ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей в
онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 18
1.3. Обзор современных логопедических технологий по коррекции
фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 34
2.1. Основные принципы, цель, задачи и алгоритм констатирующего
эксперимента 34
2.2. Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего исследования 37
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 57
3.1. Основные принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы
по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 57
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 59
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
Изучение вопросов, связанных с симптоматикой речевого и неречевого характера при легкой степени псевдобульбарной дизартрии у дошкольников, остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики.
В современном мире внимание актуализируется на умениях и навыках полноценного речевого развития ребенка, что является неотъемлемым условием его успешного обучения в школе и последующей социализации.
Однако, в последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей. Уровень выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различен - от неявно выраженных (стертых, латентных, с микросимптоматикой) и до выраженных случаев.
Статистические данные также указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми расстройствами разной степени выраженности, что связано не только с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточной эффективностью, используемых в логопедической работе традиционных технологий.
Анализ статистических данных проявлений речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, показывает, что неуклонно растет количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее - ФФНР) при легкой степени псевдобульбарной дизартрии. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением [7, с. 45].
Характерной особенностью проявления ФФНР при легкой степени псевдобульбарной дизартрии являются нарушения фонетико-фонематической стороны речи (нечеткое звукопроизношение, смазанная речь, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства, нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия), нарушениях слоговой структуры слова, звукового анализа слова.
При дизартрии ведущим нарушением в структуре речевого дефекта является нарушение фонетико-фонематической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата. В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы [12].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков.
Многие исследователи (Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина и др.) в своих работах доказывают, что ведущим дефектом при нарушениях звуковой стороны речи, а, следовательно, при ФФНР, является несформированность процессов фонематического восприятия.
Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью данных вопросов в современной логопедии, потребностью в усовершенствовании подходов к изучению особенностей диагностики и коррекции ФФНР у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
Исследование данной проблемы определило цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель работы - определить уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучить специальную научную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования;
2. организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
3. разработать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы:
1. Теоретические:
- изучение и анализ специальной теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ и обобщение данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
2. Практические:
- наблюдение;
- педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Количественные:
- методы качественной и количественной обработки результатов эксперимента.
Теоретико-методологической основой являлись:
- положения философии, психологии, логопсихологии о взаимосвязи языка и мышления; о ведущих видах деятельности и речи в развитии личности; теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);
- теория о первичном и вторичном дефекте Л. С. Выготского;
- теория о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова);
- системный подход к анализу речевых нарушений Р. Е. Левиной;
- современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин и другие).
Констатирующий эксперимент был организован на базе НЧДОУ - детский сад № 213 «Прогимназия», г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, отобранные на основании выписок из заключений психолого- медико-педагогической комиссии с заключительным клиническим диагнозом: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Легкая
псевдобульбарная дизартрия».
Научная значимость: теоретико-методологическое освещение причин фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также представленный анализ существующих научных и практических подходов к проблеме, позволит сформировать представление о степени значимости разработки коррекции данного вида нарушения.
Практическая значимость: практические материалы логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией могут быть применены различными специалистами (учителем-логопедом, воспитателем и др.) при организации коррекционно-развивающей деятельности в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя описание вопросов развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в онтогенезе, особенности диагностики и логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Целью работы являлось определение уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработка теоретически обоснованного содержания логопедической работы и ее апробация.
В ходе теоретико-методологического анализа проблемы фонетико-фонематических нарушений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии было выяснено, что данный дефект является следствием нарушения просодической стороны речи, фонетического компонента речи, расстройства общей и речевой моторики. Степень выраженности нарушений обусловлена тяжестью анамнеза, личностными особенностями и условиями речевого общения.
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, влекут за собой недоразвитие фонематического восприятия и слуха, которые тормозят процесс формирования правильного произношения звуков у детей.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания, с интонационной стороной речи.
Систематическое использование на занятиях разнообразных методов и приемов работы, таких как: игры, задания, упражнения, наглядные пособия способствуют значительному развитию и формированию фонематического процесса, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования выступил НЧДОУ Детский сад № 213 - «Прогимназия» г. Екатеринбурга.
На основе данных констатирующего исследования была выявлена специфика нарушений моторной, артикуляционной, звуко-произносительной сфер у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также нарушения фонематического слуха и восприятия.
Как показал контрольный этап, предлагаемая логопедическая работа с использованием развивающих дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии способствовала повышению уровня развития произносительной стороны речи и ее составляющих.
Были разработаны перспективные планы индивидуальной коррекционной работы для каждого ребенка, а также комплекс игр и упражнений, направленный на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией
Таким, образом, данная работа по теме «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» включает в себя общие аспекты и особенности форм работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и у детей той же возрастной группы без речевой патологии.
Можно констатировать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В. М. Акименко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Андрюшина, И. И. Проблема обучения детей дошкольного возраста в трудах Е. А. Флериной [Текст] / И. И. Андрюшина. - М. : Прометей, 2013. - 617 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2010. - 254 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей в обучении [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Прометей, 1999. - 460 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 120 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2010. - 141 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. - 144с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2003. - 415 с.
10. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст] : метод. пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. - М. : Айрис- пресс, 2005. - 224 с.
11. Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей [Текст] / Н. С. Гаврилова. - М. : Печать-Сервис, 2011. - 201 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет [Текст] / О. С. Гомзяк. - М. : Гном и Д, 2009. - 160 с.
14. Гуревич, М. О. Психомоторика [Текст] / М. О. Гуревич. - М. : Просвещение, 2005. - 350 с.
15. Гусарова, Н. Н. Беседы по картинке: Времена года [Текст] / Н. Н. Гусарова. - СПб. : Детство-Пресс, 1998. - 239 с.
...