ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 8
1.1 Основные термины и определения в теории и практике обеспечения
безопасности 8
1.2. Учет психологических особенностей школьника при
формировании культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся начальных классов 12
1.3. Теоретические основы организации внеурочной работы в
общеобразовательной организации 22
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 41
2.1 Выявление уровня культуры безопасности обучающихся начальной
школы 41
2.2. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на дороге через деятельность отряда юных инспекторов движения 46
2.3. Инновационные подходы к решению проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся начальной школы
через создание школы интегративного мышления 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сохранение здоровья детей и формирование культуры безопасности жизнедеятельности по отношению к своей жизни и здоровью на сегодняшний момент рассматривается как одна из существенных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов, как от внутренних, так и от внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе и государстве. Безопасность выступает одной из основных потребностей человека, без осуществления, которой полноценное развитие и самореализация личности невозможно. Современный мир имеет развитую инфраструктуру, которая предоставляет человеку широкие возможности для самореализации, в свою очередь она предполагает множество проблем и рисков, к которым в особенности восприимчива формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города нередко являются причиной астенизации, т.е. снижение энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Формирование и распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, построенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной незрелости детей, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании взаимоотношений и самостоятельном решении жизненных проблем.
Такие особенности современного общества определяют главные риски детства:
• увеличение конфликтов во взаимоотношениях между людьми, в том числе, и в образовательных организациях;
• деструктивные модели поведения взрослых;
• уменьшение влияния традиционных социальных институтов, в частности, семьи как базовой референтной группы, замещение семьи интернет-сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
• понижение показателей здоровья детей.
Удобство и комфортные условия проживания в цивилизации являются не только свободным выбором человека, но и необходимой, неизбежной средой его существования. Так как в полной мере избежать вышеизложенных рисков невозможно, то необходимость формирования культуры безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.
Актуальность. Значительным условием решения сложных и разносторонних задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, благополучной реализацией этих задач в современном обществе и государстве, является формирование личности человека, готового и способного предвидеть опасности в повседневной жизни и избегать их, а при необходимости правильно действовать в условиях опасности. Обществом предъявляются значительные требования к безопасности подрастающего поколения, в особенности обучающихся младшего школьного возраста. Несомненно, что за безопасность жизни ребенка отвечает семья. Однако значительную часть времени обучающийся проводит в школе, в связи с этим повышается роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящихся к области безопасности жизнедеятельности, а конкретно за формирование у детей культуры безопасности жизнедеятельности.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья обучающихся младшего школьного возраста в процессе обучения в общеобразовательной организации является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - это один из главных этапов становления здоровья и формирования культуры безопасности жизнедеятельности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. На сегодняшний день слабая подготовка обучающихся начальных классов культуре безопасности жизнедеятельности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения, пожарной безопасности, игнорирование правил личной гигиены и норм здорового образа жизни в большинстве случаев становятся причиной несчастных случаев и гибелью детей.
В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
- потребностью общества в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности учащихся школ, и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста;
- потребностью взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного образования и общественных институтов в ходе комплексного решения проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся, и отсутствием разработанных направлений и путей реализации такого взаимодействия;
- потребностями обучающихся в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих, и отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей с учетом возрастных особенностей ребенка;
- необходимостью создания условий для становления культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этой культуры.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) одним из основных требований является воспитание качеств личности безопасного типа, но темам по безопасности в начальной школе уделяется всего несколько часов, которые входят в учебный предмет «Окружающий мир». По нашему мнению, этого недостаточно. В связи с этим требуется разработка системы мероприятий направленных на формирование у обучающихся начальной школы культуры безопасности жизнедеятельности.
Говоря о степени разработанности проблемы, стоит отметить, что в теорию по проблеме формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни на различных уровнях образования существенный вклад внесли: Анастасова Л.П., Анисимов В.В., Безруких М.М., Виноградов Э.Н., Грохольская О.Г., Ижевский П.В., Куликов В.Н., Смирнов А.Т., Сомов Д.С., Сорокина М.В., Хренников Б.О., Шершнев Л.И. и др.
Разработкой и теоретическими обоснованиями прогрессивных развивающих систем обучения младших школьников занимались Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В., Занков Л.В., Пидкасистый П.И., Селевко Г.К., Сериков В.В., Эльконин Д.Б., Якиманская И.С. и т.д.
Психологические направления работы по здоровьесбережению и основам безопасности жизнедеятельности обучающихся, в том числе и обучающихся младшего школьного возраста, развивают в своих исследованиях: Асмолов А.Г., Бодалев А.А, Деркач А.А., Зайцев Г.К., Зобков В.А., Кан-Калик В.А., Колесов Д.В., Кулева С.В., Плешаков А.А., Щелчкова Л.А. и т.д.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе
Предмет исследования - процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста будет эффективен, если:
• в процессе работы будут использоваться активные методы
обучения;
• работа будет носить систематический характер;
• в процессе реализации будет использован подход интегративного мышления.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему работы образовательной организации по формированию у учащихся начальной школы культуры безопасности жизнедеятельности.
Для достижения цели планируется решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования у обучающихся младшего школьного возраста культуры безопасности жизнедеятельности.
2. Рассмотреть психологические особенности обучающихся начальных классов по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
3. Выявить уровень культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста и разработать систему деятельности образовательной организации по формированию у обучающихся начальных классов культуры безопасности жизнедеятельности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документов; использовались при этом методы обобщения, сравнения, анализа, прогностики, а также эмпирические методы, такие как наблюдение, сравнение, измерение.
База исследования: образовательная организация БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоём берегу». г.Берёзовский, п.Старопышминск, ул.Советская 1.
Занятия проводились с обучающимися 1-4 классов.
Структура работы: введение; основная часть (состоит из главы 1 и главы 2); заключение; список использованных источников; приложения.
Сегодня безопасность жизнедеятельности является одной из актуальных проблем. Общеобразовательные программы содержат разделы, затрагивающие темы здоровья и безопасности, задачей которых является подготовка обучающихся правильно действовать в чрезвычайных ситуациях. В свою очередь, это требует разработки новых методов и приемов, направленных на развитие основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Используя в работе системы инновационных и традиционных педагогических технологий, можно сформировать у обучающихся умения предвидеть всевозможные опасности, анализировать их и принимать единственно верное решение для выхода из подобных ситуаций. Т.е. действовать безопасно для себя и окружающих в условиях, с которыми ребенок встречается в своей реальной жизни.
Проведенное нами исследование в целом подтвердило основные положения выдвинутой гипотезы, а также правильность решения исследовательских задач, на основании чего можно сделать следующие выводы:
- для того, чтобы сформировать культуру безопасности жизнедеятельности более эффективно необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся;
- процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности происходит во внеурочной деятельности;
- формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации реализовывается в 3 этапа:
• 1 этап - информационный, на котором происходит накапливание знаний об различных видах опасностей и путей их преодоления;
• 2 этап - мотивационный, формируется мотивация к соблюдению культуры безопасности жизнедеятельности;
• 3 этап - тренировочный, на котором выполняется комплекс упражнений для отработки навыков в применении культуры безопасности жизнедеятельности.
При формировании культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся начальных классов используется несколько принципов: информирование обучающихся об ответственности за совершаемые поступки, вовлечение общественности и родителей в деятельность образовательной организации по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Эффективность данной деятельности будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
• психологические особенности обучающихся начальных классов необходимо учитывать при вовлечении их в процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
• реализация комплекса профессиональной педагогической поддержки;
• программно-методическое обеспечения педагогической
деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности младшего школьника.
В нашем исследовании определены критерии сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся начальных классов: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий, а также дана характеристика уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
Полученные результаты нашего двухлетнего исследования показали, что в классах экспериментальной группы наблюдается положительная динамика в вопросах безопасности жизнедеятельности. На низком уровне - 6%, что на 32% меньше того, что было вначале исследования, на среднем уровне - 63%, что на 8% больше начального значения, на высоком уровне находилось 31%, что на 24% больше начального значения. В это же время в классах контрольной группы не наблюдается никаких изменений в области безопасности жизнедеятельности. Таким образом, нами был сделан вывод о том, что предложенная нами система деятельности образовательной организации является эффективной при формировании культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся начальных классов.
Нам представляется возможным определить направления последующих исследований в этой области: формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся основной школы в процессе внеурочной работы; функции семьи в решении задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся младшего школьного возраста; др.
1) Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение [Текст] / К.В. Агафонова. - Д. : Просвещение, 1978. - 84 с.
2) Толстикова, О.В. Азбука безопасности на дороге [Текст] : Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях / О. В. Толстикова, Т. Г. Гатченко.- Екатеринбург : ГБОУ ДПО СО «ИРО». -
2011. - 75 с.
3) Александровский, Ю. А. Психогении в экстремальных ситуациях [Текст] / Ю. А. Александровский. - Москва : Пер Сэ ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 386 с.
4) Анофриков, В.Е. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов. - М. : ЗАО «Финстатинформ», 1999. - 125 с.
5) Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка [Текст] : научите вашего ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения на улице. Перевод с англ. / П. Статмэн. - Санкт-Петербург : Дельта, 1996. - 380 с.
6) Бегидов, Ю.М. Правовое обеспечение безопасности дорожного движения в России (историко-правовой аспект) [Текст]. : автореф. дис. . .канд. юрид. наук / Ю.М. Бегидов ; СПб. : 1999. - 21 с.
7) Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст] / учебник для академического бакалавриата / С. В. Белов. - М. : Юрайт, 2016. - 702 с.
8) Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. учебн. заведений [Текст] / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.: Под ред. С.В.Белова. - М. : Высш. шк., 2000. - 142 с.
9) Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб.. и доп. - М. : Юрайт, 2016 - 408 с.
10) Белов, С.В. Учебник для вузов [Текст] / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков.— М. : Высш. шк., 2007,— 616 с.
11) Бурлаев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. [Текст] / Учебник / Ю.В. Бурлаев. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
12) Василюк, Ф.Е. Проблема критической ситуации [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М. : Харвест, 2002. - 39-59 с.
13) Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности: защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие [Текст] : Автор Я.Д. Вишняков, В.И. Вагин, В.В. Овчинников, А.Н. Стародубец. - М. : Академия, 2007. - 304 с.
14) Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1984. - 296 с.
15) Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Юрайт, 2017. - 301 с.
16) Выготский, Л. С. Пятьдесят современных мыслителей об образовании [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Высшая Школа Экономики,
2012. - 485 с.
17) Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, 2017. - 358 с.
18) Ильин, А.А. Энциклопедия выживания в экстремальных
ситуациях [Текст] / А. А. Ильин. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2003. - 383 с.
19) Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П. А. Гальперин. - М. : АСТ : Книжный дом Университет, 2007. - 397 с.
20) Гостюшин, А.В. Человек в экстремальной ситуации [Текст] / А.В. Гостюшин. - М. : Армада-Пресс, 2001. - 384 с.
21) Пономарев, В.Т. Энциклопедия безопасности [Текст] / В. Т. Пономарев. - Донецк : Сталкер, 1997. - 423 с.
22) Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / Учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2006. - 224 с.
23) Блинкин, М.Я. Безопасность дорожного движения [Текст] : история вопроса, международный опыт, базовые институции / М. Я. Блинкин, Е. М. Решетова. - М. : Высшая Школа Экономики, 2013. - 238 с
24) Волков, Б.С. Психология развития человека [Текст] : учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2004. - 223 с.
25) Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" :
(собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873) ; Федеральный закон "О транспортной безопасности" : (собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837). - Москва : Ось- 89, 2008. - 31 с.
26) Извекова, Н.А., Занятия по правилам дорожного движения [Текст] / Н. А. Извекова. - М. : Сфера, 2014. - 61 с.
27) Беженцев, А.А. Безопасность дорожного движения [Текст] / учебное пособие / А. А. Беженцев. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 271 с
28) Глобальный план осуществления действий по обеспечению
безопасности дорожного движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс]. URL:http://www.who.int/roadsafety/decade of action/plan/russian.pdf (Дата
обращения 16.04.2017).
29) Гордиенко, С. А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей [Текст] / С.А. Гордиенко. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2014. - 64 с.
30) Шумилова, В.В. Профилактика детского дорожно¬транспортного травматизма в начальной и средней школе [Текст] / В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 222 с.
31) Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] / учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Н. С. Лейтес. - М. : Academia, 2001. - 318 с.
32) Пидручная, С.Н. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.Н. Пидручная. - М. : 2009. - 124 с.
33) Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2012. - 655 с..
34) Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] / учебное пособие для студентов вузов / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2008. - 623 с.
35) Воронова, Е.А. Красный. Желтый. Зеленый [Текст] / Е. А. Воронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 251 с.
36) Гафнер, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / понятийно-терминологический словарь / В. В. Гафнер. - М. : Флинта, 2016. - 275 с.
37) Ушакова, О.Д. Правила дорожного движения и безопасности для младших школьников [Текст] / О. Д. Ушакова. - Санкт-Петербург : Литера, 2015. - 47 с.
38) Пиаже, Ж., теория, эксперименты, дискуссии [Текст] / Учебное пособие для психологических специальностей и направлений вузов / Л. Ф. Обухова, Г. В. Бурменская. - М. : Гардарики, 2001. - 622 с.
39) Пиаже, Ж. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] / учебное пособие / Г.В. Бурменская. - М. : МПСИ, 2005. - 610 с.
40) Смирнов, Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях [Текст] / Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова. - Харьков : Гуманитарный центр, 2007. - 274 с.
41) Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Учеб.пособие / Е.И.Рогов. - М. : Владос, 1996. - 528 с.
42) Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е. С. Романова. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 415 с.
43) Элькин, Г.Н. Детям о правилах дорожного движения [Текст] / Г. Н. Элькин. - Санкт-Петербург : Паритет, 2015. - 45 с.
44) Сосунова, Е.М. Учись быть пешеходом [Текст] / учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы / Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат. - СПб. : Паритет, 2002. - 112 с.
45) Федеральный государственный стандарт начального общего образования РФ от 06.10.2009, №373.
46) Жульнев, Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения [Текст] / учебное пособие / Н. Я. Жульнев. - М. : Дрофа, 2008. - 111 с.
47) Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru(Дата обращения 21.01.2018)
48) Эльконин, Д. Б. Учебная деятельность в разных возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Юрайт, 2003. - 119 с.
49) Эльконин, Д.Б. Возрастная психология [Текст] / учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт, 2012. - 460 с.
50) Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / учебное пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. - Москва : Academia, 2004. - 384 с.
51) Шлендер, П. Э. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : Учебное пособие для вузов / П. Э. Шлендер, В. М. Маслова, С. И. Подгаецкий. - М. : ВЗФЭИ, 2006. - 207 с.
52) Тверская, С. С. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / учебное пособие / С. С. Тверская. - Воронеж : МОДЭК, 2010. - 454 с.
53) Микрюков, В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.Ю.Микрюков. - М : МПСИ, 2000. - 356 с.