Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №96540

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей в
онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 18
1.3. Обзор современных логопедических технологий по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 34
2.1. Основные принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего
эксперимента 34
2.2. Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего исследования 37
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 57
3.1. Основные принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы
по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 57
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 59
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93


Изучение вопросов, связанных с симптоматикой речевого и неречевого характера при легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников, остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики.
В современном мире внимание актуализируется на умениях и навыках полноценного речевого развития ребенка, что является неотъемлемым условием его успешного обучения в школе и последующей социализации.
Однако, в последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей. Уровень выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различен - от неявно выраженных (стертых, латентных, с микросимптоматикой) и до выраженных случаев.
Статистические данные также указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми расстройствами разной степени выраженности, что связано не только с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточной эффективностью, используемых в логопедической работе традиционных технологий.
Анализ статистических данных проявлений речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, показывает, что неуклонно растет количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее - ФФНР) при легкой степени псевдобульбарной дизартрии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением [7, с. 45].
Характерной особенностью проявления ФФНР при легкой степени псевдобульбарной дизартрии являются нарушения фонетико-фонематической стороны речи (нечеткое звукопроизношение, смазанная речь, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства, нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия), нарушениях слоговой структуры слова, звукового анализа слова.
При дизартрии ведущим нарушением в структуре речевого дефекта является нарушение фонетико-фонематической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата. В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы [12].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков.
Многие исследователи (Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина и др.) в своих работах доказывают, что ведущим дефектом при нарушениях звуковой стороны речи, а, следовательно, при ФФНР, является несформированность процессов фонематического восприятия.
Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью данных вопросов в современной логопедии, потребностью в усовершенствовании подходов к изучению особенностей диагностики и коррекции ФФНР у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Исследование данной проблемы определило цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель работы - определить уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучить специальную научную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования;
2. организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
3. разработать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы:
1. Теоретические:
- изучение и анализ специальной теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ и обобщение данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
2. Практические:
- наблюдение;
- педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Количественные:
- методы качественной и количественной обработки результатов эксперимента.
Теоретико-методологической основой являлись:
- положения философии, психологии, логопсихологии о взаимосвязи языка и мышления; о ведущих видах деятельности и речи в развитии личности; теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);
- теория о первичном и вторичном дефекте Л. С. Выготского;
- теория о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- системный подход к анализу речевых нарушений Р. Е. Левиной;
- современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин и другие).
Констатирующий эксперимент был организован на базе НЧДОУ - детский сад № 213 «Прогимназия», г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, отобранные на основании выписок из заключений психолого- медико-педагогической комиссии с заключительным клиническим диагнозом: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Легкая
псевдобульбарная дизартрия».
Научная значимость: теоретико-методологическое освещение причин фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также представленный анализ существующих научных и практических подходов к проблеме, позволит сформировать представление о степени значимости разработки коррекции данного вида нарушения.
Практическая значимость: практические материалы логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией могут быть применены различными специалистами (учителем-логопедом, воспитателем и др.) при организации коррекционно-развивающей деятельности в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя описание вопросов развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в онтогенезе, особенности диагностики и логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Целью работы являлось определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработка теоретически обоснованного содержания логопедической работы и ее апробация.
В ходе теоретико-методологического анализа проблемы фонетико-фонематических нарушений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии было выяснено, что данный дефект является следствием нарушения просодической стороны речи, фонетического компонента речи, расстройства общей и речевой моторики. Степень выраженности нарушений обусловлена тяжестью анамнеза, личностными особенностями и условиями речевого общения.
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, влекут за собой недоразвитие фонематического восприятия и слуха, которые тормозят процесс формирования правильного произношения звуков у детей.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания, с интонационной стороной речи.
Систематическое использование на занятиях разнообразных методов и приемов работы, таких как: игры, задания, упражнения, наглядные пособия способствуют значительному развитию и формированию фонематического процесса, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования выступил НЧДОУ Детский сад № 213 - «Прогимназия» г. Екатеринбурга.
На основе данных констатирующего исследования была выявлена специфика нарушений моторной, артикуляционной, звуко-произносительной сфер у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также нарушения фонематического слуха и восприятия.
Как показал контрольный этап, предлагаемая логопедическая работа с использованием развивающих дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии способствовала повышению уровня развития произносительной стороны речи и ее составляющих.
Были разработаны перспективные планы индивидуальной коррекционной работы для каждого ребенка, а также комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией
Таким, образом, данная работа по теме «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» включает в себя общие аспекты и особенности форм работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и у детей той же возрастной группы без речевой патологии.
Можно констатировать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Андрюшина, И. И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е. А. Флериной [Текст] / И. И. Андрюшина. - М. : Прометей, 2013. - 617 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2010. - 254 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей в обучении [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Прометей, 1999. - 460 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 120 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2010. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. - 144с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2003. - 415 с.
10. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст] : метод. пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. - М. : Айрис- пресс, 2005. - 224 с.
11. Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей [Текст] / Н. С. Гаврилова. - М. : Печать-Сервис, 2011. - 201 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет [Текст] / О. С. Гомзяк. - М. : Гном и Д, 2009. - 160 с.
14. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] / М. О. Гуревич. - М. : Просвещение, 2005. - 350 с.
15. Гусарова, Н. Н. Беседы по картинке: Времена года [Текст] / Н. Н. Гусарова. - СПб. : Детство-Пресс, 1998. - 239 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ