ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Освоение лексической многозначности в онтогенезе 6
1.2. Изучение многозначности на уроках русского языка 13
1.3. Методы работы по обогащению лексикона младших школьников
многозначными словами 18
1.4. Анализ учебников по русскому языку в аспекте освоения младшими
школьниками лексической многозначности 30
Выводы по главе 1 422
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ 44
2.1. Диагностика освоения третьеклассниками лексической
многозначности 44
2.2. Комплекс заданий, направленный на освоение третьеклассниками
лексической многозначности при изучении имени прилагательного 544
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 744
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 777
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 770
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 822
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 833
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
Современная педагогическая наука и практика уделяют особое внимание развитию речи младших школьников. Одним из аспектов изучения процесса развития речи школьников является выявление закономерностей формирования у детей внимательного отношения к слову и его употреблению, развития умения понимать значение слова, а также грамотно использовать его в собственной речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя «активное использование речевых средств <...> для решения коммуникативных и познавательных задач», овладение навыками смыслового чтения, «достижение читательской компетентности, общего речевого развития» [62, с. 8-11]. Для достижения вышеперечисленных результатов необходимо проводить систематическую работу по освоению обучающимися лексического значения слова и совершенствовать лексикон школьников, обогащая его многозначными словами и новыми значениями уже известных слов, т.е. обеспечивать освоение лексической многозначности.
Вопрос освоения лексической многозначности детьми рассматривается не только лингвистикой, но и целым рядом смежных наук: психологией (работы Л.С. Выготского, Н.А. Рыбникова, А.Р. Лурии), педагогикой (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, С.В. Плотникова, О.Н. Левушкина и др.). Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что младший школьный возраст является периодом активного освоения лексической многозначности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе, в условиях прогрессирующего развития информационных технологий и компьютерных устройств, возникают затруднения в освоении слова учащимися ввиду низкой читательской, а также социальной активности детей. Современные дети всё меньше вовлекаются в совместную с родителями предметно-практическую деятельность, что негативно сказывается на развитии их речи, словарном запасе, а также на овладении лексической многозначностью. Однако развитая, богатая речь для ребенка - залог успешного развития и обучения, его дальнейшей социализации и конкурентоспособности, залог адаптации к новым, быстро меняющимся условиям современного общества. Следовательно, целенаправленная работа по освоению слова является важным условием формирования компетенций младшего школьника, что требует профессионального педагогического руководства. Грамотный выбор педагогом наиболее эффективных методов и приёмов обучения при организации словарно-семантической работы на уроках является важнейшим условием овладения младшими школьниками лексической многозначностью.
Объект исследования: процесс развития лексикона младшего школьника в условиях обучения русскому языку.
Предмет исследования: комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на освоение младшими школьниками лексической многозначности.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс заданий для уроков русского языка, направленный на освоение младшими школьниками лексической многозначности.
Задачи исследования:
1. Установить лингвистические, психологические и методические основы работы над лексической многозначностью на уроках русского языка в начальной школе.
2. Провести анализ учебников по русскому языку в аспекте освоения младшими школьниками лексической многозначности
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня освоения младшими школьниками лексической многозначности и провести диагностику.
4. Разработать комплекс заданий, направленный на освоение младшими школьниками лексической многозначности при изучении имени прилагательного.
Методы исследования:
- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме);
- эмпирические (срезовые работы (письменные, устные), анализ продуктов деятельности, качественный и количественный анализ данных, проектировочная деятельность).
Апробация результатов исследования: Результаты исследования были представлены в работе «Методические основы освоения лексической многозначности в младшем школьном возрасте», отмеченной дипломом I степени в XXI Областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки». По материалам исследования опубликована одна статья: Плотникова С.В., Малышева Е.В. Осознание младшими школьниками лексической многозначности: возможности учебников русского языка // Филологическое образование в период детства: ежегодник / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.Б. Плаксина. Екатеринбург: [б.и.], 2019. C. 130-139.
База исследования: МБОУ гимназия № 116 г. Екатеринбурга.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (77 источников) и 6 приложений.
В ходе проведенного исследования нами было изучено содержание работы над многозначностью на начальной ступени общего образования и теоретически обоснованы методы и приёмы работы по обогащению лексикона детей многозначными словами. Освоение младшими школьниками лексической многозначности предполагает не только практическое овладение семантикой и особенностями употребления многозначных слов, но и усвоение теоретических знаний по лексикологии на элементарном уровне. Однако практический аспект работы над многозначностью остается главным, что диктует необходимость систематического использования разнообразных приемов семантизации многозначных слов, упражнений для их активизации в речи. В работе над многозначными словами особое значение имеют такие приемы обучения, которые активизируют мышление школьников и раскрывают взаимосвязь между значениями слова, побуждают использовать слова во вторичных значениях.
С целью выявления возможностей учебников для организации работы над лексической многозначностью был проведён анализ двух комплектов учебников по русскому языку для начальных классов: Н.А. Чураковой и др. («Перспективная начальная школа») и В.П. Канакиной и др. («Школа России»). В результате анализа было установлено, что теоретический материал по многозначности имеется в обоих комплектах учебников, однако более глубокое изучение многозначности (в сопоставлении с омонимией) предусмотрено в учебниках Н.А. Чураковой и др., теоретический материал в них предлагается не в готовом виде, а вводится постепенно через собственные размышления школьников при ответах на вопросы учебника, а также рассуждения героев учебника. В обоих УМК предусмотрена работа над многозначностью и в практическом аспекте, однако к многозначным словам авторы учебников обращаются эпизодически, и не все возможное видовое разнообразие заданий предлагается учебниками.
С целью выявления уровня освоения лексической многозначности и типичных затруднений третьеклассников при освоении многозначности нами была разработана и проведена диагностическая работа, в которой была предусмотрена оценка владения теоретическими знаниями по теме «Многозначность слова» и практическими умениями, связанными с пониманием и использованием в речи многозначных слов. Результаты проведенной диагностики показали, что третьеклассники находятся на недостаточно высоком уровне освоения лексической многозначности. Ученики затруднялись в нахождении многозначных слов, определении их значения, не справились с разграничением многозначных слов и омонимов. Кроме того, диагностика показала, что школьники владеют малым объемом вторичных значений и допускают ошибки при оперировании ими в речи.
В соответствии с результатами диагностики были определены основные направления работы над многозначностью в третьем классе и разработан комплекс заданий, направленный на обогащение словарного запаса учащихся многозначными словами и совершенствование умения находить такие слова в тексте, отличать их от омонимов, правильно определять значение многозначного слова, свободно и грамотно употреблять слова в речи не только в главном, но и во вторичных значениях. В комплекс были включены эффективные методы лексико-семантической работы на уроках русского языка (имитативный, коммуникативный, метод конструирования), разнообразные виды заданий (наблюдение за употреблением слова в образцовом тексте, редактирование, конструирование, трансформация, подбор слов и составление предложений); подобран актуальный для речи младших школьников и доступный для их понимания дидактический материал. Использование предлагаемого комплекса заданий на уроках русского языка в третьем классе будет способствовать освоению обучающимися лексической многозначности, а значит, и повышению уровня их речевого развития.
1. Агаркова, Н.Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» [Текст] / Н.Г. Агаркова, Е. П. Бененсон, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2015 г. - 224 с.
2. Акишина, А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / А.А. Акишина, О.Е. Каган - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 256 с.
3. Арбатский, Д.И. Основные способы толкования значений слов [Текст] / Д.И. Арбатский // Русский язык в школе. - 1970. - № 3. - С. 26-31.
4. Ахмедова, Л.Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / Л.Т. Ахмедова, О.В. Кон. - Ташкент: Фан ва технология, 2013. — 240 с.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 47-51.
7. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 76-80.
8. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова [Текст] / В.В. Виноградов // Избранные труды: лексикология и лексикография. М., 1977. - С. 162-189.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык [Текст] / Е.М. Галкина-Федорук, Н.В. Горшкова, Н.М. Шанский; под ред. Е.М. Галкиной- Федорук. Ч. 1. - М.: МГУ, 1962. - 344 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
12. Глущевская, Н.В. Полисемантическое слово в речи ребенка дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. к-та филолог. наук: 10.02.01 /
H. В. Глущевская; Белгор. гос. ун-т.- Череповец, 2004. - 24 с.
13. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебное пособие / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2003. - 432 с.
14. Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. - М.: Лабиринт, 2003. - 317 с.
15. Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Текст]: Учеб. пособие / Т.А. Гридина. - М.: Наука: Флинта, 2006. - 152 с.
...