, которая позволяет обучающимся самостоятельно планировать свой образовательный процесс. Курс «Эмбриональное развитие хордовых» является элективным курсом, так как он полностью соответствует целям элективов, служит обязательным, насчитывает значительное количество учебных часов, а так же входит и соответствует общему расписанию и т.д.
Согласно программе нашего элективного курса, он предназначен для обучающихся 9-10 классов и рассчитан на 23 часа. Важно отметить, что нами была проведена апробация занятия базового уровня по теме «Эмбриональное развитие хордовых» среди обучающихся 9 «б» класса МАОУ СОШ № 67 (г. Екатеринбург). Занятия были проведены 5 марта 2019 года (прил. 1). После проведения урока и подведения итогов и результатов апробации были сделаны следующие выводы:
1. рефлексия, проведённая на заключительном этапе урока показала, что содержание занятия и методика его проведения была воспринята обучающимися довольно положительно;
2. у обучающихся была видна вовлеченность в работу, а так же был вызван их интерес к работе на уроке;
3. со стороны обучающихся было высказано удивление новым понятиям, например таким как, «преформизм» и «эпигенез».
Разрабатываемый элективный курс «Эмбриональное развитие хордовых животных» полностью соответствует целям и функциям элективного курса [32], сопровождается заполнением таблицы, на основе структурированного теоретического материала (см. прил. 3), а также включает в себя различные приемы, являющиеся элементами нескольких педагогических технологий.
Мы будем продолжать дальше разрабатывать занятия по элективному курсу, а также проведем количественную оценку результатов тестирования среди обучающихся, прошедших занятия по курсу и тех, кто не обучался по нему. По нашему мнению, данный курс может помочь сыграть определяющую роль при выборе будущей профессии.
1. Баранников А. В. Элективные курсы в профильном обучении // Газета «Первое сентября», 2004, 10 февраля, № 102. С. 1-2.
2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.М. Биология 10 кл. - М.: Просвещение, 2016. 319 с.
3. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Волкова П. А. Биология. 9 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 208 с.
4. Бутвиловский В.Э., Давыдов В.Г., Романова А.Г. Биология: методические рекомендации. - Минск: БГМУ, 2012. 143 с.
5. Валькович Э.И. Общая и медицинская эмбриология. - СПб.: ФОЛИАНТ, 2003. 316 с.
6. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - М.: Медицина, 2006. 767 с.
7. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск, 2013. 218 с.
8. Голиченков В.А. Эмбриология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2006. 220 с.
9. Данилов Р.К. Общая и медицинская эмбриология. - СПб.: СпецЛит, 2003. 231 с.
10. Данилов С.Б. Биология. 9 кл. - М.: Русское слово, 2017. 344 с.
11. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл. - М.: Дрофа, 2001. 283 с.
12. Ипполитова Т.В., Лысов В.Ф., Шевелев Н.С., Максимов В.И. Физиология и этиология животных. - М.: Колосс, 2012. 604 с.
13. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология учеб. для 7кл. - М.: Вентана-Граф, 2016. 218 с.
14. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2002. 22 с.
15. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для студентов вузов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. 601 с.
...