Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие умений связной письменной речи младших школьников при работе над изложением

Работа №96581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Связная речь, высказывание, текст как языковые явления 7
1.2. Методы, приемы и упражнения, используемые для развития
связной речи младших школьников 12
1.3. Совершенствование навыков связной речи младших школьников
в процессе написания изложения 18
1.3.1. Изложение как вид речевой деятельности 18
1.3.2. Методика работы над изложением 25
1.3.3. Речевые ошибки и недочеты содержания детских изложений.... 32
1.4. Анализ программ и учебников с точки зрения их возможностей 38 для развития связной речи младших школьников
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 46
2.1. Диагностика сформированности умений связной письменной
речи младшего школьника 46
2.2. Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие
умений связной письменной речи младших школьников в процессе работы над изложением 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 81


Владение связной письменной речью подразумевает под собой подробное изложение содержания говорящего, которое не нарушает логику и последовательность, а также оно должно быть грамматически верно оформлено и соответствовать условиям коммуникации.
Главным фактором для развития связной речи обучающихся является сформированность у младших школьников умений и навыков грамотного построения самостоятельного связного письменного высказывания, опираясь на цели и условия общения, а также на определенную ситуацию. В младшем школьном возрасте в развитии связной письменной речи важным достижением речевого развития является овладение письменной речью, которая, по утверждению Л.С. Выготского «имеет большое значение для умственного развития ребенка»[8, с. 47]. Процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности оказывает влияние на развитие школьника не только как субъекта данной деятельности, но и как личности.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом причин. Во - первых, развитие связной письменной речи способствует в дальнейшем повышению уровня обучения, в целом, и речевой культуры обучающихся, в частности. Во-вторых, целенаправленное развитие умений связной речи будет способствовать преодолению большого количества препятствий, с которыми сталкиваются младшие школьники при создании собственного высказывания.
Весомым элементом в развитии письменной речи являются изложения. В основе изложения лежит подражание образцу. Изложения оказывают влияния на такие аспекты детей как обучение, воспитание и интеллектуальное развитие. Стоит заметить, что при работе с изложением обучающиеся демонстрируют самостоятельность, активизируется мышление, а также развивают свои творческие способности. К тому же основательная работа над изложением, то есть конструирование собственного текста с опорой на литературный образец, повышает читательскую культуру, тренирует память, совершенствует речевые навыки и развивает наблюдательность.
Проблема становления речевой деятельности обучающихся никогда не оставалась без внимания. В психолого-педагогической литературе по данной проблеме исследования выявлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, описаны проблемы речевого общения, определены вероятные пути формирования языковой компетенции школьников, предложен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
В данном направлении одной из актуальных и соответствующих современным требованиям проблем становится изучение эффективных условий формирования умений связной письменной речи, поиск определенных способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети постигают родной язык через речевую деятельность, путем восприятия речи и говорения. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для передачи своих мыслей.
Предметом обсуждения многих учёных являются трудности развития речевой деятельности. Об этом говорится в ряде научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации в развитии речевой деятельности у детей.
Несмотря на то, что в научной и методической литературе уделяется большое внимание изучению вопроса об использовании разных видов изложений при организации работы по развитию связной речи, трудности при проведении данного вида работы по-прежнему остаются.
Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и апробация комплекса упражнений, нацеленного на развитие умений связной письменной речи младших школьников.
Объект исследования: процесс овладения связной речью младшими школьниками.
Предмет исследования: методы и приемы обучения русскому языку, способствующие развитию умений связной речи у обучающихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования;
2) провести анализ учебников по русскому языку в разных системах обучения с точки зрения выявления содержания работы, направленной на развитие связной письменной речи обучающихся;
3) разработать и провести диагностическое исследование с целью определения сформированности умений связной письменной речи обучающихся и уровня их развития;
4) разработать комплекс упражнений, направленный на развитие умений связной письменной речи младших школьников;
Теоретические методы исследования:
- изучение психолого-педагогической, методической литературы;
- обобщенный анализ изученной литературы.
Эмпирические методы исследования:
- анкетирование;
- наблюдение.
База исследования - исследовательская работа проводилась на базе МАОУ №12 г. Екатеринбурга, в 3 «Г» классе, в котором количество
обучающихся составляет 27 детей.
Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемы развития речи детей издавна привлекают внимание широкого круга исследователей. Становление речи - важный этап в жизни детей, так как овладение языком является сложным процессом. Сложность этого процесса подчеркивается С.Л. Рубинштейном: «Генетическая речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением» [52, с.442]. Психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская едины в том, что все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции - развиваются через речь.
Методика и способы развития связной речи у младших школьников содержит целый комплекс разносторонних приемов и упражнений, выстраивающихся в единый сложный и непрерывный процесс.
Развивающий потенциал состоит в том, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения - от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе.
Существенную роль в развитии письменной речи играют изложения.
В ходе осуществления работы над изложением расширяется словарный запас детей. В их речевой оборот включаются новые слова, над употреблением и значением которых осуществляется в классе конкретная работа. Вместе с этим, процесс передачи услышанного текста вызывает у школьников потребность в употреблении целого ряда слов, которые содержатся в их пассивном словаре. Осуществляя работу над изложениями, школьники обучаются умению выделять главное, осуществлению логического анализа текста и составление плана. Перечисленные умения имеют наиболее тесную взаимосвязь с речевыми навыками школьников.
Овладение ими имеет ключевое значение, как для жизни, так и для учебы в школе, а также для будущей практической деятельности школьников.
Во второй главе работы нами была проведена диагностика исследования начального уровня развития речи младшего школьника.
Задача диагностики - выявление эффективных условий развития речевых умений у школьников при работе над изложениями.
При анализе работ обучающихся удалось выявить ряд проблем, связанных с такими проверяемыми критериями при написании изложения, как умение строить предложения с соблюдением речевых норм и фактическая точность письменной речи.
В этой связи на основе выявленных проблем нами был разработан ряд методических рекомендаций, направленных на повышение качества связной письменной речи.
Письменная речь требует от обучающихся большего контроля, чем устная, предъявляет к ним определенные требования (в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм). Не умаляя значения устной речи, необходимо стараться на всех уроках больше внимания уделять письменной речи как наиболее сложной форме речевой деятельности.
Письменные упражнения, такие как изложения, проводятся в начальных классах сравнительно редко, но письменные упражнения малых форм, направленные на работу с текстом и предложением встречаются в учебно-методических комплексах довольно часто.Методы, приемы, упражнения, направленные на развитие связной письменной речи следует проводить систематически. Хороший результат в процессе обучения будет достигнут, только при том условии, если каждое упражнение, направленное на развитие речи будет представлять важное звено в цепочке упражнений. И самое главное, комплексы упражнений, способствующие развитию связной письменной речи младших школьников следует проводить регулярно. представлять собой необходимое звено в цепи упражнений и осуществляться регулярно.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов педвузов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников в 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. М.: Владос, 2012. 184 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб.пособие для студентов педвузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: 2000. 298 с.
4. Бунеев Р. Н. Русский язык: учебник, 2 класс / Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. М.: Баланс ; 2004. 176 с. (48с)
5. Бунеева Е. В. Русский язык 3 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. М.: Баланс, 2010. 208 с.
6. Вахрушева Т. В. 100 изложений по русскому языку: для начальной школы / Т. В. Вахрушева, Е. В. Попова. М.: Аквариум ЛТД, 2004. 233 с.
7. Вахрушева Т. В. 100 изложений по русскому языку. Для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В. Попова. Москва.: Аквариум ЛТД, 2004. с. 233.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. М.: Астрель, 2011. 240 с.
9. Выготский ЛС. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 361 с.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981, 140 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1961. 471 с. (88с)
12. Гомзяк. О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
13. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярславль.: Верхне-Волжское книжное издательство, 2013. 117 с.
14. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М.: Знание, 1969. 204 с.
15. Жирова, Т.В. Сочинения и изложения / Т.В. Жирова, В.В. Федиенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005, 543 с.
16. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: ЭКСМО, 2011. 264 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ