ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1. Основные понятия и термины экологического образования 10
1.2. Модель организации экологического обучения и воспитания с
использованием современных технологий 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 46
2.1. Изучение экологической культуры детей на начальном этапе
исследования 46
2.2. Организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий 59
2.3. Анализ экологической культуры детей на заключительном
этапе исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1. Основные понятия и термины экологического образования 10
1.2. Модель организации экологического обучения и воспитания с
использованием современных технологий 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 46
2.1. Изучение экологической культуры детей на начальном этапе
исследования 46
2.2. Организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий 59
2.3. Анализ экологической культуры детей на заключительном
этапе исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
Актуальность исследования. Экологическое обучение и воспитание является обязательным требованием образования. В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ 19 апреля 2017 г., в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения [27].
Глобальная экологическая катастрофа- это уже не будущее, а настоящее [36]. Современному обществу характерен губительный потребительский подход к природе. Россия по уровню экологической культуры отстает от Европы, США и других развитых стран [22]. Мы сталкиваемся со множеством случаев жестокого обращения с животными, браконьерством, несанкционированными свалками и т.д. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года в силу данных причин было обращено большое внимание экологическим вопросам и 2017-ый год был объявлен Годом экологии [30]. Организацией Объединенных Наций (ООН) экологическое образование признано одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества, так как экологическое образование формирует у людей активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества [5].
Важно раннее экологическое образование детей, так как именно в дошкольном возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в обязательном порядке предусматривает экологическое обучение и воспитание детей.
Актуальность темы экологического образования и его положительное воздействие на развитие ребенка в дошкольном возрасте обуславливает необходимость рассмотрения вопросов организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования. В организациях дополнительного образования экологическое образование в отличие от реальной обстановки в школах и детских садах осуществляется в неразрывной связи с обучением и воспитанием, поэтому в выпускной квалификационной работе будет рассматриваться процесс организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования в детских центрах развития немуниципального типа для детей дошкольного возраста от 6 лет.
В современном стремительно меняющемся мире дети должны уметь быстро обрабатывать огромные массивы информации, уметь анализировать и критически мыслить, быть мобильными, иметь развитое логическое мышление и творческий потенциал, при этом духовно-нравственные ценности и экологическая культура не должны уходить на второй план. Основное до-школьное образование должно являться фундаментом для развития данных качеств у детей, но в силу большой нагрузки не справляется с данными задачами [35], дополнительное дошкольное образование выступает в роли помощника, в том числе и в сфере экологического образования, где используются современные технологии обучения и воспитания. Для большинства молодых семей детские центры развития стали привычной частью их жизни. Однако вопросы экологического дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий мало изучены. Поэтому к экологическому образованию в детских центрах развития проявляется интерес в научной и профессиональной педагогической деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний по данной теме, в частности:
- основные понятия и термины экологического образования: экология (В. И. Вернадский, В. Н. Сукачев, Л. В. и др.), экологическое образование (И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева, Л. В. и др.), экологическая этика (Т. В. Мишаткина, С. П. Кундас и др.), экологическое мышление и сознание (В. Н. Васильева, М. А. Соломкина и др.), экологическая грамотность (А. В. Флеенко, Г. Ф. Зайнуллина и др.), практическая экологическая деятельность (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Ю. И. Фаусек и др.), экологическое воспитание (Л. С. Глушкова, С. А. Григорович, Т. А. Маловидченко и др.), экологическое развитие (М. Монтессори, Е. Н.Водовозова, В. А. Сухомливский и др.), экологическая культура (Н. М. Маммедов, В. Л. Товбина, и др.), экологическая субкультура детства ( Л. В. Моисеева, В. А. Зебзеева, Е. В. Михеева);
- организация процесса экологического образования: программы экологической направленности для детей дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.), теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста (Т. А. Серебрякова, Т.В. Хорхордина и др.), принципы обеспечения экологического образования и воспитания ребенка в дошкольном детстве (Л. В. Моисеева, Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М.), модель экологического образования (Е. А. Кожевникова, Н. Ю. Максимова, А. Г. Мартыненко и др.), системно-деятельностный подход в экологическом образовании (Е. Н. Степанова, В. А. Ермоленко и др.);
- современные технологии экологического образования дошкольников (П. Ларина, Е. А. Ходырева, А. А. Окунев): технологии проектирования (С. Т. Шацкий, А.П. Пинкевич и др.), технология проблемного обучения (С. Л. Рубинштейн, Т. А. Ильина и др.); технология концентрированного обучения (В.В. Розанов, П.П. Блонский и др.); технология развивающего обучения (Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); технология познавательско- исследовательской деятельности (Л. М. Маневцова, Т. И. Бабаева и др.); технологии гуманно-личностного воспитания (Ш.А. Амонашвили), технологии проблемно-игровых ситуаций (Т. А. Маркова, А. Г. Рындина);
- экологическое обучение и воспитание в условиях дополнительного образования (С. М. Заикин, В. Д. Иванов, И. А. Колесникова).
Вышеперечисленные исследования содержат богатый теоретический и практический материал. Однако в них недостаточно уделено внимания организации процесса обучения и воспитания дошкольников и использованию современных технологий при организации данного процесса.
Значимость данного исследования определяется наличием следующих противоречий:
— между политикой государства на широкое внедрение современных технологий в образовательную практику и недостаточным их использованием в практике экологического образования;
— между установленными требованиями к экологическому образованию по совмещению обучающей и воспитательной функции и отсутствием возможности осуществления воспитательной функции на практике в рамках основного и дополнительного дошкольного;
— между изученностью вопросов применения современных технологий в практике основного дошкольного образования и слабым научно-методическим освещением данного аспекта образовательного процесса в практике учреждений дополнительного образования.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как организовать процесс обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий в организации дополнительного образования. Недостаточная разработанность проблемы определила тему исследования: «Организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий».
Цель исследования: разработать методику организации экологического образования с использованием современных технологий обучения и воспитания и проверить опытно-поисковым путем результаты данной методики на предмет ее воздействия на экологическую культуру детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: организация процесса экологического образования детей дошкольного возраста в детском центре развития.
Предмет исследования: современные технологии, используемые в организации экологического образования в детском центре развития.
Гипотеза исследования. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в детском центре развития будет проходить эффективнее, если:
- при организации экологического обучения применять совокупность педагогических технологий: проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательско-исследовательской деятельности и информационно-коммуникационные технологии;
- при организации экологического воспитания использовать технологии гуманно-личностного воспитания, проблемно-игровых ситуаций и здоровьесберегающие технологии.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ основных понятий и терминов экологического образования;
2. выявить особенности экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного образования;
3. разработать и теоретически обосновать модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий обучения и воспитания;
4. разработать и апробировать методику организации экологического образования с использованием современных технологий в детском центре развития;
5. разработать и экспериментально проверить педагогическую диагностику экологической культуры дошкольников.
Методика исследования: теоретические- анализ педагогической, методической, экологической научной литературы и нормативно-правовых документов по теме диссертации, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование; эмпирические- анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов; статистические- математическая обработка результатов данных, графическое отображение результатов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. в ходе обобщения научных и правовых сведений по определению термина «экологическое образование» выявлены и проанализированы такие целевые компоненты экологического образования, как формирование ценностных экологических ориентиров; развитие экологического мышления и осознания; формирование экологической грамотности; ведение практической экологической деятельности; осуществление экологического образования в неразрывной связи процессов обучения и воспитания; развитие личности и общества;
2. на основе международных документов по экологической этике доработаны и сформулированы ценностные экологические ориентиры в целях использования их при организации экологического образования детей дошкольного возраста;
3. предложена модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием комплекса педагогических технологий обучения и воспитания (проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательно-исследовательской деятельности, гуманно-личностного воспитания и пр.), а также информационно-коммуникативных технологий;
4. обоснована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования в рамках летнего лагеря экологической направленности и интегрированных экологических занятий в течение учебного года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- в работе обобщены основные термины и понятия, связанные с экологическим образованием и экологической культурой;
- в работе проанализирована информация об организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования;
- изложены особенности экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного образования;
- теоретически обоснована модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- создана и апробирована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования;
- разработана и экспериментально проверена педагогическая диагностика для детского центра развития, позволяющая определять экологическую культуру дошкольников и отследить динамику результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опубликования научных статей «Организация процесса обучения и воспитания в частном детском центре» и «Особенности современного экологического образования в детских центрах развития» (Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. м.], 2018. - 400 с).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 5 приложений, содержит 92 страницы, 14 таблиц, 9 рисунков.
Глобальная экологическая катастрофа- это уже не будущее, а настоящее [36]. Современному обществу характерен губительный потребительский подход к природе. Россия по уровню экологической культуры отстает от Европы, США и других развитых стран [22]. Мы сталкиваемся со множеством случаев жестокого обращения с животными, браконьерством, несанкционированными свалками и т.д. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года в силу данных причин было обращено большое внимание экологическим вопросам и 2017-ый год был объявлен Годом экологии [30]. Организацией Объединенных Наций (ООН) экологическое образование признано одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества, так как экологическое образование формирует у людей активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества [5].
Важно раннее экологическое образование детей, так как именно в дошкольном возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в обязательном порядке предусматривает экологическое обучение и воспитание детей.
Актуальность темы экологического образования и его положительное воздействие на развитие ребенка в дошкольном возрасте обуславливает необходимость рассмотрения вопросов организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования. В организациях дополнительного образования экологическое образование в отличие от реальной обстановки в школах и детских садах осуществляется в неразрывной связи с обучением и воспитанием, поэтому в выпускной квалификационной работе будет рассматриваться процесс организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования в детских центрах развития немуниципального типа для детей дошкольного возраста от 6 лет.
В современном стремительно меняющемся мире дети должны уметь быстро обрабатывать огромные массивы информации, уметь анализировать и критически мыслить, быть мобильными, иметь развитое логическое мышление и творческий потенциал, при этом духовно-нравственные ценности и экологическая культура не должны уходить на второй план. Основное до-школьное образование должно являться фундаментом для развития данных качеств у детей, но в силу большой нагрузки не справляется с данными задачами [35], дополнительное дошкольное образование выступает в роли помощника, в том числе и в сфере экологического образования, где используются современные технологии обучения и воспитания. Для большинства молодых семей детские центры развития стали привычной частью их жизни. Однако вопросы экологического дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий мало изучены. Поэтому к экологическому образованию в детских центрах развития проявляется интерес в научной и профессиональной педагогической деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний по данной теме, в частности:
- основные понятия и термины экологического образования: экология (В. И. Вернадский, В. Н. Сукачев, Л. В. и др.), экологическое образование (И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева, Л. В. и др.), экологическая этика (Т. В. Мишаткина, С. П. Кундас и др.), экологическое мышление и сознание (В. Н. Васильева, М. А. Соломкина и др.), экологическая грамотность (А. В. Флеенко, Г. Ф. Зайнуллина и др.), практическая экологическая деятельность (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Ю. И. Фаусек и др.), экологическое воспитание (Л. С. Глушкова, С. А. Григорович, Т. А. Маловидченко и др.), экологическое развитие (М. Монтессори, Е. Н.Водовозова, В. А. Сухомливский и др.), экологическая культура (Н. М. Маммедов, В. Л. Товбина, и др.), экологическая субкультура детства ( Л. В. Моисеева, В. А. Зебзеева, Е. В. Михеева);
- организация процесса экологического образования: программы экологической направленности для детей дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.), теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста (Т. А. Серебрякова, Т.В. Хорхордина и др.), принципы обеспечения экологического образования и воспитания ребенка в дошкольном детстве (Л. В. Моисеева, Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М.), модель экологического образования (Е. А. Кожевникова, Н. Ю. Максимова, А. Г. Мартыненко и др.), системно-деятельностный подход в экологическом образовании (Е. Н. Степанова, В. А. Ермоленко и др.);
- современные технологии экологического образования дошкольников (П. Ларина, Е. А. Ходырева, А. А. Окунев): технологии проектирования (С. Т. Шацкий, А.П. Пинкевич и др.), технология проблемного обучения (С. Л. Рубинштейн, Т. А. Ильина и др.); технология концентрированного обучения (В.В. Розанов, П.П. Блонский и др.); технология развивающего обучения (Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); технология познавательско- исследовательской деятельности (Л. М. Маневцова, Т. И. Бабаева и др.); технологии гуманно-личностного воспитания (Ш.А. Амонашвили), технологии проблемно-игровых ситуаций (Т. А. Маркова, А. Г. Рындина);
- экологическое обучение и воспитание в условиях дополнительного образования (С. М. Заикин, В. Д. Иванов, И. А. Колесникова).
Вышеперечисленные исследования содержат богатый теоретический и практический материал. Однако в них недостаточно уделено внимания организации процесса обучения и воспитания дошкольников и использованию современных технологий при организации данного процесса.
Значимость данного исследования определяется наличием следующих противоречий:
— между политикой государства на широкое внедрение современных технологий в образовательную практику и недостаточным их использованием в практике экологического образования;
— между установленными требованиями к экологическому образованию по совмещению обучающей и воспитательной функции и отсутствием возможности осуществления воспитательной функции на практике в рамках основного и дополнительного дошкольного;
— между изученностью вопросов применения современных технологий в практике основного дошкольного образования и слабым научно-методическим освещением данного аспекта образовательного процесса в практике учреждений дополнительного образования.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как организовать процесс обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий в организации дополнительного образования. Недостаточная разработанность проблемы определила тему исследования: «Организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий».
Цель исследования: разработать методику организации экологического образования с использованием современных технологий обучения и воспитания и проверить опытно-поисковым путем результаты данной методики на предмет ее воздействия на экологическую культуру детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: организация процесса экологического образования детей дошкольного возраста в детском центре развития.
Предмет исследования: современные технологии, используемые в организации экологического образования в детском центре развития.
Гипотеза исследования. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в детском центре развития будет проходить эффективнее, если:
- при организации экологического обучения применять совокупность педагогических технологий: проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательско-исследовательской деятельности и информационно-коммуникационные технологии;
- при организации экологического воспитания использовать технологии гуманно-личностного воспитания, проблемно-игровых ситуаций и здоровьесберегающие технологии.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ основных понятий и терминов экологического образования;
2. выявить особенности экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного образования;
3. разработать и теоретически обосновать модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий обучения и воспитания;
4. разработать и апробировать методику организации экологического образования с использованием современных технологий в детском центре развития;
5. разработать и экспериментально проверить педагогическую диагностику экологической культуры дошкольников.
Методика исследования: теоретические- анализ педагогической, методической, экологической научной литературы и нормативно-правовых документов по теме диссертации, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование; эмпирические- анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов; статистические- математическая обработка результатов данных, графическое отображение результатов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. в ходе обобщения научных и правовых сведений по определению термина «экологическое образование» выявлены и проанализированы такие целевые компоненты экологического образования, как формирование ценностных экологических ориентиров; развитие экологического мышления и осознания; формирование экологической грамотности; ведение практической экологической деятельности; осуществление экологического образования в неразрывной связи процессов обучения и воспитания; развитие личности и общества;
2. на основе международных документов по экологической этике доработаны и сформулированы ценностные экологические ориентиры в целях использования их при организации экологического образования детей дошкольного возраста;
3. предложена модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием комплекса педагогических технологий обучения и воспитания (проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательно-исследовательской деятельности, гуманно-личностного воспитания и пр.), а также информационно-коммуникативных технологий;
4. обоснована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования в рамках летнего лагеря экологической направленности и интегрированных экологических занятий в течение учебного года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- в работе обобщены основные термины и понятия, связанные с экологическим образованием и экологической культурой;
- в работе проанализирована информация об организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования;
- изложены особенности экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного образования;
- теоретически обоснована модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- создана и апробирована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования;
- разработана и экспериментально проверена педагогическая диагностика для детского центра развития, позволяющая определять экологическую культуру дошкольников и отследить динамику результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опубликования научных статей «Организация процесса обучения и воспитания в частном детском центре» и «Особенности современного экологического образования в детских центрах развития» (Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. м.], 2018. - 400 с).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 5 приложений, содержит 92 страницы, 14 таблиц, 9 рисунков.
В работе обобщены основные понятия и термины экологического образования, выделены такие целевые компоненты экологического образования как формирование ценностных экологических ориентиров; развитие экологического мышления и осознания; формирование экологической грамотности; ведение практической экологической деятельности; осуществление экологического образования в неразрывной связи процессов обучения и воспитания; развитие личности и общества. Проанализировано понятие «экологическая культура». Предложены формулировки ценностных экологических ориентиров в целях использования их в экологическом образования детей дошкольного возраста. Данные сведения стали основой для разработку методики педагогической диагностики экологической культуры дошкольников в рамках детского центра развития.
Теоретический анализ по теме организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования позволил разработать модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий, а именно: технологии обучения (проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательско-исследовательской деятельности и информационно-коммуникативных технологий); и техно-логии воспитания (гуманно-личностного воспитания, проблемно-игровых ситуаций, здоровьесберегающие технологии). В основе данной модели лежит системно-деятельностный подход, модель содержит основные принципы и требования экологического образования; классификацию технологий, форм организации процессов экологического обучения и воспитания; особенности дополнительного дошкольного экологического образования, а также представлены этапы организации данных процессов.
В ходе экспериментальной работы была разработана и апробирована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования в рамках летнего лагеря экологической направленности и интегрированных экологических занятий в течение учебного года. Результаты диагностики экологической культуры детей свидетельствуют об эффективности данной методики.
В целом, исследование позволило интегрировать знания по экологическому образованию и получить новые теоретические и практические сведения об организации эффективного процесса экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного дошкольного образования.
Теоретический анализ по теме организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования позволил разработать модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий, а именно: технологии обучения (проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательско-исследовательской деятельности и информационно-коммуникативных технологий); и техно-логии воспитания (гуманно-личностного воспитания, проблемно-игровых ситуаций, здоровьесберегающие технологии). В основе данной модели лежит системно-деятельностный подход, модель содержит основные принципы и требования экологического образования; классификацию технологий, форм организации процессов экологического обучения и воспитания; особенности дополнительного дошкольного экологического образования, а также представлены этапы организации данных процессов.
В ходе экспериментальной работы была разработана и апробирована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования в рамках летнего лагеря экологической направленности и интегрированных экологических занятий в течение учебного года. Результаты диагностики экологической культуры детей свидетельствуют об эффективности данной методики.
В целом, исследование позволило интегрировать знания по экологическому образованию и получить новые теоретические и практические сведения об организации эффективного процесса экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного дошкольного образования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Метод проектов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Информационно-коммуникационные технологии как средство совершенствования экологического образования детей в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство реализации преемственности экологического образования в системе дошкольного учреждения и школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016



