ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 12
1.1. Понятие о творчестве и креативности в психолого-педагогической
литературе 12
1.2. Анализ содержания начального общего образования в контексте
развития креативности детей младшего школьного возраста 26
1.3. Потенциал интерактивных технологии для развития креативности
младших школьников 39
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 48
2.1. Изучение креативности младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 48
2.2 Практика применения на уроках интерактивных технологий развития
креативности младших школьников 61
2.3 Итоги опытно-поисковой работы применения на уроках интерактивных
технологий по развитию креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 12
1.1. Понятие о творчестве и креативности в психолого-педагогической
литературе 12
1.2. Анализ содержания начального общего образования в контексте
развития креативности детей младшего школьного возраста 26
1.3. Потенциал интерактивных технологии для развития креативности
младших школьников 39
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 48
2.1. Изучение креативности младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 48
2.2 Практика применения на уроках интерактивных технологий развития
креативности младших школьников 61
2.3 Итоги опытно-поисковой работы применения на уроках интерактивных
технологий по развитию креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Актуальность исследования. В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России и мире требует развития у человека таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей. Современное общество ставит перед системой образования разносторонние задачи, связанные не только с дидактической составляющей, но и задачи раскрытия творческого потенциала личности.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, и одна из линий данного стандарта - это развитие личности школьника и его творческих способностей, проявляющихся в деятельности. ФГОС НОО предполагает разнообразие форм обучения и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также применение средств, обеспечивающих рост творческого потенциала через обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [58].
Следуя задачам начального общего образования, обозначенным во ФГОС НОО, можно уверенно заключить, что обществу будущего требуются люди, которые способны мыслить не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, а умеющие создавать новые образы, - люди, обладающие таким качеством как креативность.
Изучением креативности как психолого-педагогической категории занимались многие отечественные и зарубежные ученые Н.В. Бибикова, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, С.А. Новоселов, Л.Д. Лебедева, Д. Симпсон, В.А. Сластенин, Э. Торранс, Д. Фелдман, С.М. Шурухт и др. Креативности детей младшего школьного возраста изучали Н.Г. Герасимова, В.Н. Дружинин, Ю.В. Корнилова, Е.В. Митина, Т.Ю. Хабарова и др.
Согласно исследованиям отечественных ученых креативность младших школьников развивается в процессе деятельности, которая носит творческий характер и ориентирует обучающихся в процессе познавательной деятельности находить новые решения проблем в нетипичных ситуациях. В настоящий момент в психолого-педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения для развития творческих способностей и креативности у детей. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, со-творческая деятельность, коллективные творческие дела, способствующие развитию креативности обучающихся начальной школы. Одними из возможных способов развития креативности младших школьников в образовательной деятельности являются интерактивные технологии, которые позволяют обеспечить ситуацию взаимодействия равных и тем самым создать комфортную ситуацию для проявления детьми творческих способностей.
Сущность интерактивных технологий раскрыта в работах Т.Ф. Башиной, Е.П. Ильина, Г. М. Коджаспировой, Н.С. Леоновой, В.А. Мазуриной, Ю.А. Толыпиной, Т.Ю. Хабаровой и др. Авторы указывают, что при применении интерактивных технологий на первый план выходит обеспечение педагогическими работниками таких образовательных условий, в которых приоритетом является активность обучающихся и возможность применения нестандартных подходов в познавательной, художественно-эстетической, социальной сфере.
Тот факт, что креативность современных обучающихся начальной школы нуждается в целенаправленном развитии, довольно очевиден. Очевидна и актуальность внедрения интерактивных методов в образовательный процесс для развития креативности детей. Однако, несмотря на эти факты и декларируемую индивидуализацию школьного обучения, методы развития креативности в условиях школы остаются мало разработанными и нуждаются в более тщательном обосновании. Поэтому проблема развития креативности младших школьников с помощью интерактивных технологий является одной из наиболее актуальных.
Противоречие между:
- социальным заказом общества в развитии креативности детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методов и технологий ее развития в системе начального общего образования;
- между существующими подходами к развитию креативности и изменившимися задачами и содержанием начального общего образования;
- между возможностями использования интерактивных технологий, позволяющих обеспечить гибкость в развитии креативности детей младшего школьного возраста и отсутствием специальных разработок для его применения в образовательной программе начального общего образования.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой состоит в выявлении и актуализации возможностей интерактивных технологий, способствующих развитию креативности детей младшего школьного возраста на уровне начального общего образования.
Обозначенные противоречие и проблема обуславливают выбор темы исследования: «Интерактивные технологии развития креативности в младшем школьном возрасте».
Объект исследования: креативность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: интерактивные технологии развития креативности детей младшего школьного возраста, обучающихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике применяемые в начальной школе интерактивные технологии развития креативности младших школьников.
При выполнении исследования введено органические в использовании интерактивных технологий для развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения, т.к. предметное содержание данной дисциплины органично насыщено художественно- образным материалом.
Гипотеза исследования: эффективность развития креативности у детей младшего школьного возраста будет повышена, если строить образовательный процесс на основе интерактивных технологий на уроке:
- поддерживают предметное содержание дисциплины литературного чтения и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся;
- стимулируют у детей младшего школьного возраста вербальную и невербальную творческую активность и способность к преобразованию и развитию продуктивной деятельности;
- подобраны в соответствии с последовательно развивающимися этапами урока (мотивация; объявление темы и ожидаемых результатов; предоставление информации необходимой для продуктивной деятельности; интерактивные упражнения; подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. изучить понятия о творчестве и креативности, представленные в психолого-педагогической литературе;
2. проанализировать условия развития креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы;
3. раскрыть возможности интерактивных технологий для развития креативности младших школьников, обучающихся в начальной школе;
4. разработать и апробировать на практике применяемые в начальной школе интерактивные технологии развития креативности младших школьников;
5. обобщить результаты опытно-поисковой работы по развитию креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы с применением интерактивных технологий.
Сформулированные задачи определили методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, описание, сравнение, обобщение);
- эмпирические методы (тестирование, анализ документов, контент- анализ);
- методы обработки информации (ранжирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- психолого-педагогические труды по вопросам развития креативности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Т. В. Кудрявцев, Е. В. Митина С. А. Новоселов, И. А. Ободникова, Т. Ю. Хабарова);
- отечественные и зарубежные научные исследования по вопросам применения интерактивных технологий (Г. М. Коджаспирова, Н.С. Леонова, Р. Реванс, Т. М. Садыков, Н. И. Чернецкая, Р.С.Рафикова)
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Екатеринбурга.
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2016 по 2018 гг. в три этапа.
На первом этапе (2016-2017 гг.) - производился анализ психологической, педагогической, программно-методической литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности проблемы развития креативности детей младшего школьного возраста, анализировалось содержание начального общего образования в контексте развития креативности обучающихся начальной школы, выделены критерии креативности, описывались возможности интерактивных технологий для развития креативности младших школьников. Были сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, а также проектировался порядок выполнения опытно-поисковой работы, производился подбор и оформление методик диагностики креативности детей младшего школьного возраста.
На втором этапе исследования (2017-2018 гг.) проводился констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы. В процессе констатирующего этапа среди обучающихся третьего класса на основе выделенных критериев креативности была проведена педагогическая диагностика, которая способствовала выявлению особенностей развития креативности детей младшего школьного возраста. В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы проводилась проверка разработанного методическое обеспечение применения интерактивных технологий развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Была разработана и апробирована структура урока с применением интерактивных технологий, составлены и апробированы разработки уроков нацеленных на развитие креативности младших школьников с применением интерактивных технологий.
На третьем этапе (2018 г.) были подведены итоги опытно-поисковой работы. Проведена итоговая диагностика развития креативности детей младшего школьного возраста. Выполнен анализ эффективности используемого методическое обеспечение применения интерактивных технологий развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации. Основные результаты работы представлены в публикациях и на научно-практических конференциях.
Элементы новизны данного исследования состоят в том, что:
- уточнены критерии креативности применительно к особенностям развития детей младшего школьного возраста;
- определены сущность и специфика интерактивных технологий развития креативности младших школьников;
— составлен пакет диагностических методик, позволяющий проводить оценку развития креативности детей младшего школьного возраста;
— разработано методическое обеспечение применения интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научных основ развития креативности младших школьников на уроках в начальной школе: сущности, содержания, структуры и основных компонентов ее развития, возможностей уроков литературного чтения для развития креативности; в выявлении уровневых характеристик развития креативности у детей младшего школьного возраста; в теоретическом обосновании содержания и структуры уроков литературного чтения, на которых могут успешно применяться интерактивные технологии обучения для развития креативности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработаны уровневые характеристики развития креативности у детей младшего школьного возраста, которые основываются на выявлении в деятельности детей способности к нестандартному способу организации и осуществлению творческой деятельности с постановкой новых целей; элементов оригинальности в способах ее реализации в продуктивных работах; характера распределения ролей; обновления имеющегося опыта участия в индивидуальном и коллективном творчестве; процессуально-эвристического способа выполнения деятельности;
- содержательно разработана структура урока литературного чтения, которая позволяет поддерживать предметное содержание дисциплины и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся;
- разработано методическое сопровождение применения интерактивных технологий развития креативности детей младшего школьного возраста, которое может быть использовано в основных образовательных программах начального общего образования в рамках урока литературного чтения.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытно - экспериментальной работой.
На защиту выносятся следующие положения:
- младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для развития креативности и творческой активности личности, так как ребенок в этот возрастной период является активным и любознательным по своей природе, а среда может быть насыщена развивающими креативность факторами;
- педагогические задачи развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения включают два компонента: стимулирование вербальной и невербальной творческой активности детей младшего школьного возраста и развитие отдельных составляющих креативности детей младшего школьного возраста (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность образа, склонность к риску) как способности к преобразованию и развитию продуктивной деятельности;
- для эффективного развития креативности у детей младшего школьного возраста на материале дисциплины литературного чтения необходимо придерживаться следующей структуры интерактивного урока: 1 этап - мотивация; 2 этап - объявление темы и ожидаемых результатов; 3 этап - предоставление информации необходимой для продуктивной деятельности; 4 этап - интерактивные упражнения; 5 этап - подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке, в т.ч. подведение итогов, оценивание результатов урока, определение перспективы;
- на уроках литературного чтения необходимо применять приемы интерактивных технологий, которые поддерживают предметное содержание дисциплины литературного чтения и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 120 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации содержит 14 таблиц и 24 рисунка. В приложениях представлены материалы методического характера, связанные с отдельными положениями диссертации, а также тексты статей и тезисов, опубликованных автором по теме диссертации.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, и одна из линий данного стандарта - это развитие личности школьника и его творческих способностей, проявляющихся в деятельности. ФГОС НОО предполагает разнообразие форм обучения и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также применение средств, обеспечивающих рост творческого потенциала через обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [58].
Следуя задачам начального общего образования, обозначенным во ФГОС НОО, можно уверенно заключить, что обществу будущего требуются люди, которые способны мыслить не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, а умеющие создавать новые образы, - люди, обладающие таким качеством как креативность.
Изучением креативности как психолого-педагогической категории занимались многие отечественные и зарубежные ученые Н.В. Бибикова, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, С.А. Новоселов, Л.Д. Лебедева, Д. Симпсон, В.А. Сластенин, Э. Торранс, Д. Фелдман, С.М. Шурухт и др. Креативности детей младшего школьного возраста изучали Н.Г. Герасимова, В.Н. Дружинин, Ю.В. Корнилова, Е.В. Митина, Т.Ю. Хабарова и др.
Согласно исследованиям отечественных ученых креативность младших школьников развивается в процессе деятельности, которая носит творческий характер и ориентирует обучающихся в процессе познавательной деятельности находить новые решения проблем в нетипичных ситуациях. В настоящий момент в психолого-педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения для развития творческих способностей и креативности у детей. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, со-творческая деятельность, коллективные творческие дела, способствующие развитию креативности обучающихся начальной школы. Одними из возможных способов развития креативности младших школьников в образовательной деятельности являются интерактивные технологии, которые позволяют обеспечить ситуацию взаимодействия равных и тем самым создать комфортную ситуацию для проявления детьми творческих способностей.
Сущность интерактивных технологий раскрыта в работах Т.Ф. Башиной, Е.П. Ильина, Г. М. Коджаспировой, Н.С. Леоновой, В.А. Мазуриной, Ю.А. Толыпиной, Т.Ю. Хабаровой и др. Авторы указывают, что при применении интерактивных технологий на первый план выходит обеспечение педагогическими работниками таких образовательных условий, в которых приоритетом является активность обучающихся и возможность применения нестандартных подходов в познавательной, художественно-эстетической, социальной сфере.
Тот факт, что креативность современных обучающихся начальной школы нуждается в целенаправленном развитии, довольно очевиден. Очевидна и актуальность внедрения интерактивных методов в образовательный процесс для развития креативности детей. Однако, несмотря на эти факты и декларируемую индивидуализацию школьного обучения, методы развития креативности в условиях школы остаются мало разработанными и нуждаются в более тщательном обосновании. Поэтому проблема развития креативности младших школьников с помощью интерактивных технологий является одной из наиболее актуальных.
Противоречие между:
- социальным заказом общества в развитии креативности детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методов и технологий ее развития в системе начального общего образования;
- между существующими подходами к развитию креативности и изменившимися задачами и содержанием начального общего образования;
- между возможностями использования интерактивных технологий, позволяющих обеспечить гибкость в развитии креативности детей младшего школьного возраста и отсутствием специальных разработок для его применения в образовательной программе начального общего образования.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой состоит в выявлении и актуализации возможностей интерактивных технологий, способствующих развитию креативности детей младшего школьного возраста на уровне начального общего образования.
Обозначенные противоречие и проблема обуславливают выбор темы исследования: «Интерактивные технологии развития креативности в младшем школьном возрасте».
Объект исследования: креативность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: интерактивные технологии развития креативности детей младшего школьного возраста, обучающихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике применяемые в начальной школе интерактивные технологии развития креативности младших школьников.
При выполнении исследования введено органические в использовании интерактивных технологий для развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения, т.к. предметное содержание данной дисциплины органично насыщено художественно- образным материалом.
Гипотеза исследования: эффективность развития креативности у детей младшего школьного возраста будет повышена, если строить образовательный процесс на основе интерактивных технологий на уроке:
- поддерживают предметное содержание дисциплины литературного чтения и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся;
- стимулируют у детей младшего школьного возраста вербальную и невербальную творческую активность и способность к преобразованию и развитию продуктивной деятельности;
- подобраны в соответствии с последовательно развивающимися этапами урока (мотивация; объявление темы и ожидаемых результатов; предоставление информации необходимой для продуктивной деятельности; интерактивные упражнения; подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследования:
1. изучить понятия о творчестве и креативности, представленные в психолого-педагогической литературе;
2. проанализировать условия развития креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы;
3. раскрыть возможности интерактивных технологий для развития креативности младших школьников, обучающихся в начальной школе;
4. разработать и апробировать на практике применяемые в начальной школе интерактивные технологии развития креативности младших школьников;
5. обобщить результаты опытно-поисковой работы по развитию креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы с применением интерактивных технологий.
Сформулированные задачи определили методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, описание, сравнение, обобщение);
- эмпирические методы (тестирование, анализ документов, контент- анализ);
- методы обработки информации (ранжирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- психолого-педагогические труды по вопросам развития креативности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Т. В. Кудрявцев, Е. В. Митина С. А. Новоселов, И. А. Ободникова, Т. Ю. Хабарова);
- отечественные и зарубежные научные исследования по вопросам применения интерактивных технологий (Г. М. Коджаспирова, Н.С. Леонова, Р. Реванс, Т. М. Садыков, Н. И. Чернецкая, Р.С.Рафикова)
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Екатеринбурга.
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2016 по 2018 гг. в три этапа.
На первом этапе (2016-2017 гг.) - производился анализ психологической, педагогической, программно-методической литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности проблемы развития креативности детей младшего школьного возраста, анализировалось содержание начального общего образования в контексте развития креативности обучающихся начальной школы, выделены критерии креативности, описывались возможности интерактивных технологий для развития креативности младших школьников. Были сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, а также проектировался порядок выполнения опытно-поисковой работы, производился подбор и оформление методик диагностики креативности детей младшего школьного возраста.
На втором этапе исследования (2017-2018 гг.) проводился констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы. В процессе констатирующего этапа среди обучающихся третьего класса на основе выделенных критериев креативности была проведена педагогическая диагностика, которая способствовала выявлению особенностей развития креативности детей младшего школьного возраста. В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы проводилась проверка разработанного методическое обеспечение применения интерактивных технологий развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Была разработана и апробирована структура урока с применением интерактивных технологий, составлены и апробированы разработки уроков нацеленных на развитие креативности младших школьников с применением интерактивных технологий.
На третьем этапе (2018 г.) были подведены итоги опытно-поисковой работы. Проведена итоговая диагностика развития креативности детей младшего школьного возраста. Выполнен анализ эффективности используемого методическое обеспечение применения интерактивных технологий развития креативности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации. Основные результаты работы представлены в публикациях и на научно-практических конференциях.
Элементы новизны данного исследования состоят в том, что:
- уточнены критерии креативности применительно к особенностям развития детей младшего школьного возраста;
- определены сущность и специфика интерактивных технологий развития креативности младших школьников;
— составлен пакет диагностических методик, позволяющий проводить оценку развития креативности детей младшего школьного возраста;
— разработано методическое обеспечение применения интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научных основ развития креативности младших школьников на уроках в начальной школе: сущности, содержания, структуры и основных компонентов ее развития, возможностей уроков литературного чтения для развития креативности; в выявлении уровневых характеристик развития креативности у детей младшего школьного возраста; в теоретическом обосновании содержания и структуры уроков литературного чтения, на которых могут успешно применяться интерактивные технологии обучения для развития креативности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработаны уровневые характеристики развития креативности у детей младшего школьного возраста, которые основываются на выявлении в деятельности детей способности к нестандартному способу организации и осуществлению творческой деятельности с постановкой новых целей; элементов оригинальности в способах ее реализации в продуктивных работах; характера распределения ролей; обновления имеющегося опыта участия в индивидуальном и коллективном творчестве; процессуально-эвристического способа выполнения деятельности;
- содержательно разработана структура урока литературного чтения, которая позволяет поддерживать предметное содержание дисциплины и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся;
- разработано методическое сопровождение применения интерактивных технологий развития креативности детей младшего школьного возраста, которое может быть использовано в основных образовательных программах начального общего образования в рамках урока литературного чтения.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытно - экспериментальной работой.
На защиту выносятся следующие положения:
- младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для развития креативности и творческой активности личности, так как ребенок в этот возрастной период является активным и любознательным по своей природе, а среда может быть насыщена развивающими креативность факторами;
- педагогические задачи развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения включают два компонента: стимулирование вербальной и невербальной творческой активности детей младшего школьного возраста и развитие отдельных составляющих креативности детей младшего школьного возраста (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность образа, склонность к риску) как способности к преобразованию и развитию продуктивной деятельности;
- для эффективного развития креативности у детей младшего школьного возраста на материале дисциплины литературного чтения необходимо придерживаться следующей структуры интерактивного урока: 1 этап - мотивация; 2 этап - объявление темы и ожидаемых результатов; 3 этап - предоставление информации необходимой для продуктивной деятельности; 4 этап - интерактивные упражнения; 5 этап - подведение итогов и рефлексия деятельности на уроке, в т.ч. подведение итогов, оценивание результатов урока, определение перспективы;
- на уроках литературного чтения необходимо применять приемы интерактивных технологий, которые поддерживают предметное содержание дисциплины литературного чтения и одновременно позволяют организовать творческий процесс во взаимодействии обучающихся.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 120 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации содержит 14 таблиц и 24 рисунка. В приложениях представлены материалы методического характера, связанные с отдельными положениями диссертации, а также тексты статей и тезисов, опубликованных автором по теме диссертации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в настоящее время развитие креативности младших школьников является актуальной проблемой. Одним из способов является применение интерактивных технологий в образовательном процессе.
Решая в ходе исследования поставленные задачи, было определено, что: понятие «творчество» предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат специфическим образом организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности. Понятие «креативность» более ориентировано на личность, являясь условием творческого саморазвития личности, а также существенным резервом ее самоактуализации, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Структура креативности может быть представлена компонентами, выступающими одновременно этапами развития способности к творчеству младших школьников, а также важной характеристикой является соблюдение условий развития креативности личности.
Реализуя вторую задачу, мы выяснили, что педагогические возможности развития креативности в младшем школьном возрасте основываются на программах начального общего образования, используемых заданиях, направленных на развитие креативности данной категории детей. Проанализировав программы начального общего образования «Школа России», «Гармония», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100» и др. был сделан вывод, что в большинстве программ уделяется недостаточное внимание развитию творческого потенциала и креативности обучающихся. Изучив учебно-методический комплекс программы «Школа России», мы определили, что не во всех учебных дисциплинах содержатся задания, способствующие развитию креативности. Они реализуются на уроках математики, русского языка, окружающего мира, но недостаточно реализуются на уроках литературного чтения.
При реализации третьей задачи исследования было выявлено, что целевые ориентиры начального общего образования требуют формирования и развития креативности младших школьников. Одним из способов развития креативности являются интерактивные технологии, которые представляют собой специальную форму организации деятельности обучающихся, которая имеет определенную цель - создать комфортные условия для обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную способность, возможность творческого проявления. Развитие креативности младших школьников через интерактивные технологии осуществляются через интерактивную лекцию, работу в парах, работу в микрогруппах, тренинговые занятия и т.д., а также с помощью следующих методов: эвристическая беседа, кейс-метод, тренинги, дискуссии, проекты.
При реализации четвертой задачи, мы выяснили следующее: по результатам диагностик можно сделать вывод, что большинство обучающихся третьего класса имеют средний уровень развития креативности, наименее выражен высокий уровень. Также у дутей больше развито невербальное воображение, чем невербальное, как подвид показателя креативности. Оценка родителями (законными представителями) креативности и потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста демонстрирует преобладание среднего уровня развития, на втором месте низкий уровень. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития креативности детей младшего школьного возраста.
Реализация пятой задачи продемонстрировала, что интерактивные технологии развития креативности младших школьников были применены на уроках литературного чтения среди обучающихся третьего класса. Работа осуществляется в течение учебного года в соответствии с учебно-тематическим планом по данному предмету. Для реализации были применены следующие приемы, методы, средства: игра «Словесные ассоциации», интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности обучающихся, ролевые игры на основе литературных произведений, проектная деятельность, иллюстрирование произведений и составление иллюстрированных книг, издание комиксов, работа с деформированным текстом, написание рассказов и сказок. Итоговым мероприятием по курсу является создание сказки и ее постановка.
Шестая задача указала, что сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов диагностики свидетельствуют о положительной динамике по итогам проделанной работы по применению на уроках интерактивных технологий по развитию креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Следовательно, предложенная работа позволила повысить уровень вербального и невербального проявления креативности и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Также можно наблюдать повышение интереса к творческой деятельности, познавательной активности обучающихся.
Решая в ходе исследования поставленные задачи, было определено, что: понятие «творчество» предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат специфическим образом организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности. Понятие «креативность» более ориентировано на личность, являясь условием творческого саморазвития личности, а также существенным резервом ее самоактуализации, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Структура креативности может быть представлена компонентами, выступающими одновременно этапами развития способности к творчеству младших школьников, а также важной характеристикой является соблюдение условий развития креативности личности.
Реализуя вторую задачу, мы выяснили, что педагогические возможности развития креативности в младшем школьном возрасте основываются на программах начального общего образования, используемых заданиях, направленных на развитие креативности данной категории детей. Проанализировав программы начального общего образования «Школа России», «Гармония», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100» и др. был сделан вывод, что в большинстве программ уделяется недостаточное внимание развитию творческого потенциала и креативности обучающихся. Изучив учебно-методический комплекс программы «Школа России», мы определили, что не во всех учебных дисциплинах содержатся задания, способствующие развитию креативности. Они реализуются на уроках математики, русского языка, окружающего мира, но недостаточно реализуются на уроках литературного чтения.
При реализации третьей задачи исследования было выявлено, что целевые ориентиры начального общего образования требуют формирования и развития креативности младших школьников. Одним из способов развития креативности являются интерактивные технологии, которые представляют собой специальную форму организации деятельности обучающихся, которая имеет определенную цель - создать комфортные условия для обучения, при которых каждый ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную способность, возможность творческого проявления. Развитие креативности младших школьников через интерактивные технологии осуществляются через интерактивную лекцию, работу в парах, работу в микрогруппах, тренинговые занятия и т.д., а также с помощью следующих методов: эвристическая беседа, кейс-метод, тренинги, дискуссии, проекты.
При реализации четвертой задачи, мы выяснили следующее: по результатам диагностик можно сделать вывод, что большинство обучающихся третьего класса имеют средний уровень развития креативности, наименее выражен высокий уровень. Также у дутей больше развито невербальное воображение, чем невербальное, как подвид показателя креативности. Оценка родителями (законными представителями) креативности и потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста демонстрирует преобладание среднего уровня развития, на втором месте низкий уровень. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития креативности детей младшего школьного возраста.
Реализация пятой задачи продемонстрировала, что интерактивные технологии развития креативности младших школьников были применены на уроках литературного чтения среди обучающихся третьего класса. Работа осуществляется в течение учебного года в соответствии с учебно-тематическим планом по данному предмету. Для реализации были применены следующие приемы, методы, средства: игра «Словесные ассоциации», интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности обучающихся, ролевые игры на основе литературных произведений, проектная деятельность, иллюстрирование произведений и составление иллюстрированных книг, издание комиксов, работа с деформированным текстом, написание рассказов и сказок. Итоговым мероприятием по курсу является создание сказки и ее постановка.
Шестая задача указала, что сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов диагностики свидетельствуют о положительной динамике по итогам проделанной работы по применению на уроках интерактивных технологий по развитию креативности младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Следовательно, предложенная работа позволила повысить уровень вербального и невербального проявления креативности и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Также можно наблюдать повышение интереса к творческой деятельности, познавательной активности обучающихся.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе реализации музейных программ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ХЭНДМЕЙД» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у младших школьников через проектную деятельность
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Арт-технологии как средство развития коммуникативной
компетенции младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2024



