Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по обогащению словаря прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями

Работа №96543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 5
1.1 Закономерности развития словаря у детей в норме 5
1.2 Структура дефекта у детей с интеллектуальными нарушениями 9
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩАЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЕГО АНАЛИЗ 20
2.1 Организация и методика констатирующего экспериментального изучения словаря прилагательного школьников с интеллектуальными нарушениями ...20
2.2 Результаты изучения речи детей экспериментальной группы 27
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы зз
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 44
3.1 Организация и принципы работы по развитию словаря 44
3.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию активного словаря
прилагательных у школьников с интеллектуальными нарушениями 49
3.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря у детей с
интеллектуальными нарушениями 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74


Развитие словаря является очень важным вопросом в становление личности человека. Богатый словарный запас помогает человеку правильно выражать свои эмоции, проблемы, впечатления. Человек с большим словарным запасом предрасполагает к себе людей, помогает человеку заводить друзей и быть успешным в своём кругу общения.
Дети с интеллектуальными нарушениями часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижение навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Проблема исследования заключается в овладении словарем прилагательных детьми с нарушением интеллекта. У детей имеются стойкие нарушения развития всех высших психических функций, что затрудняет формирование лексической стороной речи, в частности прилагательных.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе появляется всё больше детей с различными нарушениями. С каждым годом нарушения усложняются по своей структуре, рождается всё больше детей с органическими нарушениями, увеличивается рост интеллектуальных нарушений.
Проблема усвоения словаря прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями существует у многих учёных, которые занимались этим вопросом, к примеру Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Р. Е. Левина, А. Г. Зикеев, А. К. Аксёнова, Д. И. Орлов, М. Е. Хватцев. В работах отмечается, что познавательная функция тесно связана с уровнем усвоения словаря прилагательных. Так как перед тем, как ребёнок начинает говорить, он активно изучает окружающий его мир, чтобы прежде научится его понимать. Было разработано множество методик по работе с такими детьми. Начиная с до буквенного периода и активно продолжая на всех этапах жизни ребёнка, но главную работу следует проделывать в школе, так как именно в школе все полученные знания начинают систематизироваться.
Поэтому объект исследования - уровни сформированности словаря прилагательных у детей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по обогащению словаря прилагательных у детей с нарушением интеллекта.
Цель исследования - логопедическая работа по обогащению словаря прилагательных у школьников с нарушением интеллекта.
Логопедическая работа с данной категорией детей осуществляется в процессе коррекционной работы. Ее основными задачами являются:
— изучение и анализ литературы по теме интеллектуальные нарушения;
— изучение закономерности развития словаря прилагательных;
— разработка методики констатирующего эксперимента;
— проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных данных;
— подбор коррекционной работы по формированию словаря прилагательных по данным констатирующего эксперимента;
— проведение контрольного эксперимента и анализ полученных данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, заключения и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие словаря прилагательных играет важную роль в жизни ребёнка с нарушенным интеллектом. Такие дети из - за особенностей развития мало эмоциональные, не всегда готовы идти на контакт, часто просто им тяжело выразить свои чувства и эмоции словами, поэтому могут избегать общения с окружающими из - за боязни, что их не так поймут.
Развитие словаря напрямую зависит от развития познавательной деятельности. Дети с интеллектуальными нарушениями часто не заинтересованы в этом. Важным элементом в развитии познавательной деятельности является мотив. Увеличение кругозора помогает ребёнку узнавать и познавать окружающий мир в дошкольном периоде.
Когда ребёнок приходит в школу его знания об окружающем мире начинают систематизироваться. Так как у детей с интеллектуальными нарушениями знания появляются хаотично и не в полном объеме, часто образуются проблемы с усвоением учебного материала, что приводит к большей замкнутости и не желании что - либо делать.
Работа над словарём прилагательных обязует ребёнка начать с изучения отдельных предметов, с самой нижней ступени познавания окружения. Затем свойство становится определенным словом, позже усваивается в системе школьных знаний. За этим следует, что актуальность данной работы подтверждена.
Изучение научной литературы по теме обогащения словаря прилагательных у школьников с интеллектуальными нарушениями показала важность принципов, подходов, методов и особенностей работы с такими детьми. Была проведена работа по анализу программы для детей с ТНР, на основе которой была разработана методика по определению уровня словаря прилагательных на этапе констатирующего эксперимента.
Анализ данных результатов показал, что развитие словаря прилагательных у детей с интеллектуальными нарушениями находится на более низком уровне в сравнении с их сверстниками, имеющими нормально развивающийся интеллект. Самым заметным явлением в речи детей с нарушениями интеллекта является не точность употребляемых слов. Дети обладают конкретным мышлением, они не могут представить не реальный предмет, потому что нет сформированности логических связей. Школьники с нарушением интеллекта очень ограничены в познавании окружающего мира, что влечёт за собой недостаточное развитие словаря прилагательных. Активный словарь меньше, чем пассивный, поскольку дети понимают значение многих прилагательных, но в собственном употребление допускают множество серьёзных ошибок.
В процессе работы была разработана методика по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями по активизации словаря прилагательных, был разработан календарно - тематический план занятий, был проведен обучающий эксперимент и контрольный. Контрольный эксперимент показал, что словарь детей стал шире и точнее. Ребенку проще подбирать слово для ответа на вопрос, он меньше сомневается в своих действиях и более охотно идут на контакт.
В исследовании было доказано, что коррекционная работа должна соблюдать определённые принципы, поэтапность. Работа строится на актуальных знаниях ребёнка и осуществляется системно и постепенно усложняясь. Немаловажным является структура дефекта ребенка и структурой его речевого нарушения. Учет всех особенностей при выполнении работы помогла эффективно спланировать логопедическую работу по обогащению словаря прилагательных у школьников нарушением интеллекта.



1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 327 с.
2. Аксёнова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология, 1987. - №6. - С. 32 - 41.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 231 с.
4. Бородич, А. М. Методология становления речи детей [Текст] : учебное пособие / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 94 с.
5. Ваговский, Л. С. Иизбранные психологические исследования. Мышление и речь. Задачи психологического становления ребенка [Текст] : учебник для вузов / Л. С. Ваговский. - М. : Астрель, 1956. - 365 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1984. — 163 с.
7. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] : / В.В. Воронкова; - М. : Высшая школа, 1994. - 253 с.
8. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] : учебное пособие / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова; - М. : Детство-Пресс, 1985. - 152 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] : учебник для вузов / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007 . - 197 с.
10. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
11. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М. : АРКТИ, 1999. - 189с.
12. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь [Текст] : учебник / М. В. Жигорева. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
13. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] : / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2003. - 195 с.
14. Инденбаум, Е. Л., Дефектология [Текст] : учебник / Е. Л. Инденбаум, И. О. Позднякова, В. И. Нодельман; — М. : Школа-Пресс., 2015. —310 с.
15. Косымова, А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта [Текст] / А.Н.Косымова.// Дефектология. - 2006. - № 5. - С.23 - 38.
16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : учебник / Р. И. Лалаева, Н, В. Серебрякова. - СПб. : Детство - Пресс., 2004. - 302 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ