Книга И.Г. Эренбурга «Война. 1941 - 1945» как художественное единство
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И.Г. ЭРЕНБУРГА 4
1.1. Творческий путь И.Г Эренбурга 4
1.2. Деятельность И.Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны 7
1.3. Памфлеты И.Г. Эренбурга: попытки объединения 10
ГЛАВА 2. КНИГА И.Г. ЭРЕНБУРГА «ВОЙНА. 1941 - 1945» КАК
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО 18
2.1. Теоретические аспекты изучения публицистической книги 18
2.1.1. Теории книги как художественного единства 18
2.1.2. Специфика публицистических жанров 24
2.2. Внутренняя целостность книги И.Г. Эренбурга «Война. 1941 - 1945».28
2.2.1. Своеобразие жанра памфлета в книге И.Г. Эренбурга 28
2.2.2. Публицистическое «Я» Эренбурга и стилистические средства его
выражения 33
2.2.3. Мотивное единство 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И.Г. ЭРЕНБУРГА 4
1.1. Творческий путь И.Г Эренбурга 4
1.2. Деятельность И.Г. Эренбурга в период Великой Отечественной войны 7
1.3. Памфлеты И.Г. Эренбурга: попытки объединения 10
ГЛАВА 2. КНИГА И.Г. ЭРЕНБУРГА «ВОЙНА. 1941 - 1945» КАК
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО 18
2.1. Теоретические аспекты изучения публицистической книги 18
2.1.1. Теории книги как художественного единства 18
2.1.2. Специфика публицистических жанров 24
2.2. Внутренняя целостность книги И.Г. Эренбурга «Война. 1941 - 1945».28
2.2.1. Своеобразие жанра памфлета в книге И.Г. Эренбурга 28
2.2.2. Публицистическое «Я» Эренбурга и стилистические средства его
выражения 33
2.2.3. Мотивное единство 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
В литературе периода Великой Отечественной войны особое место занимает публицистика. Писатели могли говорить со своей страной, со своим народом. В это время появляется целая плеяда мастеров этого жанра. Значимы здесь имена А. Толстого, Б. Горбатого, Б. Полевого. В. Гроссмана. Особое место в этом ряду занимает творчество Ильи Эренбурга. Писатель, обладавший почти мировой славой, выступает в этот период с рядом произведений, которые позже составят его сборник «Война». Его статьи зачитывались по радио. Его голосу внимал и Вашингтон, и Стокгольм, и Лондон. Но главное - они были доверительным разговором с бойцами, идущими на битву за свою Родину, да и за всю мировую цивилизацию.
Исследованием творчества И.Эренбурга занимались Д. Рубинштейн, Б. Сарнов, Б. Фрезинский, А. Рубашкин. Они исследовали творческий путь писателя, опираясь на исторические события, которые повлияли на жизнь и судьбу И.Эренбурга. А. Кулябин отмечает, что исследователями указывалась разнохарактерность литературного наследия И. Эренбурга (он выступал как поэт, писатель, журналист, критик), но некоторые грани творчества остаются малоизученными. Так еще мало изучены особенности поэтики И.Эренбурга и жанровая специфика его публицистики. Ранее статьи Эренбурга не рассматривались в своей идейно-тематической, структурной, мотивной, жанровой, образной связях, не рассматривалась как художественное единство.
Цель нашего исследования - рассмотреть сборник публицистики Эренбурга «Война. 1941 - 1945» как художественное единство.
Для этого нужно решить ряд задач:
- обратится к истории создания книги;
- рассмотреть разные трактовки понятия книги как художественного единства;
- проанализировать основные составляющие художественного единства книги Эренбурга (жанровое своеобразие, мотивная структура, авторская позиция).
В соответствии с этими задачами выстроена структура исследования. В первой части будут рассмотрены теоретические аспекты и проблемные вопросы теории художественного единства, некоторых его элементов. Во второй части будет представлен анализ наиболее важных элементов художественного единства книги Эренбурга.
Методология исследования - историко-типологический подход с элементами жанрового анализа.
Предметом изучения являются статьи, написанные Эренбургом в годы Великой Отечественной войны и вошедшие в сборник «Война. 1941 -1945».
Объектом исследования является художественное единство книги.
Практическая значимость работы заключается в использовании материала при составлении вузовских и школьных курсов литературы периода Великой Отечественной войны
Исследованием творчества И.Эренбурга занимались Д. Рубинштейн, Б. Сарнов, Б. Фрезинский, А. Рубашкин. Они исследовали творческий путь писателя, опираясь на исторические события, которые повлияли на жизнь и судьбу И.Эренбурга. А. Кулябин отмечает, что исследователями указывалась разнохарактерность литературного наследия И. Эренбурга (он выступал как поэт, писатель, журналист, критик), но некоторые грани творчества остаются малоизученными. Так еще мало изучены особенности поэтики И.Эренбурга и жанровая специфика его публицистики. Ранее статьи Эренбурга не рассматривались в своей идейно-тематической, структурной, мотивной, жанровой, образной связях, не рассматривалась как художественное единство.
Цель нашего исследования - рассмотреть сборник публицистики Эренбурга «Война. 1941 - 1945» как художественное единство.
Для этого нужно решить ряд задач:
- обратится к истории создания книги;
- рассмотреть разные трактовки понятия книги как художественного единства;
- проанализировать основные составляющие художественного единства книги Эренбурга (жанровое своеобразие, мотивная структура, авторская позиция).
В соответствии с этими задачами выстроена структура исследования. В первой части будут рассмотрены теоретические аспекты и проблемные вопросы теории художественного единства, некоторых его элементов. Во второй части будет представлен анализ наиболее важных элементов художественного единства книги Эренбурга.
Методология исследования - историко-типологический подход с элементами жанрового анализа.
Предметом изучения являются статьи, написанные Эренбургом в годы Великой Отечественной войны и вошедшие в сборник «Война. 1941 -1945».
Объектом исследования является художественное единство книги.
Практическая значимость работы заключается в использовании материала при составлении вузовских и школьных курсов литературы периода Великой Отечественной войны
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть сборник Ильи Эренбурга «Война. 1941 - 1945» как художественное единство. Стоит отметить, что ранее статьи Эренбурга не изучались в идейно-тематической, мотивной, жанровой и образной связях, поэтому такой подход отражает новизну и актуальность данного исследования.
Чтобы определить, какое художественное единство представляет собой сборник публицистики Эренбурга «Война. 1941 - 1945», мы в первой части исследования рассмотрели теоретические аспекты и проблемные вопросы теории художественного единства, некоторых его элементов, во второй части провели анализ наиболее важных элементов художественного единства сборника Эренбурга.
Мы рассмотрели трактовки понятия книги как художественного единства. Как показывают исследователи, единство формируется на разных уровнях. В каждой работе эти уровни представлены по-разному. Выделяют типы единства: от цикла до жанрового ансамбля. Очевидно, что многие факторы, важные для книги как единства, будут проявляться и в произведениях И.Г. Эренбурга.
Мы обратились к работам М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко, Е.В. Пономаревой, М.С. Штерн, О.В. Мирошниковой, В.И. Тюпы, Н.Л. Лейдермана. Среди компонентов единства книги выделяют единство образного строя, жанровую динамику, тематические и мотивные комплексы, единый мирообраз. В соответствии с предложенной теорией книги мы выстроили анализ сборника статей И. Эренбурга.
Д. Рубинштейн, Б.М. Сарнов, А.М. Кулябин установили, что в публицистике Эренбурга наиболее часто встречается жанр памфлета. Это художественно-публицистический жанр, который преисполнен образности, эмоциональной выразительности, насыщен художественными изобразительными средствами, стилевыми и языковыми особенностями.
Памфлет происходит от древнеримских инвектив. Его характеризуют такие признаки как злободневность, тенденциозность, полемическая направленность. Качество жанра памфлета заключается в негативном, обличительном изображении реальности.
Внутри книги Эренбурга возникает жанровый ансамбль, через который проявляется единство мироощущения. С помощью памфлетов автор показывает антимир: мир искаженный, гротескный. В памфлетах создается единый мирообраз, этим жанровая система обнаруживает свое единство.
В памфлетах сосредоточены основные образы, мотивы, наиболее ярко прослеживается публицистическое «Я» Эренбурга. Публицистику называют «лирикой в прозе». Лирику и публицистику роднит субъективность. События войны Эренбург пропустил через свою душу, его статьи касаются всех и выражают общие чувства. Автор стремится слиться со своим народом. Это выражается в том, что в определенные моменты субъект речи «я» меняется на «мы». В статьях создается единая атмосфера, которая выражается через публицистическое «Я» автора. Единство публицистического «Я» проявляется в единстве стилевых приемов: это и анафорический повтор, и усиление звуковой оркестровки памфлетов, и ироническая - саморазоблачительная - передача чужой речи. Часто Эренбург тяготеет к фактичности, вплоть до документальности. Автору любого публицистического произведения присуща неизбежная оценочность. Эренбург не только описывает увиденное, но и является сопричастным с ним. В статьях Эренбурга мы увидим прямую оценочность. Его роль - обвинитель на суде Истории.
Эренбург выступает и как человек, ощущающий свою причастность к мировой истории и культуре. Этим и обусловлено использование в его речи образов символического плана, закрепленных в мировой культурной традиции: обращение к образам античности, образы-символы ветвистого дерева, реки, сердца. Образ народа поэтизируется, что влечет за собой тяготение к эпическому стилю. В некоторых статьях прослеживается риторическая структура, которая усиливается за счет средств выразительности: звукопись, риторические вопросы, паузы, акцентируются метафоры. Автор то использует язык простого солдата и разговорную форму речи, то примеряет на себя роль оратора, призывающего к священной войне за всю мировою цивилизацию. Все это создает мощный культурный пласт, который ярко противопоставляется дикости захватчиков.
В памфлетах создается образ мира, будто вывернутый наизнанку: абсурдный, зловещий мир, в котором гибнет культура. Этому способствуют приемы: оксюморон, контраст, гротеск. Контраст показывает борьбу гуманизма советского народа и коварной жестокости фашистов. Гротеск у Эренбурга - не просто гиперболизированное смещение границ, а заострение тех черт, которые есть в реальности. Автор не просто передает факты, а наполняет их огромной эмоциональной силой, эти факты потрясают читателя. Голос автора памфлетов преисполнен ненависти к фашистам. Это выражается с помощью обличительной и в то же время гневно-патетической интонации, авторской иронии, напоминающей вызов, инвективу. Благодаря особой тональности текст обретает четкую ритмическую структуру, он заключает в себе особую мелодию гнева и борьбы. Все эти средства работают на создание дикого и противоестественного образа мира. Такой мир несут гитлеровцы, в этом мире гибнет культура. Утрата культуры, по Эренбургу, это утрата души человека и народа.
Основная коллизия книги - противостояние зловещего абсурда фашистского порядка и нормальной человеческой жизни в связи с культурой и историей - раскрывается в мотивной структуре. В мотивном единстве раскрывается цельное пространство книги, наблюдается усиление мотивов, выражающих антижизнь - жизнь ненастоящую, несвойственную человеку, жизнь, в которой рушатся привычные устои. Фашизм изображается как театр жестокости. Автор будто вскрывает изнутри фашистский порядок. Такой антимир ведет к гибели всей цивилизации. Фашизм Эренбург уподобляет театру, где под кажущейся благопристойностью таится зло. С помощью театрального мотива автор показывает жизнь ненастоящую, несвойственную человеку, жизнь, в которой рушатся привычные устои. Мотив антижизни постепенно нагнетается. Фашизм подавляет жизнь настоящую и представляется театром. Гибнущая Европа уподобляется театру. Гибнет цивилизация и ощущается пустота. Звериные мотивы создают образ противника дикого, злого, уходящего от человечности. Его дикость и жестокость доходят до сумасшествия, абсурда. Это ведет к измельчанию мира. По Эренбургу, фашизм и захватчики, с их звериными качествами, несут миру некий абсурдный мир, который угрожает человеку, разрушает все нормы, теряет ценности.
Много талантливых публицистов писали во время Великой Отечественной войны: В. Гроссман, А. Толстой, Н. Леонов, К. Симонов. Но то, что написал И. Эренбург - уникальное явление. Его статьи представляют собой единство. С одной стороны, памфлеты складываются в особый жанровый ансамбль внутри сборника. Смысловая область ансамбля строится на основе взаимодействия мотивов и лейтмотивов, их динамики. Этот ансамбль выстраивается в хронологическом порядке. Такого рода объединение - не авторская установка: статьи объединены редактором и составителем. С другой стороны, сборник обладает рамочным комплексом, статьи складываются в особое единство, которое состоит из единого образа мира, жанрового единства, единства публицистического «я». В связи с этим можно говорить о том, что сборник «Война. 1941 - 1945» представляет собой особое художественное единство и находится на стыке ансамбля и книги. Это жанровый ансамбль внутри книги.
Чтобы определить, какое художественное единство представляет собой сборник публицистики Эренбурга «Война. 1941 - 1945», мы в первой части исследования рассмотрели теоретические аспекты и проблемные вопросы теории художественного единства, некоторых его элементов, во второй части провели анализ наиболее важных элементов художественного единства сборника Эренбурга.
Мы рассмотрели трактовки понятия книги как художественного единства. Как показывают исследователи, единство формируется на разных уровнях. В каждой работе эти уровни представлены по-разному. Выделяют типы единства: от цикла до жанрового ансамбля. Очевидно, что многие факторы, важные для книги как единства, будут проявляться и в произведениях И.Г. Эренбурга.
Мы обратились к работам М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко, Е.В. Пономаревой, М.С. Штерн, О.В. Мирошниковой, В.И. Тюпы, Н.Л. Лейдермана. Среди компонентов единства книги выделяют единство образного строя, жанровую динамику, тематические и мотивные комплексы, единый мирообраз. В соответствии с предложенной теорией книги мы выстроили анализ сборника статей И. Эренбурга.
Д. Рубинштейн, Б.М. Сарнов, А.М. Кулябин установили, что в публицистике Эренбурга наиболее часто встречается жанр памфлета. Это художественно-публицистический жанр, который преисполнен образности, эмоциональной выразительности, насыщен художественными изобразительными средствами, стилевыми и языковыми особенностями.
Памфлет происходит от древнеримских инвектив. Его характеризуют такие признаки как злободневность, тенденциозность, полемическая направленность. Качество жанра памфлета заключается в негативном, обличительном изображении реальности.
Внутри книги Эренбурга возникает жанровый ансамбль, через который проявляется единство мироощущения. С помощью памфлетов автор показывает антимир: мир искаженный, гротескный. В памфлетах создается единый мирообраз, этим жанровая система обнаруживает свое единство.
В памфлетах сосредоточены основные образы, мотивы, наиболее ярко прослеживается публицистическое «Я» Эренбурга. Публицистику называют «лирикой в прозе». Лирику и публицистику роднит субъективность. События войны Эренбург пропустил через свою душу, его статьи касаются всех и выражают общие чувства. Автор стремится слиться со своим народом. Это выражается в том, что в определенные моменты субъект речи «я» меняется на «мы». В статьях создается единая атмосфера, которая выражается через публицистическое «Я» автора. Единство публицистического «Я» проявляется в единстве стилевых приемов: это и анафорический повтор, и усиление звуковой оркестровки памфлетов, и ироническая - саморазоблачительная - передача чужой речи. Часто Эренбург тяготеет к фактичности, вплоть до документальности. Автору любого публицистического произведения присуща неизбежная оценочность. Эренбург не только описывает увиденное, но и является сопричастным с ним. В статьях Эренбурга мы увидим прямую оценочность. Его роль - обвинитель на суде Истории.
Эренбург выступает и как человек, ощущающий свою причастность к мировой истории и культуре. Этим и обусловлено использование в его речи образов символического плана, закрепленных в мировой культурной традиции: обращение к образам античности, образы-символы ветвистого дерева, реки, сердца. Образ народа поэтизируется, что влечет за собой тяготение к эпическому стилю. В некоторых статьях прослеживается риторическая структура, которая усиливается за счет средств выразительности: звукопись, риторические вопросы, паузы, акцентируются метафоры. Автор то использует язык простого солдата и разговорную форму речи, то примеряет на себя роль оратора, призывающего к священной войне за всю мировою цивилизацию. Все это создает мощный культурный пласт, который ярко противопоставляется дикости захватчиков.
В памфлетах создается образ мира, будто вывернутый наизнанку: абсурдный, зловещий мир, в котором гибнет культура. Этому способствуют приемы: оксюморон, контраст, гротеск. Контраст показывает борьбу гуманизма советского народа и коварной жестокости фашистов. Гротеск у Эренбурга - не просто гиперболизированное смещение границ, а заострение тех черт, которые есть в реальности. Автор не просто передает факты, а наполняет их огромной эмоциональной силой, эти факты потрясают читателя. Голос автора памфлетов преисполнен ненависти к фашистам. Это выражается с помощью обличительной и в то же время гневно-патетической интонации, авторской иронии, напоминающей вызов, инвективу. Благодаря особой тональности текст обретает четкую ритмическую структуру, он заключает в себе особую мелодию гнева и борьбы. Все эти средства работают на создание дикого и противоестественного образа мира. Такой мир несут гитлеровцы, в этом мире гибнет культура. Утрата культуры, по Эренбургу, это утрата души человека и народа.
Основная коллизия книги - противостояние зловещего абсурда фашистского порядка и нормальной человеческой жизни в связи с культурой и историей - раскрывается в мотивной структуре. В мотивном единстве раскрывается цельное пространство книги, наблюдается усиление мотивов, выражающих антижизнь - жизнь ненастоящую, несвойственную человеку, жизнь, в которой рушатся привычные устои. Фашизм изображается как театр жестокости. Автор будто вскрывает изнутри фашистский порядок. Такой антимир ведет к гибели всей цивилизации. Фашизм Эренбург уподобляет театру, где под кажущейся благопристойностью таится зло. С помощью театрального мотива автор показывает жизнь ненастоящую, несвойственную человеку, жизнь, в которой рушатся привычные устои. Мотив антижизни постепенно нагнетается. Фашизм подавляет жизнь настоящую и представляется театром. Гибнущая Европа уподобляется театру. Гибнет цивилизация и ощущается пустота. Звериные мотивы создают образ противника дикого, злого, уходящего от человечности. Его дикость и жестокость доходят до сумасшествия, абсурда. Это ведет к измельчанию мира. По Эренбургу, фашизм и захватчики, с их звериными качествами, несут миру некий абсурдный мир, который угрожает человеку, разрушает все нормы, теряет ценности.
Много талантливых публицистов писали во время Великой Отечественной войны: В. Гроссман, А. Толстой, Н. Леонов, К. Симонов. Но то, что написал И. Эренбург - уникальное явление. Его статьи представляют собой единство. С одной стороны, памфлеты складываются в особый жанровый ансамбль внутри сборника. Смысловая область ансамбля строится на основе взаимодействия мотивов и лейтмотивов, их динамики. Этот ансамбль выстраивается в хронологическом порядке. Такого рода объединение - не авторская установка: статьи объединены редактором и составителем. С другой стороны, сборник обладает рамочным комплексом, статьи складываются в особое единство, которое состоит из единого образа мира, жанрового единства, единства публицистического «я». В связи с этим можно говорить о том, что сборник «Война. 1941 - 1945» представляет собой особое художественное единство и находится на стыке ансамбля и книги. Это жанровый ансамбль внутри книги.
Подобные работы
- Своеобразие жанра памфлета в книге «Война» И. Эренбурга: материалы к элективному курсу
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Проблема героя в позднем творчестве Э. Хемингуэя (40-50-е гг.) (10.01.03)
Диссертации (РГБ), искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Проблема героя в позднем творчестве Э. Хемингуэя (40-50-е гг.)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



