Формирование паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Роль паралингвистических средств общения в речевом развитии детей и
онтогенез их становления у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика паралингвистических средств общения и
сформированности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией .. 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРИКИ, ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 25
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторики,
паралингвистических средств общения и устной речи у дошкольников 25
2.2. Анализ результатов исследования моторики у старших дошкольников . 27
2.3. Анализ результатов исследования паралингвистических средств общения
у старших дошкольников 34
2.4. Анализ результатов исследования устной речи у старших дошкольников 41
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Принципы и основные направления логопедической работы по
преодолению псевдобульбарной дизартрии у дошкольников 49
3.2. Содержание работы по формированию паралингвистических средств
общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 51
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
1.1. Роль паралингвистических средств общения в речевом развитии детей и
онтогенез их становления у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 13
1.3. Характеристика паралингвистических средств общения и
сформированности речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией .. 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРИКИ, ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 25
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторики,
паралингвистических средств общения и устной речи у дошкольников 25
2.2. Анализ результатов исследования моторики у старших дошкольников . 27
2.3. Анализ результатов исследования паралингвистических средств общения
у старших дошкольников 34
2.4. Анализ результатов исследования устной речи у старших дошкольников 41
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ 49
3.1. Принципы и основные направления логопедической работы по
преодолению псевдобульбарной дизартрии у дошкольников 49
3.2. Содержание работы по формированию паралингвистических средств
общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 51
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
В современном обществе усилились гуманистические тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (Т. Г. Богданова [6], Е. И. Пурыгина [37], М. С. Староверова [14], Т. В. Тимохина [43]). Т. В. Тимохина считает, что обучающиеся с ТНР нуждаются в индивидуально-дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков, таким образом, это обосновывает необходимость адаптации современных образовательных программ к индивидуальным образовательным возможностям и потребностям данной категории детей [43].
У детей дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является псевдобульбарная дизартрия, структуру дефекта составляют нарушения моторной сферы, просодики и звукопроизношения, вторично могут нарушаться фонематические процессы, лексика и грамматика (Е. Ф. Архипова [2], Е. Н. Винарская [9], Л. В. Лопатина [27]).
Большая часть исследований посвящена вербальному общению дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а вопрос о паралингвистических средствах остается недостаточно изученным. В нашей стране изучением данной проблемы занимались Б. И. Изотова [13], И. Ю. Кондратенко [16], О. Л. Леханова [21], Л. В. Лопатина [26], Е. Е. Шевцова [50]. Невербальное общение данной категории дошкольников качественно и количественно отличается от показателей нормы, специфика проявляется в понимании и самостоятельном использовании паралингвистических средств [21]. Паралингвистические средства позволяют вносить дополнительный смысл, порой противоположный сказанному, эмоционально окрашивать и подкреплять содержание высказывания [32]. Соответственно, умение их правильно использовать и идентифицировать - одно из важнейших условий успешной адаптации дошкольника в обществе, эффективного коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дошкольникам с псевдобульбарной дизартрией необходима коррекционная работа по формированию паралингвистических средств общения.
Актуальность работы связана с необходимостью проведения своевременной коррекционной работы по формированию
паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: паралингвистические средства общения, моторика и устная речь дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по формированию паралингвистических средств общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель данной работы: изучение специфики паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией для последующего определения содержания коррекционной работы и оценки ее эффективности с помощью сопоставления данных констатирующего и контрольных экспериментов.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по исследуемой проблеме: роль
паралингвистических средств общения и их становление в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, характеристика паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и сформированность их устной речи.
2. Подобрать методику экспериментального изучения понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения детьми дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; выявить специфику понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на основе констатирующего эксперимента.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведенной коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 452, г. Екатеринбург, ул. Электриков, 18а.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, состоящего из 52 источников, приложений.
У детей дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является псевдобульбарная дизартрия, структуру дефекта составляют нарушения моторной сферы, просодики и звукопроизношения, вторично могут нарушаться фонематические процессы, лексика и грамматика (Е. Ф. Архипова [2], Е. Н. Винарская [9], Л. В. Лопатина [27]).
Большая часть исследований посвящена вербальному общению дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а вопрос о паралингвистических средствах остается недостаточно изученным. В нашей стране изучением данной проблемы занимались Б. И. Изотова [13], И. Ю. Кондратенко [16], О. Л. Леханова [21], Л. В. Лопатина [26], Е. Е. Шевцова [50]. Невербальное общение данной категории дошкольников качественно и количественно отличается от показателей нормы, специфика проявляется в понимании и самостоятельном использовании паралингвистических средств [21]. Паралингвистические средства позволяют вносить дополнительный смысл, порой противоположный сказанному, эмоционально окрашивать и подкреплять содержание высказывания [32]. Соответственно, умение их правильно использовать и идентифицировать - одно из важнейших условий успешной адаптации дошкольника в обществе, эффективного коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дошкольникам с псевдобульбарной дизартрией необходима коррекционная работа по формированию паралингвистических средств общения.
Актуальность работы связана с необходимостью проведения своевременной коррекционной работы по формированию
паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: паралингвистические средства общения, моторика и устная речь дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по формированию паралингвистических средств общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель данной работы: изучение специфики паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией для последующего определения содержания коррекционной работы и оценки ее эффективности с помощью сопоставления данных констатирующего и контрольных экспериментов.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по исследуемой проблеме: роль
паралингвистических средств общения и их становление в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, характеристика паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и сформированность их устной речи.
2. Подобрать методику экспериментального изучения понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения детьми дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией; выявить специфику понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на основе констатирующего эксперимента.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию паралингвистических средств общения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведенной коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический метод, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный метод включал в себя сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 452, г. Екатеринбург, ул. Электриков, 18а.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, состоящего из 52 источников, приложений.
В выпускной квалификационной работе представлены теоретические и практические аспекты изучения паралингвистических средств общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также содержание коррекционно-логопедического воздействия, направленного на формирование паралингвистических средств общения у рассматриваемой категории детей.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы, касающейся темы исследования. К паралингвистическим средствам общения в нашей работе мы относим мимику, пантомимику, вокальную мимику. Как показал анализ литературных источников, овладевать этими средствами общения ребенок начинает с рождения, в дошкольном возрасте активно развивается произвольность выразительных средств. Сензитивный период в эмоциональном развитии приходится на возраст 4-7 лет, экспрессия начинает приобретать значение специального предмета познания и управления. Дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют особенности понимания и воспроизведения мимических и пантомимических картин, интонационной выразительности.
В работе описаны методики логопедического обследования и исследования паралингвистических средств общения, а также проанализированы результаты, которые были получены при проведении констатирующего и контрольного экспериментов с их использованием.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что все дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной, мимической моторики; нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематические процессы сформированы недостаточно, уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту. Были выявлены недостатки понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения. Дошкольники узнавали не все мимические и пантомимические позы, наибольшие затруднения выявлены
при их самостоятельном воспроизведении (ограниченный объем, маловыразительность экспрессивных движений, несоответствие создаваемой картины требуемому образу героя / эмоции). Дети имеют нарушения голоса и интонационной стороны речи, недостатки отмечаются при восприятии и при воспроизведении темпа, ритма, тембра, модуляций голоса по высоте и силе, интонаций, логических ударений.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения коррекционной логопедической работы по формированию паралингвистических средств общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения данной категории детей.
Важно целенаправленно формировать у детей с псевдобульбарной дизартрией моторную, голосовую и интонационную базы, так как они являются основой для создания паралингвистических средств общения. Коррекционно-логопедическую работу целесообразно проводить в игровой форме, так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Необходимо давать представления об эмоциях, обучать их различению, восприятию и дифференциации компонентов интонации на слух, затем их воспроизведению. Эффективность разработанной и проведенной коррекционной работы подтверждена с помощью сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов, положительная динамика экспериментальной группы превышает динамику контрольной группы.
Таким образом, в работе изучены особенности понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, разработано и апробировано содержание коррекционной работы по эмоционально-экспрессивному развитию детей, подтверждена важность этой работы.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Проведены изучение, анализ и обобщение литературы, касающейся темы исследования. К паралингвистическим средствам общения в нашей работе мы относим мимику, пантомимику, вокальную мимику. Как показал анализ литературных источников, овладевать этими средствами общения ребенок начинает с рождения, в дошкольном возрасте активно развивается произвольность выразительных средств. Сензитивный период в эмоциональном развитии приходится на возраст 4-7 лет, экспрессия начинает приобретать значение специального предмета познания и управления. Дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют особенности понимания и воспроизведения мимических и пантомимических картин, интонационной выразительности.
В работе описаны методики логопедического обследования и исследования паралингвистических средств общения, а также проанализированы результаты, которые были получены при проведении констатирующего и контрольного экспериментов с их использованием.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что все дошкольники с псевдобульбарной дизартрией имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной, мимической моторики; нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематические процессы сформированы недостаточно, уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту. Были выявлены недостатки понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения. Дошкольники узнавали не все мимические и пантомимические позы, наибольшие затруднения выявлены
при их самостоятельном воспроизведении (ограниченный объем, маловыразительность экспрессивных движений, несоответствие создаваемой картины требуемому образу героя / эмоции). Дети имеют нарушения голоса и интонационной стороны речи, недостатки отмечаются при восприятии и при воспроизведении темпа, ритма, тембра, модуляций голоса по высоте и силе, интонаций, логических ударений.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения коррекционной логопедической работы по формированию паралингвистических средств общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Было определено содержание и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения данной категории детей.
Важно целенаправленно формировать у детей с псевдобульбарной дизартрией моторную, голосовую и интонационную базы, так как они являются основой для создания паралингвистических средств общения. Коррекционно-логопедическую работу целесообразно проводить в игровой форме, так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Необходимо давать представления об эмоциях, обучать их различению, восприятию и дифференциации компонентов интонации на слух, затем их воспроизведению. Эффективность разработанной и проведенной коррекционной работы подтверждена с помощью сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов, положительная динамика экспериментальной группы превышает динамику контрольной группы.
Таким образом, в работе изучены особенности понимания и воспроизведения паралингвистических средств общения дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией, разработано и апробировано содержание коррекционной работы по эмоционально-экспрессивному развитию детей, подтверждена важность этой работы.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.





