ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ 7
1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Особенности речевого развития младших школьников 17
1.3. Фразеология как наука. Особенности использования фразеологизмов
в речи младших школьников 22
1.4. Методы и приемы обогащения речи младших школьников
фразеологизмами 27
1.5. Анализ программ и учебников по литературному чтению в аспекте
обогащения речи младших школьников фразеологизмами 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ 42
2.1. Диагностика уровня развития речи младших школьников 42
2.1.1. Описание комплекса упражнений, направленного на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Человек в своем развитии совершенствует речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной период имеет свои особенности в речевом развитии, но наиболее важными ступенями в освоении речи являются дошкольный и младший школьный возраст.
Одна из главных задач современной школы - подготовить человека думающего и чувствующего, который не только обладает знаниями, но и знает, как использовать эти знания в жизни, а также умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель языкового образования состоит не только в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, важно, чтобы он умел действовать в любых ситуациях, решать познавательные и коммуникативные задачи. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения.
Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературного чтения. Большой вклад в разработку проблемы внесли В.В. Голубков, Н.В. Колокольцев, М.А. Рыбникова, современные ученые Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. [3, 10, 25, 26, 29, 30, 43]. Предметные результаты по литературному чтению предполагают умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Достижение планируемых результатов возможно при условии насыщения речи обучающихся разнообразными средствами языка, необходимыми для реализации коммуникативными намерения.
Богатство речи определяется не только количеством и разнообразием используемых человеком языковых средств, но и наличием в его запасе особых выразительных средств языка - фразеологических единиц.
Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по развитию культуры речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание ввиду низкого уровня речевой культуры детей. В современном мире речь обучающихся зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых ресурсов. Поэтому при построении собственных высказываний необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний.
Фразеология как выражение национальной самобытности носителей языка позволяет закрепить материальную, социальную или духовную культуру народа - отношение и понятие правды и лжи, жизни и смерти, судьбы, труда и лени, совести. Фразеологические образы в наибольшей степени реализуются в произведениях художественной литературы и фольклора.
При целенаправленной работе по развитию и обогащению речи младших школьников предполагается введение в активный и пассивный словарный запас фразеологических оборотов. Изучение фразеологических единиц на уроках литературного чтения существенно обогащает знания школьников о лексике родного языка, а также создает основу для работы по развитию речевой деятельности обучающихся:
- обогащение их фразеологического запаса;
- овладение лексико-стилистическими нормами;
- обеспечение условий для ознакомления детей с языковыми особенностями литературных произведений;
- формирование базы для лингвистического анализа художественного текста.
Литературное чтение как учебный предмет, изучающий искусство слова, создает особые условия для овладения обучающимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо- оценочной деятельностью на основе материала изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов, и жанров.
Вопросы работы с фразеологизмами на уроках литературного чтения рассматриваются учеными в связи с обогащением словарного запаса, повышением точности и выразительности речи, уместности употребления.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью обогащения речи младших школьников фразеологизмами с целью повышения выразительности их речи и недостаточной разработанностью методического аспекта работы над фразеологизмами на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс обогащения речи младших
школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на обогащение речи детей младшего школьного возраста фразеологизмами на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) изучить методическую литературу по проблеме обогащения речи младших школьников фразеологизмами в процессе литературного образования;
2) проанализировать программы и учебники по литературному чтению в аспекте обогащения речи младших школьников фразеологизмами;
3) определить критерии и показатели владения детьми младшего школьного фразеологизмами, подобрать диагностический инструментарий для определения уровня владения младшими школьниками фразеологизмов;
4) провести диагностику и определить уровни владения младшими школьниками фразеологизмами;
5) составить комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение, синтез;
- эмпирические: наблюдение, проведение диагностической работы, педагогическое проектирование.
База исследования: МАОУ Гимназия №116, в исследовании приняли участие 24 обучающихся 3 «А» класса. Класс работает по образовательной программе «Перспективная начальная школа».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее. Культура речи при характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека определяется как выбор и организация языковых средств, позволяющих личности обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач при соблюдении современных языковых норм и этики общения в определенной ситуации общения.
Изучение фразеологических единиц в начальной школе обусловлено психолого-педагогическими особенностями детей данного возраста. На первых ступенях обучения в школе детям младшего школьного возраста становится доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов. С этой точки зрения становится возможным организовать работу с фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Содержание курса ориентировано на развитие умения говорить (культура речевого общения), которое достигается за счет практического освоения курса при нахождении в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и осмысления их значения.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что современная наука содержит материал, достаточно богатый для работы с фразеологией: нами аргументирована необходимость знакомства детей младшего школьного возраста с устойчивыми оборотами речи; выделено колоссальное количество методов и приемов обучения для преподавания фразеологии в начальной школе.
Анализ учебников для начальной школы по учебному предмету «Литературное чтение» (на примере анализа УМК «Перспективной начальной школы» и «Школы России») показал, что принципы методики преподавания фразеологии, как одного из составляющих системы русского литературного языка, не реализуются в полной мере.
Проектировочная работа (входная диагностика уровня развития речи младших школьников, а именно в области фразеологии), направленная на выявление уровня обучающихся (на примере учеников 3 «А» класса
гимназии №116 - 24 человека) видеть в тексте фразеологизмы; правильно использовать фразеологизмы в письменной речи, выбирать наиболее точные при создании связных текстов, позволила сделать вывод о том, что почти половина класса - 37,5% от общего количества, находятся на низком и среднем уровне сформированности умений в области фразеологии. Это свидетельствовало о необходимости организации фразеологической работы в рамках уроков литературного чтения в данном классе. Поэтому в проектировочной работе был представлен разработанный нами комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения, в котором показаны разные виды упражнений. Развивая у обучающихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний, эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство языка, приучают гибко пользоваться ими, выбирая из нескольких речевых вариантов один наиболее подходящий для конкретной ситуации общения. Они повышают речевую культуру учеников и обогащают их словарный запас.
Планируемым результатом внедрения этого комплекса упражнений в процесс обучения литературному чтению можно считать сформированные умения младших школьников находить фразеологические единицы в текстах произведений, определять их значение, а также уместно употреблять устойчивые выражения в своей устной и письменной речи. В результате проведенного исследования оказалось возможным: теоретически обосновать необходимость и перспективы совершенствования работы по проблеме обогащения речи детей младшего школьного фразеологизмами в процессе литературного образования; проанализировать действующие программы и учебники по учебному предмету «Литературное чтение» в аспекте обогащения речи младших школьников фразеологизмами, а также разработать комплекс упражнений, направленный на непрерывное обучение применению устойчивых оборотов в речи детей третьего класса. Таким образом, цель и задачи данной проектировочной работы мы считаем достигнутыми.