ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Особенности психологического развития детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Лингвистические особенности формирования фразеологической
картины мира младшего школьника 18
1.4. Содержание работы по формированию фразеологической
картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения 24
1.5. Анализ программ и методических разработок в аспекте проблемы
формирования фразеологической картины мира младшего
школьника 30
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 40
2.1. Диагностика сформированности фразеологической картины мира у
младших школьников 40
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование
фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
1.1. Особенности психологического развития детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Лингвистические особенности формирования фразеологической
картины мира младшего школьника 18
1.4. Содержание работы по формированию фразеологической
картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения 24
1.5. Анализ программ и методических разработок в аспекте проблемы
формирования фразеологической картины мира младшего
школьника 30
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 40
2.1. Диагностика сформированности фразеологической картины мира у
младших школьников 40
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование
фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Одним из компонентов читательской компетентности является формирование фразеологической картины мира младшего школьника.
Формирование фразеологической картины мира происходит в процессе взаимодействия мира и человека, опосредованного взаимоотношениями языка и мышления. Фразеологические единицы выражают посредством образов, заключённых в них, национальный способ видения мира и специфику национального сознания, и поэтому помогают понять языковую картину мира, то есть совокупность представлений данной нации об окружающей ее действительности, отражённой в языке.
Проблему фразеологической картины мира изучают многие отечественные лингвисты (Р.Х. Хайруллина, Р.Т. Сираева, Ф.Г. Фаткуллина). Весомый вклад в методику изучения фразеологических единиц в начальной школе внесли такие педагоги, как А.Д. Алфёров, Ю.Н. Верещагин, М.А. Рыбникова, П.Н. Сакулин, В.Д. Саводник, В.В. Сиповский, Б.М. и Ю.М. Соколовы и др.
Процесс формирования фразеологической картины мира младшего школьника достаточно сложный и продолжительный, поскольку фразеологические единицы можно рассматривать как абстрактные явления художественной действительности, причём создается художественная действительность с помощью особенного языка - языка образов, строительным материалом для которого служит слово. Очевидно, что усвоить понятия, обладающие столь высоким уровнем абстракции, на начальном этапе образования учащиеся не могут в силу возрастных особенностей. У младших школьников преобладает наглядно-действенное и конкретно-образное мышление, а словесно-логическое только начинает формироваться.
В связи с ограниченным количеством времени на уроках литературного чтения педагоги не уделяют должного внимания процессу формирования фразеологической картины мира младшего школьника, а также изучение фразеологических единиц на уроках литературного чтения в методической литературе представлено фрагментарно. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «фразеологическая картина мира».
2. Проанализировать программы и методические разработки в аспекте проблемы формирования фразеологической картины мира младшего школьника.
3. На основе анализа методической литературы выявить методические приёмы формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
4. Провести проектировочную работу по выявлению сформированности фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
5. Разработать комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения
Теоретическая основа исследования: при написании теоретической части нашего исследования мы опирались на труды следующих ученых- лингвистов: В.В. Виноградова, В.П. Жукова, М.Р. Львова, Г.Ю. Никипорец, З.Д. Попова, В.Н. Телия, С.Н. Цейтлин, Н.М. Шанского и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение, синтез.
- эмпирические: проведение диагностической работы, наблюдение, педагогическое проектирование.
База исследования: МАОУ Гимназия №116, в исследовании приняли участие 20 учеников 3 «Б» класса.
Теоретическая значимость состоит в выявлении и систематизации методических приёмов на уроках литературного чтения, обеспечивающих формирование фразеологической картины мира младшего школьника.
Практическая значимость исследования видится в возможности использования результатов данного исследования в процессе формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения в начальных классах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Формирование фразеологической картины мира происходит в процессе взаимодействия мира и человека, опосредованного взаимоотношениями языка и мышления. Фразеологические единицы выражают посредством образов, заключённых в них, национальный способ видения мира и специфику национального сознания, и поэтому помогают понять языковую картину мира, то есть совокупность представлений данной нации об окружающей ее действительности, отражённой в языке.
Проблему фразеологической картины мира изучают многие отечественные лингвисты (Р.Х. Хайруллина, Р.Т. Сираева, Ф.Г. Фаткуллина). Весомый вклад в методику изучения фразеологических единиц в начальной школе внесли такие педагоги, как А.Д. Алфёров, Ю.Н. Верещагин, М.А. Рыбникова, П.Н. Сакулин, В.Д. Саводник, В.В. Сиповский, Б.М. и Ю.М. Соколовы и др.
Процесс формирования фразеологической картины мира младшего школьника достаточно сложный и продолжительный, поскольку фразеологические единицы можно рассматривать как абстрактные явления художественной действительности, причём создается художественная действительность с помощью особенного языка - языка образов, строительным материалом для которого служит слово. Очевидно, что усвоить понятия, обладающие столь высоким уровнем абстракции, на начальном этапе образования учащиеся не могут в силу возрастных особенностей. У младших школьников преобладает наглядно-действенное и конкретно-образное мышление, а словесно-логическое только начинает формироваться.
В связи с ограниченным количеством времени на уроках литературного чтения педагоги не уделяют должного внимания процессу формирования фразеологической картины мира младшего школьника, а также изучение фразеологических единиц на уроках литературного чтения в методической литературе представлено фрагментарно. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «фразеологическая картина мира».
2. Проанализировать программы и методические разработки в аспекте проблемы формирования фразеологической картины мира младшего школьника.
3. На основе анализа методической литературы выявить методические приёмы формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
4. Провести проектировочную работу по выявлению сформированности фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения.
5. Разработать комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения
Теоретическая основа исследования: при написании теоретической части нашего исследования мы опирались на труды следующих ученых- лингвистов: В.В. Виноградова, В.П. Жукова, М.Р. Львова, Г.Ю. Никипорец, З.Д. Попова, В.Н. Телия, С.Н. Цейтлин, Н.М. Шанского и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение, синтез.
- эмпирические: проведение диагностической работы, наблюдение, педагогическое проектирование.
База исследования: МАОУ Гимназия №116, в исследовании приняли участие 20 учеников 3 «Б» класса.
Теоретическая значимость состоит в выявлении и систематизации методических приёмов на уроках литературного чтения, обеспечивающих формирование фразеологической картины мира младшего школьника.
Практическая значимость исследования видится в возможности использования результатов данного исследования в процессе формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения в начальных классах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
В ходе проведённого исследования целью, которого было теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленный на формирование фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения были сделаны следующие выводы:
1. Языковая картина мира - концептуализация действительности; субъективный образ объективного мира, включающий в себя признаки человеческого способа познания мира, существующий в языковой форме. Фразеологическая картина мира - универсальная часть языковой картины мира; метод концептуального описания действительности с помощью средств фразеологии. Данная картина мира имеет несколько отличительных признаков: универсальность, антропоцентризм и экспрессивность.
Процесс формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения формируется в процессе анализа художественного произведения. Анализ художественного текста - особый, эмоциональный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности для полноценного восприятия произведения, в том числе и для формирования литературоведческих понятий.
Выделяются следующие приёмы формирования фразеологической картины мира младшего школьника при работе с художественным текстом: подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения фразеологических единиц и осознания авторского выбора; эвристическая беседа, выявляющая функции фразеологических единиц, использованных автором; сопоставление черновой и окончательной редакций произведения; стилистический эксперимент. Так же нельзя забывать о творческой работе, проектной деятельности, словарной работе.
2. Анализ учебников по литературному чтению УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Л.А. Виноградская) и УМК «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) можно сделать следующие выводы: общими чертами формирования понятий этой группы в УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» является то, что в каждой программе есть задания на формирование фразеологической картиной мира младшего школьника. В УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» знакомство с фразеологической картиной мира проходит во время анализа произведения различных жанров. Выполнение заданий к произведениям позволит сформировать у младших школьников такие предметные знания и умения из раздела как нахождение в произведении средств художественной выразительности, умение соотносить фразеологические единицы с персонажами и поступками главных героев.
3. В практической части нашего исследования была разработана диагностическая работа для определения уровня сформированности фразеологической картины мира младших школьников. В ходе нашего исследования был выявлен средний уровень сформированности фразеологической картины мира младших школьников. Обучающимся трудно было определять фразеологизмы в тексте, находить отличительные признаки фразеологических единиц.
Ошибки, которые младшие школьники допустили в процессе выполнения диагностики, позволили определить следующие направления работы:
- закрепление понятия фразеологизм, признаки фразеологизмов;
- использование фразеологических единиц при составлении предложений;
- определение значения фразеологизмов;
- употребление фразеологических единиц в речи согласно их значению.
Исходя из полученных результатов диагностики проектировочной работы, нами был разработан комплекс заданий, направленных на формирование фразеологической картины мира младших школьников.
Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что выявленные приёмы работы на уроках литературного чтения способствуют формированию фразеологической картины мира младших школьников.
Таким образом, в ходе проведённой проектировочной работы все задачи решены, цель достигнута.
1. Языковая картина мира - концептуализация действительности; субъективный образ объективного мира, включающий в себя признаки человеческого способа познания мира, существующий в языковой форме. Фразеологическая картина мира - универсальная часть языковой картины мира; метод концептуального описания действительности с помощью средств фразеологии. Данная картина мира имеет несколько отличительных признаков: универсальность, антропоцентризм и экспрессивность.
Процесс формирования фразеологической картины мира младшего школьника на уроках литературного чтения формируется в процессе анализа художественного произведения. Анализ художественного текста - особый, эмоциональный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности для полноценного восприятия произведения, в том числе и для формирования литературоведческих понятий.
Выделяются следующие приёмы формирования фразеологической картины мира младшего школьника при работе с художественным текстом: подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения фразеологических единиц и осознания авторского выбора; эвристическая беседа, выявляющая функции фразеологических единиц, использованных автором; сопоставление черновой и окончательной редакций произведения; стилистический эксперимент. Так же нельзя забывать о творческой работе, проектной деятельности, словарной работе.
2. Анализ учебников по литературному чтению УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Л.А. Виноградская) и УМК «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) можно сделать следующие выводы: общими чертами формирования понятий этой группы в УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» является то, что в каждой программе есть задания на формирование фразеологической картиной мира младшего школьника. В УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» знакомство с фразеологической картиной мира проходит во время анализа произведения различных жанров. Выполнение заданий к произведениям позволит сформировать у младших школьников такие предметные знания и умения из раздела как нахождение в произведении средств художественной выразительности, умение соотносить фразеологические единицы с персонажами и поступками главных героев.
3. В практической части нашего исследования была разработана диагностическая работа для определения уровня сформированности фразеологической картины мира младших школьников. В ходе нашего исследования был выявлен средний уровень сформированности фразеологической картины мира младших школьников. Обучающимся трудно было определять фразеологизмы в тексте, находить отличительные признаки фразеологических единиц.
Ошибки, которые младшие школьники допустили в процессе выполнения диагностики, позволили определить следующие направления работы:
- закрепление понятия фразеологизм, признаки фразеологизмов;
- использование фразеологических единиц при составлении предложений;
- определение значения фразеологизмов;
- употребление фразеологических единиц в речи согласно их значению.
Исходя из полученных результатов диагностики проектировочной работы, нами был разработан комплекс заданий, направленных на формирование фразеологической картины мира младших школьников.
Подводя итог исследования, можно сделать вывод о том, что выявленные приёмы работы на уроках литературного чтения способствуют формированию фразеологической картины мира младших школьников.
Таким образом, в ходе проведённой проектировочной работы все задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К РАСШИРЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Формирование выразительности речи младших школьников в процессе начального языкового образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО, АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ) В ФОРМУЛИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Трансформированные и трансформированные фразеологические единицы в англоязычной, русскоязычной и татароязычной народной сказочной литературе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Английская народная сказка и лингвостилистические особенности ее перевода на русский язык (с апробацией в
СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017





