Глава 1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Лингвистические аспекты просодии 6
1.2. Развитие просодических компонентов речи в онтогенезе 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика и особенности просодических
компонентов у старших дошкольников с дизартрией 12
1.4. Обзор методик формирования просодических компонентов речи у
старших дошкольников с дизартрией 19
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 23
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 23
2.2. Методика обследования моторики у детей старшего дошкольного
возраста и анализ результатов 25
2.3. Методика обследования просодических компонентов речи у детей
старшего дошкольного возраста и анализ результатов 30
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 36
3.1. Основные принципы и направления в работе по формированию просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией. .36
3.2. Содержание логопедической работы по формированию просодических
компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией 39
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
Предлагаемая выпускная работа посвящена вопросу формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой дизартрией.
Актуальность исследования определяется несколькими моментами. Многие исследования (отечественные и зарубежные) доказали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60 - 70% (по данным Л.А. Щербаковой), по данным Е.М. Мастюковой - 70-80%. Одной из главных проблем логопедии является коррекция дизартрии в дефектной структуре, которая выявляет не только нарушения воспроизведения звука, но и просодические компоненты речи. Именно мелодико-интонационные расстройства наиболее негативно влияют на интеллектуальность, читаемость, эмоциональную выразительность устной речи при дизартрии.
Формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией протекает в более сложных условиях. У них прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой, двигательной и психической недостаточности (Л.О. Бадалян, В. И. Бельтюков, И. И. Жинкин, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова). Смазанная, непонятная речь не дает возможности для четкого слухового восприятия и контроля, что еще больше тормозит развитие всех компонентов речи, затрудняет ее использование, как средства коммуникации. Отсутствие голосовых средств для выражения тонких чувств мысли, как отмечал Н. И. Жинкин, тормозит развитие точного тонкого в деталях мышления и чувств ребенка, что в дальнейшем вызывает трудности в усвоении школьного материала[25].
Кроме того, исследователи отмечают, что невнятная речь не только затрудняет коммуникацию, но и отрицательно влияет на формирование личности в целом.
Таким образом, одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми-дизартриками является формирование у них правильной речи, в том числе ее просодического компонента.
Объект исследования- просодические компоненты речи и содержание работы по коррекции нарушений просодики у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования- логопедическая работа по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать уровень разработанности проблемы коррекции просодических нарушений у детей с дизартрией на основе анализа специальной литературы.
2. Провести исследование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, проанализировать полученные результаты.
3. Описать содержание логопедической работы по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, провести обучающий эксперимент и проанализировать его эффективность.
Методологическая основа исследования состоит из современных научных представлений отечественных психологов и логопедов, где основные закономерности формирования речи в условиях нормального и аномального развития. На этапе исследования и интерпретации результатов ведущей идеей являлась идея единства и сложного взаимодействия социальных и органических факторов в онтогенетическом развитии. Опора шла на теоретические и методические труды в области речевых нарушений (Е.Ф. Архипова, Р.Е. Левина, , Г.В. Чиркина, М.Е. Хватцев, И.А. Поварова, Т.Б. Филичева, Л.В. Бондарко, А.М. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова,
Л.В. Щерба, Н.Х. Швачкин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Теоретический (анализ и обобщение литературы по проблеме);
2) Эмпирический (наблюдение и обследование);
3) Биографический (анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации);
4) Психолого-педагогический (игры, занятия).
Методы исследования выбирались с учетом объекта, предмета, цели, задачи исследования:
- анализ теоретических источников
- анализ медико-психолого-педагогической документации детей
- наблюдение за речью детей
Констатирующий и формирующий и контрольный эксперимент.
База исследования: наше обследование проводилось в филиале Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида «Надежда», детский сад № 551 города Екатеринбург.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Целью нашей работы являлась выявление особенностей просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией, разработать комплекс упражнений для их развития у старшего дошкольного возраста детей с дизартрией.
У старших дошкольников с дизартрией достаточно нередко страдает просодические компоненты речи, что обусловлено органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
В результате этих нарушений просодические компоненты речи у таких детей характеризуется недостаточной силой голоса, звонкости, истощаемостью голосовых возможностей, снижением амплитуды голосовых модуляций и темпо - ритмическими перебоями. Нарушение речевого выдоха приводит часто к смазанной, непонятной речи, что в свою очередь, не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще больше тормозит развитие всех сторон речи у детей с дизартрией.
Таким образом, развитие просодических компонентов речи является актуальным вопросом на сегодняшний день. Понимание просодических компонентов речи как средства, орудия речевой коммуникации позволяет рассматривать процесс ее усвоения в тесной связи с процессом формирования личности ребенка. Исходя из этого, комплекс реабилитационных мероприятий должен включать в себя не только специальные упражнения для развития просодии, но и занятия по психотерапии и упражнения для регуляции эмоционального состояния. Коррекционный процесс будет более успешным, если в нем примут участие, помимо логопеда, ряд других специалистов и обязательно содействие семьи.
1. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева. — М. : ВЛАДОС, 2006.
— 182 с.
2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. Э. Артёмова. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. — 123 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2002. - 344 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. - 345 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : Просвещение, 1999. - 244 с.
6. Асыкина, Н. А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией [Текст] / Н. А. Асыкина. — Р-н- Д. : МарТ, 2002. - 189 с.
7. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учебных заведений / О. Л. Бадалян. — М. : Академия, 2000. — 384 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] : Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
9. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2007. — №3. — С.53-107.
10. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] : Учебник / В. П. Белянин. — М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004.
— 232 с.
11. Блохина, Л. П. Просодические характеристики речи и методы их анализа [Текст] / Л. П. Блохина. — М. : ВЛАДЮС, 1980. — 254 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : ACT: Астрель, 2006. — 141с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 1987. —165 с.
14. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст] : Пособие для учителя / Т. М. Власова. — М. : ВЛАДОС, 1996. — 240 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 361 с.
16. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова. — М. : ВЛАДЮС, 2006. - 243 с.
...