ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного
возраста 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
псевдобульбарной дизартрией 23
1.3. Игротерапия при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной логопедической
практике 33
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 42
2.1. Основные принципы, цели, задачи констатирующего эксперимента 42
2.2. Содержание методики обследования сформированности неречевых и речевых процессов в рамках проведения констатирующего эксперимента ... 45
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 55
3.1. Основные принципы и содержание коррекционной работы по
устранению нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 72
3.2. Применение игротерапии в целях коррекции нарушения фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 82
3.3. Результаты логопедической работы по коррекции нарушений фонетико¬фонематической стороны речи у дошкольников экспериментальной группы 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 175
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 200
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 204
В последнее время значительно возросло количество детей с дизартрией. Эту тенденцию отмечают многие авторы (Т. П. Бессонова, В. А. Киселева, О. А. Романович и др.). Поэтому проблема изучения речевых нарушений у детей в настоящее время является очень актуальной.
Дети с дизартрической симптоматикой имеют речевые нарушения. Однако интеллект у таких детей, как правило, сохранен. Нарушения речи очень многообразны. Они проявляются в нарушениях фонетической стороны речи (звукопроизношение и просодическая сторона речи), фонематических нарушениях (фонематический слух и восприятие), а также в нарушениях лексико-грамматической стороны речи. Данные нарушения подробно описаны в исследованиях Л. С. Волковой и Е. М. Мастюковой.
Речевые нарушения, как первичный дефект, влияют на познавательное развитие ребенка. У таких детей наблюдается задержка в развитии высших психических функций. Отставание от параметров психофизического развития отражается на деятельности и поведении детей в целом.
Если у детей наблюдаются выраженные речевые нарушения, то это сказывается на умственном развитии. Эта закономерность объясняется тесной взаимосвязью между речью и мышлением. Нарушение умственного развития ребенка отражается на взаимодействии с окружающими людьми. У детей с речевыми нарушениями наблюдается узость социальных контактов [17].
Многие ученые занимались анализом нарушений речи у детей с дизартрией (Г. А. Волкова, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. Х. Швачкин, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина, Е. Н. Винарская).
Речь занимает центральное место в жизни человека. Становление речи происходит постепенно, по мере развития ребенка. Как было отмечено выше, речь развивается в тесной взаимосвязи с высшими психическими процессами. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку речевое общение, он должен овладеть правильным звукопроизношением [9, с.20].
Если у ребенка наблюдаются нарушения речи, это негативно сказывается на его обучении. Ребенок испытывает трудности в школе, а именно, он с трудностью овладевает грамотой, чтением и письмом. Все перечисленные нарушения в целом сказываются на низкой успеваемости ребенка. Поэтому для предотвращения появления этих затруднений, необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь ребенку. В работу включается врач, узкие специалисты (по надобности). А также педагог (воспитатель), родители и (или) родственники.
Коррекционная логопедическая работа по устранению речевых нарушений заключается в комплексной работе над всеми компонентами речевой системы. Работа определяется из структуры речевого дефекта.
Основной целью коррекционной работы при выработке правильного звукопроизношения - это формирование правильных произносительных умений и навыков [6].
Именно нарушения фонетико-фонематической стороны речи представляют, с одной стороны, широкую распространенность у изучаемой категории детей, а, с другой стороны, их своевременная коррекция необходима для последующего успешного овладения ребенком процессами письма и чтения при обучении в школе. Поэтому в рамках рассмотрения темы исследования было акцентировано внимание на изучении уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. А также на описание содержания логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения с помощью средств игротерапии у данной категории детей.
Объект исследования: уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по устранению нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и оценить эффективность содержания логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии .
Для достижения цели исследования в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать специальную научную теоретическую и практическую литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в рамках организации и анализа результатов констатирующего эксперимента.
3. Разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии.
4. Оценить эффективность разработанного содержания логопедической работы и определить характер динамики устранения фонетико¬фонематических нарушений у детей экспериментальной группы.
Теоретико-методологической основа исследования.
Положение о взаимосвязи речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова). Научные знания о развитии фонетической системы речи, ее закономерностях (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, С. Н. Цейтлин) и
механизмах произношения (Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин).
Психолингвистические знания о фонетической стороне речи (JI. B. Щерба). Анализ формирования звукопроизношения в онтогенезе у детей с дизартрией (Г. В. Бабина, JI. B. Лопатина, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко).
Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
- теоретическое исследование: анализ психолингвистической и
лингвистической литературы. Анализ психологической, педагогической, и клинической. Анализ методической отечественной и зарубежной литературы. Изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы ПМПК, медицинские и речевые карты;
- эмпирическое исследование: беседы с логопедом, воспитателями, родителями; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов речевой деятельности детей;
- экспериментальное исследование: проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение и преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией; проведение формирующего (обучающего) и контрольного экспериментов;
- методы количественной и качественной оценки и анализа
полученных данных исследования.
Теоретическая значимость исследования. Дополнены и конкретизированы представления об особенностях фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Теоретическое исследование позволяет систематизировать данные о становлении фонетико-фонематической стороны речи у детей с нормой речевого развития и с дизартрией, а также определить эффективные приемы ее развития и коррекции.
Практическая значимость исследования. Предложенная система коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с дизартрией реализована в логопедической работе. Результаты 7
экспериментальной работы, возможно, использовать воспитателями, логопедами и другими специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования. Определен объект, предмет, цель и задачи исследования по данной теме. Описана теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в целом.
В первой главе представлен анализ литературных источников по вопросам становления фонетико-фонематической стороны речи у детей в онтогенезе, описаны психолого-педагогические особенности детей с дизартрией, а также предложена классификация игровых методов коррекции фонетико-фонематической стороны речи и возможности их применения в логопедической практике.
Во второй главе описан алгоритм и содержание логопедического обследования фонетической и фонематической стороны речи детей. Проведено констатирующее исследование, направленное на выявление особенностей нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией , а также представлен качественно-количественный анализ результатов исследования.
В третьей главе представлено описание содержания логопедической коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией с помощью игровых методов. Изучены особенности организации и принципы коррекционной работы с детьми с дизартрией. Подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнений, направленные на коррекцию речевых нарушений. Проведен обучающий эксперимент и представлен анализ его результатов.
В заключение выпускной квалификационной работы подведены итоги исследования, сделаны выводы, обоснована перспектива дальнейшей разработки проблемы по данной теме.
Изучение вопроса об особенностях коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией является актуальным. Это объясняется большой распространенностью лиц с данным речевым дефектом и тем, что развитие фонетико-фонематической стороны речи является важным фактором успешного становления как речевой системы в целом, так и личностного развития ребенка.
Цель работы состояла в теоретическом обосновании, разработке и оценке логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста с дизартрией. Этому способствовало применение средств игротерапии.
Поставленная цель была достигнута. Этому способствовали поставленные задачи, сформулированные во введении.
Анализ литературных данных позволил описать психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией, выделить закономерности развития фонетической и фонематической стороны речи при нормальном речевом онтогенезе и при патологии.
Знание психолого-педагогических особенностей детей с дизартрией позволило в процессе проведения коррекционной работы учитывать их и создать условия для оказания эффективной логопедической помощи.
Знание закономерностей развития фонетической и фонематической стороны речи у нормально развивающихся детей и при наличии дизартрии необходимо для правильной диагностики речевых нарушений. Это, в свою очередь, необходимо для построения и проведения коррекционной работы по формированию фонетической и фонематической стороны речи.
В рамках проведения констатирующего эксперимента было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 244, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, улица Коммунистическая 6а. Проводилось обследование неречевых процессов: общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики, а также речевых процессов: фонетической стороны речи (звукопроизношение и просодика) и фонематической стороны речи (фонематический слух и фонематическое восприятие). В результате проведенного исследования у всех обследуемых детей была подтверждена речевая патология - дизартрия. Это подтверждается нарушением общей, мелкой и артикуляционной моторики, что в свою очередь вызывает нарушения произносительной стороны речи и фонематических процессов.
После изучения особенностей организации и принципов коррекционной работы были подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнений, направленные на коррекцию речевых нарушений. Проблеме применения игры в логопедической практике посвящено много работ ведущих специалистов: Н. В. Нищевой, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной и других [44].
Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Эти знания позволяют широко применять игру и игровые приемы в логопедической практике по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста.
С помощью игротерапии в ходе занятий преодолеваются разные нарушения, которые возникают в процессе коррекционной работе с детьми. Поэтому в логопедической работе необходимо применять игровые приемы и методы. Они являются важнейшим средством развития речевой деятельности детей. Это подчеркивает их особую дидактическую роль.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, легли в основу планирования и содержания коррекционной работы. Проведенная логопедическая работа включала в себя такие направления, как развитие статической и динамической координации в общей и мелкой моторике, развитие чувства ритма и темпа, формирование и развитие дыхания, совершенствование артикуляционной и мимической моторики, исправление нарушений звукопроизношения, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Вся эта работа необходима для предотвращения трудностей в развитии лексико-грамматического строя, а также для предупреждения затруднений в овладении письмом и чтением.
Проведенный контрольный эксперимент показал, что положительная динамика наблюдается у всех десяти детей, участвовавших в формирующем эксперименте. У всех испытуемых улучшилось состояние общей, мелкой и артикуляционной и мимической моторики. Также у всех детей наблюдается улучшение фонетической стороны речи и фонематических процессов, что, в свою очередь, убеждает в эффективной логопедической работе.
Перспектива дальнейшей разработки проблемы состоит в поиске еще более эффективных игровых методов коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 192 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
4. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей [Текст] / И. В. Асташина. - М. : Дом. XXI век : РИПОЛ классик, 2008. - 190 с.
5. Баскакина, И. В. Популярная логопедия [Текст] / И. В. Баскакина. - М. : Просвещение, 2011. - 32 с.
6. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер, М. Совак. - М. : Медицина, 1981. - 288 с.
7. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] / Л. И. Белякова - М. : ИЦ «Академия», 1998. - 304 с.
8. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь : СКФУ , 2008. - 224 с.
9. Бунина, В. С. Формирование звукопроизношения в онтогенезе [Текст] / В. С. Бунина. - М. : Просвещение, 1987. - 105 с.
10. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е. Н. Винарская - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 206 с.
11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
12. Вологодина, Л. Г. Домашний логопед [Текст] / Л. Г. Вологодина. - М. : Феникс, 2009. - 288 с.
13. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : Учеб. пособие / Т. В. Волосовец [и др.]. - М. : Academia, 2000. - 200 с.
14. Воробьева, Т. А. Логопедические игры с мячом [Текст] / Т. А. Воробьева. - СПб. : Литера, 2009. - 64 с.
15. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика. - 1983. - 96 с.
...