Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественные особенности романа Е.И. Замятина «Бич Божий»: методика анализа

Работа №96563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая. Своеобразие творческой индивидуальности Е.И. Замятина 9
§1. Эстетические взгляды Е.И. Замятина 9
§ 2. Скифская тема в творчестве Е. И. Замятина 17
Глава вторая. Художественное своеобразие романа Е.И. Замятина «Бич божий» 21
§1 Экспрессионистское направление в литературе 21
§2. Специфика построения хронотопа в романе 27
§3. Специфика сюжетного строения романа 37
Заключение 49



Творчество Е.И. Замятина представляет собой уникальное явление в истории русской литературы. Его поэтика складывалась в период напряженных художественных исканий, когда происходило одновременно и становлением модернистских систем, и обновление систем классических. В его повестях и романах находят отголоски и реализма, и символизма, и возникающего в то время экспрессионизма. По сути, они оказываются на пересечении разных стратегических линий, отделить одну от другой оказывается практически невозможно. Все это свойственно как его произведениям 1910-ых – 1920-ых годов, так и его роману «Бич божий», ставшему фактически завещанием великого мастера.
Наша исследовательская работа начиналась с изучения творческого метода, в котором творил свои произведения Е.И. Замятин. Согласно статьям и лекциям писателя избранный метод назывался «неореализмом», Именно в этом ключе были созданы рассказы «Дракон», «Пещера», «Наводнение»
Но поиски Е.И. Замятина нашли своё отражение и в дальнейшем. Скифская тема, предложенная М.Горьким в мае 1919 г. на заседании Секции исторических картин, очевидно, соответствовала настроениям в обществе и была удобной для политической власти, но получила право на воплощение в творчестве Е.И. Замятина в 1924 г.. «Историческая» концепция скифа, очевидно, развивалась в рамках неореализма, но предполагалась как большой роман, который так и не был представлен свету. Так появился роман Е.И. Замятина «Бич божий».
Попробуем обозначить вехи изучения творчества Е.И. Замятина в литературоведческой науке.
В 1960 -е года начинается интенсивное изучение творчества Е.И. Замятина. В Европе и США выходят труды Э. Брауна, Р. Гольда, Р.Рассела, Д. Ричардса, Н. Франца, А. Шейна, Т. Эдвардса и других, посвященные исследованию творческого метода и элементов поэтики Е.И. Замятина. По мере возвращения произведений писателя на Родину идет активное развитие отечественного замятиноведения. Ведущей становится проблема изучения творческого метода Е.И. Замятина, которая до сих пор остается открытой в связи с прочтением теоретических работ под разными углами и несовпадением теоретических выкладок писателя с его художественными произведениями.
Существует 3 разных точки зрения на метод Е.И. Замятина: обновленный реализм XXвека, модернизм, синтетизм. Но разные взгляды на метод писателя объединены одними стилевыми особенностями его прозы:
«критицизм и интеллектуализм автора, устремленность к художественному синтезу, к использованию мифопоэтических средств стилизации, гротеска, орнаментальности, условных форм в сочетании с реалистическими мотивировками и бытовыми подробностями» [Евсеев: электронный ресурс].. Но данные особенности прозы исследователи наполняют противоположными смыслами в зависимости от концепции, в рамках которой исследуют творческий метод Е.И. Замятина. В теоретических работах Е.И. Замятин определяет свой метод через 2 вектора: неореализм и синтетизм. Упоминание последнего побуждает исследователей творчества писателя изучать синтез как сочетание оппозиций: реализм и модернизм, причем последнее положение трактуется крайне размыто. Очевидно, что речь идет не только о символистском направлении. И замечание о том, что реализм и модернизм должны соединиться в «новом синтезе» прочитывается многими исследователями, как создание суммы двух методов, а не становление чего- то нового.
М.А. Резун, И.М. Полякова, И.М. Попова и другие определяют метод Е.И. Замятина как реализм. Замятиновед В.Н. Евсеев в своей работе отмечает, что «Замятин кардинально обновил и трансформировал реалистическую традицию, максимально плодотворно используя контекстуальный его творческому становлению опыт модернистских направлений. Однако, «интегрирование» разнородных элементов реализма и модернизма <…> было обусловлено индивидуальными творческими задачами <…> постижения действительности и построения художественного мира» [Евсеев: электронный ресурс], которые характеризовались как движение «от быта - к бытию». И заключает, что методом Е.И. Замятина является онтологический реализм. «Принцип онтологизации <…> понимается как всеопределяющий и структурообразующий принцип творческого метода писателя. Принцип синтеза не противоречит аналитической, познавательной константе прозы Замятина, обеспечивает ее философский модус» [Евсеев: электронный ресурс].
В работе Т.Т. Давыдовой [Давыдова: 2000: стр. 145] метод Е.И. Замятина трактуется как модернизм при опоре на принцип неомифологизма в художественных произведениях писателя. М.А. Резун, так же выделяет в творчестве писателя устремленность к мифологизации, но не относит Е.И. Замятина к модернистам [Резун: 1993: стр. 20].
Существуют работы описывающие синтез как сочетание символизма и реализма в творчестве Е.И. Замятина. Но относительно новым является исследование М.Т. Хатямовой «Концепция синтетизма Е.И. Замятина», в котором автор выдвигает гипотезу о сложении реализма и акмеизма в методе писателя. Основанием данной идеи является то, что мифопоэтическая составляющая художественного мира писателя акмеизм рассматривает как постсимволистское явление, соприкасающееся с идеями позднего акмеизма. В доказательство гипотезы исследователь приводит мысль о том, что в статьях Е.И. Замятина прослеживается акмеистская «настойчивая идея рукотворного созидания» (выражение Е. В. Ермиловой) и приводит ряд доказательств того, что «все варианты синтеза <…> имеют чисто художественную задачу - усовершенствовать: 1) литературу с помощью художественных возможностей других искусств <…>; 2) поэтику прозы <…>; 3) структуру образа <…>; 4) способы изобразительности <…>»[Хатямова: электронный ресурс] и другие. Исследователь также пишет о том, что идея синтеза порождает эстетически близкую акмеизму теорию неореализма Е.И. Замятина, и отмечает, что основные разногласия вокруг концепции писателя связаны с тем, что лежит в основе неореализма - реализм или модернизм. Доказывая свою гипотезу, Хатямова отмечает, что неореализм имеет в своей основе модернизм, так как «1) художники, творчество которых Замятин причисляет к неореализму, это <…> модернисты: Пикассо, Серра, Гоген <…>; 2) включает всех акмеистов в неореализм; 3) в «Записных книжках», обозначая философскую базу «неореализма» Замятин признает преобладание авторского над реальностью в символизме и неореализме, в отличие от классического реализма».
Представленная выше концепция метода Е.И. Замятина предлагает еще одну точку зрения на творчество писателя. В рамках синтеза реализма и модернизма рассматривает творчество Е.И. Замятина исследователь И.А. Костылева, но в своих работах опирается на реализм и экспрессионизм. Солидарны с ней и другие исследователи.
М. Слоним изучает творчество Е.И. Замятина под призмой экспрессионизма: «Всего правильнее было бы назвать Замятина экспрессионистом, он стремился достичь предельной четкости и резкости выражения и изображения. Его стиль сжат, бросок, он жертвует музыкальностью и красивостью слова в угоду силе и экономии художественных средств, но отказывается от эпитетов украшающих и прибегает только к эпитетам изобразительным» [Слоним: 1933: стр. 52]. Но в рамках данного исследования неверно выделять экспрессионизм как творческий метод, так как речь идет о стилистике. По его мнению, Е.И. Замятин был далек от акмеистов мировоззренчески, от чистого реализма и экспрессионизма его творчество отделяют многие «но». Неверно трактовать неореализм и синтетизм как единое целое, потому что в теоретических работах писатель отделял одно от другого запятой или союзом и написал отдельную статью «О синтетизме». Художественный мир Е.И. Замятина живет не по синтетическому закону искусства, а исследует закон мироустройства, закон энтропии через искусство. Е.И. Замятин близок авангарду, так как хаос воспринимается им как реальность.
Наконец, Н.Л. Лейдерман связывает творчество Е.И. Замятина с возникновением новой художественной стратегией, названной им «пост реализмом». В основе этого метода лежит « сочетание детерминизма с поиском внекаузальных связей», «взаимопроникновение архетипического и типического как способ структурирования художественного образа», «амбивалентность художественной оценки», «построение образа мира как диалога между разными культурными моделями» [Лейдерман: 2005: стр. 51,52]. Такой взгляд также вытекает из понимания синтетической природы творческого метода Е.И. Замятина.
Актуальность нашего исследования заключается в определении тех принципов постижения и претворения реальности, которые лежат в основе художественного мира романа Е.И. Замятина «Бич божий»
Объектом нашей работы является роман Е.И. Замятина "Бич Божий".
Предметом исследования являются особенности художественного мира в данном произведении.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать принципы создания художественного мира в романе «Бич Божий».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть литературоведческие статьи, посвященные изучению методу Е.И. Замятина.
2. Сделать обзор работ по теории неореализма самого Е.И. Замятина.
3. Дать характеристику экспрессионистской художественной стратегии и попытаться определить степень ее влияния на творчество Е.И. Замятина.
4. Выделить основные черты, свойственные художественному миру романа.

5. Проанализировать сюжетно-композиционную структуру романа «Бич Божий».
6. Рассмотреть особенности стилевого оформления романа на основе его цветописи.
Методологическую основу работы составил историко-типологический подход с элементами структурного анализа.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в вузовском курсе преподавания литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанных нами наблюдений над методом в романе Е.И. Замятина «Бич Божий» мы пришли к следующим выводам. Попытаемся их сформулировать относительно тех задач, которые были поставлены нами в работе.
Изучение теоретических работ Е.И.Замятина показало, что писатель пытался осмыслить теоретические основы своей творческой деятельности и привести собственный метод к неореализму. В статьях писателя и в его лекциях, посвященных новому методу, мы видим противоречие: Е.И. Замятин предлагает синтезировать новый жанр на базе реализма и символизма, но теоретические выкладки на практике опираются на метод экспрессионизма. Следуя за философскими размышлениями о сущности бытия, писатель моделирует образ мира, концепция которого изложена им в романе «Бич Божий».
Начало истории падения Великого Рима описано Е.И. Замятниным почти документально, но, не смотря на эту документальность, четко определяется художественность картины, созданная в рамках экспрессионизма.
Для воссоздания состояния эпохи Е.И. Замятин использует параллельный перенос на современность, что позволяет ему почувствовать напряжение эпохи. Время зарождения Атиллы было соткано из противоречий, из нездорового состояния мира, когда все прежние устои готовы к переменам- к взрыву.
Неблагополучие этого спрессованного в уравнении времени поддерживает мотив стихии, порожденный взрывами. В тексте романа мотив стихии лежит в основе хронотопа и раскрывается многозначно: это космогонические, природные, социальные, духовные, эмоциональные явления. «Стихия» становится «хаосом», в котором происходит слияние явлений, составляющих её. А такое коренное изменение жизни как революция не может не осознаваться как «хаос», «но это смерть - для зачатия новой жизни» [Замятин: электронный ресурс]. И в романе Е.И. Замятина эта «новая жизнь» рождается из вневременного, из многоуровневого времени появляется конкретная жизнь Рима, конкретная историческая личность.
Исследователь А.В. Дранов определил принцип художественного миростроительства экспрессионизма, который состоит в «динамизации художественного бытия с целью его дестабилизации путем гротескного переструктурирования составных элементов» [Дранов: 1980:стр. 18]. Экспрессионизм - это «метод неустойчивого равновесия, как метод сдвинутого двоемирия» [Дранов: 1980:стр. 25]. Е.И. Замятин в романе «Бич Божий» при создании образа мира будто бы описается на вышеизложенную формулу. Только за дестабилизацию мира и его переструктурирование отвечают точки бифуркации - взрывы, из которых рождается новая действительность, которые двигают сюжет. Рассматривать мир в законах термодинамики нам позволяет статья Е.И.Замятина «О литературе, революции, энтропии и прочем». В труде Е.И. Замятин писал о двух универсальных законах бытия - сохранении энергии, с одной стороны и процессах энтропии- с другой. Переосмысляя законы физики, писатель делает заключение: бытийная энропия есть абсолютная догма. Избежать энтропийности можно лишь путем существования в состоянии «живой-живой», то есть способный к действию, существующий «в ошибках, в поисках, в муках. Что соответствует формулировке А.В. Дранова о принципах художетвенного миростроительства экспрессионизма и соответствует образу мира в романе «Бич Божий».
Цветопись в романе, как и на полотнах художников-экспрессионистов, подтверждает наши выводы о методе, который использует Е.И. Замятин при создании образа мира в романе «Бич Божий». Но мы не утверждаем, что экспрессионизм является единственным методом, применимым к роману, поскольку сам автор романа рассматривал свое творчество как сложенное явление и стремился к синтезу методов и рождению новой творческой концепции.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ