ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 5
1.1 Закономерности развития словаря у детей в норме 5
1.2 Структура дефекта у детей с интеллектуальными нарушениями 9
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩАЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЕГО АНАЛИЗ 20
2.1 Организация и методика констатирующего экспериментального изучения словаря прилагательного школьников с интеллектуальными нарушениями ...20
2.2 Результаты изучения речи детей экспериментальной группы 27
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы зз
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 44
3.1 Организация и принципы работы по развитию словаря 44
3.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию активного словаря
прилагательных у школьников с интеллектуальными нарушениями 49
3.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря у детей с
интеллектуальными нарушениями 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Развитие словаря является очень важным вопросом в становление личности человека. Богатый словарный запас помогает человеку правильно выражать свои эмоции, проблемы, впечатления. Человек с большим словарным запасом предрасполагает к себе людей, помогает человеку заводить друзей и быть успешным в своём кругу общения.
Дети с интеллектуальными нарушениями часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижение навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Проблема исследования заключается в овладении словарем прилагательных детьми с нарушением интеллекта. У детей имеются стойкие нарушения развития всех высших психических функций, что затрудняет формирование лексической стороной речи, в частности прилагательных.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе появляется всё больше детей с различными нарушениями. С каждым годом нарушения усложняются по своей структуре, рождается всё больше детей с органическими нарушениями, увеличивается рост интеллектуальных нарушений.
Проблема усвоения словаря прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями существует у многих учёных, которые занимались этим вопросом, к примеру Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Р. Е. Левина, А. Г. Зикеев, А. К. Аксёнова, Д. И. Орлов, М. Е. Хватцев. В работах отмечается, что познавательная функция тесно связана с уровнем усвоения словаря прилагательных. Так как перед тем, как ребёнок начинает говорить, он активно изучает окружающий его мир, чтобы прежде научится его понимать. Было разработано множество методик по работе с такими детьми. Начиная с до буквенного периода и активно продолжая на всех этапах жизни ребёнка, но главную работу следует проделывать в школе, так как именно в школе все полученные знания начинают систематизироваться.
Поэтому объект исследования - уровни сформированности словаря прилагательных у детей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по обогащению словаря прилагательных у детей с нарушением интеллекта.
Цель исследования - логопедическая работа по обогащению словаря прилагательных у школьников с нарушением интеллекта.
Логопедическая работа с данной категорией детей осуществляется в процессе коррекционной работы. Ее основными задачами являются:
— изучение и анализ литературы по теме интеллектуальные нарушения;
— изучение закономерности развития словаря прилагательных;
— разработка методики констатирующего эксперимента;
— проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных данных;
— подбор коррекционной работы по формированию словаря прилагательных по данным констатирующего эксперимента;
— проведение контрольного эксперимента и анализ полученных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, заключения и двух приложений.
Развитие словаря прилагательных играет важную роль в жизни ребёнка с нарушенным интеллектом. Такие дети из - за особенностей развития мало эмоциональные, не всегда готовы идти на контакт, часто просто им тяжело выразить свои чувства и эмоции словами, поэтому могут избегать общения с окружающими из - за боязни, что их не так поймут.
Развитие словаря напрямую зависит от развития познавательной деятельности. Дети с интеллектуальными нарушениями часто не заинтересованы в этом. Важным элементом в развитии познавательной деятельности является мотив. Увеличение кругозора помогает ребёнку узнавать и познавать окружающий мир в дошкольном периоде.
Когда ребёнок приходит в школу его знания об окружающем мире начинают систематизироваться. Так как у детей с интеллектуальными нарушениями знания появляются хаотично и не в полном объеме, часто образуются проблемы с усвоением учебного материала, что приводит к большей замкнутости и не желании что - либо делать.
Работа над словарём прилагательных обязует ребёнка начать с изучения отдельных предметов, с самой нижней ступени познавания окружения. Затем свойство становится определенным словом, позже усваивается в системе школьных знаний. За этим следует, что актуальность данной работы подтверждена.
Изучение научной литературы по теме обогащения словаря прилагательных у школьников с интеллектуальными нарушениями показала важность принципов, подходов, методов и особенностей работы с такими детьми. Была проведена работа по анализу программы для детей с ТНР, на основе которой была разработана методика по определению уровня словаря прилагательных на этапе констатирующего эксперимента.
Анализ данных результатов показал, что развитие словаря прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями находится на более низком уровне в сравнении с их сверстниками, имеющими нормально развивающийся интеллект. Самым заметным явлением в речи детей с нарушениями интеллекта является не точность употребляемых слов. Дети обладают конкретным мышлением, они не могут представить не реальный предмет, потому что нет сформированности логических связей. Школьники с нарушением интеллекта очень ограничены в познавании окружающего мира, что влечёт за собой недостаточное развитие словаря прилагательных. Активный словарь меньше, чем пассивный, поскольку дети понимают значение многих прилагательных, но в собственном употребление допускают множество серьёзных ошибок.
В процессе работы была разработана методика по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями по активизации словаря прилагательных, был разработан календарно - тематический план занятий, был проведен обучающий эксперимент и контрольный. Контрольный эксперимент показал, что словарь детей стал шире и точнее. Ребенку проще подбирать слово для ответа на вопрос, он меньше сомневается в своих действиях и более охотно идут на контакт.
В исследовании было доказано, что коррекционная работа должна соблюдать определённые принципы, поэтапность. Работа строится на актуальных знаниях ребёнка и осуществляется системно и постепенно усложняясь. Немаловажным является структура дефекта ребенка и структурой его речевого нарушения. Учет всех особенностей при выполнении работы помогла эффективно спланировать логопедическую работу по обогащению словаря прилагательных у школьников нарушением интеллекта.
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 327 с.
2. Аксёнова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология, 1987. - №6. - С. 32 - 41.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 231 с.
4. Бородич, А. М. Методология становления речи детей [Текст] : учебное пособие / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 94 с.
5. Ваговский, Л. С. Иизбранные психологические исследования. Мышление и речь. Задачи психологического становления ребенка [Текст] : учебник для вузов / Л. С. Ваговский. - М. : Астрель, 1956. - 365 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1984. — 163 с.
7. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] : / В.В. Воронкова; - М. : Высшая школа, 1994. - 253 с.
8. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] : учебное пособие / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова; - М. : Детство-Пресс, 1985. - 152 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] : учебник для вузов / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007 . - 197 с.
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
11. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М. : АРКТИ, 1999. - 189с.
12. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст] : учебник / М. В. Жигорева. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
13. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] : / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2003. - 195 с.
14. Инденбаум, Е. Л., Дефектология [Текст] : учебник / Е. Л. Инденбаум, И. О. Позднякова, В. И. Нодельман; — М. : Школа-Пресс., 2015. —310 с.
15. Косымова, А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта [Текст] / А.Н.Косымова.// Дефектология. - 2006. - № 5. - С.23 - 38.
16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : учебник / Р. И. Лалаева, Н, В. Серебрякова. - СПб. : Детство - Пресс., 2004. - 302 с.
...