Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интереса к чтению у младших школьников

Работа №96578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности проявления интереса к чтению у младших
школьников 12
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у детей
младшего школьного возраста 19
1.4. Методы и приемы развития интереса к чтению у младших
школьников 23
1.5. Анализ учебных хрестоматий по литературному чтению в аспекте
развития интереса к чтению у младших школьников 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностика сформированности интереса к чтению у детей
младшего школьного возраста 34
2.2. Комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению
у младших школьников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78


В наше время перед всеми образовательными организациями Российской Федерации стоит задача, которая заключается в том, чтобы на основе уже имеющихся у обучающихся интересов, пробудить, сформировать и развить как можно больше социально ценных интересов, а в особенности - интерес к чтению.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет основные и приоритетные задачи по литературному образованию младших школьников. Важнейшими задачами освоения предметной области «Литературное чтение» являются: формирование читательских умений, формирование понимания роли чтения, формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Литературное чтение - одна из основных предметных областей в системе подготовки младшего школьника. Данный курс формирует функциональную читательскую грамотность: овладение способами и видами чтения, понимание специфики разных родов и жанров художественной литературы, умение работать с книгой. На уроках литературного чтения ребенок приобретает способность полноценно осваивать художественную речь, учится понимать, о чем, что и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к чтению. Именно поэтому от успешности изучения предметной области «Литературное чтение» зависит результат обучения по всем предметам начальной школы.
Сегодня все чаще говорят о необходимости целенаправленного формирования информационной культуры обучающихся. Базовым навыком информационной культуры является навык чтения. Ученик, который вступает в современную информационную среду, должен уметь читать. Речь идет о чтении как многоаспектном, сложном процессе. Школьников необходимо систематически знакомить с этим процессом, показать, как данный процесс важен и необходим в жизни.
В концепции национальной программы «Чтение» Всероссийским конгрессом в поддержку чтения заявлено, что проблемы чтения в новом тысячелетии встали в один ряд с важнейшими государственными задачами сохранения и развития российской национальной культуры и обеспечения безопасности.
«Чтение - это освоение письменной информации» - такое определение принято в Национальной программе чтения. Уровень читательской компетентности напрямую связан с экономическим, политическим развитием страны. Читательская компетентность - способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор - читатель», погружаться в переживания героев; понимать специфику языка художественного произведения.
«Нет сомнений в том, что чтение является очень чутким, надёжным и в определённом смысле даже универсальным показателем состояния общества в целом, - писал С. Н. Плотников. - Поэтому, изучая чтение, мы как бы ощущаем атмосферу, слышим тональность, настрой духовной жизни общества, и наоборот, анализируя общественные процессы, мы тем самым рисуем фон, на котором разворачивается драматургия чтения» [42].
Степень разработанности проблемы. В последние годы в методике начального обучения особенно интенсивно разрабатываются пути решения проблемы общего развития детей, развития их речи, мышления на уроках чтения (А. И. Липкина, З. И. Романовская). Проведен ряд исследований, в которых рассматривается творческая работа после изучения произведения, на материале прочитанного (З. А. Агейкина, О. В. Кубасова, Л. Д. Мали). Создано множество систем обучения младших школьников литературному творчеству (Р Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Джежелей, Г. Н. Кудина, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко).
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению
у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы развития интереса к чтению у младших школьников в педагогической теории и практике;
- осуществить отбор методов и приёмов работы по развитию интереса к чтению у младших школьников; проанализировать современные программы начального общего образования в свете исследуемой проблемы, изучить опыт учителей-практиков;
- выявить критерии и показатели сформированности интереса к чтению у младших школьников;
- на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных хрестоматий начального общего образования;
- частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности.
База исследования: г. Екатеринбург, МАОУ лицей №12, 3 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа приняла участие в XXI Областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Научный Олимп», награждена дипломом III степени.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интерес к чтению - это форма познавательной потребности личности, которая основана на самостоятельном выборе из огромного мира литературы определенной книги, вызывающей положительное отношение к самому процессу чтения, который отличается для обучающегося значимостью, эмоционально привлекает.
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что деятельность, направленная на развитие интереса к чтению у младших школьников, должна быть разнообразной и включать в себя такие упражнения, которые были бы интересны детям рассматриваемого нами возраста. Успешное овладение ребенком навыком чтения поможет ему также и в изучении других предметных областей, которые входят в школьную программу.
Учитель должен учитывать особенности развития интереса к чтению младших школьников и использовать интересные формы работы, различные методические приемы, которые ставили бы обучающихся перед необходимостью поиска путей самостоятельного решения учебных задач, связанных с читательской деятельностью.
Изучение педагогической и методической литературы показало, что использование творческих форм работы и соответствующих методов и приемов не только делает уроки более интересными, но и стимулирует развитие интереса к чтению обучающихся и их познавательной активности.
Основная роль в развитии интереса к чтению на уроке литературного чтения принадлежит учителю. Важно его отношение к педагогическому труду, детям и преподаваемому предмету.
Интерес к чтению у детей сформируется тогда, когда будут учтены и реализованы следующие условия. Первая группа условий связана с организацией учебного процесса на уроках литературного чтения. Педагог должен применять на уроках различные методы и приемы работы с книгой, подключать к процессу чтения родителей обучающихся, демонстрировать личный пример, создать в классе и дома уголок с книгами. Вторая группа условий включает организацию обучения чтению. Чтение - сложная речевая деятельность. На начальном этапе обучения чтению внимание уделяется наращиванию темпа чтения, на восприятие прочитанного, ведь каждый письменный текст является источником знаний.
Таким образом, чтобы интерес к чтению развивался, необходимо формировать и развивать у детей умения, связанные с навыком работы с книгой, читательскую самостоятельность и активность, расширять читательский кругозор.


1. Акимова, А. Г. Читательская культура молодежи [Текст] /
A. Г. Акимова. - Санкт-Петербург, 2005. - № 35. - С. 15-17.
2. Архипова, О. И., Мороз, Е. Ю. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения [Текст] / О. И. Архипова, Е. Ю. Мороз // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4. - С. 8-9.
3. Бабанский, Ю. К., Победоносцев, Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников [Текст] / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. - М. : «Педагогика», 1980. - 80 с.
4. Бердиева, М. М., Чориева, С. Ч. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника [Текст] / М. М. Бердиева, С. Ч. Чориева // Вопросы педагогики. - 2018. - № 1. - С. 16-18.
5. Биржева, Т. А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе [Текст] / Т А. Биржева // Начальная школа. - 2011. - № 7. С. 35-36.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : «Питер», 2008. - 398 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : «Юрайт», 2016. - 199 с.
8. Гнездилов, Г. В., Курдюмов, А. Б., Кокорева, Е. А. Возрастная
психология и психология развития [Текст] : Учебное пособие /
Г. В. Гнездилов, А. Б. Курдюмов, Е. А. Кокорева. - М. : Современная гуманитарная академия, 2013. - 204 с.
9. Давыдов, В. В. Возрастная педагогическая психология [Текст] /
B. В. Давыдов. - М. : Академия, 2003. - С. 12-27.
10. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников [Текст] / О. В. Джежелей // Начальная школа. - 1989. - №1. - С. 33-38.
11. Кац, Э. Э. Литературное чтение : 3-ий класс: учебник : в 3 ч. Ч. 1 [Текст] / Э. Э. Кац. - М. : «Астрель», 2013. - 126 с. : ил. - (Планета знаний).
12. Кац, Э. Э. Литературное чтение : 3-ий класс: учебник : в 3 ч. Ч. 2 [Текст] / Э. Э. Кац. - М. : «Астрель», 2013. - 126 с. : ил. - (Планета знаний).
13. Кац, Э. Э. Литературное чтение : 3-ий класс: учебник : в 3 ч. Ч. 3 [Текст] / Э. Э. Кац. - М. : «Астрель», 2013. - 94 с. : ил. - (Планета знаний).
14. Кашкаров, А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря [Текст] / А. П. Кашкаров. - М. : «Либеря- Бибинформ», 2012. - 39 с.
15. Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. - М. : «Просвещение», 2013. - 223 с. : ил. - (Школа России).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ