ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 13
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся как
педагогическая проблема 13
1.2. Методологические подходы развития эмоциональной отзывчивости
обучающихся 19
1.3. Педагогические условия реализации учебного курса «Основы
православной культуры» 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 37
2.1. Констатирующий этап по выявлению начального уровня
эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса 36
2.2. Реализация педагогических условий развития эмоциональной
отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса «Основы православной культуры» 44
2.3. Проверка эффективности работы по развитию у обучающихся эмоциональной отзывчивости 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Общество на современном этапе развития представляет собой огромную структуру взаимодействия и развития человека. Наряду с техническим прогрессом все чаще можно увидеть статистические данные о повышении агрессии в СМИ. Потеря духовно-нравственных ориентиров приводит к тяжелым последствиям, за последние несколько лет мы столкнулись с тяжелейшими случаями терактов среди молодежи в Керчи, Улан-Уде, Перми.
В различных сферах современно жизни все больше поднимается вопрос формирования и развития эмоционального интеллекта, способности распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект определяет большой спектр эмоций, но ключевою роль при его формировании играет эмоциональная отзывчивость как личностное качество, основанное на эмпатии, способности осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) [35] актуализируется развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания у обучающихся, а в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, указывает на особенности воспитательного современного идеала, как нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В современном образовании также большую роль отводят достижению личностных результатов школьника, а эмоциональное развитие, заложено в ряд образовательных областей ФГОС НОО, таких как «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ), в частности учебного курса «Основы православной культуры» (далее ОПК), «Искусство» и др. Учителя, методисты отмечают высокий воспитательный потенциал курса ОРКСЭ в формировании эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста.
В данном исследовании, эмоциональная отзывчивость рассматривается, как нравственное качество, это реакция на состояние другого человека, а также проявление действенного эмоционального отношения к близким и ближним, включающее и нравственные чувства, такие как, сопереживание и сочувствие. Проявление эмоциональной отзывчивости, особенно необходимо внутри детского коллектива. Источником развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса являются художественные произведения живописи, литературы, музыки, которые становятся средством воспитания «Человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков).
Несмотря на имеющийся опыт формирования личностных результатов в урочной и внеунеурочной деятельности школы, все-таки необходимо отметить, недостаточность целостности и системности процессе развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся. В современной образовательной теории и практике идет поиск форм и методов для решения задач в области духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Темой развития эмоциональной отзывчивости занимались многие отечественные ученые А.А. Бодалёв, Е.Н. Бородина, Л.С. Выготский, Т.Ф. Ефремова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, П.Ф. Каптерев, С.А. Курносова, Т.М. Палий, Л.В. Ясинских и др. Однако, не смотря на значительный интерес исследователей и педагогов к теме эмоциональной отзывчивости у обучающихся, наблюдается недостаточное количество методических материалов по данной теме.
Таким образом, анализ литературы по данной теме выявил ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между наличием социального заказа на оснвоспитание у современного обучающегося эмоциональной отзывчивости, как нравственного качества и недостаточной готовностью образовательных организаций к реализации этого процесса;
- на научно-педагогическом уровне - между признанием значимости воспитания у обучающихся эмоциональной отзывчивости в части формирования личностных результатов при изучении курса ОПК и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к обучающимся 4-го класса;
- на научно-методическом уровне - между востребованностью воспитательного потенциала курса ОПК в развитии эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике изучения данного курса в школе.
Из выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая из определения эффективных методов воспитания эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса в рамках изучения курса ОПК.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК.
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и реализовать в опытно-поисковой работе педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4 -го класса при изучении курса ОПК будет эффективным, если:
- применить культурологический и системно-деятельностный подходы в организации учебных занятий по модулю ОПК, который позволит обучающимся проявлять эмоциональную отзывчивость;
- выявить, обосновать и реализовать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса;
- разработать и реализовать комплекс методов и дидактических заданий по темам курса с применением современных педагогических технологий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса, как педагогическую проблему.
2. Проанализировать и раскрыть воспитательные возможности курса ОПК.
3. Теоретически обосновать методологические подходы к организации процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК.
4. Подобрать диагностические методики, организовать и провести диагностику развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, оценить эффективность проведенной работы.
5. Выявить, обосновать и реализовать на практике педагогические условия процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4¬го класса при изучении курса ОПК.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-исторической психологии, фундаментальные представления о человеке как целостном природном и общественном существе (А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, Т.Ф. Ефремова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.);
- культурологический подход (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович);
- теоретическая интерпретация понятия «эмоциональная отзывчивость» в работах психологов и педагогов (Е.Н. Бородина, П.Ф. Каптерев, С.А. Курносова, Т.М. Палий, Л.В. Ясинских);
- теоретические положения о развитии эмоциональной отзывчивости ребенка (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, и др.);
- ценностно-смысловое и культурологическое основания воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова);
- воспитание эстетически направленной личности (Е.Н. Бородина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, и др.).
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ и изучение нормативно-правовых документов, социологической, психолого-педагогической литературы, учебных программ, методических рекомендаций и учебно-методических пособий, а также метод проектирования;
- эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение; опросные методы - тестирование, анкетирование; методы статистической обработки результатов опытно-поисковой работы, анализ и оценка работ обучающихся.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Арамиль Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 30 обучающихся в возрасте 10-11 лет, контрольная группа (17 чел.) - участники курса «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк, экспериментальная группа (13 чел.) - участники курса ОПК.
Этапы исследования:
На первом этапе (2016-2017 гг.) заключалась в выборе темы исследования, обосновании центральных идей, выявление цели исследования и конкретных задач. Были изучены теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся, рассмотрена специализированная педагогическая литература, обоснована актуальность исследования, ее практическая значимости. В результате было сформирована теоретическая и методологическая база.
На втором этапе (2017-2018 гг.) была уточнена тема, выдвинута гипотеза и определены основные задачи исследования. Кроме того, были определены основные педагогические технологии для разработки учебных заданий для реализации опытно-поискового исследования, сформулированы основные критерии и показатели развитости эмоциональной отзывчивости обучающихся.
На третьем этапе (2018 г.) проведен анализ полученных результатов, систематизация материалов, уточнение теоретических положений, оформление выпускной квалифицированной работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями с учетом проблематики и темы; использованием достижений психолого-педагогической науки; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования; соответствием логики проведения исследования его цели, задачам и предмету; проведенной опытно-поисковой работой и полученными положительными результатами.
Научная новизна исследования:
1) Обоснован культурологический и системно-деятельностный подход обеспечивающий развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4- класса в процессе изучения курса ОПК;
2) Выявлены, обоснованы и реализованы на практике педагогические
условия: организационные, психолого-педагогические, дидактические процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК, описывающие методы и приемы, дидактические задания на уроках, алгоритм воспитательного процесса, инструментарий для педагогической диагностики.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено определение понятий «эмоциональная отзывчивость», «развитие эмоциональной отзывчивости», выявлены основные характеристики данных понятий с учетом младшего школьного возраста.
- проанализирован воспитательный потенциал курса ОПК в части формирования личностных результатов, обучающихся 4-го класса.
Практическая значимость исследования:
Внедрен в практику изучения курса ОПК комплекс методов и дидактических заданий, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости как одного из ведущих критериев формирования личностных результатов, обучающихся 4-го класса.
Апробация материалов исследования проводилась путем публикаций по исследуемой теме, выступлений с докладами на семинарах и обсуждения материалов исследования в рамках научно-практических конференций, материалы исследования были представлены на методических конкурсах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная отзывчивость понимается нами как личностное системное образование, включающее в себя эмоционально - оценочные суждение к ситуациям и явлениям, имеющее инстинктивную и физиологическую основу и приводящее к накоплению индивидуального эмоционального опыта (С.А. Курносова).
2. Развитие эмоциональной отзывчивости представлено в работе как педагогический процесс, имеющей сложную структуру и динамический характер, в основе которого находится эмоциональный опыт ребенка, выражающийся в способности к распознаванию, пониманию и выражению эмоций в соответствии с ситуацией и социокультурными нормами в быту, эстетических явлениях и искусстве, умении дифференцировать их с помощью взрослого, первоначальное оценивание и регулирование своих эмоциональных состояний, чувствование себя и других людей как индивидуальностей (Н.А. Розова).
3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-класса:
Первая группа - организационные условия (В.А. Беликов, Е.Н. Бородина, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), включающие нормативно-правовую базу; совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса) организованного для эффективной организации развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК; понимание и признание общественностью, учительством, родителями сущности, особенностей, противоречий процессов духовно-нравственного воспитания и эмоционального развития обучающихся в процессе изучения курса «ОПК»; вариативность изложения учебного материала; поиск новых методов, форм, средств способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у обучающихся.
Вторая группа - психолого-педагогические условия (А.О. Малыхин, А.В. Лысенко, С.Т. Погорелов, Н.В. Журавская и др.), это учет психолого-педагогических особенностей эмоционального развития обучающихся 4-го класса при постановке воспитательных задач; смыслосозидающего потенциала духовно-нравственных ценностей в развитии эмоциональной и ценностно-смысловой сферы личности обучающегося; нравственная установка, культурный, духовный и нравственный уровень, квалификация, психологические особенности, компетентность, образованность, мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике; личностная нравственная установка обучающихся; понимание значимости и принятие обучающимися задач развития в себе эмоциональной отзывчивости, как нравственного качества; взаимодействие учителя, родителя и обучающихся, обучающихся между собой и других субъектов образовательного процесса.
Третья группа - дидактические условия (Е.Н. Бородина, Л.В. Ясинских, М.В. Рутковская, А.В. Лысенко и др.) включают в себя: разработку методического сопровождения процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса (дополнительные дидактические задания, используемые на уроках по курсу ОПК, методы художественной педагогики, вариативность форм организации взаимодействия обучающихся между собой на уроке).
4. Проведена опытно поисковая работа с учетом выявленных и
реализованных педагогических условий, разработан комплекс заданий и методическое сопровождение процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающих 4-го класса при изучении курса ОПК, обеспечивший положительный результат в развитии показателей эмоциональной отзывчивости.
5. При анализе полученных данных, были отмечены более высокие показатели в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа по эмоциональному развитию, чем в контрольной группе, где данная работа отсутствовала. По всем показателям развитости эмоциональной отзывчивости при анализе результатов повторной диагностики наблюдалась положительная динамика, высокий уровень увеличился на 18%, а низкий сократился на 21% в экспериментальной группе.
6. По итогам опытно-поисковой работы выдвинутая гипотеза была подтверждена, развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4 -го класса при изучении курса ОПК эффективно, если:
- применить культурологический и системно-деятельностный подходы в организации учебных занятий по модулю ОПК, который позволит обучающимся проявлять эмоциональную отзывчивость;
- выявить, обосновать и реализовать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса;
- разработать и реализовать комплекс методов и дидактических заданий по темам курса с применением современных педагогических технологий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса.
Структура магистерского исследования состоит введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Запорожец, А.Н., С.А. Курносова, Е.А. Ермолинская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Г. Куприна, В.С.Мухина, Г.А. Урунтаева, А.А. Бодалёв, А.В. Леонтьев, А.В. Петровский, Е.Н. Бородина, Т.М. Палий, Л.В. Ясинских, Т.С. Комарова И.А. Лыкова, и др., а также опытно-поисковое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Эмоциональная отзывчивость - это личностное системное образование, включающее в себя эмоционально - оценочные суждение к ситуациям и явлениям, имеющее инстинктивную и физиологическую основу и приводящее к накоплению индивидуального эмоционального опыта (по С.А. Курносовой).
2. Развитие эмоциональной отзывчивости - педагогический процесс, имеющей сложную структуру и динамический характер, в основе которого находится эмоциональный опыт ребенка, выражающийся в способности к распознаванию, пониманию и выражению эмоций в соответствии с ситуацией и социокультурными нормами в быту, эстетических явлениях и искусстве, умении дифференцировать их с помощью взрослого, первоначальное оценивание и регулирование своих эмоциональных состояний, чувствование себя и других людей как индивидуальностей (по Н.А. Розовой).
3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-класса:
Первая группа - организационные условия (В.А. Беликов, Е.Н. Бородина, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), включающие нормативно-правовую базу; совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса) организованного для эффективной организации развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса при изучении курса ОПК; понимание и признание общественностью, учительством, родителями сущности, особенностей, противоречий процессов духовно-нравственного воспитания и эмоционального развития обучающихся в процессе изучения курса «ОПК»; вариативность изложения учебного материала; поиск новых методов, форм, средств способствующих развитию эмоциональной отзывчивости у обучающихся.
Вторая группа - психолого-педагогические условия (А.О. Малыхин, А.В. Лысенко, С.Т. Погорелов, Н.В. Журавская и др.), это учет психолого-педагогических особенностей эмоционального развития обучающихся 4-го класса при постановке воспитательных задач; смыслосозидающего потенциала духовно-нравственных ценностей в развитии эмоциональной и ценностно-смысловой сферы личности обучающегося; нравственная установка, культурный, духовный и нравственный уровень, квалификация, психологические особенности, компетентность, образованность, мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике; личностная нравственная установка обучающихся; понимание значимости и принятие обучающимися задач развития в себе эмоциональной отзывчивости, как нравственного качества; взаимодействие учителя, родителя и обучающихся, обучающихся между собой и других субъектов образовательного процесса.
Третья группа - дидактические условия (Е.Н. Бородина, Л.В. Ясинских, М.В. Рутковская, А.В. Лысенко и др.) включают в себя: разработку методического сопровождения процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса (дополнительные дидактические задания, используемые на уроках по курсу ОПК, методы художественной педагогики, вариативность форм организации взаимодействия обучающихся между собой на уроке).
4. Проведена опытно поисковая работа с учетом выявленных и реализованных педагогических условий, разработан комплекс заданий и методическое сопровождение процесса развития эмоциональной отзывчивости у обучающих 4-го класса при изучении курса ОПК, обеспечивший положительный результат в развитии показателей эмоциональной отзывчивости.
5. При анализе полученных данных, были отмечены более высокие показатели в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа по эмоциональному развитию, чем в контрольной группе, где данная работа отсутствовала. По всем показателям развитости эмоциональной отзывчивости при анализе результатов повторной диагностики наблюдалась положительная динамика, высокий уровень увеличился на 18%, а низкий сократился на 21% в экспериментальной группе.
6. По итогам опытно-поисковой работы выдвинутая гипотеза была подтверждена, развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4 -го класса при изучении курса ОПК эффективно, если:
- применить культурологический и системно-деятельностный подходы в организации учебных занятий по модулю ОПК, который позволит обучающимся проявлять эмоциональную отзывчивость;
- выявить, обосновать и реализовать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса;
- разработать и реализовать комплекс методов и дидактических заданий по темам курса с применением современных педагогических технологий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 4-го класса.
1. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27 -29.
2. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- пресс», 2014. — 172 -177с.
3. Бордовская, Н. В Психология и педагогика [Текст] : Учебник для вузов. Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. : Питер, 2011. — 624 с.
4. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности : монография [Текст] / Е. Н.Бородина ФГБОУ ВПО «УрГПУ» — Екатеринбург, 2015.-192 с.
5. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение [Текст] / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1989. — 144 с.
6. Вербовская В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и
структура понятия [Электронный ресурс] // Научные статьи, научные журналы. URL: http:ZZcyberleninka.ru/journalZn/vestnik-nizhnevartovskogo-
gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: октябрь 2016).
7. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова — М. : МГУ, 2006. - с. 89 - 91.
8. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для
прак. работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — 3-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2007. - 160 с. — (Библиотека психолога
образования).
9. Додонов, Б. И. В мире эмоций [Текст] / Б. И Додонов. — Киев : Политиздат Украины, 1987. — 140с.
10. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. — М. : Просвещение, 2000.- в 2 т.- 1209 с. — (Б-ка словарей рус. яз).
11. Запорожец, А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст] / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. — М. : Педагогика, 2006. - С. 112-115.
12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства - 2е издание[Текст] // Психология эмоций. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. — 172 -177с.
13. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред.
А. М. Арсеньева [Электронный ресурс] — М., 1987. URL:
http: elib/gnpbu.r/text/kapterev izbrannye-pedagodicheskie-sochineniya
1982/go,10;fs,0/ (дата обращения 19.05.2017).
14. Куприна, Н. Г. Теория и практика работы с одаренными детьми:
полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста [Текст] : монографии / Институт развития образования
Свердловской области. — Екатеринбург, 2012. — 175с.
15. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания
личности гражданина [Электронный ресурс] //
http://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата
обращения 18.07.2018).
16. Курносова, С. А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект [Текст] / С.А. Курносова // Журнал Вестник. — 2007. - №1. - С. 56-62.
17. Леонтьев, А. И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций [Текст]. — М. : Просвещение 1971. — 56 с.
18. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / Науч.- исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. / М. И. Лисина — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.
19. Логинова Т.В. Курс ОРКСЭ как основа религиозного компонента
школьного образования на современном этапе исторического развития [Электронный ресурс] URL cyberleninka.ru :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kurs-orkse-kak-osnova-religioznogo-komponenta- shkolnogo-obrazovaniya-na-sovremennom-istoricheskom-etape(дата обращения 18.07.2018).
20. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте//Социальный интеллект. Теория измерения. Исследования [Текст] //Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина, М. : ТЦ Сфера, 2004 — 38с.
21. Микляева, Н. В. Социально — эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / Н. В. Микляева. — М. : ТЦ Сфера, 2013.160 с.
22. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] :Учеб. для студентов пед. ин-тов. / В.С. Мухина — М. : Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352с.
23. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В. С. Мухина. — М. : Педагогика. — 1981 — 240 с.
24. Неверович, Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей школьного возраста [Текст] / Я. 3. Неверович. — М. : Педагогика — 1986. — 249 с.
25. Нестерова И. А. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru URL: http:ZZodiplom.ruZlab/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi- deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 12.05.2017).
26. Ольшанникова, А. Е. Опыт исследования некоторых
индивидуальных характеристик эмоциональности [Текст] / А.Е.,
Ольшанникова, Л.А Рабинович // Журнал Вопросы психологии. 1974. № 3.
27. Петровский, А. В Общая психология [Текст] : А. В. Петровский, М. Г Ярошевский / Издательский центр «Академия» : Высшая школа , 2001. — 512 с.
28. Погорелов С. Т. Воспитательная миссия общеобразовательной школы в современном социуме [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России.- 2010.- №3. URL: http// суЬеЛешпка/ш/агйск/п/ (дата обращения 21.06.2018).
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного начального общего образования» [Электронный ресурс] // URL: mlnobr.gov- murman.ru(дата обращения 10.07.2018).
30. Розова И.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников [Текст]: автореф. дис. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников д-ра педагогических наук И.Н. Розовой / И.Н. Розова : Калужск. гос . ун-т - Калуга, 2015 — 92 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 174 с.
32. Словарь практического психолога Головин С. Ю. [Электронный
ресурс] — 1998 г. А.К. Луковцева ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ курс лекций URL:
http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl2
4. shtm (дата обращения 15.04.2017
33. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : Практикум / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005., с. 72
34. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] /Б. М. Теплов. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 174 с.
35. Толковый словарь русского языка. [Текст] : Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. — М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. — 848 с.
36. Урунтаева, Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской
психологии: Пособие для студентов педагогических институтов,
обучающихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М. : Просвещение: Владос, 1995.
— 291 с.
37. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учеб. пособие для обучающихся средних пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева — М. : Просвещение, 1997. — 268 с.
38. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html(дата обращения 26.11.2017)
39. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д. И Фельдштейн — М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2012. — 512с.
40. Эриксон, Эрик Г. Детство и общество [Текст] / Эрик Г. Эриксон.
— СПб : Ленато; Аст; Университетская книга, 1996. — 592 с.
41. Якобсон, П. М. Психология чувств [Текст] / П. М Якобсон — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 384с.
42. Ясинских Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ [Электронный ресурс] автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / Л. В. Ясинских ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ» — Екатеринбург — 2005. — 202 с.// URL:. http: //dlib.rsl.ru/viewer/01003251720#?page=1(дата обращения 15.06.2017).