Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения

Работа №96594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Лингвистические основы обогащения речи младших школьниках
фразеологизмами на уроках литературного чтения 11
1.3. Методы и приемы обогащения речи младших школьников
фразеологизмами на уроках литературного чтения 19
1.4. Анализ учебных хрестоматий по литературному чтению в аспекте
обогащения речи младших школьников фразеологизмами 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 35
2.1. Диагностика владения младшими школьниками фразеологизмами
у детей младшего школьного возраста 35
2.2. Комплекс заданий, направленный на обогащение речи младших
школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55


История фразеологии изучается с недавнего времени. Иначе говоря, с того времени, когда фразеологизмы стали включаться в словари и получать в них толкование.
До сегодняшнего дня учёные не пришли к единому мнению о том, что считать фразеологизмами. В состав фразеологических оборотов одни учёные относят все устойчивые сочетания слов, а другие - ограничивают перечень фразеологизмов русского языка только определённой группой устойчивых выражений. У одних исследователей в раздел фразеологии входят пословицы, поговорки, крылатые фразы и афоризмы. У других же - наоборот. Но нельзя не согласиться с высказыванием В.В. Виноградова: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» [11].
А.И. Молотков утверждал, что проблема усвоения фразеологизмов обучающимися начальной школы на уроках литературного чтения не нашла должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала; нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками в процессе знакомства с литературными текстами; не созданы соответствующие методические пособия.
Работа с фразеологическими оборотами сводится в основном к выяснению значений тех оборотов и выражений, которые встречаются в художественных текстах, представленных в учебниках по предмету «Литературное чтение». При этом работа с фразеологизмами в процессе освоения предметной области «Литературное чтение» не предполагает подробного изучения их признаков, особенностей употребления.
Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем, чтобы «ребёнок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом» [39].
Актуальность настоящей работы определяется следующими причинами:
- во-первых, недостаточным уровнем разработанности методики изучения фразеологизмов в начальной школе, в частности малой степенью использования приёмов работы с фразеологизмами на уроках литературного чтения в начальных классах;
- во-вторых, недостаточным вниманием к фразеологизмам как средству обогащения словарного запаса и развития речи младшего школьника.
Объект исследования: процесс обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на
обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать состояние проблемы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения в педагогической теории и практике;
- проанализировать современные программы и учебные хрестоматии по литературному чтению в свете исследуемой проблемы;
- осуществить отбор методов и приемов работы по обогащению речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения;
- выявить критерии и показатели сформированности фразеологического словаря у детей младшего школьного возраста;
- на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение.
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ СОШ №69, 3 класс.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема изучения фразеологии в начальной школе актуальна, так как знакомство с её единицами направлено на развитие речи обучающихся. Активное изучение в начальных классах фразеологических единиц повышает культуру речи обучающихся, упрочивает навыки сознательного использования в речи обучающимися богатства русского языка, оказывает на младших школьников воспитательное воздействие, расширяет диапазон текстового материала для работы на уроке.
В практической речевой деятельности обучающиеся часто сталкиваются с фразеологизмами. В текстах учебников разных классов для начальной школы явление фразеологии также довольно часто. Поэтому нельзя не обращать на неё внимания, её необходимо изучать.
Младший школьный возраст является наиболее активным периодом для целенаправленного и систематического обучения детей основам фразеологии, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей детей данного возраста.
Проблема в работе над фразеологизмами в системе речевого развития младших школьников определяется требованиями к речи обучающихся и необходимостью совершенствования в этой связи системы обучения фразеологизмам как средствам обогащения речи, недостаточной разработанностью рекомендаций, эпизодичностью и отсутствием системы фразеологических упражнений, направленных на осознание фразеологизмов в начальной школе и их актуальностью в речевой практике.
Теоретический анализ методической литературы показал, что современная наука содержит достаточно богатый материал для работы с фразеологией:
- обоснована необходимость знакомства младшего школьника с устойчивыми оборотами речи;
- описаны различные подходы к объяснению целостного значения фразеологических единиц, их активизации, включения в речь детей;
- существует большое количество методов и приёмов обучения фразеологии в начальной школе.
Анализ учебников для начальной школы по литературному чтению УМК «Школа России» и «Школа 2100» позволил сделать выводы о том, что при наличии достаточного материала (литературных текстов, богатых фразеологическими оборотами) в учебниках, авторами не предусматриваются задания, направленные на развитие понимания детьми смысла фразеологизмов в структуре литературного текста, формирования умений выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний и использовать фразеологизмы в своей устной и письменной речи.
Диагностический этап практической работы направлен на выявление уровня владения фразеологизмами обучающимися 3 класса, для этого были определены следующие критерии: умение находить фразеологизмы в тексте; умение достаточно полно объяснять лексическое значение фразеологизмов; умение иллюстрировать фразеологизм, отражая в рисунке основную мысль фразеологизма; умение заменять фразеологизм словами-синонимами.
Проведенная письменная работа показала, что большинство обучающихся 3 класса понимают значение фразеологизмов выборочно.
Если исходить из полученных данных, около 72% обучающихся слышали эти фразеологизмы, но используют их в своей речи только 10 % детей, то есть меньше половины исследуемых.
Для решения проблемы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения мы разработали комплекс заданий. Предложенный комплекс является дополнением учебников по литературному чтению УМК «Школа России» и «Школа 2100», реализуется в процессе контактной работы учителя и обучающихся 3 класса, предполагается ведение фразеологической тетради.
Планируемым результатом внедрения комплекса заданий в процесс обучения литературному чтению являются сформированные умения младших школьников находить фразеологические единицы в текстах произведений, определять их значение, отличать от свободных сочетаний слов, а также уместно употреблять устойчивые выражения в своей устной и письменной речи.
В результате проведенного исследования оказалось возможным:
- теоретически обосновать необходимость и перспективы совершенствования работы по фразеологии в начальной школе;
- проанализировать действующие программы и учебники по
литературному чтению;
- разработать комплекс заданий, направленный обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Таким образом, цель и задачи работы мы считаем достигнутыми.



1. Ашукин Н.С. Крылатые слова. М.: «Гос. издательство», 1960. 450 с.
2. Архангельский В.Л. Фразеологизмы - богатство русского языка // Начальная школа. 1990. №3. С.42-44.
3. Алехина А.И. Фразеологическая единица и слово. Минск: БГУ, 1979. 152 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 607 с.
5. Баширова Р.Р. Обогащение речи младших школьников именами прилагательными в процессе изучения антонимов // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2(8). С. 52-54.
6. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. М.: АСТ, Астрель, 2007. 928 с.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М.: Баласс,2015. 416 с.
8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2014. № 4. С. 47-51.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. 298 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1968. C. 50-53.
11. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке. М.: Просвещение, 1977. 526 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1999. C. 88-90.
13. Гаврин С.Г. Фразеология современного русского языка. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1974. C. 100-110.
14. Горецкий Б.Г. Русская лексика и фразеология. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
15. Головенко Б.С. Обучение фразеологии в начальной школе. М.: АСТ- ПРЕСС, 2015. 411 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ