Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1 Категория самооценки в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Особенности самооценки в дошкольном возрасте 16
1.3. Факторы и условия формирования самооценки у дошкольников 24
1.4. Детско-родительские отношения как детерминанта развития
самооценки дошкольника 35
Вывод по первой главе 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Детско-родительские отношения у современных родителей
дошкольников 55
2.3. Различия самооценки у дошкольников при разных типах детско-
родительских отношений 62
Вывод по второй главе 67
Заключение 70
Список литературы 77
Приложения 83
Приложение А 83
Приложение Б 85
Приложение В 86
Актуальность. Семья - первая ступень развития в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Ведущие зарубежные авторы, такие как А. Барнс, О. Бах, К. Витакер, супруги Кноблох, С. Кратохвил, С. Ледер, К. Хааланд, К. Шнайдер и другие, рассматривают семью как важнейший фактор в развитии личности ребенка. Увеличение количества детей, в той или иной степени испытывающих устойчивое эмоциональное неблагополучие, не может не вызывать тревогу. На 100 000 детей в 2016 г. большую часть болезней, связанных с нервной системой приходится 3757 детей, а в 2000 году этот показатель составлял 2731 человек. Идет процесс активного изменения в воспитательных традициях и установках родителей, занятых в большей мере материальным обеспечением семьи. По данным статистики РФ уровень занятости женщин (в возрасте 20-49 лет), имеющих детей дошкольного возраста на 2016 год составляет 77,6 %. При следующем анализе информации по данному вопросу мы убедились, что данная тема является актуальной для решения теоретических и практических задач психологии.
Исследования отечественных ученых А.Я. Варги, А.И. Захарова, А.Е. Личко, А.К. Мягер, В.К. Смирнова, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого детско-родительских отношений подтверждают, что основным универсальным показателем того, как родительское отношение отражается на развитии и формировании личности ребёнка, является способ обращения, тип поведения родителей с детьми. Одну из важнейших ролей играют личностно-эмоциональные особенности родителей. Соответственно на характер детско-родительских отношений оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов.
Вышеперечисленные зарубежные и отечественные авторы, исследующие проблемы детско-родительских отношений, выделяют два базовых компонента родительских установок - эмоциональный и инструментальный (контроль и требования). Многие исследователи отмечают, что эмоциональное отношение к детям является одним из самых основных, потому что эмоциональная сторона детско-родительских отношений определяет благополучное психическое развитие детей. Для эмоционального принятия характерно принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, уважительное отношение к его индивидуальным качествам, поддержка идей и планов, совместное времяпрепровождение. Эмоциональное отвержение характеризуется видением ребенка с негативной стороны, снижением эмоциональной включенности в воспитание, нечувствительностью к актуальным потребностям ребенка. Из всего вышеперечисленного мы видим, что родительское отношение к детям реализуется именно через воспитательный процесс и способы межличностных коммуникаций.
Наряду с этим у ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка, которая оказывает существенное влияние на общее развитие личности человека. В настоящее время ярко выражается влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты. Дошкольный возраст - начальный этап осознания ребенком самого себя. Поэтому важно в этот период заложить фундамент развития адекватной самооценки. В дальнейшем это ребенку поможет правильно оценить себя, свои силы и в соответствии с ними самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
В научной литературе самооценке уделено большое внимание исследователей. Проблему развития самооценки, изучили в своих работах среди зарубежных авторов это Н. Бранден, K. Герген, А. Грег, M. Кернис, Дж. Крокер, Д. Кэмпбелл, К. Мрук, С. Хартер, Н. Эмлер, и др.; среди отечественных - Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, И.С. Кона, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, И.И. Чеснокова и др.. Несмотря на большой объем информации, особенности самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не совсем достаточно.
Детско-родительские отношения - это такой компонент, который оказывает влияние на все сферы развития личности ребенка: эмоциональную, коммуникативную, познавательную, а особенно на развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, взаимодействие ребенка с родителями - это самый первый опыт взаимодействия с окружающим миром, который формирует определенные модели поведения как со взрослыми людьми, так и со сверстниками.
Проблема исследования: формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста при типовых особенностях родительского воспитания.
Цель: выявить особенности самооценки у старших дошкольников при разных типах детско-родительских отношений.
Объект: самооценка ребенка-дошкольника.
Предмет исследования: специфика самооценки ребенка дошкольника при разных типах детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: существуют различия в самооценочных суждениях у старших дошкольников при разных типах детско-родительских отношениях, а именно, при негармоничных типах воспитания самооценка дошкольника характеризуется как неадекватная. Неоптимальные типы воспитания могут влечь за собой формирование неадекватной самооценки у старших дошкольников.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы самооценки в отечественной и зарубежной психологии.
2. На теоретическом уровне выявить и описать особенности самооценки в дошкольном возрасте.
3. Детско-родительские отношения как детерминанта развития самооценки дошкольника.
4. Выявить представленность типов детско-родительских отношений у современных родителей дошкольников.
5. На эмпирическом уровне выявить и описать различия самооценки у дошкольников при разных типах детско-родительских отношений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали: теоретические, организационные, эмпирические методы (методика «Лесенка» автор В.Г. Щур; методика «Автопортрет» интерпретация Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), консультирование, беседу, методы обработки данных и интерпретационные методы, а также методы математической статистики обработки данных Н- критерий Крускала-Уоллиса.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена работами, посвященными изучению дошкольного возраста и развитию личности в дошкольном возрасте (В.В. Абраменко, Н. Авдеева, Н.Е. Анкудинова, Л.И. Божович, В.Н. Белкина, Е.Н. Васина, Т.В. Гармаева, В.В. Давыдов, Я.П. Коломинский, И.С. Кон, М.И. Лисина А.Т., Репина Е.О. Смирнова и др.). Работы в области самосознания и развития самооценки (А.В. Захарова, Е.А. Маслова, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др.). Изучение семейных отношений и особенности родительства (Т.В. Архиреева, А.А. Бодалев, С.В. Воликова, В.Н. Дружинин, Д.В. Зайцев, О.А. Карабанова, Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Также, мы использовали работы таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, Р.В. Овчарова, К.Н. Поливанова, Е.И. Рогов, Л.И. Уманец, Г.А. Урунтаева, Е.Б. Фанталова и Е.Б. Черная.
Научная новизна заключается в следующем: уточнены характеристики понятия «самооценка»; выявлены и обоснованы функции самооценки старших дошкольников; определен и обоснован необходимый комплекс психолого-педагогических условий формирования самооценки старших дошкольников, обеспечивающий эффективное взаимодействие ребенка в семье.
Практическая значимость состоит в том, что подобранный в процессе исследования комплекс методик диагностики самооценки и детско- родительских отношений может быть использован в работе психолога детского учреждения, в педагогическом консультировании. Составленная система психодиагностических методик может успешно применяться психологами, воспитателями, студентами с целью, оценки определения уровня самооценки дошкольников при разных типах детско-родительских отношений.
Структура работы включает: введение, первая (теоретическая) глава, вторая (эмпирическая) глава, заключение, список литературы, приложения.
В списке литературы представлен 61 источник по теме исследования, в том числе 1 на иностранном языке, а также 2 источника электронного ресурса.
В приложении представлена таблица сырых баллов по методикам АСВ, «Лесенка», «Автопортрет». Работа иллюстрирована 6 рисунками, 6 таблицами. Объем курсового исследования составил 76 страниц. Объем приложений - 5 страниц.
Целью нашего исследование было выявить особенности самооценки у старших дошкольников при разных типах детско-родительских отношений. Для этого мы провели теоретический анализ проблемы самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Теоретико-методологическую основу анализа составили работы, посвященные изучению дошкольного возраста и развитию личности в дошкольном возрасте (В.В. Абраменко, Н. Авдеева, Н.Е. Анкудинова, Л.И. Божович, В.Н. Белкина, Е.Н. Васина, Т.В. Гармаева, В.В. Давыдов, Я.П. Коломинский, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.Т. Репина, Е.О. Смирнова). Работы в области самосознания и развития самооценки (А.В. Захарова, Е.А. Маслова, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова). Изучение семейных отношений и особенности родительства (Т.В. Архиреева, А.А. Бодалев, С.В. Воликова, В.Н. Дружинин, Д.В. Зайцев, О.А. Карабанова, Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер). Также, мы использовали работы таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, Р.В. Овчарова, К.Н. Поливанова, Е.И. Рогов, Л.И. Уманец, Г.А. Урунтаева, Е.Б. Фанталова и Е.Б. Черная.
Мы предположили, что существуют различия в самооценочных суждениях у старших дошкольников при разных типах детско-родительских отношений.
Впервые изучением самооценки занялся У. Джеймс еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Тогда он выделил две основные формы функционирования самооценки - удовлетворенность и недовольство собой.
В зарубежной психологии самооценку изучали Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг и другие, в чьих работах мы можем наблюдать термин «Я- концепция», означающий совокупность всех представлений индивида о себе. Также, мы отметили, что зарубежные психологи рассматривали самооценку как механизм, который отвечает за согласованность между собственными требованиями индивида и условиями окружающей среды.
Отечественные же ученые акцентировали внимание на том, что самооценка определяется осознанием человека самого себя, своих физических и интеллектуальных способностей, поступков, манер поведения, а также отношением с окружающими людьми. Мы может отметить здесь таких ученых, как И.С. Кон, В.В. Столин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, И.И. Чеснокова и другие.
Таким образом, ученые не пришли к единому определению самооценки, но все отмечают ее важность в становлении личности.
В нашем исследовании мы используем определение самооценки Л.С. Выготского, по его определению, самооценка - обобщённое, то есть устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе.
Ознакомившись с особенностями самооценки детей в дошкольном возрасте, мы можем сказать, что наибольшее влияние на ее формирование оказывают взрослые, это близкие взрослые (мама, папа), так и значимые взрослые из числа общего окружения. А по мере взросления ребенка самооценку начинают влиять сверстники.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже не просто оценивает свои личностные качества, но также пытается осмыслить мотивы свих поступков. Это объясняется интересом ребенка к внутреннему миру людей.
В результате развития познавательной и мотивационной сферы ребенка в конце дошкольного возраста появляется важное новообразование - «осознание ребенком своего социального «я» и возникновение внутренней позиции». Этот период оказывает прямое влияние на формирование психологической позиции школьника, при переходе на следующий возрастной этап.
Согласно позиции Л.С. Выготского, которой мы придерживаемся, основными факторами влияния самооценки в старшем дошкольном возрасте являются социальный мир ребенка и окружающие его взрослые.
Согласно Л.И. Лисиной и В.С. Мухиной существует тесная связь межличностных отношений дошкольника, которая влияет на формирование самооценки. В общении ребенок удовлетворяет потребность в познании себя через познание других.
Таким образом, мы подошли к основному выводу, который показывает, что отношения в семье являются решающим фактором в формировании самооценки ребенка, нежели общие условия его социального существования. Очень важен эмоциональный контакт между родителями и ребенком, степень доверия и открытости. В конечном итоге детско-родительские отношения определяют тип семьи, позицию взрослых и роль ребенка в семье.
Для нашей работы мы выделили позицию О. Коннера о классификации детско-родительских отношений, в которой он выделил четыре типа: принятие, отвержение, чрезмерная требовательность, излишняя опека.
Многие ученые отметили наиболее оптимальный тип детско- родительских отношений - тип «принятие». В таком случае к ребенку прислушиваются, учитывают его пожелания и интересы, между родителями и ребенком выстраиваются доверительный отношения. Именно при таком типе воспитания, по нашему мнению, взросление происходит максимально гармонично и безопасно для психики ребенка.
В таких типах воспитания как «чрезмерной требовательности» и «отвержении» прослеживается очень высокий контроль за ребенком, вследствие чего, ребенок может расти запуганным, стеснительным, и как правило это формирует заниженную самооценку и дисгармоничные отношениями с родителями.
При типе «излишняя опека» в воспитании, когда контроль за ребенком практически отсутствует, дети начинают вести себя агрессивно и требовательно. И таким образом, забота и проявление любви со стороны родителей при отсутствии требований формируют завышенную самооценку у ребенка.
Из всего вышесказанного, все типы детско-родительских отношений можно объединить двумя независимыми измерениями: любовь - враждебность и автономия - контроль.
Задача родителей заключается в том, чтобы в большей степени придерживаться стиля воспитания соответствующий типу «принятия», это в значительной мере поможет расти ребенку в гармоничных отношениях с собой и с «внешним» миром, так как будет формироваться с большей вероятностью адекватная самооценка.
Согласно поставленным задачам мы отобрали следующие методики: 1) «Лесенка» В.Г. Щура; 2) «Автопортерт» в интерпретации Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной; 3) «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Отобрали выборку по следующим критериям: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), дети, находящиеся в дошкольном образовательном учреждении (детский сад), дети из полных семей, дети без ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Также, мы тестировали родителей детей.
В результате исследования, мы отметили, что у большинства родителей (а именно 53% опрошенных) присутствуют черты негармоничного воспитания. 21% респондентов (родителей) предъявляют недостаточно требований-запретов к ребенку. 6% респондентов проявляют гиперпротекцию и минимальность санкций. 4% - чрезмерность санкций, тип воспитания «жесткое обращение» и неустойчивость стиля воспитания. 2% - игнорирование потребностей ребенка.
Такие показатели вызваны наличием у родителей собственных нерешенных проблем, которые родитель неосознанно решает за счет ребенка. 17% респондентов занимает проблема расширения сферы родительских чувств. 9% родителей испытывают фобию утраты ребенка. 4% родителей - проектирую на ребенка собственные нежелаемые качества. 2% испытывают следующие проблемы: воспитательная неуверенность родителя, неразвитость родительских чувств и вынесение конфликта между супругами воспитания.
В результате диагностики дошкольников мы получили следующие данные.
По методике «Автопортрет», большинство респондентов имеют адекватную самооценку - 43% участников. Завышенную самооценку имеют 31% испытуемых, 26% - имеют заниженную самооценку. Респондентов с низкой самооценкой в нашей группе не обнаружено.
По методике «Лесенка» результаты следующие. Большинство респондентов, а именно 58%, имеют адекватную самооценку. Завышенную самооценку имеют 23% детей, и такой же показатель заниженной самооценки - 19%.
Отсюда следует, что большинство детей из нашей выборки находятся в эмоциональном благополучии. Они склонны анализировать свое поведение, уверенны в себе и идут на контакт с другими людьми. Несмотря на присутствующие черты негармоничного воспитания со стороны родителей, у большинства респондентов сформировано в целом положительное отношение к себе.
Завышенная самооценка для дошкольника является вариантом нормы. Часто такие дети более уверенны в себе, являются инициаторами разных игр, но не могу объяснить свой ответ, потому что полагаются на мнение взрослых, которые окружают ребенка. Так, слова мамы: «Ты самый лучший» и подобные ребенок воспринимает буквально.
Заниженная самооценка может свидетельствовать об отрицательном или негативном отношении к себе, а также о неуверенности в своих силах. Также может быть связана с непониманием ребенком своей значимости, высоким требованиям родителей и окружающих. Но с другой стороны, это может быть ситуативная реакция на проблему, с которой ребенок еще не справился.
Среди наших респондентов отсутствуют те, кто имеет низкую и резко заниженную самооценку. В связи с этим мы можем предположить, что дети из нашей выборки находятся в благоприятных условиях дома, в садике и среди близких вообще, и имеют доверительные отношения с родителями.
Для того, что бы проследить взаимосвязь между использованными методиками мы провели их корреляцию, используя коэффициент корреляции r-Спирмена для нашей выборки.
Обобщая результаты, мы отметили, что определенные нарушения в личности родителей непосредственно сказываются на стиле воспитания ребенка в семье. Причем, чем более выражены эти нарушения (которые родитель чаще всего даже не осознает), тем больше попыток разрешить их за счет воспитания ребенка, используя негармоничные стили воспитания.
Для диагностики детско-родительских отношений мы распределили наших респондентов-взрослых на 6 типов негармоничного семейного воспитания: 1) потворствующая гиперпротекция; 2) доминирующая гиперпротекция; 3) повышенная моральная ответственность; 4) эмоциональное отвержение; 5) жестокое обращение; 6) гипопротекция.
В результате мы получили, что в нашей выборке ведущими являются 2 типа семейного воспитания: гипопротекция 47% и эмоциональное отвержение 45%. Также, присутствуют доминирующая гиперпротекци 4% и жестокое обращение 4%. Типы потворствующая гиперпротекция и повышенная моральная ответственность не проявились.
Для сравнения данных нашей выборки мы использовали H-критерий Крускала-Уоллиса. Анализ показал, что не существует достоверных различий по критериям.
Для дальнейшего анализа мы поделили нашу выборку на 2 группы: родители с наличием дисгармоничного стиля воспитания и родители с гармоничных стилем воспитания.
Для сравнения данных групп в нашей выборке мы использовали U- критерий Манна-Уитни. В результате мы получили достоверные различия по трем шкалам: У-; Т-; З-.
Опираясь на полученные данные, мы можем сказать, что существуют значимые различия между родителями с гармоничным стилем воспитания и родителями с дисгармоничным стилем воспитания. Эти различия касаются показателей игнорирование потребностей ребенка (У-), недостаточность требований-обязанностей ребенка (Т-) и недостаточность требований- запретов к ребенку (З-). Мы можем лишь предположить, как данные различия проявляются в манере воспитания, но они точно присутствуют у наших респондентов.
Подводя итоги, мы можем сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась. Наличие типов негармоничного воспитания влечет некоторые нарушения в процессе воспитания, а как следствие - нарушения в личности детей. Влияние негармоничного воспитания непосредственно на уровень самооценки детей мы не подтвердили математическими вычислениями. Мы предполагаем, что это вызвано небольшим количеством респондентов.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 3-6.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Абрамова Г.С. - М.: Педагогика, 1992. - 259 с.
3. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 47.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1990
5. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. / Б. Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
6. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей. // Психология
дошкольника. Хрестоматия. Под ред. Г.А. Урунтаевой - М.:
Издательский центр «Академия», 1997.
7. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177
8. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника.// Психолог в школе. - 2000.- №3-4- С.31-44.
9. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства.: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Академический проект Гаудеамус, 2005.
10. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. - М.: «Прогресс», 1986. - 422 с.
11. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 180 с.
12. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л.И. // Вопросы психологии. -1998. - № 4. - С. 47.
13. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно¬
ориентированного воспитания. Педагогика: М. : 2001.
14. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 146 - 149.
15. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам. // Вопросы психологии. 2006.- №5.- С23-32.
16. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника. //Психолог в детском саду. - 2004. - №2. - С. 103-111.
17. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1992. - С. 22-32.
18. Донцов, Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике [Текст]: учебно-методический комплекс/ Под ред. Д.А. Донцов, М.: Изд-во "Человек", 2014 - 224 с.
19. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н Дружинин. - М.:
Просвещение, 1996. - 236 с.
20. Зайцев, Д.В. Социологический анализ современной семьи / Д.В. Зайцев // Дефектология. - 2001. -№6. - С. 3-10.
21. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - 1993
22. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - Гардарики, 2005.
23. Караковский В.А. Новикова Л.И. Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М. : 2000.
24. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психо- логическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480о: ил.
25. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - 1984.
26. Кошелева, А.Н., Психодиагностика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Кошелева [и др.] ; под ред. А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 373 с.
27. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
28. Лаврентьева М.В. - Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.
29. Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаврентьева М.В. - Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.
30. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Смысл, 2004.
31. Леонтьев А.Н., Ю.Б. Гиппергрейтер. Практикум по психологии / Под редакцией А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппергрейтера. - М.: МГУ, 1999. - 412 с.
32. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина /Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Воронеж, 1997. - 384 с.
33. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 257 с.
34. Маслова, Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] / Маслова Е.А. - Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. - М.: Просвещение, 1995. - 169 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
36. Овчарова Р.В. Психология родительства : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-368с.
37. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Овчарова Р.В. - М.: Владос, 1999. - 320 с.
38. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. — М., 1987.
39. Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.// Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 63-72.
40. Посохова С.Т. Справочник практического психолога.
Психодиагностика/ под общ.ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
41. Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. — М., 1978.
42. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. — М.: Академия, 1995.
43. Рогов Е. И. Определение психологической готовност! детей к школьному обучению //Настольная книга практического психолога в образовании.-М.: ВЛАДОС. - 1995. - С. 37-58.
44. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. [Текст] Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практ. пособие / Е. И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016.
45. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. - М.: Изд. "Дидакт", 1991. - С. С. 145¬163.
46. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир - М., Педагогика- Пресс, 1992.- 217 с..
47. Слободчиков И.М., Самуилова О.И. К вопросу о развитии «Образа Я» в предшкольный период детства. // Психологическая наука и образование.- 2004 - №1. - С.18-21.
48. Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института. // Вопросы психологии. - 2004. - С.54-61
49. Смирнова Е.О., Соколова (Быкова) М.Б. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка- Родители и дети психология взаимоотношений. М, когиро-Центр, 2003
50. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии.- 1986.- №2.- С.110-116.
51. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Издательство
политической литературы, 1972.
52. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец // Вопросы психологии. - 1996. - № 11. - С. 61 - 67.
53. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
54. Фанталова, Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика[Текст]: монография /Е.Б. Фанталова, М.- Берлин.: Директ-Медиа, 2015. - 141 с.
55. Черная, Е.Б. Основы профессиональной психодиагностики [Текст]: учебно-практическое пособие / Сост. Е.Б. Черная. - Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2014. - 262 с
56. Чеснокова И.И. Проблема самосознание в психологии. - М.:
Издательство «Наука», 1997.
57. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 768с.
58. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. - М.: "Фолиум", 1996. - 48 с.
59. Burns, R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston.
В том числе электронные ресурсы:
60. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Шабанова Т. Л.; Фоминова А. Н. - Москва: Флинта, 2011. - 320 с.
61. http://azps.ru/training/index.html- А. Я. Психология. Психологические тренинги. Авторизованный доступ.