Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 13
1.1. Сущность понятия «ценностно-смысловые установки» в
психолого-педагогической литературе, его цели и задачи 13
1.2. Возрастные особенности формирования ценностно-смысловых
установок обучающихся начальной школы 19
1.3. Требования ФГОС НОО к формированию ценностно-смысловых
установок обучающихся начальной школы 24
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 27
2.1. Методы и средства развития ценностно-смысловых установок у
младших школьников 27
2.2. Педагогическое моделирование как одно из условий формирования
ценностно-смысловых установок младших школьников 30
2.3. Анализ УМК по литературному чтению в аспекте их возможностей для формирования ценностно-смысловых установок младших школьников
35
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 43
3.1. Диагностика уровня сформированности ценностно-смысловых
установок обучающихся начальной школы на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 43
3.2. Педагогическая модель формирования ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
3.3. Диагностика уровня сформированности ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на контрольном этапе опытно-поисковой работы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 125
Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 13
1.1. Сущность понятия «ценностно-смысловые установки» в
психолого-педагогической литературе, его цели и задачи 13
1.2. Возрастные особенности формирования ценностно-смысловых
установок обучающихся начальной школы 19
1.3. Требования ФГОС НОО к формированию ценностно-смысловых
установок обучающихся начальной школы 24
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 27
2.1. Методы и средства развития ценностно-смысловых установок у
младших школьников 27
2.2. Педагогическое моделирование как одно из условий формирования
ценностно-смысловых установок младших школьников 30
2.3. Анализ УМК по литературному чтению в аспекте их возможностей для формирования ценностно-смысловых установок младших школьников
35
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 43
3.1. Диагностика уровня сформированности ценностно-смысловых
установок обучающихся начальной школы на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 43
3.2. Педагогическая модель формирования ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
3.3. Диагностика уровня сформированности ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на контрольном этапе опытно-поисковой работы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 125
Современному российскому обществу остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, принятая подрастающим поколением, поскольку она - залог благополучного будущего нашей страны, а ребенок школьного возраста, как представитель подрастающего поколения, наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. При правильном воспитании в младшем школьном возрасте складываются основы будущей личности. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому ключевая роль в духовно-нравственном становлении общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 и на основе ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5.11.2008 г. была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, определяющая современный национальный воспитательный идеал и базовую систему национальных ценностей [25]. В соответствии с этой Концепцией духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно осуществляться на всех образовательных уровнях. На уровне начального образования в соответствии с ФГОС НО от 06.10.2009 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [74]. Стандарт также устанавливает требования к личностным результатам образованиям, в перечень которых входят ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции [74]. Таким образом, формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников является одной из ключевых задач в становлении личности обучающегося на начальном этапе обучения. В то же время, наравне с острой необходимостью воспитания подрастающего поколения в рамках базовой системы национальных ценностей, в российском обществе продолжается тенденция стихийного формирования системы ценностей у молодежи, приводящего порой к формированию асоциальных ценностных ориентаций. Средства массовой информации, интернет, старшеклассники и родители учащихся могут быть носителями ценностей, противоречащих базовой системе национальных ценностей.
Современная наука много внимания уделяет теории формирования системы ценностей личности. Проблемами формирования системы нравственных ценностей занимались такие отечественные педагоги, как Л.И. Гриценко, Н.Е. Щуркова, СВ. Кульневич, Н.В. Аникеев, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и другие. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Е.В. Киприянова, Н.А. Кириллова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик и другие. Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении являлись предметом исследований В.Г. Асеева, Л.А. Блохиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Проблемами смыслообразования личности занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова и др. Однако в психолого-педагогических исследованиях уделяется недостаточное внимание теоретическим аспектам формирования ценностно-смысловых установок младших школьников как одного из этапов личностного развития.
На уровне образовательной практики накоплен достаточно большой объем методического обеспечения духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе. В методических пособиях к урокам литературного чтения каждого УМК НО, рекомендованного министерством образования Российской Федерации, есть раздел, посвященный формированию личностных результатов учащихся на уроках литературного чтения. Однако существующие методические рекомендации недостаточно учитывают диагностику и педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. Получение знаний о базовых жизненных ценностях на уроках литературного чтения в начальной школе не гарантирует того, что они станут неотъемлемой частью личности самих учащихся. Знать о том, что такое здоровье и вести здоровый образ жизни, - это не одно и то же. Необходимы определенные педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Таким образом, можно говорить о существующих противоречиях на уровне общества между запросом государства на формирование базовой системы национальных ценностей у учащихся и стихийным процессом формирования ценностных ориентаций, нравственных установок учащихся, приводящем порой к абсолютно противоположным результатам. На научно-педагогическом уровне существует противоречие между уровнем теоретической разработанности темы воспитания и развития личности учащихся и недостаточным уровнем разработанности темы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников как одного из этапов личностного развития. Соответственно, на практическом уровне существует противоречие между большим количеством методических разработок и рекомендаций для духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе и недостаточной методической обеспеченностью процесса формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Выявленные несоответствия определили актуальность определения содержания педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность реализации модели формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Объектом нашего исследования является процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Предметом исследования является комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения будет обеспечена, если в процессе уроков литературного чтения и во внеурочное время будут реализовываться следующие психолого-педагогические условия:
- будет произведен отбор понятий ценностно-смысловой сферы в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся начальной школы;
- будет использоваться разработанная в ходе исследования модель формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения;
- в структуру модели будут включены компоненты, направленные на работу с учащимися в рамках уроков литературного чтения и во внеурочное время, работу с родителями и создание специальной среды (реализация особого стиля взаимодействия педагога с младшими школьниками в рамках предмета литературное чтение, использование современных образовательных технологий, проведение нестандартных форм уроков литературного чтения и внеурочной работы по литературе, активизация эмоциональной сферы школьников посредством мотивационного потенциала уроков литературного чтения, поощрение самостоятельной творческой работы учащихся).
В соответствии с целью и гипотезой ставятся следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать теоретические аспекты формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы (далее младших школьников) на уроках литературного чтения: определить основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников.
2. Разработать и апробировать модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выявить эффективность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников: определить исходный (до апробации модели), промежуточный (во время апробации) и контрольный (после апробации модели) уровни сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников при помощи диагностического инструментария (анкетирования, опроса, тестирования).
4. Обосновать комплекс педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной работе по литературе.
Для выполнения поставленных задач в ходе исследования используются следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития личности младшего школьника в части формирования его ценностно-смысловых установок на уроках литературного чтения, обобщение и систематизация полученных данных; целенаправленное наблюдение за процессом формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, проведение опытно-поисковой работы по формированию ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения; диагностических методы оценки уровня сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников (беседа, опросы, анкетирование, тестирование).
Методологическую основу исследования составляют теоретический анализ понятий установки, ее формирования (Узнадзе Д.Н.); ценностей и формирования личностных смыслов (Асмолов А.Г., Рубцов В.В., Абакумова И.В.); анализ педагогических концепций развития личности и духовно-нравственного воспитания (Амонашвили Ш.А., Выготский Л.С, Асмолов А.Г.), ценностно-смыслового взаимодействия учащихся и педагога (Соловцова И.А.); психолого-педагогические исследования в области возрастной психологии (Нестеренко И.А., Сафиуллина Р.И.); педагогические исследования в области формирования личностных результатов на уроках литературного чтения и нормативные материалы на основе Федерального государственного стандарта начального образования.
Исследование с целью решения проблемы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения предполагает появление следующих элементов новизны:
1. Обобщение сведений о формировании ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
2. Уточнение понятий «ценностно-смысловые установки младших школьников» и «формирование ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения».
3. Разработка модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Определение критериально-диагностического инструментария оценки сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Получение новых сведений по теме формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации модели формировании ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе, а также в проведении комплекса диагностических процедур по оценке уровня сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников.
Ключевыми словами исследования являются: ценности, личностные смыслы, ценностно-смысловые установки, младший школьник, формирование ценностно-смысловых установок младших школьников, урок литературного чтения, модель формирования и психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Исследование проводилось на базе МАОУ гимназии № 120 г. Екатеринбурга. В качестве оптимального контингента для проведения исследования были выбраны учащиеся второго и третьего класса начальной школы.
Структура магистерской диссертации включает в себя три главы. Первая глава посвящена научно-теоретическим предпосылкам формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. В ней обобщены и систематизированы сведения об исследуемой теме: определены основные подходы к понятиям «ценностно-смысловые установки младших школьников» и «формирование ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения», даны нормативные основы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников. Вторая глава посвящена методическим основам формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: рассмотрены методы и средства развития ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы, педагогические модели воспитания личности младшего школьника, произведен анализ УМК по литературному чтению в аспекте их возможностей для формирования системы нравственных ценностей младшего школьника. В третьей главе диссертации описаны основные этапы опытно-поисковой работы по теме исследования: определение исходного уровня сформированности ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы при помощи диагностического инструментария, разработка и апробации модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, результаты диагностического исследования на контрольном этапе, методические рекомендации по формированию ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения. Также магистерская диссертация включает в себя введение с описанием темы, актуальности, проблемы, объекта и предмета, целей и задач, гипотезы и методов, элементов теоретической новизны и практической значимости исследования; заключение с изложением основных выводов, характеризующих решение поставленных задач и определением дальнейших перспектив исследования проблемы; список литературы и приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование ценностно-смысловых установок младших школьников является одним из этапов личностного развития учащихся. В соответствии с ФГОС НОО ценностно-смысловые установки младших школьников выражают их индивидуальные позиции и являются частью личностных результатов учащихся.
2. Формирование ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения рассматривается нами как педагогически организованный процесс развития внутренней готовности младшего школьника действовать в определенной жизненной ситуации в соответствии с социокультурными и духовно-нравственными ценностями при помощи средств и возможностей предмета литературное чтение.
3. Развитие внутренней готовности младшего школьника действовать в определенной жизненной ситуации в соответствии с социокультурными и духовно-нравственными ценностями достигается путем отбора педагогических условий в рамках предмета литературное чтение и разработки модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения характеризуется этапностью, которая соответствует уровням ценностно-смысловых установок: этап актуализации знаний о ценностях соответствует когнитивному уровню, этап предъявления ценности через восприятие художественного текста - эмоционально-оценочному, этап раскрытия содержания и осмысления ценности - мотивационному, этап социально ценностной и личностно значимой деятельности соответствует поведенческому уровню ценностно-смысловых установок.
5. Диагностика сформированности ценностно-смысловых установок
младших школьников представляет собой совокупность методик (анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное наблюдение), направленных на системное изучение качеств младших школьников, соответствующих когнитивному, эмоционально-оценочному, мотивационному и поведенческому критериям.
Результаты исследования были отражены в публикациях:
1. Павлючкова Е.Ф. Формирование ценностно-смысловых установок
младших школьников // Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Екатеринбург 26-28 апреля 2018 г. / ГАОУ ДПО СО «Институт регионального образования»; науч. ред. Юшкова Н.А. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. - С. 160-165.
2. Павлючкова Е.Ф. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый.- 2018. - № 39. С.181-184.
С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 и на основе ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5.11.2008 г. была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, определяющая современный национальный воспитательный идеал и базовую систему национальных ценностей [25]. В соответствии с этой Концепцией духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно осуществляться на всех образовательных уровнях. На уровне начального образования в соответствии с ФГОС НО от 06.10.2009 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [74]. Стандарт также устанавливает требования к личностным результатам образованиям, в перечень которых входят ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции [74]. Таким образом, формирование ценностно-смысловых установок у младших школьников является одной из ключевых задач в становлении личности обучающегося на начальном этапе обучения. В то же время, наравне с острой необходимостью воспитания подрастающего поколения в рамках базовой системы национальных ценностей, в российском обществе продолжается тенденция стихийного формирования системы ценностей у молодежи, приводящего порой к формированию асоциальных ценностных ориентаций. Средства массовой информации, интернет, старшеклассники и родители учащихся могут быть носителями ценностей, противоречащих базовой системе национальных ценностей.
Современная наука много внимания уделяет теории формирования системы ценностей личности. Проблемами формирования системы нравственных ценностей занимались такие отечественные педагоги, как Л.И. Гриценко, Н.Е. Щуркова, СВ. Кульневич, Н.В. Аникеев, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и другие. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Е.В. Киприянова, Н.А. Кириллова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик и другие. Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении являлись предметом исследований В.Г. Асеева, Л.А. Блохиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Проблемами смыслообразования личности занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова и др. Однако в психолого-педагогических исследованиях уделяется недостаточное внимание теоретическим аспектам формирования ценностно-смысловых установок младших школьников как одного из этапов личностного развития.
На уровне образовательной практики накоплен достаточно большой объем методического обеспечения духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе. В методических пособиях к урокам литературного чтения каждого УМК НО, рекомендованного министерством образования Российской Федерации, есть раздел, посвященный формированию личностных результатов учащихся на уроках литературного чтения. Однако существующие методические рекомендации недостаточно учитывают диагностику и педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. Получение знаний о базовых жизненных ценностях на уроках литературного чтения в начальной школе не гарантирует того, что они станут неотъемлемой частью личности самих учащихся. Знать о том, что такое здоровье и вести здоровый образ жизни, - это не одно и то же. Необходимы определенные педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Таким образом, можно говорить о существующих противоречиях на уровне общества между запросом государства на формирование базовой системы национальных ценностей у учащихся и стихийным процессом формирования ценностных ориентаций, нравственных установок учащихся, приводящем порой к абсолютно противоположным результатам. На научно-педагогическом уровне существует противоречие между уровнем теоретической разработанности темы воспитания и развития личности учащихся и недостаточным уровнем разработанности темы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников как одного из этапов личностного развития. Соответственно, на практическом уровне существует противоречие между большим количеством методических разработок и рекомендаций для духовно-нравственного воспитания учащихся в начальной школе и недостаточной методической обеспеченностью процесса формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Выявленные несоответствия определили актуальность определения содержания педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность реализации модели формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Объектом нашего исследования является процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Предметом исследования является комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели формирования ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения будет обеспечена, если в процессе уроков литературного чтения и во внеурочное время будут реализовываться следующие психолого-педагогические условия:
- будет произведен отбор понятий ценностно-смысловой сферы в соответствии с особенностями возрастного развития учащихся начальной школы;
- будет использоваться разработанная в ходе исследования модель формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения;
- в структуру модели будут включены компоненты, направленные на работу с учащимися в рамках уроков литературного чтения и во внеурочное время, работу с родителями и создание специальной среды (реализация особого стиля взаимодействия педагога с младшими школьниками в рамках предмета литературное чтение, использование современных образовательных технологий, проведение нестандартных форм уроков литературного чтения и внеурочной работы по литературе, активизация эмоциональной сферы школьников посредством мотивационного потенциала уроков литературного чтения, поощрение самостоятельной творческой работы учащихся).
В соответствии с целью и гипотезой ставятся следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать теоретические аспекты формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы (далее младших школьников) на уроках литературного чтения: определить основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников.
2. Разработать и апробировать модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выявить эффективность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников: определить исходный (до апробации модели), промежуточный (во время апробации) и контрольный (после апробации модели) уровни сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников при помощи диагностического инструментария (анкетирования, опроса, тестирования).
4. Обосновать комплекс педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной работе по литературе.
Для выполнения поставленных задач в ходе исследования используются следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития личности младшего школьника в части формирования его ценностно-смысловых установок на уроках литературного чтения, обобщение и систематизация полученных данных; целенаправленное наблюдение за процессом формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, проведение опытно-поисковой работы по формированию ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения; диагностических методы оценки уровня сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников (беседа, опросы, анкетирование, тестирование).
Методологическую основу исследования составляют теоретический анализ понятий установки, ее формирования (Узнадзе Д.Н.); ценностей и формирования личностных смыслов (Асмолов А.Г., Рубцов В.В., Абакумова И.В.); анализ педагогических концепций развития личности и духовно-нравственного воспитания (Амонашвили Ш.А., Выготский Л.С, Асмолов А.Г.), ценностно-смыслового взаимодействия учащихся и педагога (Соловцова И.А.); психолого-педагогические исследования в области возрастной психологии (Нестеренко И.А., Сафиуллина Р.И.); педагогические исследования в области формирования личностных результатов на уроках литературного чтения и нормативные материалы на основе Федерального государственного стандарта начального образования.
Исследование с целью решения проблемы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения предполагает появление следующих элементов новизны:
1. Обобщение сведений о формировании ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
2. Уточнение понятий «ценностно-смысловые установки младших школьников» и «формирование ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения».
3. Разработка модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Определение критериально-диагностического инструментария оценки сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Получение новых сведений по теме формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации модели формировании ценностно-смысловых установок учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе, а также в проведении комплекса диагностических процедур по оценке уровня сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников.
Ключевыми словами исследования являются: ценности, личностные смыслы, ценностно-смысловые установки, младший школьник, формирование ценностно-смысловых установок младших школьников, урок литературного чтения, модель формирования и психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
Исследование проводилось на базе МАОУ гимназии № 120 г. Екатеринбурга. В качестве оптимального контингента для проведения исследования были выбраны учащиеся второго и третьего класса начальной школы.
Структура магистерской диссертации включает в себя три главы. Первая глава посвящена научно-теоретическим предпосылкам формирования ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. В ней обобщены и систематизированы сведения об исследуемой теме: определены основные подходы к понятиям «ценностно-смысловые установки младших школьников» и «формирование ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения», даны нормативные основы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников. Вторая глава посвящена методическим основам формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: рассмотрены методы и средства развития ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы, педагогические модели воспитания личности младшего школьника, произведен анализ УМК по литературному чтению в аспекте их возможностей для формирования системы нравственных ценностей младшего школьника. В третьей главе диссертации описаны основные этапы опытно-поисковой работы по теме исследования: определение исходного уровня сформированности ценностно-смысловых установок учащихся начальной школы при помощи диагностического инструментария, разработка и апробации модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения, результаты диагностического исследования на контрольном этапе, методические рекомендации по формированию ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения. Также магистерская диссертация включает в себя введение с описанием темы, актуальности, проблемы, объекта и предмета, целей и задач, гипотезы и методов, элементов теоретической новизны и практической значимости исследования; заключение с изложением основных выводов, характеризующих решение поставленных задач и определением дальнейших перспектив исследования проблемы; список литературы и приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование ценностно-смысловых установок младших школьников является одним из этапов личностного развития учащихся. В соответствии с ФГОС НОО ценностно-смысловые установки младших школьников выражают их индивидуальные позиции и являются частью личностных результатов учащихся.
2. Формирование ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения рассматривается нами как педагогически организованный процесс развития внутренней готовности младшего школьника действовать в определенной жизненной ситуации в соответствии с социокультурными и духовно-нравственными ценностями при помощи средств и возможностей предмета литературное чтение.
3. Развитие внутренней готовности младшего школьника действовать в определенной жизненной ситуации в соответствии с социокультурными и духовно-нравственными ценностями достигается путем отбора педагогических условий в рамках предмета литературное чтение и разработки модели формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения характеризуется этапностью, которая соответствует уровням ценностно-смысловых установок: этап актуализации знаний о ценностях соответствует когнитивному уровню, этап предъявления ценности через восприятие художественного текста - эмоционально-оценочному, этап раскрытия содержания и осмысления ценности - мотивационному, этап социально ценностной и личностно значимой деятельности соответствует поведенческому уровню ценностно-смысловых установок.
5. Диагностика сформированности ценностно-смысловых установок
младших школьников представляет собой совокупность методик (анкетирование, опрос, тестирование, целенаправленное наблюдение), направленных на системное изучение качеств младших школьников, соответствующих когнитивному, эмоционально-оценочному, мотивационному и поведенческому критериям.
Результаты исследования были отражены в публикациях:
1. Павлючкова Е.Ф. Формирование ценностно-смысловых установок
младших школьников // Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Екатеринбург 26-28 апреля 2018 г. / ГАОУ ДПО СО «Институт регионального образования»; науч. ред. Юшкова Н.А. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. - С. 160-165.
2. Павлючкова Е.Ф. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый.- 2018. - № 39. С.181-184.
Общим условием развития личности младших школьников является воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития личности обучающегося, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Значимость воспитания как целостного процесса, проходящего все этапы личностного развития, актуализирует проблему формирования ценностно-смысловых установок школьников на начальном этапе обучения, когда ребенок активно осваивает социальный и нравственный опыт. Главная задача - помочь обучающимся обнаруживать ценностный смысл в собственной жизнедеятельности, осуществлять самостоятельный нравственный выбор в отношениях с людьми и окружающим миром. Ценностно-смысловые установки учащихся начальной школы - это выражение их личностных смыслов в отношении социокультурных и духовно-нравственных ценностей, регулирующих поведение школьников, их жизнедеятельность и взаимоотношения с другими людьми. Сформированные на начальной ступени обучения ценностно-смысловые установки младших школьников на следующих этапах личностного развития будут влиять на формирование ценностных ориентаций личности, на моральную мотивацию поведения, предопределять связь нравственного сознания и поведения подростка.
Во время учебного процесса ценностно-смысловые установки младших школьников формируются в рамках всех предметов учебного цикла. И этот процесс может протекать стихийно, что может привести к отрицательным результатам. Целенаправленно же процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников организуется педагогом на уроках литературного чтения. Педагог при этом выполняет координирующую функцию, помогая учащимся находить личностные смыслы при анализе литературных произведений. Эффективность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения достигается при условии реализации особой модели. Основой этой модели является ценностно-смысловое взаимодействие участников формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: педагога, младших школьников, их родителей, литературной среды. Цель такого взаимодействия заключается в переводе (интериоризации) внешних ценностных ориентиров общества во внутренний осмысленный мир ребенка. Учащимся невозможно навязать ценности, они должны сами обнаружить личностные смыслы этих ценностей. Педагогическими условиями ценностно-смыслового взаимодействия и формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения являются: обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских позиций и смыслов, сопоставлению их с собственными личностными смыслами; организация группового взаимодействия младших школьников для решения нравственных вопросов и моральных дилемм; организация педагогом открытых дискуссий, затрагивающих проблемы ценностно-смыслового воспитания, создание когнитивного конфликта, вызываемого наличием различных точек зрения; использование современных технологий образования на уроках литературного чтения; сплочение классного коллектива, создание благоприятного микроклимата; организация творческой работы в классе, во время которой учащиеся смогли бы проявить свою индивидуальность и непосредственность в восприятии художественных образов и литературных произведений; самоанализ ценностно-смысловой деятельности на уроке; использование нестандартных уроков по предмету литературное чтение: урок-конференция, тематический КВН, викторины, урок-путешествие и др.; взаимодействие с родителями учащихся с целью формирования адекватных ценностно-смысловых установок младших школьников; комплекс диагностических методик для оценки уровня сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников (анкетирование, опросы, тестирование, целенаправленное наблюдение).
Таким образом, в ходе исследования были выполненные поставленные задачи:
- были исследованы теоретические аспекты формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: определены основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников;
- разработана и апробирована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения;
- выявлена эффективность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников: определен исходный (до апробации модели), промежуточный (во время апробации) и контрольный (после апробации модели) уровни сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников при помощи диагностического инструментария (анкетирования, опроса, тестирования);
- обоснован комплекс педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной работе по литературе.
В перспективе планируется работать дальше над темой формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности по литературе с целью решения проблемы ценностно-смыслового взаимодействия педагога, учащихся и родителей в рамках предмета литературное чтение.
Во время учебного процесса ценностно-смысловые установки младших школьников формируются в рамках всех предметов учебного цикла. И этот процесс может протекать стихийно, что может привести к отрицательным результатам. Целенаправленно же процесс формирования ценностно-смысловых установок младших школьников организуется педагогом на уроках литературного чтения. Педагог при этом выполняет координирующую функцию, помогая учащимся находить личностные смыслы при анализе литературных произведений. Эффективность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения достигается при условии реализации особой модели. Основой этой модели является ценностно-смысловое взаимодействие участников формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: педагога, младших школьников, их родителей, литературной среды. Цель такого взаимодействия заключается в переводе (интериоризации) внешних ценностных ориентиров общества во внутренний осмысленный мир ребенка. Учащимся невозможно навязать ценности, они должны сами обнаружить личностные смыслы этих ценностей. Педагогическими условиями ценностно-смыслового взаимодействия и формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения являются: обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских позиций и смыслов, сопоставлению их с собственными личностными смыслами; организация группового взаимодействия младших школьников для решения нравственных вопросов и моральных дилемм; организация педагогом открытых дискуссий, затрагивающих проблемы ценностно-смыслового воспитания, создание когнитивного конфликта, вызываемого наличием различных точек зрения; использование современных технологий образования на уроках литературного чтения; сплочение классного коллектива, создание благоприятного микроклимата; организация творческой работы в классе, во время которой учащиеся смогли бы проявить свою индивидуальность и непосредственность в восприятии художественных образов и литературных произведений; самоанализ ценностно-смысловой деятельности на уроке; использование нестандартных уроков по предмету литературное чтение: урок-конференция, тематический КВН, викторины, урок-путешествие и др.; взаимодействие с родителями учащихся с целью формирования адекватных ценностно-смысловых установок младших школьников; комплекс диагностических методик для оценки уровня сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников (анкетирование, опросы, тестирование, целенаправленное наблюдение).
Таким образом, в ходе исследования были выполненные поставленные задачи:
- были исследованы теоретические аспекты формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения: определены основные понятия, взаимосвязи между ними, компоненты и этапы формирования ценностно-смысловых установок младших школьников;
- разработана и апробирована модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения;
- выявлена эффективность формирования ценностно-смысловых установок младших школьников: определен исходный (до апробации модели), промежуточный (во время апробации) и контрольный (после апробации модели) уровни сформированности ценностно-смысловых установок младших школьников при помощи диагностического инструментария (анкетирования, опроса, тестирования);
- обоснован комплекс педагогических условий формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной работе по литературе.
В перспективе планируется работать дальше над темой формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности по литературе с целью решения проблемы ценностно-смыслового взаимодействия педагога, учащихся и родителей в рамках предмета литературное чтение.



