Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИТКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Онтогенез предикативной стороны речи у детей в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Характеристика предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация, принципы констатирующего эксперимента 28
2.2. Методика логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 29
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 40
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции
общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста 40
3.2. Содержание работы по коррекции нарушений предикативной
стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 44
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 96
1.1. Онтогенез предикативной стороны речи у детей в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Характеристика предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 19
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Организация, принципы констатирующего эксперимента 28
2.2. Методика логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 29
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 40
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции
общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста 40
3.2. Содержание работы по коррекции нарушений предикативной
стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 44
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 96
Одной из задач логопедии на сегодняшний день является формирование у детей лексико-грамматической стороны речи. Наблюдается постоянное увеличение числа дошкольников с подобным нарушением, вследствие чего встает вопрос о выборе методики развития и коррекции данной патологии у детей.
Среди характерных особенностей речи с общим недоразвитием у детей, выделяются нарушения грамматического и лексического компонентов, являющихся одними из наиболее значительных в структуре данного нарушения (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Сформированность лексики выступает в качестве одного из ведущих факторов успешности речевого общения.
Ведущая роль в содержании речевых знаков, являющихся основанием вербального взаимодействия, отведена предикативной стороне речи (Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, А. А. Пешковский, Э. Сепир и др.). При этом предикат выступает в качестве понятия, относящегося к логике и языкознанию, который обозначает конститутивный член суждения, а именно то, что утверждается, высказывается или отрицается о субъекте.
В качестве центральной категории развития синтаксиса в речи дошкольников выступает психологическая предикативность как соотнесение содержания высказывания с действительностью. Об этом свидетельствуют исследования в области психолингвистики (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.).
Анализ речевой функции дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза показывает значительные трудности в использовании лексических единиц, выражающихся в семантических заменах, стойком аграмматизме, стереотипных ответах.
В логопедической литературе такие учёные, как Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина и др. рассматривают особенности функционирования фразеологической стороны речи у детей с дизартрией, алалией, ринолалией. Так, при рассмотрении структуры речи у детей с алалией, (Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова и др.) отмечено негативное воздействие недостаточной сформированности языковых символов и ограниченности имеющихся языковых ресурсов на процессы предиката.
Существующая логопедическая коррекция направлена, прежде всего, на овладение семантически целым высказыванием, связанного с формированием предикативных структур.
Методику формирования предикативной фразеологии для детей с общим речевым недоразвитием предполагается осуществлять дифференцированно согласно программным требованиям, которые предъявляются к корректирующей работе в дошкольных учреждениях, реализующих адаптированные образовательные программы.
Проблема исследования заключатся в том, что формирование предикативной фразеологии детей с общим недоразвитием речи является актуальной задачей, так как именно глаголы и прилагательные оказывают значительную роль в становлении фразеологической стороны речи детей в целом.
С учетом значимости выявленной проблемы нами сформулирована тема работы: «Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - предикативная сторона речи (глагольный словарь) у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание работы по формированию предикативной стороны речи (глагольного словаря) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание
коррекционной работы по формированию предикативной стороны речи (глагольного словаря) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
2. Выявить нарушения предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи, проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и апробировать содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование предикативной лексики (глагольного словаря) у детей изучаемой категории.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проективные методы).
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
- констатирующий (проведение первичной диагностики);
- формирующий (составление проекта коррекционно-развивающей программы и ее внедрение);
- контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности применения коррекционно-развивающей программы).
База исследования. В качестве базы для проведения экспериментальных исследований была выбрана старшая группа БМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» г. Березовский.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Среди характерных особенностей речи с общим недоразвитием у детей, выделяются нарушения грамматического и лексического компонентов, являющихся одними из наиболее значительных в структуре данного нарушения (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Сформированность лексики выступает в качестве одного из ведущих факторов успешности речевого общения.
Ведущая роль в содержании речевых знаков, являющихся основанием вербального взаимодействия, отведена предикативной стороне речи (Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, А. А. Пешковский, Э. Сепир и др.). При этом предикат выступает в качестве понятия, относящегося к логике и языкознанию, который обозначает конститутивный член суждения, а именно то, что утверждается, высказывается или отрицается о субъекте.
В качестве центральной категории развития синтаксиса в речи дошкольников выступает психологическая предикативность как соотнесение содержания высказывания с действительностью. Об этом свидетельствуют исследования в области психолингвистики (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.).
Анализ речевой функции дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза показывает значительные трудности в использовании лексических единиц, выражающихся в семантических заменах, стойком аграмматизме, стереотипных ответах.
В логопедической литературе такие учёные, как Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина и др. рассматривают особенности функционирования фразеологической стороны речи у детей с дизартрией, алалией, ринолалией. Так, при рассмотрении структуры речи у детей с алалией, (Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова и др.) отмечено негативное воздействие недостаточной сформированности языковых символов и ограниченности имеющихся языковых ресурсов на процессы предиката.
Существующая логопедическая коррекция направлена, прежде всего, на овладение семантически целым высказыванием, связанного с формированием предикативных структур.
Методику формирования предикативной фразеологии для детей с общим речевым недоразвитием предполагается осуществлять дифференцированно согласно программным требованиям, которые предъявляются к корректирующей работе в дошкольных учреждениях, реализующих адаптированные образовательные программы.
Проблема исследования заключатся в том, что формирование предикативной фразеологии детей с общим недоразвитием речи является актуальной задачей, так как именно глаголы и прилагательные оказывают значительную роль в становлении фразеологической стороны речи детей в целом.
С учетом значимости выявленной проблемы нами сформулирована тема работы: «Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - предикативная сторона речи (глагольный словарь) у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание работы по формированию предикативной стороны речи (глагольного словаря) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание
коррекционной работы по формированию предикативной стороны речи (глагольного словаря) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
2. Выявить нарушения предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи, проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и апробировать содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование предикативной лексики (глагольного словаря) у детей изучаемой категории.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проективные методы).
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
- констатирующий (проведение первичной диагностики);
- формирующий (составление проекта коррекционно-развивающей программы и ее внедрение);
- контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности применения коррекционно-развивающей программы).
База исследования. В качестве базы для проведения экспериментальных исследований была выбрана старшая группа БМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» г. Березовский.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Проведенное исследование показало, что проблема нарушений предикативной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня одной из актуальных в логопедии.
В логопедических исследованиях предикату отведена главная роль в образовании синтаксических единиц, состоящих в основе речевой коммуникации (Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, В. В. Виноградов, А. А. Пешковский и др.).
Большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Исследованиями доказано, что использование дифференцированной методической системы, направленной на формирование понимания и правильного употребления предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различного количества слов будут способствовать формированию предикации, совершенствовать коммуникативные умения и навыки, развитие когнитивных процессов.
Нами была проанализирована литература по проблеме изучения предикативной стороны речи и исследования в области коррекционно - логопедической работы у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня, направленных на развитие и сформированности глагольного словаря.
Результаты констатирующего эксперимента исследования показали существующую необходимость в коррекционно педагогическом воздействии.
Вследствие этого нами был разработан комплекс логопедической работы по развитию предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 вида.
Проведенная нами коррекционная работа по развитию предикативной лексики у воспитанников с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста строилась на принципах и принципах дошкольного образования.
С целью развития предикативной лексики у выбранной категории нами были определены задачи и направления работы логопедической работы по развитию предикативной стороны: формирование навыков в отношении понимания и использования в самостоятельной речи предикативной лексики, в отношении формообразования и словообразования на уровне предикативной лексики, в отношении грамматического структурирования глагольных и признаковых предикатов.
В решении вышеперечисленных задач мы особо опирались на учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что, по нашему мнению, способствует положительному эффекту коррекционной работы.
В результате контрольного этапа экспериментального исследования, направленного на выявление эффективности предложенного нами комплекса, подтвердилось, что у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 вида отмечалось интенсивное развития предикативной стороны речи. В ходе коррекционно-логопедической работы у дошкольников прослеживались количественные и качественные изменения состояния предикативной лексики.
Проведенное экспериментальное исследование имеет перспективы развития в плане изучения предикативной лексики у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 вида. Также очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития предикативной стороны речи у детей общим недоразвитием речи 3 уровня.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
В логопедических исследованиях предикату отведена главная роль в образовании синтаксических единиц, состоящих в основе речевой коммуникации (Ю. Д. Апресян, К. Бюлер, В. В. Виноградов, А. А. Пешковский и др.).
Большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Исследованиями доказано, что использование дифференцированной методической системы, направленной на формирование понимания и правильного употребления предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различного количества слов будут способствовать формированию предикации, совершенствовать коммуникативные умения и навыки, развитие когнитивных процессов.
Нами была проанализирована литература по проблеме изучения предикативной стороны речи и исследования в области коррекционно - логопедической работы у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня, направленных на развитие и сформированности глагольного словаря.
Результаты констатирующего эксперимента исследования показали существующую необходимость в коррекционно педагогическом воздействии.
Вследствие этого нами был разработан комплекс логопедической работы по развитию предикативной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 вида.
Проведенная нами коррекционная работа по развитию предикативной лексики у воспитанников с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста строилась на принципах и принципах дошкольного образования.
С целью развития предикативной лексики у выбранной категории нами были определены задачи и направления работы логопедической работы по развитию предикативной стороны: формирование навыков в отношении понимания и использования в самостоятельной речи предикативной лексики, в отношении формообразования и словообразования на уровне предикативной лексики, в отношении грамматического структурирования глагольных и признаковых предикатов.
В решении вышеперечисленных задач мы особо опирались на учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что, по нашему мнению, способствует положительному эффекту коррекционной работы.
В результате контрольного этапа экспериментального исследования, направленного на выявление эффективности предложенного нами комплекса, подтвердилось, что у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 вида отмечалось интенсивное развития предикативной стороны речи. В ходе коррекционно-логопедической работы у дошкольников прослеживались количественные и качественные изменения состояния предикативной лексики.
Проведенное экспериментальное исследование имеет перспективы развития в плане изучения предикативной лексики у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 вида. Также очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития предикативной стороны речи у детей общим недоразвитием речи 3 уровня.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием технологии развития семантических полей
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Развитие словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРИДЕКАTИBHOГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТAPШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С OHP III УРОВ11Я
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2015 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016





