Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы116
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Роль паралингвистических средств общения в речевом развитии детей и
онтогенез их становления у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика паралингвистических средств общения и
сформированности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией .. 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРИКИ, ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 25
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторики,
паралингвистических средств общения и устной речи у дошкольников 25
2.2. Анализ результатов исследования моторики у старших дошкольников . 27
2.3. Анализ результатов исследования паралингвистических средств общения
у старших дошкольников 34
2.4. Анализ результатов исследования устной речи у старших дошкольников 41
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Принципы и основные направления логопедической работы по
преодолению псевдобульбарной дизартрии у дошкольников 49
3.2. Содержание работы по формированию паралингвистических средств
общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 51
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104

В современном обществе усилились гуманистические тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (Т. Г. Богданова [6], Е. И. Пурыгина [37], М. С. Староверова [14], Т. В. Тимохина [43]). Т. В. Тимохина считает, что обучающиеся с ТНР нуждаются в индивидуально-дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков, таким образом, это обосновывает необходимость адаптации современных образовательных программ к индивидуальным образовательным возможностям и потребностям данной категории детей [43].
У детей дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является псевдобульбарная дизартрия, структуру дефекта составляют нарушения моторной сферы, просодики и звукопроизношения, вторично могут нарушаться фонематические процессы, лексика и грамматика (Е. Ф. Архипова [2], Е. Н. Винарская [9], Л. В. Лопатина [27]).
Большая часть исследований посвящена вербальному общению дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а вопрос о паралингвистических средствах остается недостаточно изученным. В нашей стране изучением данной проблемы занимались Б. И. Изотова [13], И. Ю. Кондратенко [16], О. Л. Леханова [21], Л. В. Лопатина [26], Е. Е. Шевцова [50]. Невербальное общение данной категории дошкольников качественно и количественно отличается от показателей нормы, специфика проявляется в понимании и самостоятельном использовании паралингвистических средств [21]. Паралингвистические средства позволяют вносить дополнительный смысл, порой противоположный сказанному, эмоционально окрашивать и подкреплять содержание высказывания [32]. Соответственно, умение их правильно использовать и идентифицировать - одно из важнейших условий успешной адаптации дошкольника в обществе, эффективного коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дошкольникам с псевдобульбарной дизартрией необходима коррекционная работа по формированию паралингвистических средств общения.
Актуальность работы связана с необходимостью проведения своевременной коррекционной работы по формированию
паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: паралингвистические средства общения, моторика и устная речь дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по формированию паралингвистических средств общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель данной работы: изучение специфики паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией для последующего определения содержания коррекционной работы и оценки ее эффективности с помощью сопоставления данных констатирующего и контрольных экспериментов.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по исследуемой проблеме: роль
паралингвистических средств общения и их становление в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, характеристика паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и сформированность их устной речи.
2. Подобрать методику экспериментального изучения понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения детьми дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; выявить специфику понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на основе констатирующего эксперимента.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведенной коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 452, г. Екатеринбург, ул. Электриков, 18а.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, состоящего из 52 источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе представлены теоретические и практические аспекты изучения паралингвистических средств общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также содержание коррекционно-логопедического воздействия, направленного на формирование паралингвистических средств общения у рассматриваемой категории детей.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы, касающейся темы исследования. К паралингвистическим средствам общения в нашей работе мы относим мимику, пантомимику, вокальную мимику. Как показал анализ литературных источников, овладевать этими средствами общения ребенок начинает с рождения, в дошкольном возрасте активно развивается произвольность выразительных средств. Сензитивный период в эмоциональном развитии приходится на возраст 4-7 лет, экспрессия начинает приобретать значение специального предмета познания и управления. Дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют особенности понимания и воспроизведения мимических и пантомимических картин, интонационной выразительности.
В работе описаны методики логопедического обследования и исследования паралингвистических средств общения, а также проанализированы результаты, которые были получены при проведении констатирующего и контрольного экспериментов с их использованием.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что все дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной, мимической моторики; нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематические процессы сформированы недостаточно, уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту. Были выявлены недостатки понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения. Дошкольники узнавали не все мимические и пантомимические позы, наибольшие затруднения выявлены
при их самостоятельном воспроизведении (ограниченный объем, маловыразительность экспрессивных движений, несоответствие создаваемой картины требуемому образу героя / эмоции). Дети имеют нарушения голоса и интонационной стороны речи, недостатки отмечаются при восприятии и при воспроизведении темпа, ритма, тембра, модуляций голоса по высоте и силе, интонаций, логических ударений.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения коррекционной логопедической работы по формированию паралингвистических средств общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения данной категории детей.
Важно целенаправленно формировать у детей с псевдобульбарной дизартрией моторную, голосовую и интонационную базы, так как они являются основой для создания паралингвистических средств общения. Коррекционно-логопедическую работу целесообразно проводить в игровой форме, так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Необходимо давать представления об эмоциях, обучать их различению, восприятию и дифференциации компонентов интонации на слух, затем их воспроизведению. Эффективность разработанной и проведенной коррекционной работы подтверждена с помощью сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов, положительная динамика экспериментальной группы превышает динамику контрольной группы.
Таким образом, в работе изучены особенности понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, разработано и апробировано содержание коррекционной работы по эмоционально-экспрессивному развитию детей, подтверждена важность этой работы.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 290 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 319 с.
3. Бабина, Г. В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией [Текст] / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство : сб. ст. / глав. ред. И. В. Прищепова. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 99-105.
4. Белова-Давид, Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушениями звукопроизношения [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1967. - 121 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Богданова, Т. Г. Педагогика инклюзивного образования [Текст] / Т. Г. Богданова. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 335 с.
7. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - М. : Феникс, 2014. - 538 с.
8. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М. : Астрель, 2005. - 384 с.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2006. - 141 с.
10. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / О. Я. Гойхман. - М. : Инфра-М, 2003. - 272 с.
11. Дьяченко, О. М. Дневник воспитателя. Развитие детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для практ. работников ДОУ / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 160 с.
12. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика [Текст] / Л. Р. Зиндер. - М. : Высшая школа, 1979. - 312 с.
13. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Издательский центр Академия, 2004. - 288 с.
14. Иманова, Г. М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] : метод. пособие / Г. М. Иманова, М. С. Староверова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 167 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 279 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ