ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1.1. Основные понятия и термины экологического образования 10
1.2. Модель организации экологического обучения и воспитания с
использованием современных технологий 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 46
2.1. Изучение экологической культуры детей на начальном этапе
исследования 46
2.2. Организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий 59
2.3. Анализ экологической культуры детей на заключительном
этапе исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
Актуальность исследования. Экологическое обучение и воспитание является обязательным требованием образования. В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ 19 апреля 2017 г., в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения [27].
Глобальная экологическая катастрофа- это уже не будущее, а настоящее [36]. Современному обществу характерен губительный потребительский подход к природе. Россия по уровню экологической культуры отстает от Европы, США и других развитых стран [22]. Мы сталкиваемся со множеством случаев жестокого обращения с животными, браконьерством, несанкционированными свалками и т.д. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года в силу данных причин было обращено большое внимание экологическим вопросам и 2017-ый год был объявлен Годом экологии [30]. Организацией Объединенных Наций (ООН) экологическое образование признано одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества, так как экологическое образование формирует у людей активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества [5].
Важно раннее экологическое образование детей, так как именно в дошкольном возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в обязательном порядке предусматривает экологическое обучение и воспитание детей.
Актуальность темы экологического образования и его положительное воздействие на развитие ребенка в дошкольном возрасте обуславливает необходимость рассмотрения вопросов организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования. В организациях дополнительного образования экологическое образование в отличие от реальной обстановки в школах и детских садах осуществляется в неразрывной связи с обучением и воспитанием, поэтому в выпускной квалификационной работе будет рассматриваться процесс организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования в детских центрах развития немуниципального типа для детей дошкольного возраста от 6 лет.
В современном стремительно меняющемся мире дети должны уметь быстро обрабатывать огромные массивы информации, уметь анализировать и критически мыслить, быть мобильными, иметь развитое логическое мышление и творческий потенциал, при этом духовно-нравственные ценности и экологическая культура не должны уходить на второй план. Основное до-школьное образование должно являться фундаментом для развития данных качеств у детей, но в силу большой нагрузки не справляется с данными задачами [35], дополнительное дошкольное образование выступает в роли помощника, в том числе и в сфере экологического образования, где используются современные технологии обучения и воспитания. Для большинства молодых семей детские центры развития стали привычной частью их жизни. Однако вопросы экологического дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий мало изучены. Поэтому к экологическому образованию в детских центрах развития проявляется интерес в научной и профессиональной педагогической деятельности.
Степень разработанности темы исследования. Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплен определенный объем знаний по данной теме, в частности:
- основные понятия и термины экологического образования: экология (В. И. Вернадский, В. Н. Сукачев, Л. В. и др.), экологическое образование (И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева, Л. В. и др.), экологическая этика (Т. В. Мишаткина, С. П. Кундас и др.), экологическое мышление и сознание (В. Н. Васильева, М. А. Соломкина и др.), экологическая грамотность (А. В. Флеенко, Г. Ф. Зайнуллина и др.), практическая экологическая деятельность (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Ю. И. Фаусек и др.), экологическое воспитание (Л. С. Глушкова, С. А. Григорович, Т. А. Маловидченко и др.), экологическое развитие (М. Монтессори, Е. Н.Водовозова, В. А. Сухомливский и др.), экологическая культура (Н. М. Маммедов, В. Л. Товбина, и др.), экологическая субкультура детства ( Л. В. Моисеева, В. А. Зебзеева, Е. В. Михеева);
- организация процесса экологического образования: программы экологической направленности для детей дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.), теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста (Т. А. Серебрякова, Т.В. Хорхордина и др.), принципы обеспечения экологического образования и воспитания ребенка в дошкольном детстве (Л. В. Моисеева, Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М.), модель экологического образования (Е. А. Кожевникова, Н. Ю. Максимова, А. Г. Мартыненко и др.), системно-деятельностный подход в экологическом образовании (Е. Н. Степанова, В. А. Ермоленко и др.);
- современные технологии экологического образования дошкольников (П. Ларина, Е. А. Ходырева, А. А. Окунев): технологии проектирования (С. Т. Шацкий, А.П. Пинкевич и др.), технология проблемного обучения (С. Л. Рубинштейн, Т. А. Ильина и др.); технология концентрированного обучения (В.В. Розанов, П.П. Блонский и др.); технология развивающего обучения (Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); технология познавательско- исследовательской деятельности (Л. М. Маневцова, Т. И. Бабаева и др.); технологии гуманно-личностного воспитания (Ш.А. Амонашвили), технологии проблемно-игровых ситуаций (Т. А. Маркова, А. Г. Рындина);
- экологическое обучение и воспитание в условиях дополнительного образования (С. М. Заикин, В. Д. Иванов, И. А. Колесникова).
Вышеперечисленные исследования содержат богатый теоретический и практический материал. Однако в них недостаточно уделено внимания организации процесса обучения и воспитания дошкольников и использованию современных технологий при организации данного процесса.
Значимость данного исследования определяется наличием следующих противоречий:
— между политикой государства на широкое внедрение современных технологий в образовательную практику и недостаточным их использованием в практике экологического образования;
— между установленными требованиями к экологическому образованию по совмещению обучающей и воспитательной функции и отсутствием возможности осуществления воспитательной функции на практике в рамках основного и дополнительного дошкольного;
— между изученностью вопросов применения современных технологий в практике основного дошкольного образования и слабым научно-методическим освещением данного аспекта образовательного процесса в практике учреждений дополнительного образования.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как организовать процесс обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий в организации дополнительного образования. Недостаточная разработанность проблемы определила тему исследования: «Организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий».
Цель исследования: разработать методику организации экологического образования с использованием современных технологий обучения и воспитания и проверить опытно-поисковым путем результаты данной методики на предмет ее воздействия на экологическую культуру детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: организация процесса экологического образования детей дошкольного возраста в детском центре развития.
Предмет исследования: современные технологии, используемые в организации экологического образования в детском центре развития.
Гипотеза исследования. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в детском центре развития будет проходить эффективнее, если:
- при организации экологического обучения применять совокупность педагогических технологий: проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательско-исследовательской деятельности и информационно-коммуникационные технологии;
- при организации экологического воспитания использовать технологии гуманно-личностного воспитания, проблемно-игровых ситуаций и здоровьесберегающие технологии.
Задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ основных понятий и терминов экологического образования;
2. выявить особенности экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного образования;
3. разработать и теоретически обосновать модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий обучения и воспитания;
4. разработать и апробировать методику организации экологического образования с использованием современных технологий в детском центре развития;
5. разработать и экспериментально проверить педагогическую диагностику экологической культуры дошкольников.
Методика исследования: теоретические- анализ педагогической, методической, экологической научной литературы и нормативно-правовых документов по теме диссертации, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование; эмпирические- анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов; статистические- математическая обработка результатов данных, графическое отображение результатов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. в ходе обобщения научных и правовых сведений по определению термина «экологическое образование» выявлены и проанализированы такие целевые компоненты экологического образования, как формирование ценностных экологических ориентиров; развитие экологического мышления и осознания; формирование экологической грамотности; ведение практической экологической деятельности; осуществление экологического образования в неразрывной связи процессов обучения и воспитания; развитие личности и общества;
2. на основе международных документов по экологической этике доработаны и сформулированы ценностные экологические ориентиры в целях использования их при организации экологического образования детей дошкольного возраста;
3. предложена модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием комплекса педагогических технологий обучения и воспитания (проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательно-исследовательской деятельности, гуманно-личностного воспитания и пр.), а также информационно-коммуникативных технологий;
4. обоснована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования в рамках летнего лагеря экологической направленности и интегрированных экологических занятий в течение учебного года.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- в работе обобщены основные термины и понятия, связанные с экологическим образованием и экологической культурой;
- в работе проанализирована информация об организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования;
- изложены особенности экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного образования;
- теоретически обоснована модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- создана и апробирована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования;
- разработана и экспериментально проверена педагогическая диагностика для детского центра развития, позволяющая определять экологическую культуру дошкольников и отследить динамику результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опубликования научных статей «Организация процесса обучения и воспитания в частном детском центре» и «Особенности современного экологического образования в детских центрах развития» (Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. м.], 2018. - 400 с).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 5 приложений, содержит 92 страницы, 14 таблиц, 9 рисунков.
В работе обобщены основные понятия и термины экологического образования, выделены такие целевые компоненты экологического образования как формирование ценностных экологических ориентиров; развитие экологического мышления и осознания; формирование экологической грамотности; ведение практической экологической деятельности; осуществление экологического образования в неразрывной связи процессов обучения и воспитания; развитие личности и общества. Проанализировано понятие «экологическая культура». Предложены формулировки ценностных экологических ориентиров в целях использования их в экологическом образования детей дошкольного возраста. Данные сведения стали основой для разработку методики педагогической диагностики экологической культуры дошкольников в рамках детского центра развития.
Теоретический анализ по теме организации процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования позволил разработать модель организации экологического образования в условиях дополнительного дошкольного образования с использованием современных технологий, а именно: технологии обучения (проектирования; проблемного, концентрированного и развивающего обучения; познавательско-исследовательской деятельности и информационно-коммуникативных технологий); и техно-логии воспитания (гуманно-личностного воспитания, проблемно-игровых ситуаций, здоровьесберегающие технологии). В основе данной модели лежит системно-деятельностный подход, модель содержит основные принципы и требования экологического образования; классификацию технологий, форм организации процессов экологического обучения и воспитания; особенности дополнительного дошкольного экологического образования, а также представлены этапы организации данных процессов.
В ходе экспериментальной работы была разработана и апробирована методика организации экологического образования детей дошкольного возраста в условиях дополнительного дошкольного образования в рамках летнего лагеря экологической направленности и интегрированных экологических занятий в течение учебного года. Результаты диагностики экологической культуры детей свидетельствуют об эффективности данной методики.
В целом, исследование позволило интегрировать знания по экологическому образованию и получить новые теоретические и практические сведения об организации эффективного процесса экологического обучения и воспитания в организациях дополнительного дошкольного образования.
1. Анисимова А. П. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» / А. П. Анисимова [Электронный ресурс] // Комментарииюгд. URL: http://kommentarii.org/ooc(дата обращения: 15.08.2018)
2. Васильева, В. Н. Формирование экологического мышления в процессе образования [Текст] / В. Н. Васильева // Инновации и образование : сб. материалов конф. Сер. “Symposium”. Вып. 29. — СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2003. — 287 с.
3. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А. Г. Гогобидзе, О. В. Солнцевой. — Спб. : Пи-тер, 2016. —464 с.
4. Гончарова, Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» / Е. В. Гончарова. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.
5. Григорович С. Экологическое образование как метод воспитания осознанного отношения к жизни [Электронный ресурс] // Национальная родительская ассоциация. URL: http://nra-russia.ru/glavnaya/obrazovatelnyij-kompas-semi/obrazovanie/dopolnitelnoe-obrazovanie/ecol.html (дата обращения: 22.09.2018)
6. Дедю, И. И. Экологический энциклопедический словарь [Текст] / И. И. Дедю. - Кишинев : Гл. ред. Молд. сов. энцикл., 1990. - 406 с.
7. Ермоленко, В.А. Системно - деятельностный подход к проектированию содержания экологического обучения специалистов [Текст] / В. А. Ермоленко, Н. В. Морозова [Электронный ресурс] URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/Lerner2013/Ermolenko Mo
rozova_-statja.pdf (дата обращения: 20.08.2018)
8. Зайнуллина, Г. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Ф. Зайнуллина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С.62-64.
9. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования [Текст] / Зверев И.Д., Салеева Л.Т. — М.:1991. — с.12-26.
10. Золоткова Л. В. Современные технологии экологического образования дошкольников [Текст] / Л. В. Золоткова [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/23/sovremennye-tehnologii- ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov(дата обращения: 20.08.2018)
11. Ковалевская, Е. В. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее [Текст]: коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — 300 с.
12. Кожевникова Е. Моделирование в экологическом образовании де¬
тей дошкольного возраста (из опыта Максимовой Н. Ю.) [Текст] / Е. Кожевникова [Электронный ресурс] // MAAM.ru. URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/-modelirovanie-v-yekologicheskom- obrazovani-detei-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty-maksimovoi-n-yu.html(дата обращения: 20.08.2018)
13. Коробкин, В.И. Экология [Текст] / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011 - 602 с.
14. Кривова В.Д. Экологическая культура - основа решения экологических проблем [Электронный ресурс] // Аналитический доклад к шестому Невскому международному экологическому конгрессу. 2013. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4657a07cf2bc72f23.pdf (дата обращения: 22.09.2018)
15. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебное пособие / Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М. — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 279 с.
16. Ларина, В.П. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии» [Текст] / В.П. Ларина, Ходырева Е.А., Окунев А.А. [Электронный ресурс] // Образовательный портал. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic%20techniques/4899(дата обращения: 20.08.2018)
17. Лившиц, О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: автореф. канд. пед. наук: 13. 00.01 / О.Л. Лившиц. Ростов - на - Дону: РГПУ, 2000. — 19 с.
18. Мамедов, Н. М. Культура. Экология. Образование [Текст] / Н. М. Мамедов. - М. : РЭФИА, 1996. - 52 с.
19. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики [Текст]: кн. для учителя / С. Г. Манвелов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2005. — 175 с.
20. Мартыненко, А. Г. Экологическое воспитание подростков в куль¬
турно-информационном пространстве библиотеки [Текст]: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.02 / А. Г. Мартыненко; УРГПУ - Екатеринбург,2014.-23 с.
21. Миркин, Б.М. Экология России [Текст] : учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы / Б. М. Миркин., Л. Г. Наумова. — М. : Устойчивый мир, 2001. — 323 с.
22. Мишаткина, Т. В. Основы экологической этики [Текст] : учебное пособие / Т. В. Мишаткина, С. П. Кундас - Минск : МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2008. - 292 с.
23. Моисеева, Л. В. Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства [Текст] / Л. В. Моисеева , В. А. Зебзеева // Воспитательные проблемы современного образования. - 2011. - № 2. - С.110-117
24. Моисеева, Л. В. Экологическая педагогика- теоритическая основа уральской научной школы экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева // Научные школы УРГПУ. - 2015. — ГСНТИ 14.09.25. - С76-82
25. Моисеева, Л. В. Экологическое образование: исторический аспект [Текст] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Науч.-пед. центр "Уникум". - Екатеринбург : Науч.-пед. центр "Уникум", 1996. - 109 с.
26. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
29. Петров В.В. Экологическая грамотность как элемент культуры образованного человека / В.В. Петров [Электронный ресурс] // Учебные материалы URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1194 (дата обращения: 18.08.2018)
30. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс]: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Рыжова, Н.А. Я и природа: учеб.- метод. комплект по эколог, образованию дошкольников / Н.А. Рыжова.- М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, 56 с.
32. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов высшего профессионального образования / Т. А. Серебрякова — М. : Академия, 2013. — 224 с.
33. Системно-деятельностный подход - основа ФГОС [Электронный ресурс] // Инфоурок URL: https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod- osnova-fgos-1461920.html(дата обращения: 20.08.2018)
34. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс] // BusinessMan.ru. URL:: https://businessman.ru/new-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-kak-osnova-fgos-sistemno-deyatelnostnyj-podxod-v-obrazovanii.html(дата обращения: 20.08.2018)
35. Солдатова И. Н. Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольного возраста [Текст] / И. Н. Солдатова [Электронный ресурс] // MAAM.ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi-v- yekologicheskom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html(дата обращения: 20.08.2018)
36. Соломкина, М. А. Экологическое сознание: Понятие, типология, интерпретация [Текст] / М. А. Соломкина // Экология человека. - М. : Академия, 2000. - 2 с.
37. Ставицкий А. В. Учёные пишут об экологической катастрофе на Земле [Электронный ресурс] //Skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого).URL: https://skeptimist.livejournal.com/2025158.html (дата обращения: 23.09.2018)
38. Степанова Е. Н. Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников через социальное партнерство- механизм реализации ФГОС / Е. Н. Степанова, Е. В. Дикарева [Электронный ресурс] // Инфоурок URL: https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod-v- ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov-cherez-socialnoe-partnyorstvo- mehanizm-realizacii-fgos-1575814.html(дата обращения: 20.08.2018)
39. Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [Электронный ресурс] // studwood.ru URL: https://studwood.ru/1661867/pedagogika/tehnologii_razvivayuschego_obucheniya_zankova_elkonina_davydova (дата обращения: 20.08.2018)
40. Товбина В.Л. Экологическая культура: понятие и проблемы становления [Текст] / В. Л. Товбина [Электронный ресурс] // Ученые записки №2. URL: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/2-27.pdf(дата обращения: 20.08.2018)
41. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы / А. В. Флеенко [Электронный ресурс] // Фундаментальные ис-следования. 2013. URL: http://fundamental- research.ru/ru/article/view?id=31665(дата обращения: 23.08.2018)
42. Хорхордина, Т. В. Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Хорхордина // Дошкольник.рф. -2015.— №10. - С.71-82
43. Экологическая грамотность, организация образовательного процесса [Электронный ресурс] // Словарь Академик. URL: https://professional_education.academic.ru (дата обращения: 18.08.2018)
44. Экологическая этика [Электронный ресурс] // Энциклопедия Википедия . URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологическая_этика (дата об-ращения: 10.08.2018)
45. Экология [Электронный ресурс] // Poznayka. URL: https://poznayka.org/s64081t1.html (дата обращения: 20.08.2018)
46. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование [Текст]: учебно-практическое пособие / Н. О. Яковлева - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 124 с.